Бронеавтомобиль М1117 «Guardian» на смену «Хаммеру»

В. Борзенко
Журнал «Моделист-конструктор» № 11'2014

 

В середине 1980-х гг. знаменитым «джипам», много лет состоявшим на вооружении американской армии, потребовалась замена. Тогда военные выбрали автомобиль М1025/М1026 HMMWV (Hummer — «Хаммер»), выпускавшийся фирмой AM General, признанный как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство». Он оказался более функциональным и мощным, крупнее по своим габаритам, но все же остался всего лишь полноприводной машиной общего назначения.

В эти годы военные специалисты США, с изменением американской военной доктрины, потребовали постановку на вооружение армии бронированных машин, которые могли бы выдерживать обстрел из стрелкового оружия, осколки снарядов, даже подрывы мин. Одним словом, могли проявить бы большую живучесть в сложившейся ситуации на поле боя.

При ведении боевых действий в вооруженных конфликтах и локальных войнах танки показали себя слишком массивными и маломаневренными не только в стесненных городских районах, но и в условиях предгорий, высокохолмистой местности, наряду с бронетранспортерами такие автомобили стали необходимы, заполнив образовавшуюся «брешь» между тяжелой бронетехникой и небронированными легкими машинами.

На этот раз армейское командование выбрало производимый в США корпорацией «Textron» броневик М1117 «Guardian», или ASV-150, прототипами которого были известный колесный бронетранспортер «Commando» и его поздний вариант V-150.

Первая серия таких машин в количестве 94-х единиц была выпущена в конце марта 1999 г. Вначале их передали в войсковые подразделения в Уоррене, штат Мичиган. В августе 2000 г. часть их направили в 18-ю Военную полицейскую бригаду, дислоцировавшуюся в Германии. В составе 709-го батальона этой бригады они попали в Косово, участвовали в операции по поддержанию мира на Балканах.

Их действия здесь были оценены как удачные. Однако признание в войсках М1117 получили позже – в Ираке, куда броневики поступили летом 2003 г. с той же бригадой. Здесь они использовались в американской военной полиции (МР) в зоне боевых действий для патрульно-дозорной службы, сопровождения колонн, а также в качестве боевых наблюдателей. В Ирак эти автомобили стали прибывать регулярно и в больших количествах, постоянно пополняя ряды техники в войсковых подразделениях.

К 2011 г. оказалось, что армией США было заказано в общей сложности 3030 единиц М1117, еще 414 — переоборудованных в бронемашины артиллерийских наблюдателей М1200 «Armored Knight». Последние заказы на выпуск броневиков поступили в 2011 г.

Кроме того, 370 единиц были переданы Ираку, 40 – Колумбии, около десятка – Болгарии.

 

Бронеавтомобиль М1117 был принят на вооружение армии США в 1999 г. Это была полноприводная бронированная машина массой в 13,4 т. Напомним, что несколько выше стоящие в войсковой иерархии боевые машины «Stryker» и М2 «Bradley» имели массу в 20 и 25 тонн соответственно. Ниже стоящий «Hummer» обладал массой всего в несколько тонн, например, усиленный бронированный М1114 имел массу в 4,5 т. По своим возможностям и предназначению М1117 как раз и занимал нишу между ними.

Керамическая композитная броня машины обеспечивала защиту экипажа при обстреле 12,7-мм бронебойными пулями, при попадании в корпус осколков 60-мм мин – при разрыве в 10 м от машины, осколков 155-мм снарядов – при их взрыве на расстоянии более 15 м. Днище выдерживало подрыв самодельных взрывных устройств, имеющих тротиловый эквивалент до 5,4 кг.

Командир броневика занимал правое переднее сиденье, водитель – левое. Ветровые стекла перед ними, а также боковые были бронированными. По бортам имелись двери входа/выхода экипажа, выходная дверь была также и в корме.

Вооружение размещалось в небольшой одноместной башне и состояло из 40-мм гранатомета Мк19, крупнокалиберного 12,7-мм пулемета М2НВ «Browning», а также 5,56-мм вспомогательного пулемета. Гранатомет имел эффективный радиус поражения до 1800 м при возможности ведения стрельбы на дальности до 6800 м. Сзади на крыше башни находились блоки с четырьмя дымовыми гранатометами М257.

Башня могла вращаться на все 360°, обеспечивая круговой обстрел с угловым возвышением до 60°. Для возможности ведения круглосуточного обзора местности, а также прицельной стрельбы были установлены приборы дневного/ночного видения М36Е2.

На борту броневика в боезапасе имелись 96 гранат и 200 патронов к пулемету М2НВ.

М1117 имел колесную формулу 4×4, 6-ступенчатую автоматическую коробку передач «Allison MD3560», независимую подвеску колес со спиральными пружинами, обеспечивавшую отличную маневренность и управляемость.

Мощность его 6-цилиндрового дизельного двигателя «Cummins 6СТА8.3» с турбокомпрессором составляла 260 л.с. Это позволяло развивать скорость по шоссе до 100 км/ч. На скорости до 60 км/ч броневик был способен буксировать двухколесный трейлер М1102 или прицеп М1101 с полной массой до 1900 кг и 3400 кг соответственно, а также 3/4-тонный грузовой М101. На них могли перевозиться аппаратура, вспомогательное оборудование, агрегаты для использования самих машин в качестве, например, боевых наблюдателей или ремонтных мастерских. Возможна была и эвакуация поврежденных машин типа «Хаммер» с позиций в ближайший тыл.

Броневик за 7 с мог разогнаться до скорости 40 км/ч. Бак емкостью 190 л давал возможность проходить без заправки расстояние до 700 км. При этом он мог преодолевать препятствия высотой до 0,5 м, а также брод глубиной до 1,5 м без какой-либо подготовки. Был снабжен автоматической системой CTIS регулировки давления в шинах каждого колеса. Имел фильтровентиляционную установку, кондиционер. Для самовытаскивания, а также для участия в ремонтно-эвакуационных работах перед корпусом устанавливалась лебедка с тяговым усилием около 7 тонн.

Станция AN/PSN глобальной системы GPS, размещенная в салоне машины, позволяла отслеживать маршрут передвижения. Связь с подразделениями осуществлялась двумя радиостанциями AN/VRC-91, в качестве внутреннего переговорного устройства служила AN/VIC-3.

Бронеавтомобиль М1117:

1 – боковое бронестекло водителя; 2 – башня; 3 – боковая дверь корпуса; 4 – запасные канистры; 5 – боковое бронестекло командира; 6 – 12,7-мм пулемет М2НВ; 7 – 40-мм гранатомет Mk 19; 8 – прибор наблюдения; 9 – башенный люк; 10 – люк водителя; 11 – люк командира; 12 – выходная труба; 13 – блок дымовых гранатометов М257; 14 – кормовая выходная дверь; 15 – антенны радиостанций; 16 – ветровое бронестекло; 17-лебедка

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Существовало несколько модификаций бронеавтомобиля М1117. В их числе:

– бронетранспортер (с экипажем и десантниками);

– командно-штабная машина;

– машина разминирования;

– ремонтно-эвакуационная машина;

– машина артиллерийских наблюдателей;

– минометная установка;

– медицинская бронированная машина.

Военные специалисты считали большим преимуществом принятие М1117 на вооружение армейских подразделений в связи с возможностью их транспортировки на большие расстояния. Так, на стратегическом военно-транспортном самолете Boeing C-17 «Globemaster III», предназначенном для перевозки крупногабаритных грузов на межконтинентальную дальность с возможностью доставки их на небольшие неподготовленные аэродромы, могло разместиться сразу шесть таких броневиков. Это также вполне соответствовало принципам новой военной доктрины США.

 

Бронеавтомобиль М1117 «Guardian»
Внутренний интерьер
Машина артиллерийских наблюдателей М1200 «Armored Knight»

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru