Из БТР – в «противотанки»

Сергей Иванников
Журнал «Танкомастер» 2-2005

«Апгрейд» – модернизация, «подтягивающая» характеристики устаревающей военной техники к актуальным требованиям, стала в настоящее время устойчивой мировой тенденцией. Крупнейшие фирмы-производители вооружений предлагают армиям и правительствам многих стран широкие программы перевода боевых машин выпуска 1960–80-х годов, в частности – бронетранспортеров, в следующее «поколение плюс», сравнимое с новейшими образцами. Однако еще до крупных работ положительный опыт качественного «апгрейда» таких массовых изделий, как БТР-60 и М113, был получен на разных континентах в виде войсковой доработки.

На северо-востоке Африки есть небольшое государство Джибути, страна находится на важном торговом пути из Красного моря в Индийский океан и граничит с Эфиопией и Сомали. В конце 1980-х гг. молодая республика (бывший Французский берег Сомали, получивший независимость в 1977 г.) в силу своего геостратегического положения и соседства с нестабильными регионами укрепляла обороноспособность и самостоятельно осваивала перспективные проекты.

В строительстве своих Вооруженных сил Республика Джибути в то время ориентировалась в основном на бывшую метрополию, командные и технические кадры готовились во Франции. Однако в парке бронетехники национальной армии, помимо французских легких танков АМХ-13 и бронеавтомобилей «Панар» AML-90, присутствовали и советские бронетранспортеры БТР-60ПБ.

Идея усовершенствовать советский бронетранспортер родилась у лейтенанта Ахмеда Али Раблеха, выпускника французской военной школы в Бурже 1985 г. Работы были проведены под руководством инициативного офицера в мастерских главной базы бронетанковых войск «Шейх Осман». На один из многих БТР-60 установили башню с пушкой калибра 90 мм от бронеавтомобиля «Панар» AML-90, шасси которого уже не подлежало ремонту после тяжелого дорожного происшествия. Конечно же, пришлось потрудиться для установки погона под новую башню в крыше. Соответственно и внутри боевого отделения машины были проведены работы для освобождения места под увеличенное подбашенное отделение.

В результате переделки получилась новая боевая машина, сравнимая с серийными колесными танками, обладающая огневой мощью противотанкового средства, скоростью и проходимостью восьмиколесного БТР, что особенно важно в условиях движения по бездорожью в горах и полупустыне.

В дополнение к переносу на БТР-60 необходимых агрегатов и оборудования с AML-90, А. Раблех и его подчиненные доработали систему управления орудием путем установки в башне гидравлики и сервоприводов от легкого танка АМХ-13. В связи с этим улучшилось наведение и фиксация ствола. Бронетранспортер с 90-мм пушкой смог превзойти стандартный AML-90 на полигонных стрельбах.

Уникальный вариант БТР-60 успешно эксплуатировался в армии Республики Джибути. Машина участвовала во всех танковых маневрах 1991-1993 гг., она прекрасно зарекомендовала себя не только на парадах и показательных выступлениях, но и в боевых условиях.

В Австралии задачу увеличения огневой мощи бронетранспортера решили совершенно по-другому – путем установки на БТР М113А1 106-мм безоткатного орудия. У этого проекта следующая предыстория.

Безоткатные орудия в австралийской армии впервые появились в конце 1940-х годов, когда основная масса артиллерии относилась к поколению времен Второй Мировой войны. «Безоткатки» поступили на вооружение отдельного противотанкового батальона. Это были артиллерийские системы ВАТ – 120-мм L1А1, позже замененные на L1A2. ВАТ весил 998 кг и имел эффективную дальность стрельбы около 750 м. При общей длине орудия в четыре метра, его ствол был трехметровым. Заряжание осуществлялось через вертикально скользящий затворный механизм, система воспламенения – с помощью электрического разряда. Упрощенная система наведения включала оптический прицел N72x31, а в случае необходимости прицеливание осуществлялось визуально, с помощью укрепленного на основном стволе пристрелочного устройства калибром 9 мм, выстрелом из которого определяли отклонение орудийного ствола от цели. «Безоткатка» имела двухслойный экран со съемными боковинами, причем верхний лист мог монтироваться с фронтальной стороны. Портативный генератор, пульт управления и электрические батареи – все это, помещенное в небольшой контейнер, крепилось на лафете. Расчет орудия составляли четыре человека. Ствол L1 у дульного среза имел буксировочное приспособление.

Орудие предназначалось, в основном, для поражения бронетехники (на эффективной дальности снаряд пробивал 400–500-мм броню), а также для уничтожения долговременных огневых точек, бункеров и других укрытий живой силы противника.

В 1954 г. от сухопутных войск был получен заказ на 170 орудий L1 и 40 000 боекомплектов к ним. На стадии освоения системы возникало немало вопросов. Один из них был связан с проблематичностью использования боеприпасов в условиях высокой тропической влажности – это было серьезным препятствием для ведения боевых действий в Юго-Восточной Азии. Поэтому заказ был уменьшен до 70 единиц.

К апрелю 1959 г. были изготовлены 64 орудия L1. Из них 36 были отправлены в Квинсленд, в противотанковый полк, пять орудий – в учебные центры, рассредоточенные по всей Австралии.

В начале 1960-х гг., с появлением более совершенной модели М40А1, в австралийской армии началось переоснащение на эти новые «безоткатки». Впервые информация об орудии поступила из США в 1954 г., а в августе 1959 г. 106-мм «безоткатка» М40А1 была официально представлена австралийскому командованию. В июне 1960 г. Австралия получила первые 17 комплектов новой системы.

По сравнению с L1, орудие М40А1 весило на один килограмм меньше и было на полметра короче. Расчет был уменьшен до трех человек, ассортимент боеприпасов остался прежним. Наведение на цель осуществлялось с помощью оптического прицела M92D с калибровкой, принятой в Англии, после 1965 г. устанавливалась модификация M92F под метрическую систему единиц измерения. Максимальная дальность поражения цели составляла 2000 м. Несмотря на меньший калибр (106 против 120 мм), боевая эффективность М40А1 была почти такой же, как у L1. В августе 1960 г. последовал заказ еще на 51 комплект.

Мобильность всегда была ключевым фактором при разработке и выборе типов вооружения и боевой техники. Вначале М40А1 устанавливались на специально модифицированные армейские автомобили «Лендровер», в которых, наряду с обычной, использовалась и укороченная колесная база. Обе версии позволяли вести огонь из установленного в кузове орудия. Однако на первых же стрельбах выяснилось, что мощный выброс пламени представляет серьезную опасность для машины. В мае 1961 г. испытания еще раз были приостановлены, так как потребовалось усилить казенную часть пристрелочного устройства М8. В 1962 году 9-мм ПУ М8 были заменены на модель М8С. «106-мм безоткатное орудие М40А1 с 9-мм пристрелочным устройством М8С на лафете М79» – такое официальное обозначение получило это орудие в 1963 году. В 1971 г. появилась усовершенствованная модель М40А2.

Проблемы повышения проходимости, безопасности шасси и защиты орудийного расчета были решены, когда «безоткатку» установили на стандартный гусеничный бронетранспортер М113А1, после необходимой доработки артсистемы и боевой машины.

Орудие разместили с правой стороны по ходу движения – на крыше корпуса на специальном кронштейне. Расчет имел доступ к нему через верхние люки. Боекомплект размещался в кормовой части корпуса БТР. Правда полноценное наведение по горизонтали было возможно только вперед в определенном секторе, так как слева от орудия находился сам расчет, а казенная часть должна была иметь определенный безопасный участок. Так появился самоходный противотанковый комплекс на базе проверенных десятилетиями эксплуатации бронетранспортера и безоткатного орудия.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru