Сербские колесные бронированные машины LAZAR

Сергей Суворов, кандидат военных наук
Журнал «Обозрение армии и флота» №4, 2015

 

Бронетранспортер «Lazar» BVT

 

В 2008 году сербская компания «Jugoimport SDPR» представила на утверждение Министерства обороны своей страны проект новой колесной бронированной машины «Lazar» BVT. Новый бронетранспортер назвали в честь князя Лазаря Хребеляновича, правившего Сербией в XIV веке и возглавившего сербскую тяжелую конницу в битве при Косово летом 1389 года.

Перед началом разработки нового образца техники сербские военные и промышленники из Военно-технического института министерства обороны Сербии и компаний «Jugoimport SDPR» и «Fiat Auto Poland» пришли к выводу о необходимости создания собственного проекта, поскольку он мог бы хорошо повлиять на состояние промышленности страны, а также улучшить ее обороноспособность. При определении облика будущего бронетранспортера инженерами компании «Jugoimport SDPR» было сразу определено, что машина сможет стать основой для нескольких образцов боевых и вспомогательных машин, а также получит комплекс средств защиты, свойственный технике класса MRAP. В качестве сферы применения перспективного БТР предполагалось ведение патрулирования местности и в городских условиях, а также сопровождение колонн. Это оказало влияние на окончательный облик машины. Натурный образец новой боевой многоцелевой бронированной машины впервые был представлен для всеобщего обозрения компанией Jugoimport SDPR в 2009 году на выставке «Partner 2009» в Белграде.

Новый бронетранспортер с колесной формулой 8×8 получивший официальное название BVT-8808-SR «Lazar» был разработан на шасси военного автомобиля FAP-2632-BDS/A/8X8 и предназначается для транспортировки личного состава в количестве 10 человек или военных грузов.

На модернизированном шасси автомобиля был установлен оригинальный бронированный однообъемный корпус с хорошими показателями защиты. В базовом исполнении броня боевой машины обеспечивает защиту уровня по 3 уровню в соответствии со стандартом STANAG 4569 и выдерживает попадание бронебойной пули патрона 7,62×51 НАТО или бронебойной пули Б-32 патрона 7,62x54R снайперской винтовки СВД. На бронированном корпусе машины могут быть установлены дополнительные модули защиты, способные повысить защиту до 5 уровня стандарта STANAG 4569, что позволяет обеспечить защиту от попадания 25-мм бронебойного снаряда. Также неоднократно упоминалось о возможности монтажа дополнительных средств, таких как противокумулятивные решетчатые экраны и системы динамической защиты. Их применение при определенных обстоятельствах может защитить БТР «Lazar» BVT от попадания кумулятивных гранат РПГ. Клиновидное V-образное днище корпуса машины в сочетании с использованием специальных анититравматических кресел и герметизации корпуса обеспечивает защиту экипажа и десанта от взрывной волны фугаса или мины эквивалентным заряду 6 кг ТНТ, подорвавшегося под колесом.

Экипаж бронированной машины, состоящий из тех человек, размещается в носовой части машины. Пехотинцы в количестве 10 человек могут десантироваться из бронемашины как с кормовой части, где находятся бронированные двери, так и через бортовые двери, расположенные ближе к носовой части, или через аварийные люки в крыше корпуса машины.

Полная масса БТР «Lazar» составляет около 28 тонн (с комплектом дополнительной защиты). Мощный дизельный двигатель, развивающий до 440 л.с., расположенный в носовой части бронемашины, позволяет ей развивать максимальную скорость по шоссе до 95 километров в час.

Сразу за двигателем размещены рабочие места механика-водителя и командира. Наблюдение за дорогой и местностью водитель и командир осуществляют через большие передние и боковые (в бортовых дверях) окна с бронированными стеклами. Бронестекла обеспечивают защиту по третьему уровню стандарта STANAG 4569. Садиться в бронемашину и покидать ее командир и водитель могут, как через десантное отделение, так и через индивидуальные двери в бортах. Они расположены рядом с сиденьями и открываются поворотом вперед. Аналогичные бронестекла установлены в 12 окнах десантного отделения: по пять на бортах и два на кормовых дверях.

За отделением управления с рабочими местами водителя и командира в бронетранспортере «Lazar» BVT располагается боевое отделение, где устанавливается боевой модуль и рабочее место наводчика-оператора. В стандартном варианте боевая машина оснащена дистанционно управляемым боевым модулем, в котором установлены автоматическая пушка М55 калибра 20 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Также на бронетранспортере установлены четыре пусковые установки дымовых гранат. Планируется установка на боевую машину «Lazar» и других вариантов вооружения, таких как: 30-мм автоматическая пушка М86 производства сербской компании «Zastava», усовершенствованный вариант ПТРК «Малютка-2», 12.7-мм, пулемет М87, 30-мм автоматический гранатомет BGA сербского производства. Также рассматривается возможность установки обитаемой башни массой до 2.000 кг. Комплекс вооружения бронетранспортера оснащен новейшей автоматизированной системой управления огнем национальной разработки.

В кормовой части корпуса имеется достаточно просторное десантное отделение, занимающее примерно половину от общей длины машины. В нем предусмотрены десять мест для десанта. Бойцы сидят в два ряда, лицом к бортам, что позволяет солдатам вести огонь из личного оружия через амбразуры в бортах. Прикрываемые задвижками бойницы располагаются прямо под окнами наблюдения за окружающей обстановкой. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе бронекорпуса оборудованы две двери, разделенные стойкой. Снаружи корпуса, под дверью установлены подножки.

Бронетранспортер «Lazar» BVT оснащается современными системами связи и спутниковой навигации, фильтровентиляционной установкой и рядом других систем и оборудования. При необходимости машина может быть оснащена системой кругового видеонаблюдения за местностью.

Согласно заявлениям представителей Министерства обороны Сербии, планируется производство других образцов бронированных машин на базе бронированной машины «Lazar» – командно-штабных машин, 120-мм самоходного миномета, самоходной артиллерийской установки, самоходного зенитного ракетного комплекса, бронированной медицинской машины и БРЭМ.

БТР «Lazar» BVT используется в Сербской армии, а также активно продвигается компанией «Jugoimport SDPR» для поставок за рубеж. Серийное производство БТР «Lazar» BVT – первой машины семейства бронированных машин «Lazar» – началось в 2008 году, после чего он начал поставляться в сербские вооруженные силы. Согласно некоторым источникам, Сербия отправила несколько бронетранспортеров «Lazar» BVT в Бангладеш, но точное их количество и сумма контракта не разглашаются.

 

Бронетранспортер «Lazar

 

На прошедшей в Белграде в июне 2013 года 6-й оборонной выставке «Partner 2013» сербская компания «Yugoimport SDPR» впервые представила прототип нового высокозащищенного бронетранспортера «Lazar 2» с колесной формулой 8×8. Машина разработана при ведущей роли Белградского Военно-технического института и изготовлена на построенном «Yugoimport SDPR» новом предприятии «Complex Battle System» в городе Велика-Плана.

Конструктивно «Lazar 2» является развитием разработанного в Сербии бронетранспортера «Lazar» BVT, представляющего собой гибрид многоосного бронетранспортера и машины класса MRAP. Общие элементы облика и конструкции нового бронетранспортера «Lazar 2» в основном соответствуют базовой машине. Однако новый БТР имеет измененную форму обводов бронекорпуса, более приближенных к современным колесным бронетранспортерам. Значительной доработке подверглась лобовая часть машины. Вместо лобового листа со стеклами на новом бронетранспортере установлен бронелист большей толщины и с меньшим количеством технологических отверстий. Теперь вместо лобовых стекол водителя и командира установлены броневые люки с приборами наблюдения. Также, ввиду изменения лобовой части, была перекомпонована приборная доска водителя. Часть приборов теперь располагается немного выше по сравнению с предыдущей моделью БТР. При этом бронированный корпус обновленного варианта стал длиннее на несколько сантиметров (длина 7,4 м) и заметно шире (2,75 м против 2,4 м). В результате этого боевая масса увеличилась до 24,3 тонн. Для компенсации выросшего веса инженерам «Yugoimport SDPR» пришлось оснастить бронетранспортер новым двигателем мощностью 480 л.с. Замена силовой установки позволила не только сохранить на прежнем уровне ходовые качества, но и немного их улучшить. Машина по шоссе теперь способна разгоняться до скорости 100 км/ч.

Десантное отделение боевой машины не претерпело никаких значительных изменений, кроме оснащения внутренней поверхности корпуса антиосколочной защитой из материалов на основе арамидной нити. Внутри десантного отделения по-прежнему могут ехать десять бойцов с оружием.

Представленный опытный образец был оснащен разработанной предприятием «Zastava Arms» новой необитаемой (опционально обитаемой) башней с новой 30-мм автоматической пушкой разработки того же предприятия и с пусковыми установками ПТУР. По заявлениям разработчиков баллистическая и противоминная защита машины, соответствует 4 уровню стандарта STANAG 4569.

На бронетранспортере «Lazar 2» используются средства связи и система спутниковой навигации новых моделей.

Во время выставки «Partner 2013» сербский министр обороны А. Вучич сообщил, что подписан контракт на поставку БТР «Lazar 2» Пакистану. Также упоминалось, что в свое время Пакистан взял на себя часть финансирования программы разработки новой машины. Как сообщала сербская пресса, свой интерес к новому бронетранспортеру проявляют и другие страны.

 

Технические характеристики БТР семейства «Lazar»

 

«Lazar» BVT

«Lazar 2»

Экипаж, чел.

3 + 10

3 + 10

Боевая масса (с доп. защитой), кг

19000

(28000)

24300

Удельная мощность, л.с./т

23,15

(15,7)

19,75

Длина, м

7,25

7,4

Ширина, м

2,4

2,75

Высота, по крыше корпуса, м

2,45

2,4

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

95

100

Запас хода по шоссе, км

600

800

Мощность двигателя, л.с.

440

480

Вооружение:

 

 

- автоматическая пушки

1 Х 20-мм М55

1 Х 30-мм М86

- спаренный пулемет

1 Х 7,62 мм

1 Х 7,62 мм

- ПУ ПТУР

2 Х «Малютка-2»

2 Х «Малютка-2»

Автоматизированная СУО

есть

есть

Система защиты от ОМП

есть

есть

 

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru