К пятилетию расформирования Уссурийского высшего военного автомобильного командного училища (фоторепортаж)

© К.Ю. Колесниченко, 2012 г.
Специально для сайта «Отвага»
Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий

 

Пять лет назад в июне 2007 года был расформирован единственный на Дальнем Востоке военный ВУЗ, готовивший кадры офицеров-автомобилистов – Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище.

История УВВАКУ началась с формирования 3-го военного автомобильного училища, созданного на базе 5-го отдельного учебного автомобильного полка, дислоцированного в городе Ромны Сумской области. В годы Великой Отечественной войны полк осуществлял подготовку водителей автомобилей и мотоциклов для частей фронта. В послевоенный период, когда в войска начало поступать большое количество автотракторной техники, возникла потребность в значительном числе квалифицированных офицеров-автомобилистов для всех родов войск и видов Вооруженных Сил. В связи с этим 24 октября 1947 года было сформировано 3-е военное автомобильное училище. С 5 февраля 1948 года в училище началось обучение двух батальонов по программе подготовки офицеров – специалистов автотракторной службы.

В декабре 1949 года в училище состоялся первый выпуск офицеров-автомобилистов, окончивших училище по двухгодичной программе обучения, с присвоением квалификации техника-механика по эксплуатации и ремонту автомобилей и гусеничных машин. Уже в октябре следующего года состоялся второй выпуск курсантов по трехгодичной программе обучения.

В июне-августе 1958 года училище было переведено в город Уссурийск Приморского края, и переименовано в Дальневосточное военное автомобильное училище. В апреле 1969 года на основании директивы Генерального штаба училище было преобразовано в высшее учебное заведение, получив новое название – Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. Главной его задачей стала подготовка офицеров автомобильной службы.

В связи с переходом на высший профиль обучения и возросшей потребностью войск в выпускниках автомобильных училищ в апреле 1970 года был произведен специальный набор курсантов, имевших законченное среднее техническое образование, на третий курс со сроком обучения 14 месяцев.

В начале 1990-х годов в училище было сделано немало для совершенствования учебно-воспитательного процесса, но результаты работ не в полной мере отвечали новым, более высоким требованиям высшей школы и уровню подготовки ее выпускников. Согласно концепции развития военного образования командование училища с сентября 1993 года осуществило планомерный перевод с 4-летнего командного на 5-летний командно-инженерный профиль обучения. В канун 50-летия в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программе командного автомобильного училища.

В августе 1998 года в свете реализации постановления Правительства РФ «О военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации» на базе училища создается военный автомобильный факультет при Рязанском военном автомобильном институте, а с 8 июня 2000 года – филиал Военного автомобильного института. С 2004 года филиал вновь приобретает самостоятельность и становится Дальневосточным автомобильным командно-инженерным училищем.

В 2007 году, несмотря на обращения администрации Приморского края и некоторых общественных организаций было принято решение об окончательном расформировании УВВАКУ. В канун 60-летия со дня образования, 12 июня 2007 года, в училище состоялся последний выпуск курсантов, обучаемых по программам командно-инженерного автомобильного училища. За 60 лет из стен училища вышло более 16 тысяч курсантов.

Единственным положительным моментом можно назвать тот факт, что на базе расформированного училища был создан учебный центр по подготовке специалистов автомобильной службы – т.е. удалось сохранить материально-техническую базу и часть кадров, хотя значительная часть преподавателей и сотрудников все же уволилась. Курсантов распределили по другим военным учебным заведениям Сибири и Дальнего Востока.

Вниманию читателей предлагается небольшой фоторепортаж о последнем – 60-м выпуске УВВАКУ. По традиции, прощаясь с училищем, все новоиспеченные лейтенанты прошли с песней по плацу и бросили в небо монеты. После торжественной части также по традиции выпускники качали однокурсников, и пили шампанское из обыкновенной солдатской каски, отполированной до блеска.

Кроме того, по плацу прошли выпускники училища различных лет, а также состоялся показ образцов В и ВТ из парка учебных машин. При училище функционировал закрытый музей автомобильной техники, в котором, помимо всего прочего, есть и ходовой БТР-40. Музейные машины и открыли парад техники, вернее, парад начался с вальса выпускников, а затем продолжился вальсом ретро-автомобилей под музыку из фильма «Берегись автомобиля».

Затем по плацу училища прошли грузовики и специальные шасси — Урал-4320 и 43201,Урал -5323,буксирующие пушки и гаубицы, МАЗ-543 с МТ-ЛБ на прицепе, БТР-40 и ГАЗ-39371 «Водник». Затем мастерство вождения показали инструкторы на БАЗ-5937 (шасси ЗРК «ОСА»), МАЗ-543П, а также на довольно редкой и интересной машине – шасси под монтаж различного оборудования БАЗ-6950. О последнем хочется рассказать немного подробнее. Разработка семейства унифицированных специальных колесных машин началась в начале 70-х гг. на Брянском автомобильном заводе. БАЗ-6950 представлял собой неплавающую машину с колесной формулой 8х8, оснащенную двигателем УТД-25 мощностью 400 л.с. Для увеличения полезной площади кузова стеклопластиковая четырехместная кабина была максимально смещена вперед. Наиболее известной машиной на базе БАЗ-6950 стал пункт боевого управления зенитной ракетной бригады 9С52 «Поляна-Д4». Еще одним интересным образцом был сочлененный тягач ДТ-30, который с легкостью переполз через прицеп для перевозки тяжелой техники, вызвав заслуженный восторг зрителей.

Кроме музейной экспозиции, учебных машин и тренажеров рядом с плацем организована небольшая выставка автомобильной и гусеничной техники различных лет – здесь можно увидеть шасси ракетного комплекса «Ока» – БАЗ-6944, гусеничное шасси ЗСУ «Шилка» – ГМ-352, артиллерийские тягачи МТ-Т, ГТ-Т, АТС-59, МТ-ЛБ и т.д.

Подводя итог, можно еще раз назвать закрытие училища весьма печальным фактом, но порадоваться тому, что материальная база и казарменный городок не повторили судьбу сотен воинских частей на территории бывшего Союза – разграбление и запустение. Учебный центр продолжает готовить кадры, а при желании восстановление училища вполне реально – было бы желание.

 


ФОТОРЕПОРТАЖ:



 

© Кирилл Колесниченко


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru