Недавно на испытательном полигоне ОАО «Курганмашзавод» состоялся первый публичный показ новой боевой машины для ВДВ – модернизированной боевой машины десанта БМД-4М. Она стала «первой ласточкой» в ряду образцов боевых бронированных машин разработанных и произведённых коллективом недавно созданного в России концерна «Тракторные заводы».
Боевые машины десанта в России производят на «Волгоградском тракторном заводе», иБМД-4, принятая на вооружение Российских ВДВ всего несколько лет назад – тому не исключение. По сути, российские десантники еще только осваивают новую технику в войсках. Сообщение о презентации новой машины десанта в Кургане поначалу несколько удивило, но на месте всё стало понятно.
Заводы, производившие в Советском Союзе и России боевые машины пехоты (БМП) и десанта (БМД) – соответственно ОАО «Курганмашзавод» и ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» (ВМК «ВгТЗ»), теперь работают в одной связке. Они вошли в концерн «Тракторные заводы», сюда же теперь входит и ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» (СКБМ), занимающееся разработкой БМП и машин на их базе. Именно в стенах этого предприятия создавались известные на весь мир БМП-2 и БМП-3.
Представленная на курганском полигоне модернизированная БМД-4 стала первым продуктом совместной деятельности предприятий департамента военной техники холдинга. Несмотря на название «модернизированная БМД-4» – эта машина является практически новым образцом бронетехники. Основная задача, которая ставилась конструкторам СКБМ и ВМК «ВгТЗ» руководством концерна «Тракторные заводы» и основным заказчиком – руководством ГАБТУ МО РФ при разработке этой машины состояла в осуществлении максимальной унификации систем, узлов и агрегатов БМД и БМП. В результате этой работы и появилась на свет «дочка» с прекрасной «генетической наследственностью» – так любовно говорят о БМД-4М специалисты концерна «Тракторные заводы».
О том, что презентация новой машины концерна «Тракторные заводы» мероприятие не рядовое, говорил и факт присутствия на нём высоких гостей. По этому случаю в Курган прибыли начальник Главного автобронетанкового управления МО России генерал-лейтенант Николай Ершов, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Валерий Евтухович, президент концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин и руководитель департамента военной техники управляющей компании холдинга Валерий Дородный. Столичных гостей сопровождал губернатор Курганской области Олег Богомолов.
На презентации на полигоне ОАО «Курганмашзавод» стояли две машины – БМП-3 имодернизированная БМД-4. Это для того, чтобы специалисты сразу на месте могли бы увидеть, что у этих машин общее, а что нет. После того, как все присутствовавшие внимательно и придирчиво осмотрели две боевые машины, экипаж модернизированной БМД-4продемонстрировал в тире её некоторые огневые возможности, а затем на танкодроме – и ходовые качества представляемой новинки. Для тех, кого показное вождение не удовлетворило, представилась возможность проехаться на новой БМД по танкодрому в качестве одного из членов экипажа. Недовольных после такой поездки не было.
По словам присутствовавшего на презентации БМД-4М командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта Валерия Евтуховича, новый боевой комплекс машины уникален. «В нём сосредоточены все передовые конструкторские и технологические решения. Он позволит на ближайшее десятилетие обеспечить превосходство российских десантников над конкурентами в вопросах боевой мощи, скорости, манёвра. При этом сохранена главная особенность наших «голубых беретов» – десантирование техники парашютным способом», – заявил командующий ВДВ.
Так что же представляет собой новая боевая машина десанта?
При разработке этого образца бронетехники конструкторы, прежде всего, постарались максимально унифицировать системы, узлы и агрегаты БМД-4 и БМП-3. По словам главного конструктора СКБМ Александра Никонова, в перспективе они мечтают создать вообще единую боевую машину и для пехоты и для десанта. Возможности и наработки для этого есть.
В модернизированной БМД-4, прежде всего, используются новые для БМД силовая установка и трансмиссия. В эту машину был установлен более мощный многотопливный дизельный двигательУТД-29, как на БМП-3. Это решение обеспечило не только повышение показателей подвижности машины, но и позволило значительно уменьшить объём моторно-трансмиссионного отделенияБМД-4. Сэкономленный объем был использован для увеличения десантного отделения. Кормовая часть корпуса машины выполнена без проёма над силовым блоком, что также позволило увеличить внутренний объем корпуса и запас плавучести до 41,5%. Помимо увеличения внутреннего объёма такая конструкция корпуса позволяет десантникам, размещённым у моторной перегородки, в аварийной ситуации покинуть машину через свои люки, расположенные выше ватерлинии. В совокупности с изменением конструкции кормовой части корпуса это обеспечило посадку в машину на одного десантника больше, чем в стандартной БМД-4, бравшей на борт помимо экипажа всего 5 человек.
В ходовой части модернизированной машины также максимально использованы узлы и детали ходовой части БМП-3. Кроме того, была увеличена длина опорной поверхности гусениц, что снизило удельное давление на грунт и увеличило проходимость машины на грунтах со слабой несущей поверхностью. Водомётные движители для движения машины на плаву, также были позаимствованы у БМП-3.
Комплекс вооружения модернизированной БМД-4 остался таким же, как и на серийной БМД-4– это унифицированное боевое отделение «Бахча-У», разработанное конструкторами тульского «КБ приборостроения». Он обеспечивает ведение эффективного огня по живой силе противника, легкобронированным и небронированным целям днём и ночью, с места и в движении (в том числе и на плаву) на дальностях до 3 км. Благодаря наличию комплекса управляемого вооружения экипаж БМД-4 может вести борьбу с современными танками противника, а наличие в составе системы управления огнём (СУО) автомата сопровождения целей обеспечивает эффективную борьбу с низколетящими воздушными целями противника и высокую вероятность поражения движущихся наземных целей.
Несмотря на несколько возросшую боевую массу, модернизированная БМД-4 может десантироваться с самолетов военно-транспортной авиации парашютным способом с экипажем машины внутри неё. Такой способ десантирования боевых машин до сих пор остается прерогативой только российских ВДВ.
Как отметил командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Валерий Евтухович, модернизированная БМД-4 существенным образом, в разы, превосходит предыдущие поколения БМД, на которых десантники воевали в разные времена, на разных континентах и территориях.
Уже в самое ближайшее время начнутся предварительные заводские испытания модернизированной БМД. После их окончания последуют полномасштабные государственные и войсковые испытания, итоги которых будет оценивать совместная комиссия в составе которой специалисты ГАБТУ Минобороны и ВДВ. Ожидается, что испытания завершатся уже к концу текущего года. В случае получения положительных результатов этих испытаний в самые сжатые сроки может быть принято решение о принятии модернизированной БМП-4 на вооружение ВДВ России и начале её серийного производства. По оценкам руководства ГАБТУ МО и ВДВ это может произойти уже в 2009 году.
По словам президента концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина, средства на производство опытного образца модернизированной БМД-4, а это 200 миллионов рублей, были выделены концерном. В то же время, модернизация машины значительно позволяет сократить производственные затраты и эксплуатационные расходы. В целом, как отметил, Михаил Болотин, мощности предприятий концерна позволяют производить около 300 модернизированных БМД-4в год.
Следует добавить, что конструкторы концерна «Тракторные заводы» готовят ещё одну новинку. Во время экскурсии по «Курганмашзаводу» руководству ГАБТУ МО и ВДВ был представлен образец модернизированной БМП-2. Представленная машина отличается значительным ростом показателей огневой мощи, защищённости и подвижности по отношению к базовой моделиБМП-2. Должен заметить, что для ряда специалистов эта машина вызвала даже больший интерес, чем машина, ради которой они приехали в Курган. Однако модернизированная БМП-2 – это уже тема отдельной статьи.
В заключении хочется выразить слова благодарности руководству концерна «Тракторные заводы» за возможность ознакомиться с новыми разработками в области легкой бронированной техники. Думаю, что это всего лишь начало большого пути концерна к вершинам успеха и благополучия.