Возрождение гигантомании или перспективная БМП армии США

Сергей Суворов, кандидат военных наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №2, 2013

 

В 30-40-х гг. прошлого столетия ведущие мировые танкостроительные державы, которыми были тогда и остаются по сей день Советский Союз (теперь Россия) и Германия, охватила «танковая гигантомания». Сначала в Советском Союзе были созданы и приняты на вооружение 10-метровые 50-тонные пятибашенные тяжелые танки Т-35. Позже были разработаны проекты и построенные опытные образцы двухбашенных тяжелых танков СМК и Т-100 (масса 55 и 58 т соответственно). Однако ни в финской войне, ни в Великой Отечественной они не сыграли какой-либо значительной роли. Правда, эти машины позволили приобрести советским конструкторам бесценный опыт создания танков.

Немецким «монстрам» 57-тонному «Тигру» и 70-тонному «Королевскому тигру» повезло больше. Первых было выпущено более 1300 единиц, а вторых – почти 500. В конце войны немецкие конструкторы создали 180-тонный «Мышонок», было построено два опытных экземпляра, один из которых хранится в Музее бронетехники в Кубинке.

Сейчас масса многих зарубежных основных танков уже переваливает 60-тонный рубеж. Быстрыми темпами к этому показателю массово-габаритных характеристик приближаются боевые машины пехоты (БМП), разрабатываемые в зарубежных странах.

Создаваемая в Германии, в ответ на появление в Советском Союзе бронированной боевой машины нового класса – БМП, подобная машина имела массу среднего танка времен Второй Мировой войны и была тяжелее советского аналога более чем в 2 раза. Созданная в той же Германии в начале 2000-х гг. БМП по массе уже перевалила за 40 тонн. Последняя модификация американской БМП М2А3 «Брэдли» по весовому показателю вышла на уровень 36 тонн.

Но вот совсем недавно появилась информация о разработке в США по заказу Пентагона новой перспективной БМП – GCV (Ground Combat Vehicle – наземная боевая машина). По имеющейся информации эта БМП будет весить 84 тонны! Если даже принять во внимание, что это могут быть американские, так называемые «короткие» тонны, то все равно масса машины для пехоты будет иметь массу более 70 «нормальных» тонн. Можно, конечно, говорить о том, что в Израиле создан бронетранспортер «Намер» массой 60 тонн. Но надо учитывать, что эта машина создана для боевых действий в этой стране, где нет рек и, соответственно, мостов через них, где можно пересечь страну из конца в конец на одной заправке. Но создавать таких монстров для войны с мало-мальски оснащенным противником, думается не вполне серьезно.

Разрабатывают перспективную американскую БМП на конкурсной два альянса: первый – компании «ВАЕ Systems» и «Northrop Grumman», второй – «General Dynamics» и «Lockheed Martin», получившие на первом этапе НИОКР в 2011 г. 450 млн. и 440 млн. долларов соответственно. Новая БМП GCV призвана заменить в армии США БМП типа М2 «Брэдли», состоящие на вооружении с 1981 года, и на сегодняшний день не в полной мере отвечающие требованиям командования сухопутных войск США. Новая американская программа Ground Combat Vehicle сменила программу Future Combat Systems, которая была остановлена, а затем полностью закрыта Минобороны США в 2009 г.

Как и БМП «Брэдли», БМП GCV предназначена для транспортировки личного состава и его доставки в район ведения боя, а также осуществления огневой поддержки. Тем не менее, GCV – это не модернизация или дальнейшее развитие старой и проверенной «Брэдли». Это абсолютно новая конструкция, создаваемая с использованием самых новейших технологий, в которую изначально закладывается высокий потенциал для ее дальнейшего совершенствования. По оценкам американского командования срок службы БМП GCV в Вооруженных силах США должен составить не менее 40 лет.

Во главу угла всех основных боевых свойств БМП GCV при разработке машины ставится защищенность. Этим и объясняется довольно значительная масса машины, поскольку на машину планируется установить очень мощную броневую защиту. По оценкам зарубежных экспертов это позволит снизить общее количество БМП в армии и существенно уменьшить потери в личном составе.

Коль речь пошла о защите новой БМП, рассмотрим, что планируется американскими конструкторами реализовать в этом направлении. А планируется оснастить перспективную БМП целым комплексом средств защиты, как пассивной, так и активной. Броневую защиту на GCV будут осуществлять сварные из стальной, а не алюминиевой, брони корпус и башня с использованием элементов керамической брони.. Главную же роль в обеспечении защищенности экипажа и систем БМП, конструкторы отдают системам активной защиты, способные обнаруживать потенциально опасные цели и поражать их упредительным огнем, устанавливать активные и пассивные помехи, а также обнаруживать на траектории и, сбивать подлетающие к машине ракеты или противотанковые гранаты от РПГ на безопасном расстоянии. Все системы планируется создавать на новейшей элементной базе.

Машина должна оснащаться системами электромагнитного подавления радиовзрывателей мин и фугасов, обнаружения лазерного облучения и местоположения стреляющих снайперов, а также рядом других систем. Точно не сообщается стойкость баллистической защиты и противоминная стойкость машины, но по заявлениям высокопоставленных военных США, противоминная стойкость БМП GCV должна быть не ниже, а то и выше, чем у машин типа MRAP.

Бортовые проекции перспективной БМП прикрыты массивными съемными бортовыми экранами, по всей видимости с элементами встроенной динамической защиты. Для транспортировки БМП воздушным транспортом эти экраны придется снимать, а затем монтировать на машину в пункте разгрузки. Вероятно, что для осуществления этой операции может потребоваться кран.

Каким будет весь комплекс систем, обеспечивающих защиту новой БМП, пока не сообщается. Скорее всего будут использоваться системы нового поколения, которые сейчас еще только разрабатываются на основе новых технологий.

О компоновке машины не сообщается, кроме того, что экипаж машины составит 3 человека и десант – 9 пехотинцев, что на двое больше, чем было в БМП «Брэдли», будет располагаться в кормовой части машины. Для посадки и высадки десанта в корме машины имеется откидывающаяся вниз аппарель, в которой для экстренных ситуаций оборудована одностворчатая дверь. В крыше машины в районе размещения десанта имеется одностворчатый люк на всю ширину корпуса, крышка которого открывается назад. Это позволит десантникам передвигаться на машине высунувшись из ее корпуса оставаясь прикрытыми броней, спереди – башней БМП, сзади – броневой крышкой люка.

В передней части корпуса имеется два люка, справа и слева, один из которых для механика-водителя. В крыше башни имеется один люк, что дает основание предположить, что башня БМП GCV будет одноместной, и в ней будет находиться наводчик. Командир, скорее всего, будет размещаться в корпусе машины рядом с механиком водителем. Ведение наблюдения за полем боя он будет осуществлять через имеющиеся в передней части люка призменные приборы наблюдения, а также по монитору с использованием оптоэлектронной системы кругового наблюдения.

В целом компоновка перспективной БМП армии США останется классической для машин класса БМП. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в носовой части машины, за ним отделение управления, где, как уже говорилось, будут располагаться механик-водитель и командир машины. В центре машины – боевое отделение с одноместной башней. Не исключено, что рабочее место наводчика будет оборудовано в корпусе машины, а имеющийся в башне люк предназначен для обслуживания комплекса вооружения и для экстренного покидания машины наводчиком. Десантное отделение расположено в кормовой части БМП. Там же будут располагаться системы жизнеобеспечения экипажа и десанта.

Несмотря на довольно большую массу машины, ее конструкторы успешно решают проблему обеспечения высокой подвижности перспективной БМП. Правда, разработчики двух альянсов, занимающихся проектированием машины, пошли различными путями. Инженеры компаний General Dynamics и Lockheed Martin прорабатывают традиционную конструкцию с использованием дизеля и автоматической трансмиссии. В качестве силового агрегата ими предлагается использовать дизель мощностью не менее 1500 л.с.

Разработка альянса «BAE Systems» и «Northrop Grumman» предполагает использование в перспективной БМП вместо традиционной силовой установки новой гибридной установки – Hybrid Electric Drive (HED) с мощностью генератора в 1100 кВт. Установка HED создана компанией «QinetiQ» и конструктивно аналогична той, что использовалась на немецкой самоходной установке «Элефант» времен Второй Мировой войны, только с двумя исполнительными электродвигателями, вместо четырех. Принцип простой: дизель приводит в действие генератор, а тот питает приводные электромоторы, соединенные с бортовой передачей, по одному на каждую гусеницу. На этом принципе уже широко используются силовые установки на карьерных самосвалах, судах, городских автобусах и ряде легковых автомобилей. По заявлениям разработчиков гибридная силовая установка, позволит экономить до 20% топлива по сравнению с традиционными силовыми установками при движении машины. Как сообщается в американской печати, двигатель в составе HED на холостом ходу будет потреблять 17,5 литров топлива в час, что на 20-22 литра меньше, чем потребовалось бы для двигателя БМП аналогичной массы с традиционной силовой установкой при сохранении тех же показателей подвижности. А поскольку в ходе эксплуатации и боевых действий силовые установки танков и БМП большее количество времени работают именно в режиме холостого хода, ожидая очередной команды, находясь в боевой готовности со всеми включенными бортовыми системами и устройствами, то низкий расход топлива в режиме холостого хода станет серьезным преимуществом. Так, например, подсчитано, что в среднем на одну боевую машину массой 70 т сегодня в течение полугодовой военной кампании расходуется примерно 66 тонн топлива. Такая же по массе БМП с гибридной силовой установкой в аналогичных условиях будет расходовать в два раза меньше топлива.

В качестве других преимуществ гибридной силовой установки отмечаются меньшее число агрегатов, более простая конструкция, малые масса и объем (что позволяет усилить бронезащиту), высокий крутящий момент при трогании с места, а также низкий уровень шума по сравнению с традиционными силовыми установками. При определенных режимах машина с такой установкой может работать практически бесшумно, что очень важно для скрытного перемещения, маскировки и достижения внезапности.

Состав комплекса вооружения перспективной БМП планируется оставить традиционным, но с использованием новейших систем обеспечения высокой эффективности стрельбы. В качестве основного оружия планируется использовать 25-30-мм автоматическую пушку. Дополнительное оружие будет включать в себя спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет М240 и дистанционно управляемую пулеметную установку на крыше башни с таким же пулеметом. По всей видимости от установки управляемого вооружения – противотанкового ракетного комплекса – конструкторы отказались. Также исключены шаровые установки для ведения огня из личного оружия десанта. По всей видимости в состав комплекса вооружения будет включена высокоавтоматизированная система управления огнем (СУО), с использованием искусственного интеллекта для ведения наблюдения и разведки целей. По требованиям военных СУО и система целеуказания должны быть полностью совместимы с создаваемой ныне единой системой связи и управления ВСТ Network. Помимо этого было выдвинуто также требование о проработке использования в составе комплекса вооружения «несмертельного оружия» (non-lethal weapons) и оснащения машины новой боевой информационной системой (Ground Soldier System), которая обеспечивала бы и экипаж, и десантников высоким уровнем «ситуационной осведомленности».

Для повышения командной управляемости перспективной БМП предполагается, что БМП получит автоматизированную систему цифровой связи, спутниковую навигацию и возможность интегрирования в единую автоматизированную систему управления войсками. Впрочем, и заказчик, и разработчики довольно много спорят о требованиях к электронике перспективной БМП, в связи с чем, как отмечают представители американской армии, требования к БМП могут измениться.

Как бы там ни было, но большинство экспертов в перспективной американской БМП больше всего смущает слишком высокая масса машины. Это может стать большой проблемой для тылового, технического и боевого (в первую очередь для инженерного) обеспечения. Слишком усложняется транспортировка такой большой и тяжелой машины к месту боевого использования. Кроме того, затруднены действия такой габаритной машины в урбанизированной местности. Участники боевых действий в Ираке и Афганистане из числа военнослужащих армии США в своих докладах не раз отмечали, что большие и тяжелые машины просто не практичны в городских боях. На улицах Багдада американцы прекратили использовать танки и БМП «Брэдли» только потому, что не позволил их размер. В связи с этим начальник генерального штаба армии США генерал Джордж Кейси заявил, что при дальнейшей отработке проекта перспективной БМП будет найден компромисс между защитой и размерами.

С одной стороны, такая богатая страна, как США, может себе позволить одним самолетом транспортной авиации типа С17 или С5А перевозить по одной БМП. Но опять же, после выгрузки машины понадобится не менее дня для установки на нее бортовых экранов, всего дополнительного оборудования (систем защиты, антенн и т.д.) на крышу башни и корпуса, которое не позволит загрузить в самолет БМП GCV без его демонтажа. А это может сильно повлиять на оперативность передислокации подразделений.

Время покажет, как будет развиваться данная программа. Никто не гарантирует, что она может быть также внезапно свернута, как до этого была закрыта программа FCS. А пока в планах Пентагона к 2015 году иметь прототип, в 2017 году провести полевые испытания новых БМП, программа должна развиваться пять-семь лет с последующей разработкой Пентагоном плана для Министерства обороны США, которое примет решение о закупке новых БМП.

Всего американская армия планирует, начиная с 2018 года, приобрести 1874 таких машин по цене примерно 11–13 миллионов долларов за штуку. А пока…

Пока армия США на полигонах проводит испытания других БМП, которые, по словам американских военных, представляют собой второе направление программы GCV, получившая название NDV (Not-Developmental Vehicle – машина, не требующая разработки). Целью данной программы ставится определение наиболее подходящей Пентагону БМП, что уже говорит о том, что «Брэдли» никак не удовлетворяют запросы американской армии. В качестве претендентов на занятие места в боевых порядках мотопехотных батальонов США приглашены пять боевых машин: израильская БМП «Namer», созданная на шасси основного израильского танка «Merkava» Mk4, шведская БМП CV9035 разработки «ВАЕ Systems Hagglunds», БТР «Stryker» SDVH компании «General Dynamics» и БМП М2А3 «Bradley», но без башни с автоматической пушкой. Пятым претендентом должна была стать немецкая БМП «Puma», но эта машина до полигона White Sands (Белые пески) в США по неизвестным причинам не доехала.

Испытания уже завершены, результаты не оглашались. Есть мнение, что результаты будут использованы для уточнения технических требований по разработке БМП GCV, что вполне логично.

Рост массы БМП, создаваемых на Западе, характеризует одну из тенденций развития машин этого класса – повышение защищенности. Хорошее и правильное стремление конструкторов. Поскольку нет ничего дороже, чем человеческая жизнь. Вот только забываются старые уроки – абсолютно защищенной машины создать невозможно. А потому и горели во время Великой Отечественной и просто «Тигры», и «Королевские тигры» тоже. Также как и горят сейчас в Ираке «Абрамсы» и «Брэдли». Есть незыблемый закон создания бронированных боевых машин – это оптимальное сочетание основных боевых свойств. Это доказано временем и кровью, забывать этого нельзя.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru