Турецкий колесный бронетранспортер Arma

Сергей Суворов
Журнал «Обозрение армии и флота» №3, 2013

 

Турецкая оборонная промышленность, развивающаяся в последние десятилетия особо бурными темпами, стала активно демонстрировать свои новые достижения в области разработки и производства новых образцов бронетанкового вооружения и техники (БТВТ). Так, например, если в этой сфере турецкими компаниями производились, по сути дела лицензионно, гусеничные бронетранспортеры FNSS ACV300 (остатки американских наработок по созданию прототипу БМП М2 «Bradley») и колесную бронированные машины «Cobra» (копия французской легкой бронемашины 4×4 «Panhard» VBL), то сейчас турецкими компаниями представлены миру уже несколько достаточно современных новинок – от современных бронеавтомобилей 4×4 до основного танка.

Среди этих новинок колесные бронетранспортеры турецкой компании «Otokar» ARMA в вариантах с колесной формулой 6×6 и 8×8.

 

Бронетранспортер ARMA 6x6

 

БТР ARMA 6×6 был разработан в рамках стартовавшей в Турции, так называемой программы создания «тактических колесных бронированных машин специального назначения» (Ozel Maksatli Taktik Tekerlekli Zirhli Arac, OMTTZA) для турецких сухопутных войск. Разработка бронетранспортера была начата в 2007 году и полностью финансировалась за счет собственных средств компании «Otokar». Помимо компании «Otokar» в программе также участвовали турецкие компании «FNSS Defence Systems» с бронетранспортером «Pars» и компания «НЕМА Endustri A.S.», дорабатывавшая БТР «Patria» AMV в вариант с колесной формулой 6×6.

Компания «Otokar» является филиалом крупнейшего турецкого концерна «Koc Group». Она давно занимается работами в области разработки и производства различных типов бронированных и не бронированных машин. Совсем недавно, компания выступила в качестве генерального подрядчика проекта «ALTAY», первого национального основного танка Турции.

Работа над проектом ARMA была начата в 2007 г. В рамках программы OMTTZA компания «Otokar» полностью отвечала за реализацию проекта от начала разработки концепции до завершения всех испытаний, включая разработку компоновки и дизайна, детальное проектирование, создание опытного образца, проведение квалификационных испытаний, компьютерное моделирование и всесторонние испытания опытного образца бронетранспортера. Прототип машины прошел на испытаниях около 10 000 км в различных условиях местности и в климатических зонах. В настоящее время БТР ARMA полностью готов для серийного производства.

В соответствии с программой OMTTZA к 2015 году планируется поставка в турецкие сухопутные войска 336 бронированных машин в различных вариантах: 30 – в варианте разведывательной машины подразделений РХБЗ, 36 – в качестве платформы для РЛС, 108 машин – в качестве платформ для монтажа различных средств разведки, 39 – в качестве командно-штабных машин и 108 – машины огневой поддержки, которые могут быть вооружены 20-мм автоматической пушкой с ручным управлением.

Разработанный компанией «Otokar» плавающий 6×6 имеет, в соответствии с современными тенденциями, модульную конструкцию. Опытный образец бронетранспортера впервые был представлен на международной выставке вооружений Eurosatory 2010 в Париже в июне 2010 года.

По оценкам специалистов и заявлениям разработчиков БТР ARMA обладает высокой подвижностью и обеспечивает высокий уровень противоминной и баллистической защиты экипажа. Модульная конструкция позволяет использовать различные варианты вооружения и оборудования для обеспечения современных боевых требований для решения тактических задач. Ожидается что, БТР ARMA будет иметь более лучшую рентабельность, чем его конкуренты и обладать превосходными техническими и тактическими свойствами.

 

Конструкция, компоновка

 

Бронетранспортер имеет колесную формулу 6×6. Машина способна перевозить экипаж из 10 человек, включая командира, водителя и восемь пехотинцев. Такую вместимость для относительно небольшой трехосной бронированной машины, конструкторы обеспечили благодаря размещению силовой установки в носовой части бронетранспортера у правого борта. Моторно-трансмиссионное отделение занимает порядка 45% длины машины и 2/3 ее ширины. По заявлению разработчиков, благодаря такой компоновке достигается высокая эффективность внутреннего объема и эргономичность.

Водитель машины расположен в носовой части корпуса слева, за ним располагается командир машины. Для их посадки в левом борту оборудована распашная, открывающаяся вперед, бронированная дверь. Кроме того и водитель и командир имеют люки в крыше корпуса.

Десант располагается в кормовой части корпуса вдоль бортов лицом к лицу. Для посадки и высадки десанта имеется в корме одностворчатая распашная бронированная дверь (открывается вправо) и два люка в крыше корпуса, закрывающиеся бронированными крышками. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах оборудованы закрывающиеся бойницы с установленными над ними небольшими бронестеклами для ведения наблюдения. Еще по такой же бойнице оборудовано в кормовой и бортовой дверях.

Несмотря на относительно большую высоту корпуса, высота обитаемого отсека не очень большая, поскольку значительное расстояние внутренней высоты корпуса занято трансмиссией. В результате этого сиденья расположены достаточно низко к полу обитаемого отделения машины.

По центру машины со смещением к правому борту в крыше корпуса оборудован люк для установки вооружения. Корпус машины выполнен полностью сварным из броневой стали.

 

Защищенность

 

По заявлениям разработчиков БТР ARMA обеспечивает высокую баллистическую и противоминную защиту благодаря сварному бронированному корпусу, который как бы образует бронекапсулу. Герметичный корпус также обеспечивает защиту от биологического и химического оружия.

Экипаж и десант БТР оснащены специальными антитравматическими сиденьями, которые наряду с дорожным просветом в 425 мм уменьшают негативные воздействия на экипаж и десант при взрыве на минах или самодельных взрывных устройствах.

Точные данные о баллистической защите бронетранспортера не афишируются, но по оценкам специалистов в плавающем варианте БТР ARMA его бронирование не превысит 2 уровня стандарта STANAG 4569. Что касается противоминной защиты, то учитывая относительно высокий дорожный просвет и антитравматические кресла, то она может достичь уровня 3b по этому стандарту.

Автоматическая противопожарная система в стандартную комплектацию машины не входит, а устанавливается опционально, по требованию заказчика. Также опционально может быть установлен и комплект для защиты от оружия массового поражения (ADE и другие элементы).

В стандартную компоновку АРМА 6×6 входит кондиционер.

 

Огневая мощь

 

В стандартном варианте БТР ARMA вооружен 12,7-мм пулеметом установленном на поворотной опоре. Ведение огня осуществляется из люка, на котором установлена пулеметная установка, Наведение оружия производится вручную.

Однако, по заявлениям разработчиков, БТР может быть оснащен широкой номенклатурой оружия с ручным или дистанционным управлением.

Так, например, на выставке IDEX-2013 в ОАЭ компания «Otokar» продемонстрировала вариант БТР с закрытой башенной установкой, в которой в качестве основного оружия используются 12,7-мм пулемет (или 40-мм автоматический гранатомет), а в качестве дополнительного оружия – 7,62-мм спаренный пулемет. В состав комплекса данного вооружения также входят цифровая система управления оружием (переключения темпа стрельбы, производство выстрела последнего в ленте патрона), комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел. Опционально могут быть установлены электромеханический стабилизатор оружия с электроприводами.

Продемонстрированный на выставке IDEF-2013 в Турции в мае 2013 г. БТР ARMA с колесной формулой 8×8 оснащался дистанционно управляемым боевым модулем «Mizrak 30», который также является собственной разработкой компании «Otokar». Вооружение данного модуля включает в себя 30-мм автоматическую пушку и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Также в состав боевого модуля входят 4 перспективных ПТУР L-UMTAS с лазерной системой наведения. Данные противотанковые ракеты спроектированы турецкой компанией «Roketsan».

По своей идеологии и внешнему виду боевой модуль «Mizrak 30» очень сильно напоминает боевой модуль, устанавливаемый на немецкую БМП «Puma».

Готовый к использованию боекомплект к 30-мм автоматической пушке с двойной подачей боевого модуля «Mizrak 30» состоит из 200 выстрелов в двух лентах боепитания. Процесс заряжания пушки в составе боевого модуля осуществляется под защитой брони. Боекомплект спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета состоит из 400 патронов, снаряженных в одну ленту. Установленное в боевом модуле прицельное оборудование позволяет вести боевые действия в любое время суток.

 

Подвижность

 

Высокую подвижность машине обеспечивают 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель с рабочим объемом 8,9 л, с водяным охлаждением, развивающий мощностью 450 л. с. Силовой агрегат соединен с автоматической шестиступенчатой коробкой передач, одноступенчатой раздаточной коробкой и колесными редукторами. Для повышения проходимости межосевые и межколесные дифференциалы могут блокироваться. Машина способна развивать скорость в 105 км/ч по шоссе. Топливные баки с объемом 350 л обеспечивают БТР запас хода 700 км.

Подвеска БТР ARMA рычажная, независимая гидропневматическая, обеспечивающая повышенную проходимость и подвижность на пересеченной местности, а также высокий уровень безопасности и комфорта для экипажа.

Версия БТР с колесной формулой 6×6 имеет удельную мощность 24,3 л.с./т, версия БТР с колесной формулой 8×8 – 18,7 л.с./т.

Бронетранспортер может передвигаться на спущенных шинах и в стандартной комплектации оснащен центральной системой подкачки шин. При движении по хорошим дорогам привод колес осуществляется на двух мостах (6×4). При движении в тяжелых условиях местности подключается третий ведущий мост (6×6).

Благодаря двум передним поворотным осям радиус поворота составляет 7,8 метра. Преодолеваемые углы въезда и съезда составляют 42°. БТР может преодолевать подъем крутизной 60% и двигаться по косогору с предельным боковым уклоном до 30%. Высота преодолеваемого вертикального препятствия составляет 0,6 м, а ширина преодолеваемой траншеи – 1,2 метра.

Движение на плаву БТР ARMA обеспечивают два гребных винта с гидравлическим приводом, размещенных снаружи корпуса машины в кормовой его части. Вариант машины с закрытой башней не плавает, но может преодолевать водные преграды глубиной до 1,55 м.

Электрическая система машины имеет напряжение 24 В, обеспечивается двумя 12-вольтовыми аккумуляторами емкостью по 125 А-ч и генератором.

Вариант БТР ARMA 6×6 имеет 6428 мм в длину, 2708 мм в ширину и 2223 мм в высоту. Полная масса бронетранспортера составляет 18 500 кг и грузоподъемность 4500 кг.

 

Бронетранспортер ARMA 8х8

 

Работа над версией бронетранспортера ARMA с колесной формулой 8×8 была начата еще в ходе разработки БТР ARMA 6×6 для того, чтобы сэкономить расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К концу 4-летнего этапа разработки, «Otokar» выпустила 3 прототипа новых бронетранспортеров ARMA и как сообщается, компания уже готова начать серийное производство всех моделей БТР.

Бронетранспортер ARMA с колесной формулой 8×8 имеет массу 24 тонны. По компоновке эта машина аналогична своему «собрату» БТР ARMA 6×6. Он способен перевозить 12 полностью экипированных солдат, включая водителя и командира машины. Машина может транспортироваться по воздуху при помощи транспортных самолетов типа С-130 «Hercules» или их аналогов.

БТР ARMA с колесной формулой 8×8 сохранил амфибийные способности. При движении по дорогам водитель бронетранспортера нажатием кнопки может легко переключаться с режима 8×8 на более экономичный режим 8×4.

Проходимость машины осталась на уровне версии 6×6.

Как сообщается, БТР ARMA 8×8 будут поставляться с большим набором стандартных и дополнительных опций, таких, как например, тепловизионные камеры 4-го поколения с круговым полем зрения, система предупреждения о лазерном облучении, цифровые средства радиосвязи, система постановки инфракрасных ловушек, пусковые установки дымовых завес, система защиты от ОМП, дополнительная композитная броня, противокумулятивная сетка, лебедка и усиленная противоминная защита. По требованию заказчика может быть установлено управляемое вручную или дистанционно оружие, а именно дистанционно управляемые пулеметы различного калибра, противотанковые ракетные пусковые установки, минометы, зенитные и ракетные пусковые установки.

Бронетранспортером заинтересовались представители вооруженных сил других государств. Как сообщили представители компании «Otokar», первый экспортный заказ на БТР ARMA на сумму в $10,6 миллиона был получен в декабре 2010 года. В июне 2011 года компания «Otokar» получила дополнительный экспортный контракт на сумму $63,2 миллиона. Однако в какие страны будут поставляться турецкие бронированные машины не уточняется.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru