Новая боевая машина для крылатой пехоты

Сергей Суворов, полковник запаса, кандидат военных наук
Материал предоставлен автором

Недавно на испытательном полигоне ОАО «Курганмашзавод» состоялся первый публичный показ новой боевой машины для ВДВ – модернизированной боевой машины десанта БМД-4М. Она стала «первой ласточкой» в ряду образцов боевых бронированных машин разработанных и произведённых коллективом недавно созданного в России концерна «Тракторные заводы».

 

Боевые машины десанта в России производят на «Волгоградском тракторном заводе», иБМД-4, принятая на вооружение Российских ВДВ всего несколько лет назад – тому не исключение. По сути, российские десантники еще только осваивают новую технику в войсках. Сообщение о презентации новой машины десанта в Кургане поначалу несколько удивило, но на месте всё стало понятно.

Заводы, производившие в Советском Союзе и России боевые машины пехоты (БМП) и десанта (БМД) – соответственно ОАО «Курганмашзавод» и ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» (ВМК «ВгТЗ»), теперь работают в одной связке. Они вошли в концерн «Тракторные заводы», сюда же теперь входит и ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ), занимающееся разработкой БМП и машин на их базе. Именно в стенах этого предприятия создавались известные на весь мир БМП-2 и БМП-3.

Представленная на курганском полигоне модернизированная БМД-4 стала первым продуктом совместной деятельности предприятий департамента военной техники холдинга. Несмотря на название «модернизированная БМД-4» – эта машина является практически новым образцом бронетехники. Основная задача, которая ставилась конструкторам СКБМ и ВМК «ВгТЗ» руководством концерна «Тракторные заводы» и основным заказчиком – руководством ГАБТУ МО РФ при разработке этой машины состояла в осуществлении максимальной унификации систем, узлов и агрегатов БМД и БМП. В результате этой работы и появилась на свет «дочка» с прекрасной «генетической наследственностью» – так любовно говорят о БМД-4М специалисты концерна «Тракторные заводы».

О том, что презентация новой машины концерна «Тракторные заводы» мероприятие не рядовое, говорил и факт присутствия на нём высоких гостей. По этому случаю в Курган прибыли начальник Главного автобронетанкового управления МО России генерал-лейтенант Николай Ершов, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Валерий Евтухович, президент концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин и руководитель департамента военной техники управляющей компании холдинга Валерий Дородный. Столичных гостей сопровождал губернатор Курганской области Олег Богомолов.

На презентации на полигоне ОАО «Курганмашзавод» стояли две машины – БМП-3 имодернизированная БМД-4. Это для того, чтобы специалисты сразу на месте могли бы увидеть, что у этих машин общее, а что нет. После того, как все присутствовавшие внимательно и придирчиво осмотрели две боевые машины, экипаж модернизированной БМД-4продемонстрировал в тире её некоторые огневые возможности, а затем на танкодроме – и ходовые качества представляемой новинки. Для тех, кого показное вождение не удовлетворило, представилась возможность проехаться на новой БМД по танкодрому в качестве одного из членов экипажа. Недовольных после такой поездки не было.

По словам присутствовавшего на презентации БМД-4М командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта Валерия Евтуховича, новый боевой комплекс машины уникален. «В нём сосредоточены все передовые конструкторские и технологические решения. Он позволит на ближайшее десятилетие обеспечить превосходство российских десантников над конкурентами в вопросах боевой мощи, скорости, манёвра. При этом сохранена главная особенность наших «голубых беретов» – десантирование техники парашютным способом», – заявил командующий ВДВ.

Так что же представляет собой новая боевая машина десанта?

При разработке этого образца бронетехники конструкторы, прежде всего, постарались максимально унифицировать системы, узлы и агрегаты БМД-4 и БМП-3. По словам главного конструктора СКБМ Александра Никонова, в перспективе они мечтают создать вообще единую боевую машину и для пехоты и для десанта. Возможности и наработки для этого есть.

В модернизированной БМД-4, прежде всего, используются новые для БМД силовая установка и трансмиссия. В эту машину был установлен более мощный многотопливный дизельный двигательУТД-29, как на БМП-3. Это решение обеспечило не только повышение показателей подвижности машины, но и позволило значительно уменьшить объём моторно-трансмиссионного отделенияБМД-4. Сэкономленный объем был использован для увеличения десантного отделения. Кормовая часть корпуса машины выполнена без проёма над силовым блоком, что также позволило увеличить внутренний объем корпуса и запас плавучести до 41,5%. Помимо увеличения внутреннего объёма такая конструкция корпуса позволяет десантникам, размещённым у моторной перегородки, в аварийной ситуации покинуть машину через свои люки, расположенные выше ватерлинии. В совокупности с изменением конструкции кормовой части корпуса это обеспечило посадку в машину на одного десантника больше, чем в стандартной БМД-4, бравшей на борт помимо экипажа всего 5 человек.

В ходовой части модернизированной машины также максимально использованы узлы и детали ходовой части БМП-3. Кроме того, была увеличена длина опорной поверхности гусениц, что снизило удельное давление на грунт и увеличило проходимость машины на грунтах со слабой несущей поверхностью. Водомётные движители для движения машины на плаву, также были позаимствованы у БМП-3.

Комплекс вооружения модернизированной БМД-4 остался таким же, как и на серийной БМД-4– это унифицированное боевое отделение «Бахча-У», разработанное конструкторами тульского «КБ приборостроения». Он обеспечивает ведение эффективного огня по живой силе противника, легкобронированным и небронированным целям днём и ночью, с места и в движении (в том числе и на плаву) на дальностях до 3 км. Благодаря наличию комплекса управляемого вооружения экипаж БМД-4 может вести борьбу с современными танками противника, а наличие в составе системы управления огнём (СУО) автомата сопровождения целей обеспечивает эффективную борьбу с низколетящими воздушными целями противника и высокую вероятность поражения движущихся наземных целей.

Несмотря на несколько возросшую боевую массу, модернизированная БМД-4 может десантироваться с самолетов военно-транспортной авиации парашютным способом с экипажем машины внутри неё. Такой способ десантирования боевых машин до сих пор остается прерогативой только российских ВДВ.

Как отметил командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Валерий Евтухович, модернизированная БМД-4 существенным образом, в разы, превосходит предыдущие поколения БМД, на которых десантники воевали в разные времена, на разных континентах и территориях.

Уже в самое ближайшее время начнутся предварительные заводские испытания модернизированной БМД. После их окончания последуют полномасштабные государственные и войсковые испытания, итоги которых будет оценивать совместная комиссия в составе которой специалисты ГАБТУ Минобороны и ВДВ. Ожидается, что испытания завершатся уже к концу текущего года. В случае получения положительных результатов этих испытаний в самые сжатые сроки может быть принято решение о принятии модернизированной БМП-4 на вооружение ВДВ России и начале её серийного производства. По оценкам руководства ГАБТУ МО и ВДВ это может произойти уже в 2009 году.

По словам президента концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина, средства на производство опытного образца модернизированной БМД-4, а это 200 миллионов рублей, были выделены концерном. В то же время, модернизация машины значительно позволяет сократить производственные затраты и эксплуатационные расходы. В целом, как отметил, Михаил Болотин, мощности предприятий концерна позволяют производить около 300 модернизированных БМД-4в год.

Следует добавить, что конструкторы концерна «Тракторные заводы» готовят ещё одну новинку. Во время экскурсии по «Курганмашзаводу» руководству ГАБТУ МО и ВДВ был представлен образец модернизированной БМП-2. Представленная машина отличается значительным ростом показателей огневой мощи, защищённости и подвижности по отношению к базовой моделиБМП-2. Должен заметить, что для ряда специалистов эта машина вызвала даже больший интерес, чем машина, ради которой они приехали в Курган. Однако модернизированная БМП-2 – это уже тема отдельной статьи.

В заключении хочется выразить слова благодарности руководству концерна «Тракторные заводы» за возможность ознакомиться с новыми разработками в области легкой бронированной техники. Думаю, что это всего лишь начало большого пути концерна к вершинам успеха и благополучия.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru