Растоптанный «Росток»

Сергей Суворов
Журнал «Обозрение армии и флота» №6, 2012

 

Современные взгляды теории и практики вооруженной борьбы последнего десятилетия обращают внимание на все возрастающую роль мобильных сил, способных вести стремительные высокоманевренные действия на больших пространствах, как с развитой сетью дорог, так и на операционных направлениях вне дорог, а также в условиях сильных разрушений, затоплений, искусственных заграждений, где требуется широкий и быстрый маневр силами и средствами. В связи с этим военачальники вооруженных сил многих стран стали увлекаться формированием так называемых, мобильных сил, соответствующим указанным требованиям, а также заказывать необходимые для таких сил вооружения и боевую технику, главным образом колесную.

В спешном порядке в начале 2000-х гг. в ведущих странах мира стали создаваться колесные бронетранспортеры и боевые машины пехоты, в которых использовались колесные шасси колесных истребителей танков, разведывательных машин, самоходных минометов и другой техники. После нескольких лет напряженного труда в ряде стран к середине 2000-х стали появляться на свет, а затем и на вооружение вполне доведенные до ума образцы колесных бронетранспортеров, среди которых такие как VBCI (Франция), «Boxer» (Германия), «Piranha» (Швейцария), «Patria» (Финляндия) и другие. Все они имеют колесную формулу 8×8, которая доказала свое преимущество для таких машин многолетним опытом эксплуатации и боевого применения на БТР-60, -70 и -80 в СССР и России, противопульную защиту и предназначены, в основном, для ведения боя в условиях военных конфликтов низкой интенсивности.

Так сложилось, что ко времени рождения указанных зарубежных машин, некоторые российские военачальники, познакомившись на выставках с образцами колесного бронетанкового вооружения западного производства, через СМИ вылили ушаты грязи на отечественные БТРы и их разработчиков, заявив всему миру, что в России достойной машины такого класса не существует. Как говорится, «нет Пророка в своем Отечестве»…

 

История рождения

 

В те годы, когда создавался советский БТР-80, между прочим, являющийся на сегодняшний день одним из самых массовых и самым воюющим бронетранспортером в мире, речи о формировании мобильных сил и контртеррористических операциях не шло. Тогда шла «холодная война» и шла война в Афганистане. «Холодную войну» вели политики, а ту в Афганистане – солдаты, офицеры и ряд генералов. Война – экзаменатор строгий и жестокий. За просчеты конструкторов, комиссий по приему вооружений и техники, а также командиров, на ней расплачиваются кровью.

Поэтому сразу же после запуска в серию в 1985 г. нового БТР-80, конструкторы «ГАЗа» (а в то время только они в СССР занимались разработкой колесных БТР) под руководством Александра Масягина приступили к разработке новой машины этого класса. ОКР было присвоено наименование «Росток». Требования к новой машине формировались на основе анализа опыта, полученного в ходе боев в Афганистане.

Помимо высокой тактической и оперативной подвижности, новая колесная бронированная машина «Росток» должна была обладать высоким уровнем огневой мощи и защищенности. Ее вооружение должно быть универсальным, обеспечивая эффективное поражение открытой и укрытой живой силы противника, противотанковых средств малой, средней и большой дальностей, легких по массе боевых и специальных машин, а так же противодействовать тяжелым по массе боевым машинам, уничтожая последние или нанося им ущерб, вызывающий прекращение их функционирования на время боя. Также необходимо, чтобы вооружение было способно обеспечивать прикрытие от ударов малоскоростной авиации и ведение эффективного огня по противнику на господствующих высотах.

Одним из проблемных стал вопрос обеспечения необходимого уровня защиты и живучести машины. Появление к тому времени в больших количествах на вооружении как армий вероятного противника, так и формирований «моджахедов» в Афганистане крупнокалиберных пулеметов и снайперских винтовок, легких противотанковых средств, широкое использование минирования местности и дорог, выдвинуло новые требования по обеспечению защищенности новой машины. Решение этой проблемы только за счет увеличения броневой защиты машины неизменно привело бы к резкому росту ее боевой массы, что приводит к снижению показателей подвижности и практически лишает возможности преодолевать такими боевыми машинами вплавь водных преград. При этом проблема полностью не решается – машина все равно остается уязвимой от огня ручных противотанковых средств типа реактивных противотанковых гранат и гранатометов. В силу этого, к решению проблемы повышения защищенности и живучести нового БТР конструкторы подошли комплексно, за счет оптимального сочетания пассивных средств защиты (броневой корпус) и других мер, таких как повышение огневой мощи машины, ее разведывательных возможностей, применения систем активной защиты.

Так в Нижнем Новгороде уже после развала СССР в начале 1990-х годов в КБ горьковского автозавода «ГАЗ» (ныне конструкторы «ГАЗа», занимавшиеся разработкой военной техники объединены в «Военно-инженерный центр», входящий в ООО «Военно-промышленная компания») в рамках отработки ОКР «Росток» был создан колесный бронетранспортер нового поколения БТР-90 (ГАЗ-5923). Опытный образец машины был собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года.

И хотя чисто внешне новый БТР имеет некоторое сходство с прежними поколениями советских БТРов, «Росток» – это совершенно новая машина. БТР-90 отличает новая компоновка, более высокий уровень бронирования, современная автоматическая трансмиссия, наличие бортовой информационно-управляющей системы и мощный комплекс вооружения, соответствующий по огневой мощи комплексу гусеничной боевой машины пехоты БМП-2. По сочетанию показателей огневой мощи, защищенности и подвижности БТР-90 до сих пор не имеет аналогов в мире в своем классе! Если помните, на западе нечто подобное стало появляться более чем 10 лет спустя.

Комплекс вооружения БТР-90 «Росток» обеспечивает решение большого круга огневых задач, включая борьбу с танками и вертолетами противника. Использование в комплексе вооружения этой машины двухплоскостного стабилизатора оружия позволяет вести эффективный огонь по противнику с ходу, чего не было раньше на многих не только колесных, но и гусеничных бронетранспортерах мира.

В составе комплекса вооружения БТР-90 «Росток», размещенного в башне кругового вращения, имеется 30-мм автоматическая пушка 2А42 с двойным ленточным питанием, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТМ, комплекс управляемого ракетного вооружения «Конкурс» и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17.

Прицельный комплекс командира и наводчика обеспечивают ведение огня днем и ночью. Командир машины имеет в своем распоряжении комбинированный прибор наблюдения ТКН-3Б и дневной оптический прицел 1ПЗ-3. Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК3-42. Система управления огнем (СУО) комплекса вооружения БТР-90 «Росток» обеспечивает ведение огня из основного оружия с места командира машины. Наведение автоматической пушки, спаренного с ней пулемета и автоматического гранатомета стабилизировано в двух плоскостях. Углы наведения оружия составляют по вертикали – от -5° до +75°, по горизонтали – 360°.

Стрельба ПТУР «Конкурс» («Конкурс-М») может вестись как из машины, так и с выносной пусковой установки, что повышает огневые возможности и живучесть машины в обороне за счет распределения огня штатного оружия и скрытия истинного положения огневой позиции машины.

Боекомплект к автоматической пушке 2А42 составляет 500 патронов с бронебойными трассирующими, осколочными трассирующими и осколочно-фугасно-зажигательными снарядами, уложенными в две ленты. Боекомплект к спаренному 7,62-мм пулемету ПКТМ составляет 2000 патронов с пулями Б-32 и Т-46, также уложенных в одну ленту. Для 30-мм гранатомета АГС-17, смонтированного снаружи башни, имеется 400 выстрелов, снаряженных в одну ленту. Для комплекса управляемого ракетного вооружения имеется 4 ПТУР «Конкурс» или «Конкурс-М».

Комплекс вооружения обеспечивает возможность ведения эффективного огня с места и с ходу. С помощью ПТРК обеспечивается возможность эффективной борьбы с танками на дальностях до 4000 м, вертолеты могут поражаться огнем автоматической пушки на дальностях до 2000-2500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства – на дальностях 4000 м.

Высокие показатели защищенности и живучести машины обеспечивает закрытый сварной корпус бронетранспортера, выполненный из бронелистов увеличенной толщины, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту при попадании бронебойных снарядов малокалиберных автоматических пушек, остальные проекции – при попадании крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетанкового вооружения в афганской войне. При необходимости на корпус и башню бронетранспортера может быть установлено дополнительное бронирование.

В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа – старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях на люке водителя может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.

Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из пулеметов ПКМ, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к продольной оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых крышек бортовых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины крышек люков, как и у БТР-80, в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем на БТР-80. Используя нижние половины крышек бортовых люков как подножки, пехотинцы, стоящие на них, могут вести огонь из ПЗРК типа «Игла» или гранатометов.

БТР-90 оборудован автоматическими системами пожаротушения, коллективной защиты от ОМП и бортовой информационно-управляющей системой (БИУС).

Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером. Такой образец прошел испытания в одной из арабских стран, где показал свои высокие боевые и эксплуатационные качества.

Грузоподъемность шасси БТР-90 составляет до 7,5 т, а внутренний объем – до 12 куб. м.

Высокую подвижность машине обеспечивают мощный многотопливный дизельный двигатель и гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемной передачей, а также независимая торсионная подвеска колес с большими динамическими ходами и гидроамортизаторами повышенной энергоемкости. Мощность турбодизеля 2В-06, расположенного в корме машины, составляет 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у кормового броневого листа, защищен специальными крышками. В кормовой части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист. Для движения на плаву используются два водометных движителя.

Удельная мощность двигателя БТР-90 составляет 23,2 л.с./т, что при наличии гидромеханической коробки передач с возможностью автоматического управления, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его очень подвижным и маневренным.

На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. Коробка передач – автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя в гидромеханической коробке передач через дифференциальный механизм распределяется на два параллельных потока по бортам машины.

Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому». В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной АКПП, удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.

Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.

Шины нового БТР-90 обеспечивают нормальное передвижение при получении пулевых пробоин, а при необходимости возможно движение и на полностью спущенных шинах со скоростью 20 км/ч на расстояние до 200 км. Машина сохраняет подвижность и способна выполнять боевые задачи даже при полном разрушении четырех колес из восьми (не на одной стороне).

Максимальная скорость БТР-90 более 90 км/ч, а запас хода по дорогам с твердым покрытием не менее 800 км.

Несмотря на возросшую боевую массу, которая превышает 22 т, машина имеет прекрасные водоходные качества. Скорость на воде составляет 11 км/ч, при этом БТР-90 уверенно держится на плаву даже в трехбалльный шторм.

БТР-90 – первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины. Кроме того, в штатную комплектацию БТР-90 стала входить спутниковая навигационная система типа «Трона».

 

Новые модификации

 

Бронетранспортер БТР-90 продолжал совершенствоваться. Несмотря на высокие показатели основных боевых свойств базовой модели бронетранспортера БТР-90 «Росток», в ходе проведения государственных испытаний конструкторы «Военно-инженерного центра» постоянно работали над совершенствованием машины. Так были разработаны и предлагались потенциальным заказчикам, которые проявили большую заинтересованность, новые варианты БТР-90 с более совершенными комплексами вооружения и силовой установкой.

На БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок» разработки ГУП «КБП» значительно повышены показатели огневой мощи за счет включения в его состав новой автоматизированной СУО с современными прицельными комплексами наводчика и командира, установки нового мощного ПТРК «Корнет» и 30-мм автоматического гранатомета АГ-30.

Комбинированный дневно-ночной прицел наводчика (объединены оптический, тепловизионный, лазерный дальномерный и лазерный управления ПТУР каналы) и панорамный комбинированный прицел командира (имеет в своем составе оптический, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) позволяют увеличить точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу, и вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км.

Новые прицельные комплексы вместе с автоматизированной СУО обеспечивают дублирование стрельбы командиром.

Для улучшения условий боевой работы и повышения точности стрельбы стабилизатор вооружения выполнен на новой элементной базе, а в состав СУО включен цифровой баллистический вычислитель с системой датчиков условий стрельбы. Благодаря наличию автомата сопровождения целей значительно повышена вероятность поражения движущихся целей и низколетящих воздушных целей.

ПТРК «Корнет», имеющийся в составе комплекса вооружения БТР-90, за счет более высокой бронепробиваемости (до 1200 мм гомогенной брони) обеспечивает поражение с первого выстрела всех существующих и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м. Он устанавливается на многозарядной пусковой установке (по две ПУ с каждой стороны башни), не требующей перезарядки в ходе боя. При этом кроме повышения могущества действия, увеличивается боевая скорострельность, снижается опасность поражения экипажа и обеспечивается возможность стрельбы ПТУР с ходу.

В качестве дополнительного вооружения в составе комплекса вооружения БТР-90 имеется 30-мм автоматический гранатомет АГ-30. Стабилизированная по вертикали установка с бронированным магазином на 300 гранат размещена на тыльной части башни. Использование гранатомета в бою, в том числе при стрельбе с ходу, позволяет успешно бороться с живой силой укрывшейся в окопах, в складках местности, за искусственными и естественными преградами.

БТР-90 с комплексом вооружения «Бережок», оставаясь эффективным транспортным средством, получает возможность успешно решать другие боевые задачи (противотанковые, зенитные) на уровне специализированных средств. В итоге боевая эффективность БТР по сравнению со штатным вариантом машины возрастает в 3,2 раза (в качестве показателя эффективности при расчете был принят боевой потенциал комплексов вооружения). При выполнении типовой боевой задачи (атака взводного опорного пункта усиленной мотострелковой ротой) за счет увеличения дальности эффективной стрельбы в движении всеми видами боеприпасов, в том числе из гранатомета, потери в бою снижаются в 2,4–2,6 раза, а затраты на выполнение боевой задачи – в 1,5–1,7 раза.

Еще большие огневые возможности получает БТР-90 с комплексом вооружения «Бахча». В его состав входят 100-мм орудие-пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТМ в едином блоке оружия.

Комбинированный дневно-ночной прицел наводчика с оптическим, тепловизионным, лазерными дальномерным и управления ПТУР каналами, а также панорамический комбинированный прицел командира с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным дальномерным каналом обеспечивают высокую точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу. Новые оптико-электронные приборы прицельных комплексов наводчика и командира позволяют вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км.

В состав автоматизированной СУО комплекса вооружения «Бахча» включен цифровой баллистический вычислитель с системой датчиков условий стрельбы и автомат сопровождения целей, обеспечивающий высокую вероятность поражения движущихся целей и низколетящих воздушных целей.

Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К117 с ПТУР 9М117М «Аркан», имеющийся в составе комплекса вооружения «Бахча» БТР-90, обеспечивает поражение с первого выстрела всех существующих танков, в том числе оснащенных динамической защитой, на дальностях до 5500 м, как с места, так и с ходу. Система управления ПТУР комплекса с телеориентированием ракеты в информационном лазерном луче имеет высокую помехозащищенность и не вызывает срабатывания датчиков лазерного облучения на поражаемых танках, за счет слабой интенсивности излучения. Автомат заряжания ПТУР обеспечивает высокую боевую скорострельность и снижает утомляемость экипажа.

Автоматизированная СУО в комплексе с двухплоскостным электромеханическим стабилизатором оружия дает возможность ведения огня из 100-мм орудия-пусковой установки выстрелами с осколочно-фугасными снарядами с закрытых огневых позиций.

По желанию заказчика бронетранспортеры БТР-90 могли быть оснащены дополнительным оборудованием.

 

Печальный финал

 

Перед самым принятием на вооружение бронетранспортера БТР-90 в российские Вооруженные силы, конструкторы начали проработку возможности установки в машину турбодизеля УТД-32Т мощностью 660 л.с.

После успешного завершения государственных испытаний БТР-90 был принят на вооружение Вооруженных Сил Российской Федерации приказом МО РФ № 324 от 9 июня 2008 г., став первым новым российским колесным бронетранспортером, принятым на вооружение с момента создания Российской армии.

Но решением ряда военачальников Министерство обороны РФ отказалось закупать БТР-90 и не включило их в список госпрограммы вооружения до 2020 года. Годы упорного труда коллективов конструкторов, научных организаций и управлений Министерства обороны РФ, миллионы, даже не рублей, а долларов США, государственных средств канули в Лету. Причина такого «преступного» решения официально озвучена примерно как: «в связи с пересмотром концепции вооружений Сухопутных войск», а по-простому, не понравилось некоторым начальникам расположение бортовых десантных люков. Вот если бы для десанта был бы выход на корму – тогда бы можно было включить БТР-90 в госзаказ, так как на Западе БТРы делают с кормовым выходом. Помнится в истории России как-то было уже слепое насаждение в армию западноевропейских порядков…

А нынешние российские начальники просто забыли, что в условиях ведения боя в контртеррористической операции (читай – при попадании под обстрел из засады) или в военном конфликте низкой интенсивности (читай – при подрыве на самодельном взрывном устройстве и попадании под обстрел из засады), один кормовой выход – это смерть всему десанту. Один автоматчик противника аккуратно «сложит» весь десант прямо на аппарель. Два бортовых выхода дают возможность десанту выйти из машины на противоположную от обстрела сторону, прикрываясь при этом корпусом БТРа, а затем отразить атаку противника организованным огнем. Но для этого надо хотя бы немного представлять бой, а большим генералам пока не до этого.

Вот так бездарно был растоптан «Росток».

 

 


 

 

Тактико-технические характеристики БТР-90 различных модификаций


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru