Арктика диктует. Броня и композиты в технике сухопутных войск

Б. А. Карпунькин. Капитан в отставке, советник генерального директора ООО «СПГ-Композит» по техническим вопросам
Материал для сайта «Отвага» предоставлен автором
2019 г.

Чтобы внимание читателя не занимать банальными истинами о том, что техника с большим содержанием деталей из композитов является современной, а исключительно стальная техника, является однозначно перетяжеленной, предлагается разделить понятия «боевые характеристики» и «боевая эффективность».

Боевые характеристики техники – это технические характеристики систем вооружения и управления, систем защиты, характеристики силовой установки и ходовой части. Технические характеристики обеспечиваются при условии, что экипаж хорошо обучен. Все системы правильно и в полном объеме обслуживаются и исправны.

Боевая эффективность техники – это комплексное понятие, характеризующее возможность выполнения образцом техники боевой задачи. В первую очередь сюда входит сам образец техники с его боевыми характеристиками; экипаж с учетом его боевой и технической подготовки, психологического и физического состояния. В это понятие входят системы технического обслуживания и материально-технического обеспечения, включая их эффективность с учетом профессионализма личного состава.

Экспертным сообществом за аксиому принято, что относительно человека наибольшую боевую эффективность имеет та модель техники, конструкция которой обеспечивает экипажу максимальный комфорт и защиту при работе в боевых условиях.

 

1. Несъемная броневая защита корпуса и съемная дополнительная защита корпуса

 

Не будем останавливаться на характеристиках, принятого на вооружение зенитного ракетного комплекса «Панцирь-СА» изображенного на рис.1. Опишем конструкцию, которую транспортер, по нашему мнению, должен иметь после модернизации.

 

 

Несущий корпус транспортера предлагается выполнить из броневой вязкой стали толщиной 6 мм. Выбор толщины стенки корпуса обуславливается высокими динамическими нагрузками, возникающими при воздействии на корпус ударной волны фугасного взрыва 6-8 кг ВВ возле борта транспортера. Кроме этого следует учитывать, что при температуре -50°С сталь становиться хрупкой. По этим причинам меньшая толщина корпуса в вопросе выживания экипажа снимается с повестки дня.

Дальнейшее увеличение толщины корпуса транспортера нежелательно из-за неприемлемого увеличения собственного веса машины.

 

 

Задача дальнейшего повышения пулевой и осколочной стойкости корпуса решается путем применения композитов. Кроме оптимизации веса корпуса, композитная броня позволяет увеличить внутренний объем транспортера за счет отказа от наклона бортовых листов. На рис.2 изображен внутренний слой композитной брони, не пробитый бронебойной зажигательной пулей Б-32, калибром 12,7 мм. Слева видны остатки пули в кратере, проплавленном зажигательным составом. Справа входное отверстие пули.

 

 

Для рейдовой машины увеличение внутреннего объема корпуса является особенно актуальным. В виду необходимости большого запаса перевозимых материальных средств, для обеспечения автономного проживания людей и боевых действий в арктических условиях. По принятым правилам, экипаж не покидает машины на зараженной местности до 5 суток. За полярным кругом известны случаи невозможности выхода людей за пределы машины во время пурги. Ветер может достигать скорости, более 40 м/сек. За сутки пурги возле машины снежный сугроб наметает высоту более 2 м.

С точки зрения баллистики бронебойной пули при применении стальной брони большой наклон листов важен. Однако, при применении композитной брони наклон брони не актуален и в некоторых направлениях подлета пули вреден. На половине углов встречи, отличных от 0°, композитная броня перестает работать стабильно, в результате этого вероятность пробития становиться непредсказуемой.

Для бортовых проекций небольшой, допустимый менее 10°, угол наклона брони, исходя из сокращения внутреннего объема, бесполезен даже для стальной брони. Поэтому предлагается применять вертикальные бортовые и кормовые проекции броневой защиты. Исключение может составлять только нижняя лобовая проекция первой и второй секции. Наклон проекции требуется для обеспечения проходимости транспортера на слабых грунтах и гидродинамического профиля при плавании. Также необходим небольшой технологический наклон до 20° верхнего листа лобовой проекции, первой секции.

Противопульная защита корпуса легкой бронированной техники до уровня защиты Бр-4, как правило, выполняется из основного гомогенного материала корпуса, например, стали или алюминиевого сплава. Это является экономически целесообразным и тактически оправданным. Могущество действия на цель 5,45х39 мм патрона с пулей ПП, индекс 7Н10 и 7,62х39 мм патрона с пулей ПС, индекс 57-Н-231, требует толщины стальной брони более 10 мм. Это составляет вес стали свыше 100 кг/кв.м.

В результате анализа статистических данных и с учетом мнения экспертов, сделан вывод, что уровень бронирования Бр-4 рейдовой машины, в условиях современного боевого столкновения низкой интенсивности, является недостаточным. Однако с точки зрения аэромобильности транспортера, государственному заказчику уровень защиты Бр-4 необходим. В случае защиты по уровню Бр-4, применение композитных бронепанелей дает вес брони 72 кг/кв.м. Вес монолитной стальной брони в этом случае 126 кг/кв.м, вес разнесенной конструкции брони 100 кг/кв.м. На рис.3 изображен вид разнесенной бортовой брони.

 

 

Исходя из приведенных весовых параметров, оптимальным признается вариант разнесенной конструкции брони. С минимальной ценой и с общим, расчетным весом брони транспортера 10 тонн. Для повышения аэромобильности транспортера необходимо предусмотреть снятие–установку разнесенной брони в полевых условиях. При применении решении о снятии разнесенной стальной брони, уровень защищенности снижается до Бр-3 (9-мм пистолет Ярыгина, дистанция 5 м, индекс 6П35, 9х19 мм патрон с пулей ПСТ, индекс 7Н21). Общий расчетный вес брони транспортера снижается до 4,8 тонн. На рис.4 верхняя и боковая поверхность боевой машины защищена стальной разнесенной броней секторного исполнения. Аналог класса защиты Бр-5. ГОСТ Р 50744-95.

 

 

 

При повышении уровня защищенности транспортера до уровня Бр-5, возникает возможность снижения общего веса брони за счет применения композитных материалов. Например, для уровня защиты Бр-5: вес гомогенной стальной брони 130 кг/кв.м, общий вес стальной брони транспортера в этом случае 13 тонн. Вес композитной, аналогичной брони 80 кг/кв.м, общий вес композитной брони транспортера 7,5 тонн. Экономия веса двухзвенного транспортера 5,5 тонн. Это значительная величина для обеспечения полезной нагрузки машины, находящейся в рейдовой операции.

Экономическая составляющая уровня защиты класса Бр-5 (7,62х54 мм патрон с бронебойной пулей Б-32, дистанция 10 м, индекс 7-БЗ-3, винтовка СВД, 7,62-мм. индекс 6В1).

Стоимость всей площади композитной брони, уровень защиты Бр-5 в проекте составляет не менее 40 млн. руб. Имеется техническая возможность отказа от композитной брони в пользу разнесенной брони. Если будет применяться вариант разнесенной стальной брони, то цена снизится, а стальная броня транспортера будет тяжелее композитной на 2,6 тонн, что весьма значительно.

Для применения дополнительной защиты до уровня Бр-6 (12,7х108 мм патрон с бронебойной пулей Б-32, дистанция 50 м, индекс 57-БЗ-542). Необходимо решить вопрос снятия с транспортера защиты класса Бр-5. Иначе происходит наложение веса защиты Бр-6 на защиту Бр-5, что дает в сумме общий вес брони 16,9тн. Такой вес является неприемлемым по многим причинам. Исходя из этого факта, защита класса Бр-5 должна быть съемной при любом ее исполнении.

Дополнительная защита корпуса от калибра 12,7 мм, уровень Бр-6, выполняется частично стационарной на верхней лобовой проекции первого звена, остальные защищаемые проекции проектируются съемными.

Предлагается для уровня защиты Бр-6 верхней лобовой проекции первого звена применить закладные детали блоков композитной брони на сталь корпуса толщиной 10 мм, с незначительным технологическим наклоном близким к 20° , верхнего стального лобового листа. Нижняя лобовая проекция выполняется из разнесенной стальной брони. Общая толщина разнесенной брони 20 мм и наклон 30-45°. Для обеспечения аэромобильности слой нижней проекции разнесенной лобовой брони должен быть съемным.

 

 

Отдельный блок композитной брони класса защиты Бр-6, должен весить не более 25 кг, так как установка блока брони большего веса технологически становиться неоправданно сложной. Вес композитной защиты Бр-6 около 100 кг/кв.м, поэтому размер одного блока брони будет менее 500Х500 мм. Способ установки блоков композитной брони бортовой, задней и верхней проекции предлагается на закладные детали корпуса транспортера. Общий расчетный вес брони транспортера уровня защиты Бр-6 предполагается 10 тонн. Из них съемная броня будет весить 9 тонн. Несъемная, композитная броня верхней лобовой проекции будет весить 1 тонну.

Экономическая составляющая уровня защиты класса Бр-6. Стоимость бронирования несъемного верхнего листа передней проекции, первого звена транспортера до уровня Бр-6 около 5 млн. руб. Стоимость съемного бронирования боковых проекций, задних проекций и горизонтальных проекций крыши, уровня защиты Бр-6, примерно 40 млн. руб.

На рис.5 изображены образцы композитной брони для защиты от бронебойных пуль калибра 12,7 мм и 14,5 мм, подготовленные к испытаниям.

 

 

2. Альтернативные варианты бронирования

 

Классическим вариантом уровня защиты Бр-6 является 20-мм гомогенная наклонная стальная броня. Вес брони 160 кг/кв.м. Общий вес защиты транспортера со всех ракурсов составляет 16 тонн. Для вертикального бронирования необходимо применение 25-мм гомогенной стальной брони. Вес 200 кг/кв.м. Общий вес брони транспортера составляет 20 тонн.

При осуществлении требования заказчика по обеспечению передней проекции (лоб) уровнем защиты от бронебойной пули Б-32 калибра 14,5 мм, предлагается сделать этот уровень защиты стационарным вместо уровня защиты Бр-6. Это обусловлено тем, что варианты применения съемной защиты от пули Б-32 калибра 14,5 мм являются для экипажа физически неприемлемыми, и без применения специального оборудования в полевых условиях неосуществимыми.

Классической стационарной защитой от бронебойной пули Б-32 калибра 14,5 мм, является гомогенная сталь толщиной 30 мм и весом 240 кг/кв.м. Композитная броня будет весить около 180 кг/кв.м. Это дает экономию на передней проекции защиты транспортера более 500 кг.

Расчетная стоимость изготовления защиты верхнего и нижнего лобового листа первого звена транспортера составляет 7 млн.руб.

 

3. Нейтрализация вторичных осколков внутри транспортера

 

Во всех внутренних отсеках транспортера на броню необходимо установить противоосколочный термостатированный подбой. Даже при непробитии стальной брони возникает поток мелких осколков. Отсутствие противоосколочного подбоя является прямым путем к выходу из стоя агрегатов транспортера от любых мелких осколков внутренней поверхности брони. Это в экстремальных низких температурных условиях может приводить к гибели экипажа транспортера.

Подбой предлагается изготавливать из композитного материала без применения аналогов «СВМ», «Русар» (арамидных волокон), так как ткань из арамидных волокон в условиях перепада температур, по мнению автора, быстро теряет защитные свойства (2–4 года), а ее стоимость достигает 100000 рублей за 1 кв.м противоосколочного подбоя.

Предлагаемая конструкция композитного противоосколочного подбоя на основе полиэтилена и с термоизоляцией, устанавливается на всю внутреннюю поверхность корпуса транспортера.

 

 

4. Противопульная защита поворотно-сцепного устройства, энергетических магистралей и скорострельных пушек (ракет)

 

Противопульная и осколочная защита поворотно-сцепного устройства и энергетических магистралей имеет большое значение, так как даже частичная утрата энергетических коммуникаций между первым и вторым звеньями приводит к утрате боевой ценности всего комплекса, также это ставит под угрозу выживание экипажа. На рис.6 изображен аналог корпуса подвижного защитного устройства для энергетических магистралей транспортера.

 

 

Суммарная площадь деталей бронированного защитного устройства примерно 1 кв.м. Предлагаемое устройство имеет четыре степени свободы.

Устройство выполнено в виде трехслойного тоннеля, состоящего из набора плоскопараллельных броневых пластин соединенных подвижными втулками. Верхний слой служит для защиты от грязи и образования льда. Второй и третий слои выполнены из броневой стали и противоосколочного композита. Устройство обеспечивает класс защиты Бр-3. Противопульная защита поворотно-сцепного устройства и магистралей весит 40 кг/кв.м.

Защита скорострельных пушек (ракет), имеет аналогичный характер с защитой энергетических магистралей. Дополнительно пушки имеют устройства терморегуляции стволов и автоматики. Терморегулирующее устройство для пушек изготавливается из композиционных материалов с жидкостным наполнителем. Устройство автоматически поддерживает температуру артиллерийского комплекса на марше и в бою в диапазоне от -20°С до +100°С. При температуре окружающего воздуха от -60°С до +40°С. Применяемый композиционный материал для защиты энергетических магистралей и пушек, физическими свойствами своей поверхности препятствует образованию льда.

 

 

5. Повышение комфортабельности обитаемого пространства транспортера за счет применения облегченных изделий из композиционных материалов

 

В российских образцах техники до недавнего времени традиционно комфорт человека, управляющего машиной, обеспечивался по остаточному принципу. Широко известны исследования ученых, в том числе и военных, посвященных данной проблематике. Например: увеличение времени реакции утомленного человека на 0,1 секунды ведет к повышению вероятности аварии у водителей на 10%. При суточном марше с закрытыми люками возможность обнаружения целей для оружия или опасной дорожной ситуации снижается на 40–60%. Человек является интегратором и регулятором тактических и технических характеристик машины. Человеческое звено остается наиболее слабым компонентом системы «человек–машина».

Температура воздуха внутри нетермостатированной утеплителем машины, становится болезненной для экипажа уже при наружной температуре воздуха ниже -20°С. При этом влажность в машине может достигать 75–95%. Эти условия приводят к повышению уровня простудных заболеваний, заболеваниям кожи и глаз, к обморожениям рук и ног, что сказывается на боевой эффективности вооружения. В частности, потенциальные возможности артиллерийских орудий недоиспользуются на 40%, ЗРК (зенитных ракетных комплексов) в условиях боя – на 20%, танков – на 50%.

В условиях низких температур большое значение имеет термостатирование обитаемого пространства корпуса транспортера. Длительное нахождение людей в сидячем обездвиженном положении при резком послойном перепаде температур в обитаемом отсеке приводит к потере боеспособности. В существующих образцах российской бронированной техники при температурах наружного воздуха ниже -20°С на полу машины не тает снег, а на уровне головы сидящего человека температура воздуха достигает +20°С. В таких условиях о долговременной работоспособности экипажа речи идти не может. При длительном марше или привале личный состав должен иметь возможность снять теплую одежду и обувь для просушки от пота и снега. Воздушная атмосфера обитаемого отсека должна быть сухой и теплой от пола до потолка. Наряду со специальными агрегатами фильтрации, подогрева и осушки воздуха большое значение имеет термоизоляция корпуса. При ее неправильном расчете любые осушительные системы со своей задачей не справятся.

 

 

Точка росы теплоизоляционного материала на корпусе при перепаде температур от -60°С до +20°С не должна находиться внутри обитаемого пространства транспортера. Толщина теплоизоляции не должна значительно влиять на полезный внутренний объем транспортера. Теплоизоляция не должна выделять ядовитых газов и поддерживать горение. Срок службы теплоизоляции не должен быть меньше 10 лет. Вес теплоизоляции должен быть минимальным.

Таким комплексом свойств в отдельности не обладает ни один из известных материалов. Поэтому предлагаются специальные конструкторские решения с использованием многослойных композитов.

 

6. Конструкция противоминной защиты корпуса

 

Противоминная защита корпуса конструктивно разделяется на следующие блоки.

1). Организация оптимального прохождения ударной волны по нижним, днищевым обводам корпуса.

2). Поглощение ударной волны и продуктов взрыва материалом днища.

3). Нейтрализация дополнительных повреждений, наносимых днищу корпуса транспортера торсионами, карданами и другими агрегатами трансмиссии.

4) Индивидуальная защита людей от поражающих элементов и факторов взрыва.

 

 

1). Организация оптимального прохождения ударной волны по нижним, днищевым обводам корпуса.

Слабым местом всех гусеничных машин является надгусеничная полка корпуса, где происходит концентрация механических напряжений при подрыве на мине. Поэтому на этапе проектирования корпуса необходимо максимально увеличить угол между вертикальной стенкой корпуса и горизонтальной над гусеничной полкой корпуса. Увеличение угла можно достигнуть несколькими вариантами решений.

Эффективным вариантом увеличения угла в этом узле сопряжений деталей корпуса является применение поглощающего энергию взрыва композитного материала оживальной (плавного изгиба) формы.

Небольшое профилирование днища в виде «V» снижает энергию ударной волны, эквивалентную мощности взрыва 1 кг ВВ, но в тоже время уменьшает клиренс машины на 150 мм. На стоимость днища такое профилирование не влияет.

2). Поглощение ударной волны и продуктов взрыва 6 кг ВВ материалом днища.

Для поглощения ударной волны и продуктов взрыва классически применяется разнесенный вариант стальной брони. Внешний слой 30 мм, внутренний слой 10 мм. Вес днища 320 кг/кв.м. Полный вес противоминной защиты транспортера 10000 кг. Такой вес для машины является неприемлемым.

Композитное противоминное днище для защиты от 6 кг ВВ. весит около 200 кг/кв.м. Полный вес противоминной защиты транспортера 6000 кг.

Применение предлагаемых композитных материалов снижает вес противоминного днища на 40%. При снижении веса подрываемого под гусеницами ВВ, можно снизить вес композитного противоминного днища до 30 кг/кв.м. На рис.7 изображен фрагмент противоминного композитного днища. Противоминное композитное днище закрепляется на внутреннем полу машины.

 

 

3). Нейтрализация дополнительных повреждений наносимых днищу корпуса транспортера торсионами, карданами и другими агрегатами трансмиссии.

При подрыве все внешние детали трансмиссии получают заряд кинетической энергии соответствующей поражающим параметрам осколка 155-мм фугасного снаряда. Эти устройства должны изготавливаться из легких материалов и рассчитываться с учетом траектории разлета и веса деталей трансмиссии.

4). Индивидуальная защита людей от воздействия продуктов взрыва фугасного заряда под днищем транспортера заключается в следующем.

 

1. Максимальная концентрация смертельного воздействия продуктов взрыва на человека происходит в глазницах черепа и ушных отверстиях. От воздействия на данные органы погибает более 50% личного состава. Поэтому необходима защита глаз и ушей от воздействия ударной и звуковой волны взрыва. Для этого на глаза должны быть одеты специальные очки, а уши защищены специальными наушниками.

2. Для защиты позвоночника и ног человека от переломов применяются сиденья, изолированные от пола транспортера. Для избежания травм людей при переворачивании транспортера необходимо применение четырех точечных привязных ремней и подголовников кресел. На рис.8 изображен образец внешнего вида, конструкции и компоновки противоминного кресла транспортера.

 

7. Использование композитных емкостей для воды бытового назначения

 

Композитные емкости для жидкостей, в том числе для питьевой воды, имеют вес в два раза меньше, чем металлические. Могут изготавливаться сложной формы. Легко ремонтируются при сквозных пробоях. Не подвержены повреждению льдом при замерзании воды. В незаполненном виде не занимают место.

В качестве основного хранилища запаса питьевой воды (100 л) предлагается использовать три мягких плоских емкости. Местом расположения емкостей являются борт и пол транспортера. Емкости подвешиваются и фиксируются сетками. Служат дополнительной теплоизоляцией и противоосколочной защитой. Имеют систему внутреннего электрического подогрева электропроводной углетканью. Собственный вес всех емкостей 5 кг.

Дополнительная питьевая емкость на 20 л располагается в моторном отсеке транспортера. Эта емкость имеет конструкцию, пригодную для снеготаяния с использованием температуры выхлопных газов двигателя.

 

8. Использование композитных емкостей для дизельного топлива и масла

 

Композитные емкости для дизельного топлива и масел имеют вес в три–четыре раза меньше, чем металлические. Могут изготавливаться сложной формы, что важно для экономии места. Легко ремонтируются при сквозных пробоях. В пустом виде не занимают много места.

В качестве основного хранилища предлагается использовать четыре мягких, плоской формы емкости. Местом расположения емкостей избрано в двух вариантах. Наружная поверхность крыши и наружная поверхность бортовой проекции.

Расположение емкости на наружной проекции транспортера позволяет использовать слой топлива как дополнительную защиту от пуль и осколков. Известно, что 100 мм жидкости полностью лишает осколки размером до 4 мм пробивной способности, а пули значительно изменяют траекторию движения.

Баки имеют многослойную конструкцию, разделенную на герметичные отсеки. Помимо основного назначения хранения топлива слои конструкции баков имеют следующие свойства.

1). Слой самозатягивания отверстия от пули. Этот слой изготавливается из материала, имеющего свойство быстро разбухать под действием вытекающего из отверстия дизельного топлива.

2). Слой поглощения и рассеивания радиолокационного луча от разведывательных и ударных средств противника.

3). Слой термоизоляции для защиты топлива от низких температур выполняется из негорючего материала малой плотности.

4). Система внутреннего подогрева топливного бака. Внутренний подогрев топлива производится от электрического нагревательного элемента на основе угольной токопроводящей ткани. Имеется аварийные устройства для применения химических одноразовых термоэлементов разогрева топлива и для применения факела паяльной лампы. Трубки для перекачки топлива изготовлены со съемной термоизоляцией, имеют систему индивидуального электрического подогрева на основе угольной токопроводящей ткани и аварийного разогрева паяльной лампой.

5). Каждый бак оборудован индивидуальной автоматической системой пожаротушения на основе генератора огнетушащего аэрозоля.

6). Система крепления бака к корпусу позволяет осуществить быстрый сброс бака на землю.

Собственный вес емкостей около 10 кг.

7). В моторном отсеке транспортера монтируется расходный топливный бак металлической конструкции. Внутри бака находится устройство предотвращения взрыва воздушно-топливной смеси. Наружная поверхность бака покрыта слоем материала для затягивания отверстия от пули. Бак имеет предпусковой подогреватель и термостат для использования выхлопных газов двигателя.

Бак оборудован индивидуальной автоматической системой пожаротушения и предотвращения взрыва. Масляный бак имеет аналогичную конструкцию.

 

9. Разработка системы удаления фекалий и приготовления пищи

 

Человек выделяет в сутки три литра воды и 0,5 кг кала. Вода выделяется в виде пота и при дыхании человека – 1,5 литра, в виде мочи – 1,5 литра. При минимальном сроке работы с закрытыми люками, например – трое суток пурги, экипаж из пяти человек выделяют 6 кг кала и 23 литра мочи, – всего более 30 литров ядовитых отходов. Нужно учитывать и занос снега на одежде и обуви. Такое количество отходов серьезно сокращает жизненное пространство экипажа и отравляет воздух. Рейдовая техника арктического назначения должна иметь встроенные системы удаления фекалий и влаги из жилого отсека. При температуре наружного воздуха -50°С, оправление естественных надобностей человека вне помещения невозможно. Необходимо учитывать и вероятность заражения наружного воздуха отравляющими веществами и радиацией.

На рисунке 9 изображен вариант устройства изготовленного из композитных материалов для приема мочи и кала. Устройство применяется в летательных аппаратах. Прием фекалий производится раздельно. На рисунке через шланг с гигиенической насадкой желтого цвета, моча попадает в пластиковый мочесборник. Из мочесборника моча периодически удаляется наружу через бортовой подогреваемый электричеством клапан. Твердые фекалии попадают в индивидуальный, одноразовый пластиковый пакет, который сразу выбрасывается или складируется. Устройство приема фекалий может складываться в плоский вид и имеет вес менее 2 кг.

Рейдовая машина должна комплектоваться устройством для приготовления пищи двух типов. С возможностью работы от электричества и от жидкого топлива. Устройство должно быть легким, герметичным, устойчивым к критическим наклонам машины и с пожарной безопасностью. Подобные кухни применяются на флоте, однако в данном случае необходимо минимизировать вес и объем за счет применения композитов. Кастрюли, сковорода, чайник, тарелки и стаканы должны быть выполнены в конструкции «непроливайки». Нужно помнить, что полевых кухонь и пищеблоков в арктическом регионе нет.

Вопрос о размещении в бронированном корпусе рейдовой машины запасов различного назначения на 30 суток неактуален ввиду невозможности исполнения. Также неактуальны и надежды на доставку необходимых припасов регулярным рейсом вертолета. Первое ограничение – это арктическая погода, второе ограничение – противодействие противника. Решением этой проблемы является прицепные сани. Или, по-другому, балок на санном ходу. Балок должен иметь несущий противоосколочный бронированный корпус. Утепление и систему аварийного подогрева. Внутри должно быть предусмотрено место для размещения двух человек, например раненых или эвакуируемых с погибшей техники. Балок должен обладать положительной плавучестью. Грузоподъемность балка – от 2 до 3 тонн. Собственный вес композитного балка примерно 800 кг. Для обеспечения проходимости тягача в сложном месте дороги сани вытягиваются лебедкой.

 

Вопросы, рассмотренные в настоящей статье, Составляют лишь небольшую долю тех проблем, которые поставила перед нами Арктика, со своими особыми климатическими и физико-географическими условиями и которые требуют внимательного изучения и обязательного решения.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru