Боевая машина десанта, третья (III)

Ю. Бражников, С. Федосеев, М. Павлов, И. Павлов
Журнал «Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра» май 2012 г. Использованы иллюстрации из архива М. Павлова, Д. Пичугина, А. Чередника, пресс-службы ВДВ, редакции
Материал предоставлен редакцией журнала

Авторы и редакция выражают благодарность Г.Б. Пастернаку, А.И. Ковалеву и А.В. Хребтаню за помощь, оказанную при подготовке статьи.


 

<<< См. вторую часть

 

  

Краткое описание конструкции БМД-3

 

БМД-3 представляет собой боевую бронированную гусеничную плавающую машину, десантируемую парашютным и посадочным способом самолетами военно-транспортной авиации и посадочным способом тяжелым транспортным вертолетом. Боевой расчет (экипаж и десант) машины составляют 7 человек: командир, механик-водитель, наводчик-оператор и четыре десантника, но предусмотрены и три дополнительных места.

Внутреннее пространство машины условно делится на три отделения. В носовой части корпуса расположено так называемое «переднее отделение», в котором оборудованы рабочие места механика-водителя (в центре, по оси машины), гранатометчика (наводчика АГС-17 у левого борта) и у правого борта – пулеметчика. Обязанности наводчика АГС-17 при размещении в машине исполняет стрелок-помощник гранатометчика, пулеметчика – штатный пулеметчик парашютно-десантного отделения с пулеметом РПКС74. Над каждым рабочим местом имеется свой люк с крышкой.

Перед люком механика-водителя установлены три перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Приборами ТНПО-170А в дополнение к прибору-прицелу оснащены и рабочие места гранатометчика и пулеметчика (соответственно, в правом и левом бортах). Сиденье механика-водителя регулируется по положению вдоль оси машины и по вертикали, позволяя занимать механику-водителю два положения – по-боевому и по-походному. В последнем случае на люк (открывался смещением крышки вправо на 180°) может устанавливаться защитный колпак с обогреваемыми (для холодного времени года) окнами, стеклоочистителем и откидным тентом.

Для управления машиной механик-водитель пользуется не рычагами, а поворотным штурвалом, на котором смонтированы пульт сигнализации, рычаги переключения передач и реверса. На пульт сигнализации выведена наиболее необходимая световая сигнализация состояния систем двигателя и трансмиссии (лампочки контроля: состояния гидротрансформатора, наличия давления рабочей жидкости в тормозах синхронизатора МПП, положения дорожной сигнализации; табло световых сигналов предельных температур и давлений рабочих жидкостей в системах двигателя и трансмиссии; табло сигнализации включения реверса), а также управления системами машины. На рабочем месте механика-водителя установлены педали тормоза и подачи топлива, пульт водителя, рычаг сектора ручной подачи топлива. Тяги приводов управления проходят по днищу корпуса машины.

На верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем расположен гирополукомпас ГПК-59, справа – регулятор температуры обогрева приборов наблюдения, релейная коробка, кран-дозатор воздушно-жидкостной очистки центрального прибора наблюдения. При вождении машины в ночных условиях вместо среднего смотрового прибора ТНПО-170 устанавливается ночной перископический бинокулярный прибор наблюдения ТВНЕ-4Б (с активно-пассивным режимом работы), который имеет угол поля зрения в вертикальной плоскости 33° и в горизонтальной плоскости – 36°. Для увеличения дальности видения используется фара ФГ-125 с инфракрасным фильтром.

По отзывам, управлять БМД-3 в целом значительно легче, чем БМД-1 и БМД-2.

За перегородкой, ограничивающей переднее отделение (на перегородке имеются укладки для личного оружия, личного табельного имущества и запасных частей), находится боевое отделение. Боевое отделение располагается в средней части БМД и занимает башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение (МТО).

В башне установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Для удобства их работы установлен подвесной пол башни, который вращается вместе с ней. На подвесном полу размещается часть узлов и агрегатов боевого отделения, также к нему крепятся сиденья наводчика-оператора и командира, рукава подачи системы питания, магазин пулемета и звеньесборник.

Регулируемые по высоте сиденья командира и наводчика-оператора незначительно отличаются по конструкции. В частности, сиденье наводчика-оператора оснащено специальным ремнем, используемым в качестве дополнительной опоры при работе с пусковой установкой ПТУР.

Над сиденьем командира в крыше башни находится командирская башенка, связанная механизмом поворота основания люка с погоном башни. В башенке установлены прибор ночного видения ТКН-3МБ (имеет дальномерную шкалу для определения расстояния до цели) с осветителем ОУ-3ГА-2, приборы наблюдения ТНПО-170А и ТНПТ-1.

Наводчик-оператор для наблюдения пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором ТНПТ-1 с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

За башней, перед перегородкой размещены места стрелка-гранатометчика (у правого борта) и старшего стрелка (у левого борта). Для наблюдения и стрельбы рабочие места десантников, размещенных у бортов, оснащены призменными приборами ТНПО-170А. Для посадки и высадки десанта служит прямоугольный кормовой люк с большой крышкой. Петли крышки (для облегчения ее открывания и предотвращения резкого падения при закрывании) оснащены пучковыми торсионами.

В МТО (в кормовой части корпуса машины) расположены двигатель и трансмиссия с обслуживающими их системами, и два водометных движителя. Также в МТО установлены: по правому борту – правый топливный бак, воздухозаборное устройство фильтро-вентиляционной установки, двигателя и вентилятора обдува компрессора, бак гидросистемы ходовой части; по левому борту – левый топливный бак, масляный бак с маслозакачивающим насосом и подогреватель. Кроме того, имеются две пневморессоры, водооткачивающий насос с электроприводом, термодатчики и распылители системы ППО, контактные свечи систем откачки воды из корпуса. Сверху МТО закрывается съемными листами и баком-крышей, расположенным над двигателем. На съемных листах крыши установлены решетки для предотвращения соскальзывания ног десантников при посадке и высадке. В кормовой части МТО находятся короба эжекторов, в которых размещены глушители, эжектор отсоса пыли, масляные и водяные радиаторы.

В башне БМД-3, унифицированной с башней БМП-2, размещаются 30-мм автоматическая пушка 2А42 (высота линии огня при рабочем клиренсе машины составляет 1996 мм), спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, пусковая установка противотанкового комплекса (ПТРК) 9П135М для противотанковых ракет (ПТУР) 9М113 (9М113М). Пушка 2А42 имеет газовый двигатель автоматики и два темпа стрельбы: малый – 200–300 и большой – 550 выстр./мин. Запирание канала ствола – поворотом затвора. Для уменьшения действия отдачи на установку ствол амортизирован и при выстреле откатывается на расстояние 30–35 мм.

Наводка пушки и спаренного пулемета в цель осуществляется от пультов управления стабилизатором пушки наводчика-оператора и командира. На БМД-3 используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Предусмотрены два основных режима работы 2Э36-4: «АВТОМАТ» и «ПОЛУАВТОМАТ». Режим «АВТОМАТ» задействуется для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и наводка спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях со скоростью от 0,07 до 6 град./с. Режим «полуавтомат» является основным при стрельбе из спаренной установки по воздушным целям. В этом режиме также обеспечивается стабилизация и стабилизированная наводка спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях, но с меньшей точностью стабилизации и с большими скоростями. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости – 30, в вертикальной плоскости – 35 град./с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке: при нажатии кнопки производится разворот башни в направлении цели. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения -5°, угол возвышения +75°. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют -4° и +74° соответственно.

Вращение башни осуществляется с помощью механизм поворота – вручную или от электропривода. С механизмом поворота связан азимутальный указатель азимута, позволяющий отсчитывать и указывать горизонтальные углы поворота башни относительно продольной оси машины. Имеется стопор башни.

При стрельбе из пушки наводчик использует бинокулярный перископический комбинированный прицел БПК-2-42. Дневная ветвь этого прибора имеет поле зрения 10° при кратности увеличения не менее 6х, у ночной ветви эти параметры составляют, соответственно, 6,6° и 5,5х. Дальность видения бортовой проекции основного танка ночью при нормальной прозрачности атмосферы – до 700 мв пассивном и до 800 мв активном режиме. У командира, кроме уже упомянутого комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, установлен монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения 1,2х и 4х и углами поля зрения 49° и 14°, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу.

Открытие огня осуществляется спуском затворной рамы с шептала спускового механизма дистанционно, с помощью электроспуска. Электроспуск производится нажатием кнопки на пульте управления наводчика-оператора (или на пульте командира, если управление вооружением переключено на командира). Рычаг дублирующего (ручного) спуска находится на рукоятке подъемного механизма. Питание пушки – раздельное, двухленточное; перезаряжание – ручное и пиротехническое.

В боекомплект пушки входят 500 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующим (БТ), осколочно-фугасно-зажигательным (ОФЗ) и осколочно-трассирующим (ОТ) снарядами. Начальные скорости снарядов составляют: БТ – 970 м/с, ОФЗ и ОТ – 960 м/с. Боекомплект пушки позволяет вести борьбу с легкобронированными целями (на дальности до 1500 м), небронированной техникой, установками ПТУР, открытой живой силой противника, а также с дозвуковыми воздушными целями. Выстрелы к пушке снаряжаются в две ленты, размещенные в магазине и механизме подвода питания. Лента на 160 выстрелов с БТ снарядами укладывается в правый отсек, лента на 340 выстрелов с ОФЗ и ОТ снарядами – в левый отсек магазина. Система питания включает раздаточную коробку с механизмом подтяга лент. Прицельные дальности стрельбы по наземным целям в дневное время БТ снарядом составляют 2000 м, а ОФЗ и ОТ снарядами –4000 м. Ночью наибольшая прицельная дальность при использовании прожектора ОУ-5-1 достигает 800 м. Наклонная дальность стрельбы по воздушным целям, летящим на высотах не более 2000 м с дозвуковыми скоростями, –2300 м. Выброс стреляных гильз от пушечных выстрелов производится наружу. Для сбора звеньев лент при стрельбе из пушки служит звеньесборник.

Спаренный с пушкой пулемет ПКТ имеет ленточное питание (в ленте 2000 патронов) и боевую скорострельность 250 выстр./мин, снабжен электроспуском, установка пулемета включает амортизатор и механизм ручной перезарядки.

ПТРК 9П135М предназначен для борьбы с танками и другими бронированными целями. Он может использоваться также против зависших вертолетов, легких полевых сооружений и огневых точек противника. Комплекс включает ПТУР и пусковую установку (ПУ) 9П135М1. ПТУР 9М113 («Конкурс») и 9М113М («Конкурс-М») размещены в транспортно-пусковых контейнерах с вышибной двигательной установкой, имеют полуавтоматическую систему управления с передачей команд управления по проводам, твердотопливный разгонно-маршевый двигатель, аэродинамические рули, кумулятивную боевую часть. ПУ монтируется на крыше башни между люками командира и наводчика-оператора, состоит из наземной аппаратуры управления с прибором наведения 9Ш119М1, закрытого броневым колпаком, направляющей, погонного устройства, приводов наведения и кнопки «ПУСК». ПУ обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360°), угол возвышения +15°, угол склонения -5°. Масса ПТУР – 23,8 кг. Дальность стрельбы ракетой 9М113 – от 75 до 4000 м. ПТРК может использоваться и для стрельбы с грунта, для чего в боевом отделении у перегородки МТО располагаются треножный станок 9П56М и вьюк комплекта 9К111.

Необходимо отметить, что в БМД-3 может также размещаться дополнительный боекомплект из 360 выстрелов к пушке (БТ, ОФЗ и ОТ выстрелы) и двух ПТУР. Поскольку дополнительный боекомплект не учитывается в боевой массе машины, то ее десантирование в этом случае производится только с тремя членами боевого расчета (командир, механик-водитель, наводчик-оператор).

В состав дополнительного оружия входят 5,45-мм пулемет РПКС74 (размещается в лобовом листе корпуса справа в шаровой установке) и 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 (слева в лобовом листе корпуса), что явилось существенным новшеством по сравнению с БМД-1 и БМД-2. С его помощью была решена давняя проблема использования ручного пулемета, имевшегося в парашютно-десантном отделении, для стрельбы из машины. РПКС74 является личным оружием члена боевого расчета, поэтому он применяется как для стрельбы из машины, так и вне ее. Стрельба из пулемета ведется патронами как с обыкновенными, так и трассирующими пулями, снаряженными в магазины емкостью по 45 патронов (в боекомплекте пять магазинов). Боевая скорострельность пулемета – до 150 выстр./мин, эффективная дальность стрельба из пулемета по легким наземным целям – до 600 м.

Введение автоматического гранатомета придало БМД-3 новые возможности по поражению живой силы противника – как открыто расположенной, так и в укрытиях открытого типа. Это увеличило огневые возможности машины на пересеченной местности, в населенных пунктах и т.п. АГС-17 имеет боекомплект 290 выстрелов, ленточное питание и скорострельность 350–450 выстр./мин – при автоматическом огне и 50–100 выстр./мин – при стрельбе одиночными выстрелами. Огонь ведется короткими (до пяти выстрелов) и длинными (до десяти выстрелов) очередями. Предельная дальность стрельбы –1700 м.

Таким образом, борьбу с открытой живой силой на больших дальностях (до 4000 м) может вести пушка 2А42, на средних (до 1300 м) – спаренный ПКТ, на малых (до 800 м) – курсовой РПКС74 и оружие десанта, на малых дальностях и за укрытиями – АГС-17. Гранатомет АГС-17 также может сниматься с установки в машине и вести огонь с грунта (для этого служат возимые на машине треножный станок и прицел ПАГ-17).

При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5°. Для стрельбы из пулемета РПКС74 применяется перископический прибор ТНПП-220А (с кратностью увеличения 1,5х, полем зрения 10°).

Свой вклад в поражение и подавление легких наземных целей при действии с машины могут внести остальные десантники боевого расчета, ведя огонь из автоматов через три амбразуры с шаровыми установками. Боекомплект автоматов АКС74 составляет 2160 патронов. При стрельбе из машины на автомат крепится возимый в ЗИПе улавливатель гильз.

 

 

Броневая защита БМД-3 – противопульная. Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. При использовании того же сплава, что и для корпусов БМД-1 (БМД-2), толщина многих броневых деталей увеличена.

Лобовые листы корпуса БМД-3 имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые листы – вертикальные. Для увеличения жесткости днищу придана корытообразная форма с реданом, с фланцами крепления на болтах съемных опор для балансиров с опорными катками ходовой части. Кроме того, для приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки.

Лобовые листы корпуса обеспечивают защиту от 12,7-мм пуль (обстрел корпуса на испытаниях проводился 12,7-мм пулями Б-32) с дистанции75 м, остальные (бортовые и кормовые) от 7,62-мм пуль (включая бронебойно-зажигательные) – на любой дистанции.

Коническая башня сварена из стальных броневых листов (броневых секторов, крыши, опорного и переднего листов) и установлена на шариковой опоре на подбашенном листе крыши корпуса. Бронирование башни защищает от 7,62-мм пуль Б-32 с любой дальности вкруговую, лобовой ее части – от 12,7-мм пуль Б-32. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.

В лобовом листе башни имеется вырез, в который вварена рамка. В рамке башни на на цапфах, снабженных подшипниками, крепится маска спаренной установки. Маска, кожух и задняя крышка-груз образуют изолированный отсек внутри башни, призванный уменьшить загазованность боевого отделения. В этом отсеке размещаются элементы крепления пулемета ПКТ, системы питания пушки, узлы стабилизатора. Для отсоса газов из кожуха в нише башни, слева от пушки, смонтирован вытяжной вентилятор. На кожухе имеется стопор для фиксации установки «по-походному».

На бортах башни привариваются кронштейны под три дымовых гранатомета и рымы предназначенные для ее монтажа или демонтажа.

Разумеется, предусмотрена защита от оружия массового поражения (ударной волны, гамма-излучения, отравляющих веществ и бактериальных аэрозолей) с использованием система коллективной защиты. Система включается автоматически или вручную (с пульта механика-водителя). Информацию о ядерном взрыве выдает гамма-датчик ГД-1. Герметичность внутреннего объема корпуса и башни обеспечивается соответствующими уплотнениями. В нише правого борта корпуса в изолированном отсеке располагается фильтровентиляционная установка, обеспечивающая создание в обитаемых отделениях избыточного давления не менее 25 кгс/м2. Подвод воздуха от ФВУ к индивидуальным полумаскам производится специальными воздуховодами. Кроме того, элементы этой системы используются для обеспечения обитаемости. В частности, с помощью ФВУ и вытяжного вентилятора башни производится вентиляция обитаемых отделений, от ФВУ по индивидуальной разводке подводится воздух к рабочим местам членов боевого расчета в корпусе (к местам командира и наводчика-оператора воздух поступает от воздухозаборного устройства).

Для тушения пожара, возникшего в машине, предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она включает два баллона с огнетушащим составом (фреон 114В2), четыре термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеются также два ручных огнетушителя ОУ-2.

Постановка дымовых завес производится с помощью шести 81-мм дымовых гранатометов системы 902В «Туча» с гранатами 3Д6. Пульт запуска дымовых гранат размещен в башне слева от места наводчика-оператора.

Для отправления естественных надобностей расчета при нахождении внутри машины имеется санитарное средство, которое крепится на сидении №6 (среднее сиденье десантника в боевом отделении у перегородки МТО).

В МТО машины установлен четырехтактный оппозитный шестицилиндровый многотопливный быстроходный дизель 2В-06-2 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Мощность двигателя составляет 331 кВт (450 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. Двигатель объединен с одним из агрегатов трансмиссии (механизмом передач и поворота) в силовой блок, который в машине крепится на трех опорах: одной из них является передняя упругая опора (на резиновых амортизаторах), две остальные находятся на картере механизма передач и поворота (снабжены резиновыми втулками). Блок-картер двигателя служит его силовым остовом и представляет собой сложную отливку из высокопрочного чугуна. К блок-картеру крепятся два блока цилиндров (рабочий объем цилиндров – 16,95 л, диаметр цилиндра – 150 мм, ход поршня – 160 мм). Шатуны двигателя изготовлены штамповкой из стали, поршни – горячей штамповкой из алюминиевого кремнистого сплава с механической обработкой. В днище каждого поршня спрофилирована камера, согласованная с формой факела впрыскиваемого топлива, что способствует наилучшему смесеобразованию и эффективному сгоранию смеси. Для впрыска топлива применяются форсунки закрытого типа, с гидравлическим управлением подъема иглы, с возвратом топлива, просачивающегося по зазорам распылителя в нагнетательную полость.

Турбонаддув двигателя обеспечивает одноступенчатый центробежный компрессор с приводом от радиальной турбины, работающей от выхлопных газов двигателя. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень – промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя – жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Эжекторы выполнены в виде двух отсеков корпуса в кормовой части машины и работают за счет использования энергии отработавших газов двигателя. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный прогрев двигателя для пуска в условиях низких температур окружающего воздуха. Пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска – электростартером.

В левом и правом выпускных трактах двигателя смонтирован механизм защиты двигателя от попадания воды (автоматический, рычажно-клапанный, с гидроприводом). Он предотвращает проникновение воды в цилиндры двигателя через выпускной тракт неработающего двигателя при нахождении машины на плаву, а также при ее мойке.

Топливная система включает два фильтра очистки топлива – грубой (щелевого типа) и тонкой очистки (трехсекционный), топливный насос высокого давления, закачивающий и подкачивающий насосы. Емкость топливных баков составляет: левого – 190 л, правого – 120 л, бака-крыши – 140 л. Система смазки – комбинированная (под давлением и разбрызгиванием). Емкость системы смазки –60 л (емкость масляного бака – 50 л). Средний расход топлива на 100 км при движении по шоссе составляет 90 л, по грунтовой дороге – 136–164 л, расход масла на 100 км – 1,5 и 4,5 л соответственно.

Механизм защиты двигателя от проникновения воды (автоматический, рычажно-клапанный, с гидроприводом) предотвращает попадание воды в цилиндры через выпускной тракт неработающего двигателя при нахождении машины на плаву, а также при мойке. Он смонтирован в левом и правом выпускном трактах.

Трансмиссия машины – гидромеханическая, двухпоточная, полностью реверсивная. Она состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. Она обеспечивает передачу крутящего момента через бортовые редукторы на ведущие колеса машины, непосредственно к насосам водометных движителей и вентилятору обдува радиаторов. Она включает согласующие редукторы, коробку передач с фрикционным включением II, III, IV и V-й передач, с шестернями постоянного зацепления, суммирующие планетарные ряды, дифференциальный механизм поворота с гидрообъемной передачей. При прямолинейном движении трансмиссия работает как однопоточная, при поворотах – как двухпоточная. Она обеспечивает пять передач переднего и три передачи заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Расчетные скорости движения (при 1250 об/мин) составляют: на I-й передаче – 4,56 км/ч, на II-й –15,94 км/ч, на III-й – 25,67 км/ч, на IV-й – 42,27 км/ч, на V-й – 70,67 км/ч. Средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге – 45–50 км/ч, максимальная скорость по шоссе –70 км/ч.

 

 

Ряд проблем не только при разработке, но и уже в эксплуатации первых БМД-3 создало механическое соединение коленчатого вала двигателя с трансмиссией. Двигатель создавал значительные крутильные колебания, которые на резонансных частотах (как правило, при глушении двигателя, около 400 мин-1) приводили к разрушению соединяющего торсионного вала. По словам тех, кому довелось эксплуатировать БМД-3 раннего выпуска, «вал гидротрансформатора просто резало». Решить проблему могла установка на выходном валу двигателя маховика, но разработчик 2В-06 В.И. Бутов не стал использовать механический маховик без изменений жестких требований по массе двигателя. Также он отказался установить на двигатель «воздушный маховик» (который мог бы еще и увеличить КПД турбокомпрессора в диапазоне рабочих оборотов двигателя) без внесения изменения требований задания по предельной высоте двигателя – не более 500 мм. Введенный А.В. Шабалиным механизм компенсации крутильных колебаний был выполнен на резиновых вставках, что потребовало регулярных регламентных работ по их замене (3–5 лет) и не смогло полностью исключить случаи поломок торсионного вала.

Остановочные тормоза – дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы – одноступенчатые, соосные, планетарные с плавающими элементами.

Приводы управления трансмиссией электрогидравлические, с электронным блоком автоматики и гидравлическими (гидрообъемными) исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами. Автоматизация трансмиссии облегчила физическую работу механика-водителя, а значит – повысила возможности БМД-3 на марше и в бою.

Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих колес со съемными зубчатыми венцами. При разработке БМД-3 специалисты ГБТУ обратили внимание на сближенное расположение задних опорных катков и ведущих колес, на слишком крутой подъем задней ветви гусеничного обвода, что при заторможенном ведущем колесе в повороте с радиусом, равным ширине колеи машины, приводило к образованию под ведущим колесом «мешка» с выходом траков из зацепления и, как следствие, к проскоку гусеницы на зубьях ведущего колеса. Были претензии и к прочности установки направляющего колеса, однако оно неплохо защищено от ударов, будучи «утопленным» в обводы лобовой части корпуса.

Направляющие колеса – сварные, односкатные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по пять на борт) односкатные, аналогичные каткам плавающего танка ПТ-76, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие ролики – по четыре на борт. Опорный каток устанавливается на короткой оси балансира на шариковых подшипниках. Пустотелые опорные катки на плаву служат дополнительными поплавками, улучшающими остойчивость машины. Поддерживающие катки – также односкатные, с массивной полиуретановой шиной.

На машине может использоваться два типа гусениц – основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые – цевочного зацепления, с последовательным резинометаллическим шарниром (введение РМШ стало существенным шагом в развитии движителя БМД); вторые – с последовательным открытым металлическим шарниром и сочлененными двойными траками (основной и дополнительный), установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм, масса собранной гусеницы из 84 траков – 557,5 и 782 кг. Трак основной гусеницы представляет собой фасонную штампованную плицу с двумя проушинами с одной стороны и тремя проушинами – с другой. К плице трака приварены два облегченных гребня. Цевками служат выступающие концы трака.

При движении по дорогам с твердым покрытиям на траки гусениц могут с помощью гаек крепиться асфальтоходные башмаки.

При установке снегоболотоходной гусеницы используются дополнительные опорные катки, а на корпус машины в районе эжекторных отсеков крепятся щитки, защищающие радиаторы от забрызгивания грязью.

Механизм натяжения гусениц, изменяющий положение направляющего колеса, – кривошипный, гидравлический, с регулировкой степени натяжения.

Подвеска машины – индивидуальная пневматическая (гидропневматическая). Она состоит из десяти пневматических рессор. Каждая пневморесора включает гидравлический и пневматический цилиндры, поршень со штоком, поршень-разделитель, пневмокамеру, зарядный клапан, гидравлический амортизатор двойного действия, автомат разгрузки, уплотнение, гидрозамок, соединительные трубопроводы. Корпус пневморессоры шарнирно соединен с неподвижной опорой, приваренной с внутренней стороны корпуса машины, а шток пневморессоры – с рычагом, установленным на шлицевом конце оси балансира подвески опорного катка. Пневматическая рессора сочетает в себе свойства упругого элемента и амортизатора, а также работает как исполнительный силовой цилиндр системы изменения клиренса и как механизм удержания опорных катков в верхнем положении при вывешивании корпуса. При использовании пневомрессоры для изменения клиренса машины рабочая жидкость из гидросистемы либо нагнетается в поршневую полость и сливается из штоковой – тогда балансир поворачивается от корпуса и происходит увеличение клиренса, либо жидкость сливается из поршневой полости – в этом случае силой веса подресоренной части машины происходит уменьшение клиренса. Минимальный клиренс машины 100, рабочий – 420, максимальный – 500 мм. Максимальный клиренс используется обычно при движении машины своим ходом со смонтированными на ней средствами десантирования. Для заправки пневморессор может использоваться азот или воздух, применяемая жидкость – гидравлическое масло МГЕ-10А. Гидросистема включает шестеренчатый и ручной насосы, управляется с места механика-водителя с помощью распределительного крана и кнопок пульта. Рабочее давление в системе – 150 кг/см2. Ограничителями хода опорных катков вверх служат упоры – полиуретановые буферы на алюминиевой подошве, жестко прикрепленные к бортам на кронштейнах.

Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Она преодолевает подъем крутизной 35° и крен 25°, ров шириной до1,5 м, может входить в воду с берега крутизной 30°, а выходить из воды на берег крутизной 25°.

Движение БМД-3 на плаву осуществляется с помощью водометного движителя. Два гидрореактивных водомета размещены в кормовой части корпуса по бортам машины. Для поворота один из водометов отключается. Отбор мощности на водометы выполнен от промежуточного вала МПП через редуктор. Привод включения водометных движителей – воздушно-гидравлический. Полости разряжения водометов используются в аварийной эжекционной водооткачивающей системе, обеспечивая общую производительность 1500 л/мин. Имеется вспомогательная водооткачивающая система (центробежный насос 1ЭЦН-27 с электроприводом) производительностью 60 л/мин. При движении на плаву на тихой воде с помощью пневмоцилиндров, управляемых с места механика-водителя, поднимается волноотражательный щит и выдвигается вверх из корпуса (из подкрылка правого борта у моторной перегородки) воздухозаборная труба. Таким образом, время подготовки БМД-3 к движению на плаву сократилось по сравнению с машинами семейства БМД–БТР-Д. При наличии волнения более 2 баллов должна ставиться дополнительная воздухозаборная труба, включенная в состав ЗИПа машины.

Движение машины на плаву потребовало ряда специальных решений. Дело в том, что поставляемый Челябинским тракторным заводом двигатель, полностью соответствуя заданию по большинству характеристик и габаритам, существенно превысил заданную массу. На плаву это давало большой дифферент на корму. Чтобы «приподнять» на плаву корму, угол открытия заслонок водометов ограничили для создания вертикальной составляющей реактивной силы струи. Установленные на корме ящики ЗИП превратили в поплавки. Часть десанта на плаву должна была пересаживаться вперед на универсальные сиденья (предназначенные, вообще-то, для парашютного десантирования).

На БМД-3 используется приемопередающая ультракоротковолновая телефонная радиостанция Р-173 («Абзац») с диапазоном частот 30–75.999 МГц, частотной модуляцией и штыревой антенной, симплексная. Радиостанция размещена в башне позади места командира, она обеспечивает работу на штыревую антенну высотой3 м,2 м,1 ми аварийную. Дальность связи на среднепересеченной местности – до20 кмпри работе на 2-м антенну. Антенный ввод расположен на наклонном листе башни около радиостанции. Рядом с радиостанцией установлены ультракоротковолновый радиоприемник Р-173П с частотной модуляцией (дальность связи до20 кмпри работе на 3-м антенну), а также аппаратура внутренней связи Р-174, телефонная с элекромагнитными ларингофонами на шесть абонентов.

Бортовая сеть БМД-3 – однопроводная, постоянного тока, напряжением 22,5–28,5 В. Источниками электроэнергии служат две свинцово-кислотные аккумуляторные батареи емкостью 85 А·ч и генератор переменного тока ГП-10А со встроенным выпрямителем мощностью 11 кВт. Приборами освещения служат: внешнего – две фары ФГ-126 белого света на башне и корпусе, фара (ИК осветитель) ФГ-125 для прибора ТВНЕ-4Б, ИК осветитель ОУ-5 прицела БПК-2-42, ИК осветитель ОУ-3ГА2 прибора ТКН-3МБ; внутреннего – два плафона дежурного освещения ПМВ-71 (один в переднем отсеке, один в районе моторной перегородки), створчатый фонарь КЛСТ-64 для местного освещения, фонари освещения РПКС74 и АГС-17. Приборы дорожной сигнализации – пять габаритных фонарей ГСТ-64-Л, датчик тормоза, звуковой сигнал С314Г.

Для обогрева боевого расчета в зимнее время в состав БМД-3 введены индивидуальные электронагревательные устройства, устанавливаемые в чехлы на сиденьях и подключаемые по потребности к бортовой сети.

Машине придается съемное бульдозерное оборудование для самоокапывания, устанавливаемое лишь на время отрывки укрытия или окопа. Масса съемной части этого оборудования – около 190 кг, ширина отвала – 3150 мм. На отрывку окопа для БМД-3 с помощью оборудования для самоокапывания требуется 1,5 ч.

На бортах корпуса установлены детали крепления парашютной системы и крюки, предназначенные для буксировки машины на плаву и на суше. Десантники, эксплуатирующие
БМД-3, обращали внимание на не совсем удачное расположение задних буксирных крюков – в корме по бортам, прямо позади ведущих колес. При ослаблении натяжения буксирного троса его коуш опускается на движущуюся гусеницу, та подтягивает его вверх, иногда пропарывая тросом нависающий над гусеницей нижний лист короба эжектора. Проблему удалось решить изменением конструкции коуша троса.

Снаружи машины уложены и закреплены два ящика ЗИП, брезент, лом, лопата, буй и другое имущество.

 

 

 

При заметном усложнении систем БМД-3 удалось достичь не только облегчения управления машиной, но и увеличения примерно вдвое времени пробега между ТО, а также значительного сокращения времени ежедневного технического обслуживания. Упрощение обслуживания достигнуто, в частности, более надежными соединениями трактов, в ходе доработки машины в серии упрощен ряд процедур (например, измерения уровня рабочей жидкости в МПП – весьма критичный показатель).

Если гарантийная наработка новой БМД-1, БМД-2 составляла 3000 км, а пробег до среднего ремонта – 7000 км, то для БМД-3 – 8000 и 9000 км соответственно. Хотя невнимания при техобслуживании машина, разумеется, «не терпит» (как, впрочем, и любая другая).

 

Тактико-технические характеристики БМД-3

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru