Экспедиционная боевая машина EFV (AAAV)

www.otvaga2004.ru


Модификации:

• AAAV(P) – прототип БМП (см.в тексте)

• AAAV(С) – прототип КШМ (см.в тексте)

• EFV – БМП планируемая к серийному производству, 2006 г. — не принята (см.в тексте)

• EFV(С) – серийная КШМ на базе БМП, не принята (см.в тексте)


В 1990-х годах взгляды командования армии США на использование подразделений корпуса морской пехоты значительной изменились. По новой доктрине или концепции плавающие боевые машины морской пехоты должны выходить с десантных кораблей на воду на расстоянии 30-40 км от берега и двигаться к нему на очень больших скоростях порядка 40–50 км/ч, что позволит уменьшить потери от огня противника как самих плавающих машин, так и десантных кораблей и кораблей поддержки.

При прежней доктрине боевые машины выходили с десантных кораблей в воду на расстоянии около 3 км от берега и далее двигались с максимально возможными для них скоростями, которые для большинства образцов не превышали 10–13 км/ч.

Поисковые, исследовательские и конструкторские работы по созданию перспективного плавающего бронетранспортера корпуса морской пехоты велись в течение многих лет и  базировались на предшествующем опыте, накопленном в процессе разработки и создания плавающих бронированных и небронированных машин в США и в других странах.

Этапы работы по созданию нового десантного средства корпуса морской пехоты США и их содержание были представлены следующим образом.

1. В период 1985–1995 гг. до заключения официального контракта:

• разработка и утверждение тактико-технических требований;

• компьютерное моделирование и неполномасштабные гидродинамические испытания, НИОКР по доведению водометных водоходных движителей, создание и испытания самоходных и гидродинамических опытных образцов;

• другие экспериментальные разработки и испытания.

2. В период 1990–1996 гг. подготовка контрактов с конкурирующими фирмами GDLS и UDLP:

• компьютерное моделирование, неполномасштабные и полномасштабные гидродинамические испытания, испытания с учетом противодействия противника;

• конструирование, создание и испытания гидродинамического и самоходных опытных образцов;

• конструирование, создание и испытания основного и вспомогательного вооружения;

• изучение возможностей серийного производства;

• разработка концепции действия морской пехоты на проектируемом БТР AAAV (Advanced Amphibious Assault Vehicle).

3. В период 1996–2002 гг. утверждение одного из контрактов:

• изучение конструктивных особенностей БТР и их анализ;

• конструирование, создание и испытания двух образцов – БТР AAAV(P) и командно-штабной машины AAAV(C).

4. В период 2002–2007 гг. инженерная разработка и начало серийного производства:

• создание и испытания 11 опытных образцов;

• организация серийного производства;

• утверждение фирмы-производителя и испытания оборудования и оснастки.

5. После 2007 г. начало серийного производства:

•мелкосерийное производство нулевой серии (ориентировочно 101 БТР);

•серийное производство основного заказа (свыше 1000 БТР).

Сформулированные корпусом морской пехоты требования к машине в целом и по отдельным ее системам обуславливают большой и серьезный объем исследовательской и конструкторской работы. На эти работы в дополнение к ранее выделенным средствам предполагалось выделять по годам: в 1997 г. – 10 млн. долларов, в 1998 г. – 11 млн., в 1999 г. – 23 млн., в 2000 г. – 50 млн. и в 2001 г. – 58 млн.

Для достижения требуемой в задании высокой скорости движения по воде порядка 40-50 км/ч требовалось решить две основные задачи, связанные с гидродинамикой машины. Во-первых, разработать такую конструкцию водоизмещающего корпуса, которая обеспечивала бы его движение в режиме глиссирования на спокойной воде и на трехбалльном волнении с минимально возможным сопротивлением воды, а во-вторых, разработать такой водоходный движитель, который обеспечивал бы при минимизации энергетических затрат создание сил тяги, способных преодолевать силы сопротивления воды и воздуха при движении с заданной максимальной скоростью движения.

Для обеспечения высокой плавности хода и для достаточно быстрого выхода на режим глиссирования бронетранспортер имеет независимую подвеску с гидропневматическими упругими элементами, систему регулирования величины дорожного просвета и гусеничный движитель с легкими опорными катками и гусеницей. Для увеличения площади глиссирования корпус оборудован носовым и бортовыми опускающимися щитами и кормовой опускающейся аппарелью. Эти дополнительные щиты в совокупности с площадью днища машины и убранными в ниши корпуса гусеницами должны обеспечить необходимую площадь глиссирующей поверхности, а следовательно, обеспечить переход от водоизмещающего режима движения на режим глиссирования.

Из других серьезных задач, которые необходимо было решить в процессе создания нового быстроходного бронетранспортера, следует отметить следующие:

а) создание броневого корпуса, обеспечивающего требуемую защиту от бронебойных пуль калибра 14,5 мм с дистанции 300 м и от осколков снарядов калибра 152-155 мм с расстояния 15 м. При решении этой задачи нельзя ее выполнять путем увеличения толщины броневых листов, поскольку это приведет к увеличению массы корпуса и машины в целом и затруднит вывод машины на режим глиссирования. Решение было найдено за счет применения легких броневых сплавов (титановых, алюминиевых) и композиционных материалов (специальные пластмассы, керамика), при этом использовались результаты поисковых научно-исследовательских работ фирмы UDLP. Кроме того на бронетранспортере предусмотрена достаточно сложная система активной защиты;

б) оснащение бронетранспортера самым современным и эффективным радиоэлектронным оборудованием, способным комплексно обеспечивать управление, устойчивую связь на больших расстояниях и разведку. Кроме того, машину оснащена навигационной системой НАТО и другими командно-управляющими средствами и системами;

в) подбор и установка на бронетранспортер необходимой мощности двигателя, обеспечивающего как движение с большими скоростями по воде, так и движение по суше.

Фирма GDLS (General Dynamics Land Systems), как победитель в конкурсе по AAAV, выбрала в качестве субподрядчиков американскую фирму «Detroit Diesel Corporation» и германскую фирму MTU. Для установки на опытные образцы предварительно был выбран дизельный 12-цилиндровый 27-литровый двигатель с турбонаддувом фирмы MTU мощностью 1914 кВт для обеспечения движения машины на воде с максимальной скоростью и с отдачей мощности порядка 630 кВт при движении по суше. Возможны и другие варианты двигателей;

г) выбор комплекса вооружения для бронетранспортера в виде эффективной системы, но не имеющей большой массы. В качестве основного вооружения должна использоваться 25-мм или 30-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм, а также дымовые гранатометы. Возможна установка другого комплекса вооружения.

Компании, участвующие в разработке этого бронетранспортера, изготовили в период с 1989 г. по 1994 г. шесть его макетов (моделей) различного масштаба и два опытных образца. Один из них – HWSTD, созданный в 1989 г. фирмой AAI, имел массу 16,2 т, на нем были установлены два водометных движителя с целью обеспечения проектной скорости на воде 56 км/ ч. Второй опытный образец PSD массой 26,4 т был оснащен блоком из четырех водометных движителей особой конструкции диаметром 406 мм, скомпонованных в корме. Этот опытный образец развивал на воде максимальную скорость 56 км/ч.

 

 

 

После 2000 г. в США проводилась активная фаза испытаний опытных образцов плавающей боевой машины пехоты (БТР), получившей новое обозначение EFV – Expeditionary Fighting Vehicle (экспедиционная боевая машина), которая и должна была служить средством доставки Морской пехоты с десантного корабля на берег. Контракт стоимостью 216,9 млн. долларов на разработку и производство первых трех прототипов был подписан с фирмой «General Dynamics» в июне 1996 года. В начале 2001 года было заключено новое соглашение на сумму 712 млн. долларов, предусматривающее создание дополнительно девяти опытных образцов и их испытания.

В октябре 2010 г. ВМС США выдали контракт компании «M Cubed Technologies» на разработку новой композитной брони для машины EFV с улучшенными защитными характеристиками и меньшей массой.

Основное вооружение машины – 30-мм автоматическая пушка Mk44 (боезапас 600 снарядов), вспомогательное – 7,62-мм пулемет М240 (2400 патронов) размещено во вращающейся башне. Оружие стабилизировано в обеих плоскостях. Угол возвышения пушки позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям, таким, как вертолеты.

На БМП EFV установлена система обнаружения лазерного излучения, датчики которой способны обнаружить момент запуска ПТУР противника и выработать соответствующий сигнал для контрмер, например включить в действие лазерную или инфракрасную станцию помех. Внутренняя связь в машине обеспечивается с помощью системы связи VIICS. Кроме того, БМП оснащена космической радионавигационной системой и тактической автоматизированной системой управления фирмы «Лорал».

По конструкции EFV представляет собой гусеничный плавающий бронетранспортер, со сварным корпусом, выполненным из алюминиевой брони 2519-Т87 с улучшенными характеристиками сопротивления коррозии. Форма корпуса классическая, с прямыми бортами, развитой нижней лобовой деталью и имеющей небольшой отрицательный наклон задней стенкой. Крыша корпуса плоская, с установленной ближе к передней части башней, люком для десанта в задней части и люками для экипажа в передней. Днище профилированное, для обеспечения глиссирования EFV.

Переднюю часть корпуса занимает трансмиссионное отделение, за ним расположено боевое, в котором находятся места водителя (с левой стороны) и командира десанта (с правой). Среднюю часть боевого отделения занимает башня с установленным основным вооружением, в башне находятся места наводчика и командира. Среднюю часть корпуса занимает силовое отделение, в котором находятся дизельный двигатель MTU 883, системы охлаждения и вентиляции, основная трансмиссия. В кормовой части корпуса находится отделение десанта, вмещающее 16 десантников с вооружением и снаряжением, или 2,5 тонны груза. Для входа-выхода десанта в задней стенке корпуса оборудован овальный одностворчатый люк, открывающийся вниз, и образующий в открытом состоянии небольшую аппарель для морских пехотинцев или груза.

Двигатель MTU 833 дизельный, 12-цилиндровый, V-образный, водяного охлаждения, с турбонаддувом. Объем двигателя 27 литров. Особенностью данного двигателя является то, что он может работать в двух режимах, обычном (850 л. с.) и морском (2701 л. с.). Во втором случае двигатель работает только на водометные движители EFV, и требует охлаждения забортной водой.

Трансмиссия механическая, с автоматической коробкой передач и гидротрансформаторами, раздаточная коробка позволяет передавать мощность двигателя одновременно на гусеничный и водометный движители.

Ходовая часть имеет по 7 обрезиненных опорных катка с каждой стороны, подвеска гидропневматическая, независимая, ведущие катки передние, с каждой стороны по 3 поддерживающих катка. Гусеница мелкозвенная, алюминиевая, с резинометаллическим шарниром и резиновым протектором. При движении по воде подвеска приводит опорные катки в крайнее верхнее положение, для снижения сопротивления движению, гусеницы при этом почти полностью убираются в ниши.

Два водометных движителя расположены по бортам в задней части корпуса, забор воды осуществляется снизу в средней части корпуса, выброс через сопла на задней стенке корпуса. Сопла оборудованы заслонками, при перекрытии которых вода поступает в реверсивные сопла на боковой части корпуса. Управление по курсу осуществляется частичным или полным перекрытием одной заслонки, задний ход — перекрытием двух. При движении по суше заслонки полностью перекрывают сопла водометов, предохраняя их от попадания посторонних предметов. Совокупная тяга водометных движителей около 10 т.

При движении по воде в передней и задней части откидываются два щита, облегчающие выход EFV в режим глиссирования. Задний щит в поднятом положении располагается на крыше. При движении по воде боковые части гусениц прикрываются двумя откидывающимися бортовыми щитами, при движении по суше щиты могут быть подняты и служат дополнительной защитой корпусу.

Вместо десанта машина способна перевозить до 4150 кг полезной нагрузки.

В варианте КШМ машина EFV(C) вместо мест для десанта оснащена дополнительным оборудованием на 7 рабочих мест с системами связи и тактическими дисплеями в боевом и десантном отделении. Экипаж — 2 человека. Основное вооружение у этого варианта отсутствует.

Хотя первоначально предполагалось, что первые AAAV поступят в войска в середине 1990-х, задержки в выполнении программы привели к тому, что в 1995 г. была разработана и принята вторая программа продления срока эксплуатации плавающих  БТР AAV, в то время как задержки в поставке EFV составили уже более 15 лет. Начало серийного производства сначала было намечено на 2006 год. Всего до 2013 года планировалось изготовить 1013 БМП EFV, из них 935 в качестве средства доставки морской пехоты и 78 в командно-штабном варианте. Позже запланированное общее количество машин сократили до 57 в связи с удорожанием программы. 6 января 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс в рамках плана по экономии бюджетных средств предложил закрыть этот амбициозный проект, на который уже израсходовано более 2,9 млрд. долларов. В настоящее время Морская пехота США отказалась от закупок EFV в пользу модернизированных БТР AAV7A1, которые останутся на вооружении минимум до 2025 года.

 


Испытания БМП EFV на плаву:
Рабочие места с терминалами управления внутри командно-штабной машины EFV(C):

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Боевая масса, кг 34.473
Экипаж (десант), чел. 3 (17)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу (в режиме глиссирования) 9330 (10670)
– Ширина 3660
– Высота по крышу башни
3280
2920 (на плаву)
– Клиренс 410
– База х Колея нет данных
– Ширина гусеницы (шаг трака) 530 (нет данных)
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,62
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 30-мм автоматическая пушка Mk44 «Bushmaster II»
– 7,62-мм спаренный пулемет M240
1 (215+395)
1 (600+800)
Углы вертикального наведения, град. -10…+45
Стабилизатор вооружения 2-плоскостной
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания Дневные и ночные прицелы командира, водителя и наводчика с тепловизором и лаз. дальномером
Средства постановки дымзавесы 32 дымовых гранатомета
Тип и марка двигателя дизель MTU MT 883 Ka-523
12-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 2702 (на воде)
850 (на суше)
Удельная мощность, л.с./т 34,48
Емкость топливных баков, л 1226
Трансмиссия механическая, с автоматической коробкой передач и гидротрансформаторами, раздаточная коробка с передачей мощности на гусеничный и водометный движители (одновременно)
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 72,41 (46)
Запас хода, км 523 (по суше)
120 (по воде)
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 60
– крен, град. 100
– ров, м 2,44
– стенка, м 0,76
– брод, м плавает
Мореходность, баллов до 3
Бронирование Комбинированное: алюминий, керамика, композиты
Радиостанция три радиостанции, один комплект аппаратуры спутниковой связи
ТПУ интерком
Навигационная аппаратура AN/VSQ-1 PLRS, приемник СНС, компас

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru