ФИНСКИЙ ПРОРЫВ

Колёсная боевая бронированная машина Patria AMV
Сергей Суворов, эксперт по бронетехнике, полковник запаса
Журнал «Обозрение армии и флота» №1 / 2012 г.

 

Из существующих на сегодняшний день бронированных колесных боевых (БКМ) машин, финский бронетранспортер Patria AMV с колесной формулой 8×8 является наиболее удачным в своем классе. По сути, эта машина стала родоначальником новой тенденции в развитии бронетехники – создания унифицированной колесной бронированной платформы. Несколько ранее эта идея прорабатывалась российскими конструкторами, создавшими колесный бронетранспортер БТР-90, который планировалось использовать именно как универсальную колесную платформу, но в силу ряда обстоятельств Министерство обороны России отказалось от закупок этой, не имевшей равных в мире в своем классе, машины.

Финские конструкторы компании Patria Vehicles Oy смогли довести свою работу до логического конца и предложить на международный рынок боевых колесных машин свою разработку. Сейчас финские производители колесных бронированных машин вошли в пятерку мировых лидеров по объему продаж БКМ на международном рынке и после США и Канады делят третье место с российской «Военно-промышленной компанией». Объемы поставок колесной бронетехники этими компаниями составляют по 11% от общего объема продаж в мире.

Разработка БКМ Patria AMV (AMV – Armoured Modular Vehicle) была начата в середине 90-х годов прошлого века. В основу новой машины легли результаты тщательных исследований, проведенных научно-техническими подразделениями финских сил обороны, завершивших в 1995 году анализ концепций различных типов БКМ и сформулировавших требования к новой машине, а также опыт финских конструкторов по созданию, эксплуатации и боевого применения семейства БТРов SisuPasi XA-180 с колесной формулой 6×6, серийно выпускавшихся в Финляндии с 1984 года. Проект нового колесного бронетранспортера конструкторами разрабатывался с широким применением компьютерных 3D технологй, что обеспечило значительное сокращение сроков проектирования и строительства опытных образцов. Последующие успешные испытания опытных образцов показали, что машина оправдала все ожидания и соответствует все техническим требованиям, которые были предъявлены при разработке проекта. Прорабатывались несколько вариантов машины с колесными формулами 6×6, 8×8 и 10×10. Однако в результате исследований инженеры компании Patria Vehicles и специалисты министерства обороны Финляндии пришли к выводу, что оптимальным вариантом для замены БТРов ХА-180 должны стать машины с колесной формулой 8×8. Это определялось тем, что в соответствии с предъявленными требованиями необходимо было увеличивать защищенность машины, а, следовательно, и ее массу, а также возросли требования к максимальной полезной нагрузке, определяющей возможность установки на БКМ различных вариантов боевых модулей.

В тесном сотрудничестве со специалистами министерства обороны Финляндии и конструкторы компании Patria Oyj к 2000 году завершили проработку технического проекта будущего бронетранспортера.

В ноябре 2001 года был построен и готов для испытаний первый опытный образец БКМ Patria AMV. В базовой конфигурации корпуса он предусматривал возможность установки широкой линейки боевых модулей, включая башни с установленными в них 25-30-мм автоматическими пушками, для использования в качестве колесной БМП. Кроме того, разработанный опытный образец БКМ предусматривался под использование в качестве БТР, подвижного командного пункта и бронированной медицинской машины.

Второй опытный образец, разрабатываемый компанией, должен был иметь более высокий корпус в задней части машины, для увеличения внутреннего объема машины для использования ее в целях машины управления и связи с установкой мачты с механическим приводом, БРЭМ, медицинской машины с возможностью оказания врачебной помощи и т.д.

Министерством обороны Финляндии в декабре 2001 года были заказаны два опытных образца машины для проведения испытаний, которые были поставлены в 2003 году.

Далее события развивались стремительно: не успели еще финские военные начать полноценные испытания, а от министерства обороны компании Patria поступил заказ на поставку 24 машин Patria AMVs с установленными на них минометными системами AMOS (Advanced MOrtar System) со сроком поставки в армию в 2006-2009 годах. Сама минометная система была разработана совместной финско-шведской компанией Patria Hagglunds (компания включает Patria VAMMAS, Финляндия и Hagglunds Vehicle, Швеция), и вызвала большой интерес у военных скандинавских стран. А шасси БКМ Patria AMV подошло к этой системе как нельзя кстати. Вслед за этим контрактом последовал новый заказ от министерства обороны Финляндии – 100 машин, оснащенных дистанционно управляемым боевым модулем, правда немного погодя, заказ был сокращен на 38 машин, и составил 62 машины.

В декабре 2002 года польское министерство обороны после почти двухлетнего, с момента объявления и так реально не проведенного тендера на поставку БТРов, разместило заказ компании Patria на 690 машин (в дальнейшем он был увеличен еще на 133 единицы). Именно благодаря этому контракту Patria и стала одним из ведущих в Европе производителей бронированных колесных машин в весовой категории до 30 тонн. Позже последовали заказы от армий Южной Африки, Объединенных Арабских Эмиратов, Хорватии, Словении. В большинстве своем заказы следовали с условием организации сборки или лицензионного производства финских БКМ на заводах заказчика. В 2004 году Patria AMV стала первой серийно выпускаемой БКМ 4-го поколения.

 

Описание конструкции

 

Главной особенностью БКМ Patria AMV является модульность конструкция. Причем модульность, по заявлениям разработчиков, обеспечивается в двух измерениях.

Первое измерение – это обеспечение модульности при построении самой системы шасси машины. Заказчик может заказать для своих машин тот или иной тип силовой установки и трансмиссии, системы охлаждения, обогрева, кондиционирования, систему коллективной защиты от ОМП, размер и тип колес. Например, в БКМ Patria AMV могут быть установлены дизельные двигатели мощностью от 335 до 536 л.с.

Второе измерение – это обеспечение того или иного назначения машины за счет различной комплектации одного и того же шасси: БТР, колесная БМП, БРЭМ, БММ, КШМ ит.д.

Масса машины Patria AMV, в конфигурации БТР, без экипажа и полезной нагрузки составляет 16 тонн. Максимально допустимая масса для БКМ Patria AMV составляет 26 тонн, что обеспечивает максимальную несущую способность шасси до 10 т. Внутренний заброневой объем машины составляет 13 м2. При этом габариты машины, в отличие от большинства современных бронемашин с колесной формулой 8×8, позволяют соответствовать распространенному в настоящее время требованию военных о том, чтобы бронемашины можно было транспортировать самолетом типа С-130 Hercules. При этом Patria AMV сохраняет возможность плавать, если ее масса не превышает 22 тонн. Этот предел достаточен для установки на машину двухместной башни, как это было продемонстрировано на испытаниях. В этом случае, в кормовой части БКМ Patria AMV устанавливаются с каждого борта по водометному движителю в кожухе, с гидроприводом. Водометы обеспечивают машине скорость на плаву до 10 км/ч. В дополнение к водометным движителям машины, предназначенные для движения на плаву, оборудуются волноотражательным щитком.

Основной версией БКМ Patria AMV все же является бронетранспортер, поэтому на примере этой машины и будет рассмотрена компоновка машины.

Корпус машины разделен на 4 отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное (МТО).

Еще одна оригинальность конструкции БКМ Patria AMV в том, что корпус машины установлен на подрамнике, и именно к нему крепится ходовая часть, а не непосредственно к корпусу, как на большинстве машин. В подрамнике же установлена и карданная передача, осуществляющая передачу крутящего момента к колесам. Такая конструкция – расположение корпуса на подрамнике – значительно упрощает конструкцию нижней части корпуса, подрамник обеспечивает защиту карданной передачи от механических повреждений и облегчает ремонт.

Корпус сварен из листов броневой стали повышенной твердости Armox, изготовленных компанией Swedish steel. В стандартном исполнении он обеспечивает защиту от попадания пуль 7,62-мм боевых патронов 7,62×51 (винтовочный патрон стандарта НАТО) общего назначения, т.е. в этом исполнении защита соответствует 2 уровню защиты по натовскому стандарту STANAG-4569.

Отделение управления расположено в носовой части корпуса у левого борта. В нем расположено сиденье водителя и органы управления машиной и ее системами. Сиденье водителя прикреплено к полу, но не непосредственно, а через специальный подрамник, на котором сиденье установлено вместе с педалями и рулевым колесом, таким образом, что они остаются в том же самом положении относительно друг друга, если сиденье перемещают вверх и вниз, для удобства управления водителем в боевом или походном положениях, т.е. с закрытым люком или при открытом люке и головой, выглядывающей над корпусом. Над сиденьем водителя имеется люк прямоугольной формы, крышка которого открывается назад. В ее передней части во всю ширину вмонтирован призматический прибор наблюдения с углом обзора 150°. При вождении машины в походном положении, когда голова высунута из корпуса, водитель может использовать складывающееся ветровое стекло с боковыми окнами на шарнирах. Это складывающееся стекло при ненадобности укладываются под специальный щиток в наклонном броневом листе корпуса. Кроме того, у водителя имеется монитор, отображающий изображение с небольшой телевизионной камеры, установленной в корме корпуса, над кормовой дверью. Она помогает водителю двигаться задним ходом и наблюдать за движущимися сзади машинами.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено справа от отделения управления и занимает более двух третей ширины корпуса машины и более трети ее длины. В МТО размещаются двигатель, трансмиссия и системы, обеспечивающие работу двигателя. Как и принято, в последнее время во многих странах Запада, производящих и продающих на экспорт военную технику, в БКМ Patria AMV для снижения стоимости производства широко используются серийные готовые компоненты, причем зачастую производства различных зарубежных стран. Так, например, в первом опытном образце новой финской БКМ использовался рядный, шести цилиндровый дизельный двигатель DC 12, являющийся военной версией двигателя шведского грузовика Scania, немецкая коробка передач и т.д.

В варианте бронетранспортера в машине Patria AMV позади водителя расположено место командира. Его место находится в относительно широком проходе между местом водителя и десантным отделением, и потому очень удобно место для командира десанта. Над его сиденьем имеется командирская башенка с приборами наблюдения и люком, закрывающимся бронированной крышкой.

За МТО и справа от командира в БТРе расположено место наводчика, которое также оборудовано башенкой со встроенными в нее смотровыми приборами. Наводчик со своего места управляет дистанционно управляемой пулеметной установкой.

Места командира и наводчика образуют боевое отделение.

От кормовой части и практически почти до середины машины расположено десантное отделение, рассчитанное на размещение и перевозку восьми пехотинцев. Посадка и высадка десанта может осуществляться через имеющийся кормовой выход, закрывающийся двустворчатой распашной дверью, а также через два люка в крыше корпуса машины. Сиденья в десантном отделении не крепятся к полу, а для снижения воздействия взрывной волны при подрывах машины на минах или самодельных взрывных устройствах (СВУ) крепятся к бортам корпуса. Таким же образом крепятся сиденья командира и наводчика.

Для обеспечения возможности экипажу наблюдать за обстановкой вокруг машины, не подвергая себя опасности, на каждом борту корпуса имеются небольшие телевизионные камеры, изображение с которых отображается на мониторах, установленных в десантном отделении.

 

Защищенность

 

Защищенность экипажа и систем машины Patria AMV обеспечивается цельносварным корпусом, сваренным из бронированных стальных листов Armox, производства компании Swedish steel, которые обеспечивают защиту от 7,62-мм пуль стандартных (не бронебойных типа АР) боевых патронов НАТО. Однако имеется возможность оснащения корпуса дополнительными броневыми плитами по бортам, устанавливаемых таким образом, чтобы между ними и основной конструкцией корпуса был промежуток. Вместо них могут быть установлены только лишь «косметические» модули из алюминия, но также могут быть установлены и модули из высокотвердой броневой стали, обеспечивающие высокие уровни защиты. Пространство между плитами также может быть заполнено другими броневыми материалами, что обеспечит еще большие уровни защиты. Причем во всех случаях БКМ Patria AMV будет выглядеть внешне одинаково, и атакующий противник никогда не сможет знать уровень защиты БКМ, с которой он столкнулся. Тип и свойства брони, которая может быть установлена между пластинами, не разглашается. Тем не менее, компания IDB, уже разрекламировала возможность применение в БКМ Patria AMV своей брони АМАР, которую она разработала на смену широко используемой навесной брони MEXAS на основе керамики.

В любом случае, как сообщают разработчика БКМ Patria AMV должна выдерживать попадания в лобовые проекции 30-мм бронебойных подкалиберных снарядов. В дополнение, для снижения воздействия кумулятивной струи, при попадании гранат ручных противотанковых гранатометов, имеется подбой в форме композитных панелей на базе стекловолокна S2 или полиэтиленового волокна Dyneema, имеющего сверхнизкий молекулярный вес.

По заявлениям разработчиков, конструкция машины Patria AMV обеспечивает безопасность экипажу при подрыве под колесом взрывного устройства мощностью до 8 кг ВВ в тротиловом эквиваленте или 3-х килограммового заряда под днищем машины. По словам представителей компании Patria, no желанию заказчика уровень противоминной защиты машины может быть повышен. Это обеспечивается двойным днищем корпуса машины с большим промежутком, заполненным специальным энергопоглащающим материалом. Надежность прочности колесных ниш обеспечивается новой технологией изготовления корпуса, при которой нет сварных соединений нижних листов спонсонов с бортовыми листами корпуса – все выполняется из одной бронедетали путем ее изгиба.

Машина оснащена автоматическими системами пожаротушения и коллективной защиты от оружия массового поражения.

 

Подвижность

 

БКМ Patria AMV обладает высокой подвижностью, которую машине обеспечивают силовая установка с мощным дизельным двигателем, автоматическая трансмиссия и высокоэффективная подвеска колесного шасси. На базовом варианте машины в качестве силового агрегата используется 6-цилиндровый рядный турбонаддувный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением DC 12, являющийся военной версией двигателя шведского грузовика Scania с рабочим объемом 11,7 литров, развивающий максимальную мощность 360 кВт (490 л.с.). По отношению к «гражданской» версии он был несколько модернизирован для обеспечения машине возможности преодолевать 60% подъем и 30% косогоры, поскольку в базовом варианте он имел систему смазки с «мокрым» картером, не позволяющей обеспечить его нормальную работу при таких углах продольного и поперечного наклона. По желанию заказчика БКМ Patria AMV может быть оснащена и другими силовыми агрегатами мощностью от 335 до 536 л.с.

Двигатель соединен с автоматической семиступенчатой трансмиссией ZF 7HP 9002 Ecomat, производства Германии. Вместе с двигателем и трансмиссией на подрамнике установлена интегрированная система охлаждения, разработанная британской компанией Ametek Airscrew. Она включает в себя два вентилятора, работающих в широком диапазоне скоростей, обеспечивающих смешивание потока воздуха, прошедшего через радиаторы системы охлаждения и МТО. При монтаже-демонтаже силового блока система охлаждения находится на силовом блоке как единое целое, что позволяет при необходимости провести его замену в течение одного часа.

От автоматической коробки передач крутящий момент через передаточную коробку Katsa передается на центральную карданную передачу и от нее на все восемь колес. Привод колес постоянный с межосевыми дифференциалами между передними и задними парами осей, которые могут быть заблокированы для увеличения сцепления в тяжелых дорожных условиях.

Все колеса снабжены дисковыми тормозами с гидроприводом. На передних четырех колесах установлены по два калипера (исполнительный механизм, прижимающий тормозные накладки к диску) на каждое, а на четырех задних колесах – по одному. Автоматическая система торможения ABS устанавливается по желанию заказчика.

Подвеска колес независимая, двухрычажная на поперечных рычагах. Управляемыми являются передние две пары колес. Однако, по заявлениям разработчиков машины, по желанию заказчика могут быть сделаны управляемыми и все четыре пары колес, поскольку для обеспечения унификации подвесок колес, полуоси всех восьми колес оснащены шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС). Обычно ШРУСы устанавливают только на полуосях с управляемыми колесами, а на неуправляемых устанавливают обычные карданные передачи, т.к. они дешевле.

Подвеска колес гидропневматическая, индивидуальная, обеспечивающая большие динамические хода колес и, соответственно, высокую плавность хода машине, при движении по бездорожью. По желанию заказчика гидропневмоподвеска может быть сделана регулируемой.

Колеса оснащены шинами Nokian размерностью 14.00 R20 со специальным рисунком протектора для районов севера. Для заказчиков с преобладанием пустынных районов на колеса могут устанавливаться шины Michelin XZL соответствующего размера. И в том и в другом случае шины оснащены внутренними вставками «run flat» производства французской компании Hutchinson, обеспечивающей сохранение ограниченной подвижности машины при полном разрушении шины. Кроме того, все колеса имеют централизованную систему подкачки шин, для изменения давления в них при движении по грунтам с различной несущей способностью, а также для поддержания давления в шинах при ограниченном количестве пулевых пробитий.

 

Огневая мощь

 

Огневая мощь БКМ Patria AMV зависит от того, какой комплекс вооружения устанавливается на машину, что в свою очередь определяется заказчиком в зависимости от предназначения машины: БТР, колесная БМП, истребитель танков, самоходная минометная система и т.д.

 

БТР Patria AMV

 

В конфигурации БТР для вооруженных сил Финляндии Patria AMV планировалась оснащаться одной из трех альтернативных выносных систем вооружения. Одной из них является комплекс PML 127 OWS (Overhead Weapon System), разработанная компанией Patria. В качестве оружия в этом комплексе используется 12,7 мм пулемет НСВ-12,7 «Утес» советского производства.

Другим вариантом комплекса вооружения, устанавливаемом на БТР Patria AMV является комплекс Protector M151 с дистанционным управлением и с 12,7-мм пулеметом Browning M2HB QCB.

Комплекс разработан и производится норвежской компанией Kongsberg. Подобные комплексы вооружения широко используются на американских БТРах Stryker и других боевых машинах.

Кроме боевого модуля данный вариант машины предусматривает ее оснащение системой боевого управления KONGSBERG Blue Force PROTECTOR, способной передавать по сети информацию о положении своих войск и войск противника в близком к реальному масштабе времени с целью сокращения риска возможностей огневого поражения своих войск. Кроме того машина оснащается также системой ситуационной осведомленности – Rheinmetall Defence Situational Awareness System (SAS), которая обеспечивает обзор на 360° градусов. Вместе со своим основным партнером в области защиты компанией IBD Deisenroth & Akers Krutbruk, Patria установила на свою бронированную машину систему повышения живучести нового поколения.

Третьим комплексом вооружения, выбранным финскими военными для использования на БТР Patria AMV, является выносной дистанционно управляемый боевой модуль HITROLE производства итальянской компании Oto Melara. В качестве оружия в нем также используется 12,7-мм пулемет Browning M2HB QCB, но в отличие от двух других комплексов вооружения может быть оснащен вместо пулемета 40-мм автоматическим гранатометом.

В итоге финской армией были заказаны БТР Patria AMV вооруженные комплексом Protector Lite и получили обозначение ХА-360.

 

БМП Patria AMV

 

При использовании БКМ Patria AMV в качестве боевой машины пехоты предусматривается оснащение машины более мощным комплексом вооружения, чем те, что устанавливаются на БТРах. В этом случае обычно на машину устанавливают двухместную башню с автоматической малокалиберной пушкой. В ходе разработки БМП на шасси Patria AMV было испытано несколько вариантов комплексов вооружения (KB). Одним из первых, стал KB в составе башни HITROLE производства итальянской компании Oto Melara с 25-мм пушкой Oerlikon KBA. Подобный KB устанавливается на итальянской гусеничной БМП Dardo. Также проводились испытания машины с установленной на нее башни американской компании Delco Defense (ныне входит в состав компании General Dynamics Land Systems) сначала с 25-мм автоматической пушкой М242 Bushmaster, а затем с 30-мм пушкой Bushmaster II. Такие комплексы вооружения устанавливались на канадские колесные боевые машины LAV-25 и LAV-30.

Польская армия для своих БМП Patria AMV выбрала модернизированную двухместную башню HITFIST с установленной в ней 30/40-мм автоматической пушкой М44 АТК Gun Systems. Эта пушка является модернизацией пушки Bushmaster II, которая может быть быстро переоборудоваться из системы, стреляющей боеприпасами калибра 30×173 мм, в 40-мм в пушку, стреляющую новыми боеприпасами Super Forty с бронебойными подкалиберными снарядами, обладающими большей бронепробиваемостью. Пушка М44 была разработана по заказу американского корпуса морской пехоты для замены 25-мм пушки М242 и изначально была принята для комплекса вооружения американской плавающей экспедиционной боевой машины AAAV. Также это оружие используется на шведской БМП CV90 состоящей на вооружении в швейцарской и финской армиях.

Боекомплект 30/40-мм Mk44 пушки, установленной в башне HITFIST польской БМП Patria AMV, составляет 250 готовых к использованию 30-мм патронов, уложенных в две ленты: со 140 патронами с осколочными трассирующими снарядами и 110 патронами с бронебойными трассирующими снарядами. Еще имеется 270 патронов, уложенных в боеукладке в корпусе. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет.

«Сердцем» комплекса вооружения HITFIST является цифровая система управления огнем Galileo. В нее входят прицельно-наблюдательные комплексы командира и наводчика, двухплоскостной стабилизатор оружия, баллистический вычислитель с комплектом датчиков условий стрельбы. В состав прицельно-наблюдательного комплекса наводчика, который в башне сидит слева, входит перископический прицел Kollsman с 12-кратным телевизионным дневным каналом, тепловизионным каналом с двумя сменными увеличениями и лазерным дальномерным каналом с безопасным для глаз излучением. Комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов выводится на плоский дисплей. При выходе из строя СУО наводчик может использовать аварийный оптический дневной прицел. Для ведения наблюдения у наводчика установлен один перископический прибор наблюдения.

Командир машины, который сидит слева, может вести огонь из основного и вспомогательного оружия, осуществляя его наведение на цель по установленному на его рабочем месте монитору, отображающему обеспечен монитором, дублирующему комбинированное изображение телевизионного и тепловизионного каналов прицельного комплекса наводчика. Наведение оружия осуществляется электромеханическими приводами наведения стабилизатора оружия при помощи пультов управления командира или наводчика. Пульты управления командира и наводчика одинаковые, представляют собой фиксированные рукоятки управления с кнюппелем под большой палец руки. Как показали исследования, такие пульты управления менее предпочтительны, чем пульты с рукоятками для двух рук, поскольку дают больше ошибок особенно при стрельбе с ходу. Приводы наведения обеспечивают наведение оружия на 360° по горизонтали и с углом возвышения до 60°, что дает возможность вести огонь не только по наземным, но и по воздушным целям, а также по верхним этажам зданий и господствующим высотам при бое в городе или в горах. Приводы наведения пушки и башни имеют ручное дублирование.

Башня HIFIST сварная из алюминиевой брони, для повышения защиты к ней снаружи болтами крепятся плиты из броневой стали.

Помимо трех членов экипажа БМП Patria AMV может перевозить до восьми полностью экипированных пехотинцев в десантном отделении.

Для оборонного ведомства Южно-Африканской Республики были заказаны 264 БМП Patria AMV, получивших в ЮАР наименование Hoefyster, с другой башней Denel LTC 30, производства южноафриканской компании Denel Land Systems. Эта башня полностью сварная из броневой стали.

Боевые машины для ЮАР поставляются консорциумом компаний, в который входят не только финская Patria и южноафриканская Denel, но также EADS, LMT (Land Mobility Technologies) и Land Systems South Africa – ОМС, вошедшая недавно в состав ВАЕ Systems.

Общие характеристики башни Denel LTC 30 подобны характеристикам башни HITFIST Oto Melara. Она также вооружена 30/40-мм автоматической пушкой Мк 44. Однако в составе автоматизированной СУО имеется панорамный комбинированный прицел командира.

Объединенные Арабские Эмираты заказали для своей армии БМП Patria AMV с комплексом вооружения российской БМП-3, в состав которого входят автоматизированная СУО с тепловизионным прицелом Namut, 100-мм нарезное орудие-пусковая установка с автоматом заряжания, 30-мм автоматическая пушка и 7,62-мм пулемет, электромеханический стабилизатор оружия 2Э52, комплекс управляемого вооружения «Бастион». Поскольку одним из важнейших требований, предъявляемых к БМП арабскими военными является способность машины преодолевать водные преграды вплавь, то в этом варианте БМП Patria AMV финским конструкторам пришлось удлинять корпус машины на 40 см, что к тому же обеспечило размещение в десантном отделении 8 пехотинцев.

Для финской армии рассматривается вариант оснащения БМП Patria AMV боевым модулем PROTECTOR Medium Caliber RWS (дистанционно управляемый комплекс вооружения среднего калибра) норвежской компании Kongsberg. Он представляет собой необитаемую башню с автоматизированной системой управления огнем, обеспечивающей возможность реализации принципа «Hunter Killer» и имеющую в качестве основного оружия автоматическую пушку калибра 25-50 мм. В состав боекомплекта могут входить выстрелы с бронебойными, многоцелевыми, осколочно-фугасными снарядами и с осколочными снарядами с подрывом на траектории полета. Количество выстрелов в боекомплекте боевого модуля PROTECTOR Medium Caliber RWS не указывается.

Масса модуля с защитой по 4 уровню STANAG (защита от попадания бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5 мм) составляет 2000 кг. Защита модуля может быть повышена до 5 уровня по STANAG с соответствующим увеличением его массы. Эксперты считают данный боевой модуль наиболее перспективным для использования на БМП Patria AMV в финской армии.

Чешские военные рассматривали вариант оснащения шасси Patria AMV боевыми модулями RCWS израильской компании Rafael и Е-49 немецкой компании Rheinmetall Land Systems. Первый представляет собой вынесенную дистанционно управляемую систему, а второй -двухместную башню с установленной в ней автоматической пушкой. В обоих вариантах используется автоматическая пушка калибра 30 мм.

 

Patria AMV с минометной системой AMOS

 

Самой тяжелой системой вооружения, принятой для установки на шасси Patria AMV пока что является передовая минометная система AMOS (Advanced MOrtar Systems). Она в себя включает башню с установленными в ней спаренными 120-мм казнозарядными гладкоствольными минометами с автоматической системой заряжания. Система AMOS разрабатывалась для создания скорострельной высокомобильной минометной системы, обеспечивающей значительное сокращение времени на выполнение огневой задачи, позволяющее снизить риск обнаружения радарами противника и, следовательно, уязвимость от контрудара. Система AMOS обеспечивает применение тактики «выстрелил и убежал» – она способна открыть огонь в течение 30 секунд после развертывания и покинуть огневую позицию менее, чем через 10 секунд после окончания стрельбы. AMOS способна производить четыре выстрела за менее чем восемь секунд и продолжать стрельбу со скорострельностью 26 выстрелов в минуту. Система управления огнем может рассчитать траектории последовательно выпущенных мин таким образом, чтобы обеспечить нанесение одновременного удара 14 минами по цели на дальности 10 и более километров.

Разработка минометной системы AMOS началась в середине девяностых в инициативном порядке компаниями Vammas (ныне Patria Weapon Systems) и Hagglunds Vehicle. В1996-1997 гг. были построены и установлены на гусеничные шасси шведской БМП CV90 два опытных образца системы. Затем еще один опытный образец AMOS был установлен на колесную бронированную машину Patria XA-185 с колесной формулой 6×6, но было понятно, что это шасси не обладает достаточной несущей способностью для транспортировки системы и боекомплекта к ней. С 1999 года разработку AMOS стала координировать совместная финско-шведская компания Patria Hagglunds Oy. В 2000 году она представила на выставке Евросатори в Париже систему AMOS установленную на демонстрационной модели БКМ Patria AMV 8×8. После чего позже последовал заказ от финского министерства обороны на поставку 24 систем AMOS на шасси Patria AMV. Первые четыре таких самоходные минометные системы поступили в финскую армию в 2005 году. Patria AMV с минометной системой AMOS имеет экипаж из четырех человек. Боекомплект включает в себя 84 осколочно-фугасных мины и 6 управляемых боеприпасов. Масса башни с системой AMOS без оснащения дополнительными броневыми модулями и без боекомплекта составляет 4400 кг, поэтому без проблем может монтироваться на шасси Patria AMV.

 

Patria AMV с минометной системой NEMO

 

Минометная система NEMO (NEw MOrtar) также разрабатывалась в инициативном порядке компанией Patria Weapons Systems Oy. Она является облегченной версией минометной системы AMOS, только с одним стволом. Финская армия заказала 24 единицы систем NEMO, установленных на шасси Patria AMV 8×8. Первые машины поступили в войска поступили в 2006 году. Кроме того такие системы заказала Словенская армия, став первым экспортным заказчиком. Первые поставки самоходных систем NEMO поступили в Словению в 2008 году.

Система NEMO представляет собой необитаемую башню, которая может быть установлена на большинство колесных БТР или небольшие корабли. 120-мм минометный ствол системы NEMO идентичен тем, что установлены системе AMOS. Самоходная минометная система NEMO предназначена для обеспечения огневой поддержки подразделений. Дальность стрельбы составляет около 10 км в зависимости от используемого заряда и типа боеприпаса. Для системы NEMO применяются осколочно-фугасные, дымовые, осветительные и специальные транспортные мины. Также можно использовать все стандартные 120-мм минометные мины и разработанные компанией Patria Weapons Systems Оу управляемые высокоточные боеприпасы. Максимальный темп стрельбы составляет 10 выстрелов в минуту, стандартная максимальная скорострельность составляет 7 выстрелов в минуту. СУО NEMO обеспечивает расчет траекторий полета мин для обеспечения нанесения одновременного удара шестью минами по цели. Система NEMO может быть готова к стрельбе менее чем через 30 секунд после развертывания и может оставить огневую позицию менее чем через 10 секунд после прекращения стрельбы. Типовой боевой расчет системы NEMO состоит из командира, наводчика и двух заряжающих. Финские конструкторы ведут проработку установки на шасси Patria AMV планируется установка еще одной тяжелой системы вооружения. Португальские военные планируют приобрести колесные машины вооруженные 105-мм танковой пушкой. В качестве возможного варианта рассматривается установка башни HIFACT Oto Melara со 105-мм пушкой. Конструкторы компании Patria Vehicles не видят особых проблем, поскольку башни HIFACT со 105-мм и 120-мм танковыми пушками устанавливаются на итальянские колесное шасси Centauro Iveco-Fiat 8×8, имеющее значительно меньшие возможности по несущей способности.

 

БРЭМ Patria AMV ARRV

 

БРЭМ Patria AMV выполнена на основе шасси с увеличенным объемом корпуса. Корпус машины длиннее базовой модели на 90 см, значительно выше сделан корпус от кормы до середины машины. БРЭМ Patria AMV ARRV оснащена подъемным краном с гидроприводами, имеющим максимальную грузоподъемность 4 т, при угле вылета стрелы 56° и 2,5 т при угле вылета стрелы 5°. Максимальная длина вылета стрелы крана составляет 5 м. Кроме того машина оборудована лебедкой с тяговым усилием 12 тс и комплектом специального оборудования для производства обслуживания и ремонта бронированных машин. Масса БРЭМ составляет 27 т, вследствие чего машина не имеет возможности преодолевать водные преграды вплавь. Глубина преодолеваемого брода этой машиной до 2 м. По уровню защиты БРЭМ ARRV соответствует базовой модели Patria AMV.

 

Варианты БКМ Patria AMV

 

На основе базовой модели Patria AMV выпускаются в вариантах: БТР, БМП, командирская машина, разведывательная машина, медицинская машина, самоходный противотанковый комплекс.

На основе базовой удлиненной модели L, с увеличенным объемом, выпускаются БТР и БМП.

Модель Patria AMV с увеличенной высотой крыши в кормовой части машины выпускаются командно-штабные машины, большие медицинские машины и БРЭМ.

Patria AMV в варианте тяжелой огневой платформы, оптимизированной под установку оружейных систем большого калибра, таких как 120-мм минометные системы AMOS или NEMO, а также 105-мм мобильные пушечные системы.

 

Боевое использование

 

Несмотря на сравнительно молодой возраст, машины Patria AMV уже имеют свое боевое прошлое. В основном участие в боевых операциях принимали и принимают польские БМП Rosomak в Афганистане из состава польского контингента сухопутных войск, который входит в состав Международных сил безопасности IFOR. Там с 2007 года находится 35 БМП Rosomak (в том числе и 5 медицинских машин на шасси Patria AMV). Все машины были оснащены дополнительными броневыми модулями.

В начале 2008 года польская БМП Rosomak в Афганистане, как сообщалось в польских СМИ, была обстреляна талибами из гранатометов РПГ-7. В машину попали три гранаты от РПГ-7, но экипажу удалось открыть ответный огонь и машина самостоятельно вернулась на базу. В июне 2008 года одна БМП Rosomak также была обстреляна талибами из РПГ. Граната попала в лобовую броню, и как сообщают польские СМИ, не пробила ее. Тут следует отметить, что польским солдатам сильно повезло, что в этих случаях у талибов оказались гранаты к РПГ контрафактного производства.

Также в Афганистане были случаи подрывов БМП Rosomak на минах и самодельных взрывных устройствах, но ни одна из подорвавшихся машин не была уничтожена. Как сообщают польские военные талибы называют БМП Rosomak «зеленым танком» за нестандартную зеленую окраску и, как правило отменяют свои операции, если вдруг узнают, что против них будут использоваться польские БМП.

С октября 2010 года в Афганистане находится взвод (3-4 машины) словацких БТР Svarun, выполненных на шасси Patria AMV. Кроме того, 16 польских БМП Rosomak используются польскими военными, входящими в Миссию Европейского союза в Чаде и Центрально-Африканской Республики с 2007 года по настоящее время.

 

Национальные особенности и продажи

 

Польский вариант БМП Rosomak имеет несколько ослабленное бронирование для снижения массы машины с целью обеспечения возможности плава и перевозки машины транспортными самолетами С-130 Hercules. В 2003 г. после анализа опыта войны в Ираке от этой идеи отказались и броню польских БМП усилили. Все направленные в Афганистан польские машины были оснащены дополнительной броней.

Словенский вариант «SKOV Svarun» использует специально разработанную кормовую дверь с гидроприводом. Новая дверь оборудована укладками для размещения в них дополнительного боекомплекта, двух РПГ и одного единого (пехотного) пулемета.

Южноафриканский вариант БМП Patria AMV «Badger» оснащен специальным дополнительным пакетом брони под днищем, разработки компании Land Mobility Technologies (LMT) и модульной башней МСТ (Modular Combat Turret) производства компании Denel Land Systems.

Вариант для ОАЭ имеет удлиненный на 0,4 м корпус.

Польская армия заказала 313 машин Patria AMV с итальянской башней Oto Melara с 30-мм автоматической пушкой и 377 машин Patria AMV в различных других конфигурациях (медицинская, командирская и т.д.). Окончание срока поставок планируется в 2013 г.

Финская армия заказала 24 машины Patria AMV с минометной системой AMOS (машина ХА-361) и 62 машины, оснащенных боевыми модулями Protector M151 с 12,7-мм пулеметом М2НВ QCB или автоматическим гранатометом (машина ХА-360).

В июне 2006 года словенское министерство обороны объявило, что Patria AMV будет новой боевой машиной вооруженных сил Словении. Patria поставила в эту страну 135 машин, часть из которых оснащена системами NEMO, а часть боевыми модулями Elbit 30 мм. Остальные машины Patria AMV были поставлены с дистанционно управляемы модулем Kongsberg Protector.

В мае 2007 года южноафриканская компания Denel Land Systems получила контракт на строительство улучшенной версии Patria AMV, с высоким уровнем баллистической и противоминной защиты для южноафриканских национальных сил обороны. AMV заменит Южно-Африканскую машину Ratels в рамках проекта «Hoefyster» (подкова). По проекту предусмотрена поставка машины в пяти различных вариантах: командирская машина, самоходный миномет, машина огневой поддержки, самоходный ПТРК и учебная машина. В общей сложности планируется поставить 264 машины.

В июле 2007 года министерство обороны Хорватии выбрало Patria AMV в качестве новой бронированной боевой машины Вооруженных Сил Республики Хорватия. Планировалась поставка 84 машин. Поставка первых 42 машин состоялась в декабре 2008 года. Затем в связи с финансовым кризисом, в апреле 2010 года договор был несколько изменен. Общий заказ включал 126 машин. Однако, чтобы несколько снизить стоимость сделки, самые дорогие варианты машин, такие как NEMO или БРЭМ, были заменена менее дорогостоящими вариантами БТР. Планируется, что все машины будут поставлены до конца 2012 года.

Правительство Республики Македонии объявило в 2006 году, что будет закупать машины того же типа, как поставлялись в Хорватию в 2007 году.

В январе 2008 года компания Patria объявила, что будет поставлять в ОАЭ машины Patria AMV, оснащенные башнями БМП-3. Количество заказанных машин не афишируется.

В августе 2010 года Patria продала 113 машин Patria AMV в Швеци. на сумму 250 млн. евро. Контракт предусматривает опцион еще на 113 машин в будущем.

В общей сложности всего выпущено более 1300 машин Patria AMV 8×8.

 

 

Основные технические характеристики машины Patria AMV:

Экипаж + десант, чел.

3 + 8

Колесная формула

8×8

Масса, кг

16000-26000

Размеры, мм:

 

– длина

7700

– ширина

2800

– высота (по крыше корпуса)

2300

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

не менее 100

Максимальная скорость на плаву, км/ч

6-10

Преодолеваемый подъем, %

70

Преодолеваемый косогор. %

40

Высота преодолеваемой стенки, м

0,7

Ширина преодолеваемого рва, м

2,1

Глубина брода (для неплавающих машин), м

2

Запас хода по топливу, км

600-800

Двигатель

турбодизель DI-12

Мощность двигателя, кВт (л. с.)

405(550)

Тип трансмиссии

автоматическая

Подвеска

независимая, гидропневматическая

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru