«ДРОТИК» НА ВООРУЖЕНИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ПЕХОТЫ

Итальянская боевая машина пехоты VCC-80 «Dardo»
Сергей Суворов, кандидат военных наук, эксперт в области БТВТ
Журнал «Обозрение армии и флота» №6, 2013

 

Из истории создания

 

Получив опыт разработки и строительства собственных танков и колесных истребителей танков, итальянские конструкторы приступили к разработке собственной боевой машиной пехоты (БМП). Придя к выводу о необходимости принятия на вооружение боевой машины пехоты командование итальянской армии в феврале 1982 г. заключило с компаниями «Otobreda» и IVECO пятилетний контракт на проектирование, разработку и изготовление трех опытных образцов БМП VCC-80, что и было выполнено к 1988 г. Впоследствии БМП получили обозначение «Dardo» (в переводе с итальянского – дротик) и были переданы итальянской армии для испытаний.

«Dardo» – это гусеничная машина с двухместной башней с комплексом вооружения, включающим 25-мм автоматическую пушку «Oerlikon Contraves», спаренный с ней 7,62-мм пулемет и компьютеризированную систему управления огнем (СУО). Последняя была подобна установленной на колесных (8х8) истребителях танков «Centauro» и основных танках «Ariete», уже состоявших к тому времени на вооружении итальянской армии. У командира машины имеется стабилизированный прицел, размещенный на крыше башни. После изучения машины и проведения ее испытаний было принято решение шасси сохранить, а башню разработать другую. В ее новом варианте предусматривалась установка таких же автоматической пушки и спаренного пулемёта, но к ним добавлялся комплекс управляемого вооружения – ПТРК TOW разработки американской компании «Raytheon Systems». Пусковые установки ракет размещались с обеих сторон башни. СУО было решено заменить на более упрощенную и, соответственно, более дешевую.

В конце 1998 г. консорциуму «Otobreda IVECO» был выдан заказ на производство первой партии БМП «Dardo» в количестве 200 машин. В это число входили, как БМП с двухместной башней с 25-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом, так и машины четырех специализированных версий – истребители танков, 120-мм самоходные минометы, командирские и санитарные.

Истребитель танков является, по существу, той же БМП, но с установленными по бортам башни пусковыми установками ПТУР TOW. Следует заметить, что места для монтажа пусковых установок ПТУР TOW и их систем управления предусмотрены на всех башнях, которые изготавливались для БМП «Dardo».

 

Компоновка и описание машины

 

Корпус и башня цельносварные из листов алюминиевой брони. Для повышения защищённости машины к корпусу и башне на специальные бонки болтами крепятся дополнительные накладки из броневой стали.

Механик-водитель размещается в носовой части корпуса машины слева от продольной оси и имеет с верхнем лобовом бронелисте собственный круглый люк с бронированной крышкой, открывающейся вправо. Впереди его люка установлены три перископических дневных прибора наблюдения, один из них – центральный – может быть заменен пассивным прибором ночного видения.

Моторно-трансмиссионное отделение находится справа от механика-водителя и отделено от обитаемого пространства машины переборкой.

Входное и выходное окна для воздуха, охлаждающего радиаторы, расположены в верхней части корпуса на правом борту, там же находится выхлопной коллектор. В результате этого значительная площадь (более 2 кв.м) бортовой проекции ослаблена большим окном, прикрытым только створками жалюзи.

В качестве силового агрегата используется четырехтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения IVECO 8260 V6 с турбонаддувом. Он развивает максимальную мощность 520 л.с. и обеспечивает машине удельную мощность 24 л.с./т. Кстати, точно такой же двигатель установлен в колесном (8×8) истребителе танков «Centauro». Всего же компания IVECO поставила итальянской армии 400 таких двигателей.

Система охлаждения разрабатывалась с учетом обеспечения эксплуатации БМП при температурах окружающей среды до +49° и в условиях высокой запыленности воздуха. Воздушный вентилятор имеет гидропривод, систему контроля скорости вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Решетка заборного окна вентилятора расположена сверху лобового листа корпуса.

Выхлопные газы из двигателя проходят через турбонагнетатель и поступают в выхлопной коллектор, откуда через глушитель и сетку, установленную на выпускном окне на правой стороне машины, выходят наружу. Предварительно они смешиваются с воздухом, прошедшим через радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя для уменьшения тепловой сигнатуры БМП.

Двигатель соединен с гидромеханической трансмиссией ZF LSG 1500, которая обеспечивает четыре передачи переднего и две заднего хода. Трансмиссия автоматическая, включает в себя тяговый конвертор, ретардер (механизм замедления движения) и три планетарных ряда. Механизм поворота является ее составной частью и имеет гидростатическое регулирование радиуса поворота.

Управление переключением передач осуществляется автоматически посредством электроники через блокировочные и тормозные бустеры. Диапазоны скоростей могут быть предустановлены вручную, с помощью четырех программ, после чего передачи включаются автоматически.

Дисковые тормоза вентилируемого типа установлены на шлицах валов бортовых передач. Тормозная система – двойного типа, ее работа обеспечивается гидронасосом, смонтированным непосредственно на двигателе.

Ходовая часть с шестью двойными обрезиненными опорными катками диаметром 560 мм и тремя поддерживающими катками на борт, ведущим колесом спереди и направляющим сзади. Подвеска независимая, торсионная обеспечивает полный динамический ход катка 367 мм, чем обеспечивается высокая плавность хода, в том числе и по пересеченной местности. Гусеница состоит из траков шириной 430 мм с параллельным резинометаллическим шарниром и съемными асфальтоходными башмаками. Верхняя часть ходовой части прикрыта бортовыми экранами.

В центре корпуса машины установлена двухместная башня ТС-25 компании «Otobreda» с электромеханическими приводами. Рабочие места командира и наводчика расположены слева и справа от пушки соответственно. Для каждого из них в крыше башни имеется свой люк. Люк командира оборудован командирской башенкой с установленными в ней шестью перископическими дневными приборами наблюдения, обеспечивающими круговой обзор. Перед люком наводчика на крыше башни расположен интегрированный в систему управления огнем комбинированный (день/ночь) прицел с тепловизионным и лазерным дальномерными каналами. Длина волны излучения лазерного дальномера примерно равна 10 мкм. Такая частота излучения безопасна для глаз человека и может использоваться для подсветки целей для лучшего их обнаружения и идентификации с помощью тепловизионного прицела на больших дальностях ночью и в условиях ограниченной видимости. Башня может полностью управляться одним членом экипажа.

В середине 1999 г. компания «Otobreda» заключила контракт стоимостью 3 млн. USD с американской компанией «Kollsman» на поставку 202 комбинированных прицелов DNRS (Day/Night Range Sights) для оснащения ими комплексов вооружения БМП «Dardo». Первые два таких прицела были получены из США в конце того же года. В дальнейшем их производство наращивалось, и последняя партия была поставлена в Италию в 2004 г. Этот прицел обеспечивает наводчику возможность обнаружения и распознавания целей; ведения по ним прицельного огня с места и с ходу в любое время суток с высокой вероятностью попадания. В нем объединены тепловизионный, дневной оптический (с 12-кратным увеличением) и лазерный дальне-мерный каналы, а также канал управления ПТУР TOW. Прицел обеспечивает вывод изображения с тепловизионного канала на монитор, установленный у командира машины.

Основное оружие БМП «Dardo» – 25-мм автоматическая пушка КВА «Oerlikon Contraves» с двойной подачей. С левой стороны с ней спарен 7,62-мм пулемет MG 42/59. С обоих бортов башни смонтировано по одной пусковой установке ПТУР TOW с максимальной дальностью стрельбы 3750 м.

На лобовой части башни справа и слева от маски пушки находятся блоки пусковых установок дымовых гранатометов, состоящие из четырех 80-мм гранатометов каждый. Отстрел гранат осуществляется при помощи электроспуска.

Десантное отделение, расположенное в кормовой части машины за башней, рассчитано на перевозку шести пехотинцев. Двое сидят лицом вперед походу машины, двое – в центре, спиной к бортам машины, один – сзади у правого борта, лицом к левому борту и один – лицом в сторону кормы. Для применения десантом стрелкового оружия имеется пять бойниц, каждая из которых оборудована перископическим прибором наблюдения. Бойницы расположены по две с каждого борта и одна – в левой части откидной рампы, смонтированной в корме машины.

Рампа, снабженная гидравлическим приводом, откидывается назад и вниз и обеспечивает быстрое покидание машины десантом. На случай невозможности по какой-либо причине открыть рампу, в ней оборудована дверь. На крыше десантного отделения имеется люк с открывающейся назад крышкой, который используется также для перезаряжания пусковых установок ПТРК TOW.

Стандартная комплектация БМП «Dardo» включает оборудование для ночного видения, системы кондиционирования воздуха и защиты от ОМП, автоматическую систему пожаротушения в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях и оборудование для преодоления водных преград глубиной до 1,5 м. По желанию заказчика вместо торсионной подвески на, машину может быть установлена гидропневматическая. Дополнительное оборудование, которым может быть укомплектована машина, включает размещаемую на крыше башни систему предупреждения о лазерном облучении и командирский прицел со стабилизированной линией визирования.

 

Варианты

 

В настоящее время серийного производства каких-либо машин на базе БМП «Dardo» нет, но имеются проекты оснащения ее башнями других типов. Кроме того, компания-изготовитель готова создать на шасси «Dardo» семейство машин, включающее боевую машину зенитного комплекса, а также инженерную и командирскую.

Компания «Otobreda» предложила новую версию башни, получившую название HITFIST, с 30-мм автоматической пушкой «Bushmaster II» и двумя пусковыми установками ПТУР TOW. Предварительно ее установили и испытали на шасси трех десятков разведывательных машин «Stormer», производимых британской компанией «Alvis».

В соответствии с пожеланиями итальянской армии, компанией «Otobreda» была разработана и башня ОТО Т60/70А, вооружение и оборудование которой должно обеспечить экипажу возможность эффективного поражения легких бронированных машин (ЛБМ) и боевых машин пехоты, в том числе и перспективных.

Самый последний вариант этой башни представляет собой цельносварную конструкцию из броневой стали, обеспечивающей защиту от бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов, калибра до 14,5 мм включительно, и осколков снарядов. Ее базовый вариант имеет массу 5000 кг, но башня может быть оснащена дополнительными броневыми модулями баллистической защиты, которые обеспечивают защиту лобовых проекций от поражения бронебойными снарядами автоматических пушек калибра до 35 мм.

Наводчик располагается в башне справа, а командир – слева от пушки. Для них в крыше башни имеются люки, бронированные крышки которых открываются назад.

Основным оружием является 60-мм нарезная пушка ОТО 60/70 с длиной ствола 4200 мм или 70 калибров – отсюда и название 60/70. Обработка ствола производится с использованием технологии автофретирования.

Максимальная длина отката – 270 мм, сила отката – 9000 кг. Ствол имеет устройство удаления пороховых газов из канала ствола эжекционного типа, дульный тормоз отсутствует.

Для пушки разработаны два типа 60-мм выстрелов – с осколочно-фугасным трассирующим снарядом (НЕ-Т) и с бронебойным подкалиберным оперенным трассирующим снарядом с отделяющимся поддоном (APFSDS-T). Оба выстрела унитарные и имеют обычную медную гильзу с пороховым зарядом. Инициация порохового заряда происходит электрическим способом, что обеспечивает технический темп стрельбы 30 выстрелов в минуту.

В передней части башни внутри вертикально установлены два магазина барабанного типа, каждый на восемь выстрелов. Обычно в один из них помещают выстрелы с осколочно-фугасными снарядами, в другой – с бронебойными подкалиберными.

Бронебойный подкалиберный снаряд имеет массу 850 г и начальную скорость 1680 м/с, а также увеличенное соотношение длины и диаметра бронебойного сердечника. Официально не публиковалось никаких подробностей относительно бронепробиваемости снаряда, но, по оценкам специалистов она может составить более 120 мм гомогенной брони под углом 60° к нормали на дальности 2000 м.

Масса выстрела с осколочно-фугасным снарядом равна 7,4 кг. Снаряд оснащен взрывателем тройного действия и при массе 3,07 кг имеет начальную скорость 1000 м/с. Взрыватель срабатывает при ударе о преграду или через определенное время, в зависимости от поражаемой цели. По заявлениям изготовителей, приведенная площадь эффективного поражения его осколками составляет приблизительно 660 кв.м. Эта характеристика вызывает сомнения. Для сравнения: тот же показатель у нашего 125-мм осколочно-фугасного снаряда ОФ-26 равен 540 кв.м, хотя масса ВВ в нем больше общей массы итальянского 60-мм снаряда в два раза, а масса стального корпуса – в три раза.

Клин затвора пушки Т60/70А вертикального типа. Перед первым выстрелом он открывается вручную, в последующем все действия по экстракции стреляных гильз и заряжанию происходят автоматически. В случае отказа автоматики пушка может заряжаться вручную.

Вести огонь с использованием комплекса вооружения машины могут наводчик и командир. Башня полноповоротная (360°), углы наведения оружия по вертикали составляют от – 6 до 40°.

Прицелы наводчика и командира используются те же, что и на танках «Ariete» и истребителях танков «Centauro 105», а СУО – точно такая же, как и в башне HITFIST с 30-мм автоматической пушкой.

У командира установлен панорамный дневной прицел «Galileo» со стабилизированной в двух плоскостях линией визирования. Увеличение прицела переменное фиксированное, 2,5– или 10-кратное. Как правило, командир обнаруживает и идентифицирует цель, а затем передает целеуказание наводчику для ее поражения.

Прицел наводчика комбинированный, имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, а также оптический, тепловизионный и лазерный дальномерный каналы.

В командирской башенке размещены шесть перископических приборов наблюдения, обеспечивающих круговое наблюдение в дневное время.

Рабочее место наводчика оборудовано двумя такими приборами.

По желанию заказчика башня Т60/70А может быть оснащена прицелами командира и наводчика с тепловизионными камерами второго поколения.

Компьютеризированная система управления огнем включает в себя прицел командира, командирский дисплей, отображающий поле зрения тепловизионного канала прицела наводчика, прицел наводчика, пульты управления командира и наводчика, панель отображения информации, электронный блок автомата заряжания, блок управления, распределительную коробку, датчик азимута, гироскопы башни и пушки.

Сердцем СУО является 32-битный процессор, автоматически готовящий данные для стрельбы в соответствии с измеренной лазерным дальномером дальностью до цели, углами места и азимута цели, угловой скоростью цели, углом крена цапф пушки, температурой заряда и износом канала ствола.

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет MG 42/59, установленный справа от нее. Второй такой пулемет может быть размещен на крыше башни в качестве зенитного. В лобовой части башни справа и слева от пушки установлены 80-мм гранатометы, блоками по четыре штуки. Для стрельбы из них используются дымовые или осколочные гранаты. По желанию заказчика возможна установка системы предупреждения о лазерном облучении, автоматически управляющая отстрелом дымовых гранат.

Боекомплект включает 32 выстрела для пушки (16+16), 200 патронов для спаренного и 100 для зенитного пулеметов. К последним имеется запас в количестве 1000 патронов.

На башне могут быть смонтированы пусковые установки ПТУР TOW, правда, не известно, существует ли канал управления ПТУР в штатном прицеле «Galileo».

Для проведения всесторонних испытаний башня ОТО Т60/70А была установлена на одном из опытных образцов БМП «Dardo». В 1997 г. одну такую башню отправили для испытаний в Польшу, где ее смонтировали на шасси БМП BWP 2000 польского производства. Проект башни ОТО Т80/70А создавался с расчетом на широкое ее использование при, модернизации бронетехники. Башня может быть установлена на шасси многих бронированных машин массой более 10 т, например, на российской БМП-1, швейцарской «Piranha» (6×6 и 8×8), британской «Stormer», на американском БТР М113 и других.

Согласно заявлениям представителей компании Otobreda, в будущем в итальянской армии могли бы быть сформированы смешанные подразделения, включающие в себя БМП «Dardo» и боевые машины, созданные на ее шасси с башнями ОТО Т60/70А.

Первая партия из 200 БМП «Dardo» была заказана итальянской армией в 1998 году, а серийное производство осуществлялось с 2002 по 2005 год. Первоначально армия планировала приобрести 500 БМП этого типа, но после сокращения финансирования в 2005 году, производство ограничили 200 единицами. БМП «Dardo» на экспорт не поставлялись и состоят на вооружении только армии Италии, использовавшей их эпизодически в Ираке и в Афганистане.

 

Тактико-технические характеристики БМП Dardo

Боевой расчет (экипаж+десант), чел.

9

Боевая масса, кг:

21700

Длина, м

6,7

Ширина, м

3,0

Высота по крыше башни, м:

2,25

Клиренс, м

0,4

Удельное давление на грунт, кг/кв.см

0,67

Вооружение:

 

- пушка, калибр, мм

25

- углы возвышения/склонения, град.

+60/-10

- боекомплект, выстр.

200+200

- пулемет, калибр, мм, марка

7,62, MG 42/59

- боекомплект к пулемету, патронов

700+500

Система управления огнем:

Автоматизированная «Oto Melara Galileo»

Приводы башни и пушки

электромеханические

Двигатель:

 

- модель

IVEC08260V6

-тип

Четырехтактный турбодизель

- максимальный крутящий момент, Нм

1800

- максимальная мощность, кВт (л.с.)

388 (520)

Трансмиссия:

 

- модель

ZF LSG 1500

- количество передач

4 вперед, 2 назад

Подвеска, тип

Торсионная, независимая на продольных рычагах

Динамический ход опорного катка, мм

367

Удельная мощность, л.с./т

24

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

70

Разгон, от 0 до 40 км/ч, сек.

15

Емкость топливных баков, л

620

Запас хода по шоссе, км

500

Глубина преодолеваемого брода, м

1,5

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru