История одной командировки в Косово

Ярослав Томсин
Журнал «Танкомастер» 2-2001

Известие о моей первой командировке в Косово стало для меня неожиданностью, хотя я и готовился к ней. Сборы были долгими и мучительными. Наша группа улетала три раза: то нас не было в списках, то самолет перегружен и т.п. Наконец мы улетели в Косово в начале ноября. С самого начала командировки я сталкивался с различной техникой. Первым знакомством стал самолет военно-транспортной авиации Ил-76.

Я попал в многонациональную бригаду «Восток» (МНБр «В»), это зона ответственности американского военного контингента в Косово. Также в американском секторе есть российская тактическая группировка, которая входит в состав Российского воинского контингента (РВК). Сразу же после прибытия мы окунулись в работу. В обязанности курсантов входит перевод руководящих документов и приказов по КФОР, обеспечение взаимодействия с американцами и другими военнослужащими миротворческих сил в Косово, перевод на совместных конференциях и совещаниях.

РВК в американском секторе представлен отдельным воздушно-десантным батальоном, у которого зона ответственности на одном из самых взрывоопасных направлений. В конце ноября серьезно обострилась ситуация на восточной границе Косово, в 5-километровой буферной зоне. После этих событий мы стали чаще выезжать на границу. Все выезды осуществлялись совместно: американцы и русские. Естественно, была возможность сравнить технику.

В распоряжении подразделений и частей КФОР находится очень много разнообразной техники: у англичан – БМП «Warrior», у скандинавов – БТРы «Sisu» (мечта гранатометчика), у арабов из ОАЭ – БМП-3 (российского производства) и многие другие. Естественно, самый большой парк техники у американцев: различные модификации «Хаммеров». 155-мм самоходные гаубицы «Paladin», тягачи «Oshkosh», вертолеты – ОН-58 «Kiowa». AH-64 «Apache». UH-60 «Black Hawk».

В основном на вооружении подразделений армии США состоят машины повышенной проходимости, как их у нас называют «Хаммеры». Эти же машины в изобилии находятся и в Косово. В подразделениях же ВДВ задействованы БТР-80 и БМД-1(-2). Местность очень гористая, чем-то напоминает Чечню. По этой причине должна использоваться специальная техника для ведения разведывательной деятельности в гористой местности. Машин с большим дорожным просветом и при этом достаточно мощных, как БТР-80, у американцев нет. Единственной похожей на БТР и выполняющей сходные функции является LAV-25, состоящая на вооружении Морской пехоты США. Американцам очень нравится наша техника, особенно в действии. Когда им удается проехать на нашем БТРе, то они переполняются эмоциями и адреналином. На мой взгляд, любое сравнение БТРа и «Хаммера» всегда будет в пользу российской машины.

Внешне БТР американцам напоминает огромную железную коробку с крошечным пространством внутри. Но это внешняя обманчивость. Все встает на свои места, когда американец попадает во внутрь, и нет предела изумлению свободному пространству в нем. И уже нет вопросов, как в БТР помещаются 10 человек, а ведь можно и больше людей запихать. Еще одним сюрпризом стала возможность десанта вести огонь на ходу через бойницы, находясь под защитой брони. Ходовые качества тоже выше у нашей техники за счет использования колесной формулы 8×8, возможности преодолевать водные преграды, используя водомет. Но не все так плохо с «Хаммером». Это очень надежная и устойчивая машина, ее габариты позволяют преодолевать те узкие места, где не сможет пройти БТР. «Хаммер» может быть оснащен всевозможными видами вооружения: от пулеметов и гранатометов до противотанковых и зенитных ракетных комплексов.

Еще одной машиной, которая очень нравится американцам, является БМД. Это очень быстрая, маневренная, с мощным комплексом вооружения машина. Я никогда не забуду первое ощущение от езды на БМД. На очередной вылазке на границу нас сопровождали БТР и БМД-2. На обратном пути я спросил разрешения у старшего группы ехать на БМД. Я и не мог себе представить, что меня ждало внутри. Десантники, посмеиваясь, предупредили, чтобы я покрепче держался. Сидя на правом борту, я вцепился в фару и основание антенны. Механик-водитель, не снижая скорости, преодолевал крутые склоны холмов и горок, повороты и любые препятствия на дороге, хотя этот участок местности можно с трудом назвать дорогой.

Выброс адреналина о кровь был столь велик, что я не заметил летевших из-под гусениц маленьких кусочков грязи. С того раза я всегда пытался выезжать куда-либо только на БМД. Боевая машина десанта, или просто «бэмс», показала себя с отличной стороны, когда два «Хаммера» американского спецназа застряли на лесной изъезженной дороге. Вес бронированного «Хаммера» – шесть тонн, а БМД – семь тонн. Да и клиренс у него не очень большой. Навесив броню на «Хаммер», американцы не внесли никаких изменений в конструкцию машины. Двигатель остался таким же, как на простых «Хаммерах». На счастье американцев, мы вовремя заметили их отсутствие. Американские спецназовцы в наше отсутствие безуспешно месили грязь. На выручку им пришла БМД. По очереди оба «Хаммера» были спасены из грязевого «плена».

Моя первая командировка оказалась плодотворной во всех отношениях: я подтянул свой английский, особенно в военной терминологии; посмотрел Косово и людей бывшей Югославии; увидел воочию и опробовал много иностранной техники, о которой я только читал в специализированной литературе. Мое путешествие началось со знакомства с Ил-76 и закончилось посадкой в Ил-76 с вылетом на Родину.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru