Противовоздушная оборона английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского конфликта

Капитан 2 ранга Ю. Галкин
Журнал «Зарубежное военное обозрение» № 3 / 1983 г.

В течение марта–июня 1982 года мировая общественность пристально следила за развитием событий в Южной Атлантике в районе Фолклендских (Мальвинских) островов. Политический кризис привёл к открытому вооруженному столкновению между Великобританией и Аргентиной.

Решающую роль в восстановлении британскими правящими кругами колониального статуса над Фолклендскими островами сыграли Военно-морские силы (Royal Navy). По свидетельству иностранной печати, на них возлагались следующие задачи: переброска в Южную Атлантику сил флота, авиации ВМС, морской пехоты и подразделений сухопутных войск; завоевание господства на море и превосходства в воздухе и установление блокады островов; осуществление десантной операции; оказание поддержки войскам при десантировании и ведении боевых действий на берегу.

Отмечая успехи, достигнутые ВМС при решении данных вопросов, зарубежные военные специалисты вместе с тем указывают на тяжелые потери (прежде всего в корабельном составе), понесенные Великобританией в боях за Фолклендские острова, и называют в качестве главной причины этого недостаточную надежность ПВО направленных сюда экспедиционных сил. По их мнению, на ее эффективности отрицательно сказались следующие основные факторы: удаленность района боевых действий от Великобритании на 8000 миль (почти 15000 км), что затрудняло материально-техническое обеспечение группировки и исключало возможность использования самолетов базовой патрульной авиации и дальнего радиолокационного обнаружения в качестве средств раннего обнаружения воздушных целей и отсутствие таких средств на авианосцах; наличие сравнительно небольшого количества палубных самолетов, способных решать задачи противовоздушной обороны; слабая оснащенность кораблей зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Си Вулф», обладающими высокой степенью реагирования. 

 

 

 

 

Судя по материалам иностранной прессы, для обеспечения противовоздушной обороны экспедиционных сил (кораблей и сил десанта) в районе Фолклендских островов были созданы три района ПВО (см. рисунок).

 

 

 

 

1-й район охватывал пространство вокруг Фолклендских островов, находящееся в зоне досягаемости аргентинских ВВС. Задача раннего обнаружения воздушного противника здесь решалась в основном эскадренными миноносцами УРО и фрегатами УРО радиолокационного дозора. Эти корабли располагались в 120 милях (222 км) от главных сил корабельной группировки на угрожаемых направлениях и осуществляли наблюдение за воздушной обстановкой на средних высотах в радиусе 120 миль (222 км), а на малых – до 27 миль (50 км).

Воздушное прикрытие района обеспечивали самолеты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой «Си Харриер», базирующиеся на авианосцах «Инвинсибл» и «Гермес». Часть этих машин находилась в воздухе, а остальные – на палубах в трехминутной готовности к взлету. Самолеты патрулировали на удалении 140 миль (260 км) и более от главных сил в пределах дальности действия РЛС дозорных кораблей в постоянной готовности к атаке по их целеуказаниям. В случае успешного преодоления аргентинскими летчиками данного рубежа с авианосцев поднимались новые машины. В действие вступали также ЗРК «Си Дарт» (дальность стрельбы 70 км) кораблей охранения.

 

Основные характеристики:

Дальность стрельбы — 5,5 км

Макс. скорость — более 2М

Масса ЗУР — 82 кг

Размеры ЗУР:

- длина — 1900 мм

- диаметр — 180 мм

- размах крыла 560 мм

2-й район включал пространство над Фолклендскими островами. Его оборона обеспечивалась кораблями, патрулирующими вокруг островов или оказывающими поддержку силам десанта. Основным средством уничтожения самолетов были ЗРК «Си Дарт», «Си Кэт» и «Си Вулф» (дальность стрельбы последних до 5 км). Для отражения массированных налетов использовались корабельные зенитные артиллерийские системы. Кроме того, применялись вертолеты в качестве постановщиков пассивных помех или ИК ловушек, противодействующих головкам самонаведения авиационных УР класса «воздух – поверхность».

3-й район охватывал пространство над северной частью Фолклендского пролива и бухтой порта Сан-Карлос. Его силы и средства (ЗРК «Рапира» с дальностью стрельбы до 7 км и «Блоупайп», переносной с максимальной дальностью перехвата 3 км) прикрывали десантируемые войска от атак с воздуха при их высадке и ведении боевых действий за расширение плацдарма.

 

Хотя, по мнению иностранных военных специалистов, данная система ПВО экспедиционных сил не в полной мере оправдала себя, они отмечают две ее главные положительные стороны. Во-первых, увеличение зоны радиолокационного обнаружения вынудило аргентинских летчиков осуществлять прорыв к целям и преодолевать значительную часть маршрута на малых высотах, что вследствие большого расхода топлива ограничивало радиус полета самолетов и резко снижало их возможность по разведке и уничтожению кораблей ВМС Великобритании. Во-вторых, воздушные бои, как правило, носили ограниченный по времени характер, и нередко аргентинские летчики уходили на свои аэродромы, лишь частично выполнив задачи нанесения ударов по кораблям и силам десанта противника.

В боевых действиях хорошо зарекомендовали себя самолеты «Си Харриер» и «Харриер». Они обладали более высокой маневренностью, чем аргентинские «Скайхок», и имели преимущества в скорости и вооружении. По последним сообщениям зарубежной прессы, в ходе конфликта 28 самолетов ВВС Аргентины были сбиты в воздушных боях, восемь – зенитными ракетными комплексами «Си Дарт», шесть – «Си Вулф» и 14 – «Рапира». Об эффективности применения ЗРК «Рапира» в иностранной печати приводятся такие данные. В ходе первых шести дней боев на плацдарме англичане израсходовали 45 ЗУР и сбили девять самолетов, а за два следующих выпустили 23 ракеты и уничтожили два самолета. В среднем на один сбитый самолет расходовалось шесть ЗУР.

Слабым местом в организации ПВО, как отмечается в иностранной печати, являлось то, что корабли, находящиеся в радиолокационном дозоре, сами оказались уязвимыми от ударов с воздуха. Подтверждением этому служит тот факт, что два из четырех потопленных эскадренных миноносцев и фрегатов были потеряны во время несения ими дозора.

Определенная слабость ПВО обнаружилась также при отражении налетов аргентинских ВВС на силы десанта во время их высадки в районе порта Сан-Карлос, которую прикрывала группа фрегатов, вооруженных ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф». Скученность английских кораблей в узком Фолклендском проливе позволила аргентинцам совершить ряд успешных атак. В результате два фрегата УРО были потоплены («Ардент» и «Антилопа») и несколько других кораблей получили серьезные повреждения. Аргентинская авиация потеряла шесть самолетов.

Недостаточно эффективной оказалась ПВО английских кораблей, осуществлявших артиллерийский обстрел аэродрома Порт-Стэнли. Самолеты ВВС Аргентины, используя данные береговых РЛС, расположенных на островах, атаковали корабли со стороны берега на предельно малых высотах (до 15 м). Налет отражался ЗРК «Си Вулф» и корабельной зенитной артиллерией. В ходе его были серьезно повреждены некоторые корабли, причем эскадренный миноносец УРО получил сквозную пробоину в корпусе от неразорвавшейся бомбы. При отражении налета были сбиты два самолета «Скайхок» и один врезался в море, выполняя противоракетный маневр.

Кроме того, подчеркивается, что наиболее подготовленные аргентинские летчики успешно преодолевали противодействие средств ПВО кораблей и истребителей, совершая полеты с продуманным маневрированием на малых и предельно малых высотах. При атаках они часто применяли заходы со стороны берега или солнца, затрудняя тем самым работу операторов и наводчиков. В результате таких атак были потоплены эскадренные миноносцы УРО «Шеффилд» и «Ковентри», фрегат УРО «Антилопа», а несколько кораблей получили повреждения.

В ходе боевых действий у Фолклендских островов выявились и другие серьезные недостатки в организации противовоздушной обороны английских экспедиционных сил, еще изучаемые зарубежными военными специалистами. Однако сразу же после завершения конфликта они указали на ряд конкретных мероприятий, которые, по их мнению, могли бы способствовать более успешному решению задач ПВО. Так, для прикрытия ударных сил на авианосцах или кораблях охранения должны были, по их мнению, находиться средства дальнего обнаружения – вертолеты, дирижабли, аэростаты и другие летательные аппараты. Отмечалась необходимость усовершенствования корабельных систем обнаружения и уничтожения низколетящих целей. Палубным самолетам, выполняющим задачи ПВО, следует иметь большую дальность действия по сравнению с «Си Харриер», а на вооружении кораблей, особенно находящихся в отрыве от главных сил (например, корабли радиолокационного дозора), должны находиться ЗРК «Си Вулф» или современные артиллерийские системы, способные уничтожать противокорабельные ракеты.

Таковы, коротко, некоторые особенности противовоздушной обороны английских экспедиционных сил в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов.

 

Основные характеристики:

Дальность стрельбы — 7,5 км

Макс. скорость — более 2М

Масса ЗУР — 43 кг

Масса БЧ — 9 кг

Размеры ЗУР:

- длина — 2240 мм

- диаметр — 130 мм

- размах крыла 380 мм

Основные характеристики:

Дальность стрельбы — 46 км

Макс. скорость — 3,5М

Масса ЗУР — 550 кг

Размеры ЗУР:

- длина — 4360 мм

- диаметр — 310 мм

- размах крыла 910 мм

Основные характеристики:

Дальность стрельбы — 5,5 км

Макс. скорость — 0,9М

Масса ЗУР — 68 кг

Размеры ЗУР:

- длина — 1480 мм

- диаметр — 190 мм

- размах крыла 650 мм


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru