БТР становится… разведчиком

Игорь Николаев
Журнал «Солдат удачи» №6, 2007

Все знают о бронированных разведывательно-дозорных машинах, долгое время стоявших на вооружении Советской, а потом и Российской армии. Они и сейчас не ушли «в запас»: модификации БРДМ-2, в частности, БРДМ-2Д, БРДМ-2М и другие еще сослужат добрую службу войсковой разведке. Однако надо признать, что нет ничего вечного на земле. Как бы ни было грустно, даже самые лучшие образцы боевой техники стареют морально и физически. И им требуется замена. В случае с бронированными разведывательно-дозорными машинами специалисты не стали мудрствовать лукаво, создавая новый шедевр конструкторской мысли. В помощь разведчикам приспособили надежный и проверенный БТР-80, оснастив его соответствующей аппаратурой. Так появилась на свет бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-3.

 

БТР-80 был принят на вооружение в середине 80-х годов прошлого столетия, заменив собой старые добрые БТР-60 и БТР-70. Разрабатывали его в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством главного конструктора А. Масягина. Собственно, новый бронетранспортер стал логическим продолжением развития колесной бронетехники, хотя никаких особых революционных решений в нем не применяли. Даже внешний вид новой машины остался схожим со своими предшественниками. Отделение управления, боевое и силовое отделения на БТР-80 располагались в той же последовательности. Одним из главных новшеств стал двигатель – высокоэкономичный V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель позволил существенно увеличить запас хода машины. Забегая вперед, отметим, что для разведывательной машины это весьма важный показатель. БТР-80 был вооружен 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Кроме того, десант мог вести огонь через бортовые амбразуры, а также метать ручные гранаты или вести стрельбу по низколетящим воздушным целям переносными зенитно-ракетными комплексами из двух люков, расположенных на крыше. Естественно, на новой машине обновилась аппаратура управления и связи, появились другие новшества, но в целом, как уже отмечалось, кардинальных изменений в увеличении огневой мощи по сравнению с предыдущими типами БТР не произошло. Впрочем, все это не помешало бронетранспортеру прекрасно зарекомендовать себя в афганской войне, а впоследствии и в других «горячих точках».

Существенный сдвиг в сторону увеличения боевых характеристик БТР-80 появился тогда, когда увидела свет его модификация БТР-80А (ГАЗ-59029). Новая машина была принята на вооружение в 1994 году. Главное отличие нового БТР состояло в том, что на месте обитаемой башни с пулеметами появилась башенная пушечно-пулеметная установка, в которой место пулемета КПВТ заняла 30-мм автоматическая пушка 2А72, созданная на базе принципов хорошо зарекомендовавшей себя пушки 2А42, устанавливавшейся на отечественных БМП и БМД. Остался в башенной установке и пулемет ПКТ с боекомплектом 2.000 патронов. Боекомплект пушки составлял 300 снарядов, уложенных поровну в две ленты: в одной находились осколочно-фугасно-зажигательные снаряды, в другой – бронебойно-трассирующие. Эти снаряды были основными в боеукладке. Но имелись и другие виды боеприпасов. Осколочно-фугасно-зажигательные снаряды оснащались взрывателями всепогодного применения с несколькими степенями предохранения и механизмами дальнего взведения и самоликвидации. Прицельная дальность стрельбы орудия составляла 2 километра для бронебойно-трассирующих снарядов и 4 километра для осколочно-фугасно-зажигательных. Ночью можно было вести пушечный огонь на дальность до 800 метров.

 

Основные характеристики боеприпасов 30-мм пушки 2А72

 

Осколочно-фугасно-зажигательные

Бронебойно-трассирующие

Масса, кг:

– патрона

0,842

0,858

– снаряда

0,390

0,400

– ВВ

0,0485

Начальная скорость, м/с

960

970

Время горения трассера, сек.

3

Бронепробиваемость (под углом 60°) на дальности 700 м, мм

20

 

Именно эта модификация БТР-80 и легла в основу создания бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-3. Чтобы понять, почему это произошло и почему конструкторы не стали разрабатывать принципиально новую машину для разведчиков, надо уяснить простую истину: изменилась сама философия разведки поля боя. Роль бронетехники в современной войне, как это ни прискорбно, отходит на второй план, поскольку она, эта самая бронетехника, в кратчайшие сроки поражается не только наземными «умными» средствами, но и «интеллектуальными» авиационными комплексами уничтожения бронеобъектов, способными уже на этапе наведения на цели определять важность каждой из них и соответственно уничтожать наиболее опасные. Именно поэтому не было никакой необходимости создавать принципиально новую машину для разведчиков. Это стало бы дорогим удовольствием с абсолютно сомнительным результатом. К тому же появилось много новых способов ведения разведки: от космических до электронных. Прибавьте к этому все экономические плюсы унификации разведывательной машины и бронетранспортера, и тогда станет ясно, что решение делать БРДМ-3 на базе бронетранспортера было наиболее оправданным.

Экипаж разведывательной машины составил 6 человек – командир, механик-водитель, наводчик и три разведчика. Но главным отличием стала электронная «начинка». В БРДМ-3 установили станцию наземной разведки, различные лазерные приборы, комплект навигационной аппаратуры, аппаратуру химической разведки, усовершенствованные приборы ночного видения, миноискатель. Для передачи добытых разведданных требовалась мощная аппаратура связи, поскольку боевая машина должна была самостоятельно действовать на значительном – до 120 километров – удалении от основных сил. Поэтому на БРДМ-3 появились коротковолновая и четыре УКВ-радиостанции, аппаратура для засекречивания переговоров, другие приборы.

Как уже отмечалось, на машине был установлен дизельный двигатель с турбонаддувом КамАЗ-7403 рабочим объемом 10,85 литра и мощностью 260 л.с. Также на БРДМ-3 может устанавливаться дизель Ярославского завода ЯМЗ-238М2. Правда, он на 20 лошадиных сил слабее камазовского, но это почти никак не меняет динамических характеристик машины. Характерная особенность этих «движков» – относительная легкость их запуска при низких (до -25°С) температурах. Это стало возможным благодаря применению специальных предпусковых подогревателей. Кто хотя бы раз пытался заводить свою собственную легковую машину в такой мороз, поймет, насколько ценно это качество для боевых машин.

Ходовая часть БРДМ-3 – традиционная для бронетранспортеров. Имеется четыре пары колес, все ведущие. Первые две пары – управляемые. Подвеска – индивидуальная торсионная. Колеса – пулестойкие. Шины можно расстреливать из автоматов и пулеметов, но даже в этом случае они «вынесут» боевую машину с поля боя и позволят ей многие десятки километров уходить от преследования. И даже если пара колес отлетит от машины после взрыва, скажем, противотанковой мины, БРДМ-3 будет способна выполнить поставленную задачу.

Скорость машины на шоссе достигает 90 км/ч. Для движения по воде имеется водометный движитель, обеспечивающий скорость 10 км/ч. Представить, что БРДМ-3 может застрять в грунте сложно, но на всякий случай для экстренных ситуаций предусмотрена лебедка. Из специальной аппаратуры имеются фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, водооткачивающие насосы.

Помимо Российской Армии, БРДМ-3 поступила на вооружение армии Кении. Сообщалось, что к 2012 году туда были поставлены 8 таких машин (в числе другой военной техники), а всего предполагается поставить 88 единиц.

 

Основные характеристики БРДМ-3

Колесная формула

8×8

Экипаж, чел.

6

Бронирование

противопульное

Массо-габаритные характеристики

Масса, т

14.5

Длина, мм

7.700

Ширина, мм

2.900

Высота, мм

2.760

Вооружение

30-мм автоматическая пушка 2А72

боекомплект – 300 снарядов

Спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ

боекомплект – 2.000 патронов

Прицелы: дневной ночной

1-ПЗ-9 ТПН-3-42

ИК-прожектор

ОУ-5М

Оборудование

Средства постановки дымовых завес

ТДА, 6х902В

Навигационная аппаратура

ТНА-4-6

Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики

Двигатель

КамАЗ-7403 (дизельный с турбонаддувом)

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

191 (260)

Удельная мощность, л.с./т

19,1

Максимальная скорость, км/ч

на суше – 90, на плаву – 1 0

Запас хода, км

600

Запас топлива, л

300

Проходимость и преодоление препятствий

Преодолеваемый подъем, град.

30°

Допустимый крен, град.

25°

Ширина преодолеваемого рва, м

2

Высота преодолеваемой стенки, м

0,5

Глубина преодолеваемого брода, м

плавает

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru