РАДИОЧАСТОТНАЯ СЛУЖБА В СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЕ

Из опыта войны в Персидском заливе 1991 г.
Полковник В.Черкасов
журнал «Зарубежное военное обозрение» №11 / 1993 г.

 

Получение информации о своих войсках и о противнике немыслимо без четкой организации использования трех основных средств передачи и распределения данных на поле боя – фельдъегерской службы, проводных каналов и радиосвязи. Бурное развитие технологии средств связи, повышение мобильности войск, рост потребностей в предоставлении информации в реальном масштабе времени выводят на первое место последнее из перечисленных средств, причем основное значение придается радиочастотной службе (РЧС). Однако до настоящего времени она практически никогда не принималась во внимание при планировании боевых действий.

Именно такое положение возникло в самом начале операции «Щит пустыни», когда переброска частей и подразделений многонациональных сил в зону конфликта началась без общего частотного плана – списка частот, времени их действия, позывных, порядка их смены. Его отсутствие не является препятствием для использования радиоспектра, но при увеличении плотности размещаемой на поле боя радиоаппаратуры управление системами оружия и войсками попадает в зависимость от строгой радиодисциплины.

Как правило, радиочастотный спектр является собственностью каждого государства, но правительство Саудовской Аравии передало право на его использование объединенному центральному командованию (ОЦК) вооруженных сил США. В начале переброски (август 1990 года) войска прибывали в районы боевых действий без соответствующих средств и возможностей учета и распределения спектра. Понадобилось несколько месяцев для разработки процедур и развертывания необходимых средств, чтобы распределить рабочие частоты между тысячами радиосетей, которые перенасытили эфир над территориями Саудовской Аравии, Кувейта и Ирака.

На начальном этапе специалисты пытались применить отработанные в мирное время методы управления частотным спектром. Они базировались на концепции централизованного управления: каждая частота назначалась и учитывалась центром. В связи с этим созданы постоянные базы данных, которые тщательно обновлялись и учитывались по мере распределения частот. Однако поддержание базы данных оказалось невозможным вследствие постоянного изменения организационно-штатной структуры прибывающих войск и их перемещений.

Концепция централизованного управления предполагает, что для каждого радиосредства известны технические характеристики и географические координаты и что оно практически стационарно или перемещается незначительно. Исходя из этого, производится расчет дальности приема и направления распространения радиосигнала. Затем статические характеристики сводятся в общий частотный план, целью которого является разделение радиостанций в пространстве и по частотам, чтобы избежать взаимных помех. Все это осуществляется с использованием высокопроизводительных средств вычислительной техники.

Каждый из видов вооруженных сил, подразделения и части которого прибывали на театр войны, перебрасывал свою систему радиочастотной службы. И ни одна не была взаимно совместима с другой. Специалисты оперативного звена практически не имели опыта работы в масштабе такого крупного театра. Как правило, они отрабатывали свои действия на небольших учениях (типа проводимых в Египте «Брайт стар»). Количество заявок на использование частот буквально захлестнуло службу. На начальном этапе работа практически сводилась к учету и регистрации заявок, передаваемых в центр по анализу электромагнитной совместимости министерства обороны США (г. Аннаполис, штат Мэриленд). Но этот процесс, рассчитанный на работу со стационарными средствами связи, никак не мог удовлетворить запросы сотен мобильных органов, да еще и работающих вблизи друг от друга. В итоге задачи распределения частотного спектра были возложены на центр радиочастотной службы ВВС США в Баззардс Пойнт (шт. Вашингтон).

Традиционно ВВС, которые обладают большим количеством радиосредств, отдавали предпочтение концепции централизованного использования РЧС. Это было вызвано тем, что их авиабазы стационарны, а пилоты неохотно соглашались на многократную смену частот и позывных, что, по их мнению, повышало риск в ходе боевых действий. Примерно по таким же причинам на этой позиции стояло и командование ВМС. Однако динамика развития операции, изменяющийся размах поля боя и огромное количество радиосредств, используемых в сухопутных войсках и морской пехоте, требовали иного подхода.

Проблемы с распределением радиочастотного спектра начались сразу же после прибытия первого самолета с подразделениями 18-го воздушно-десантного корпуса. Отделение РЧС штаба ОЦК, в составе которого насчитывался один человек, получило первую заявку от 18 ВДК 7 августа 1990 года. К 1 октября она все еще не была удовлетворена. Столкнувшись с таким положением, специалисты корпуса вынуждены были самостоятельно выбрать частоты для связи. По словам одного из операторов, жизнь заставила использовать неразрешенные частоты. «Командование не волнует тот факт, на каких частотах вы работаете, – говорит он. – Главное – выполнение боевой задачи. Поэтому у меня было два списка частот – разрешенных для использования штабом ОЦК и выбранных нами. Мы осторожно пользовались теми и другими, и никаких осложнений не было. Если бы противник был более хитрым, он бы мог использовать этот наш недостаток».

В ходе операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» каждый из видов вооруженных сил занимал те частоты, которые наилучшим образом подходили для выполнения задач, совершенно не принимая во внимание потребности и состояние дел своих коллег. Фактически полностью отсутствовала координация во всех эшелонах – от уровня командующего ОЦК до тактического.

Штаб ОЦК пытался решить эту проблему, однако жесткая централизованная радиочастотная служба, ориентированная на мирное время, была сломлена потоком информации. В базе данных радиочастотной службы ОЦК учитывались радиосредства по их дислокации, а распределение частот, осуществляемое из США, совершенно не удовлетворяло требованиям, предъявляемым совместной операцией такого масштаба. Специалисты 35-й бригады связи 18 ВДК произвольно распределяли частоты для радиорелейной связи, так как у них не было для этого даже персональной ЭВМ. Сложилось такое положение, при котором части и подразделения коалиционных войск, используя весь существующий диапазон частот, создавали друг другу постоянные помехи в связи, что привело к значительному ухудшению рабочих параметров сетей и увеличению сбоев в работе.

Создавшаяся ситуация не могла существовать долго. Были предприняты временные меры по исправлению ситуации – штаб ОЦК распределял между подразделениями блоки частотного диапазона, в пределах которых они сами осуществляли диспетчерские функции. Основное внимание при этом уделялось УКВ диапазону (220-404 МГц), самому насыщенному станциями и помехами. Именно в данном диапазоне осуществляется связь тактического звена (спутниковая и «воздух – земля – воздух»), а также работают каналы передачи данных и другие системы. Несмотря на срочность решения вопроса, понадобилось почти две недели на согласования между органами видов вооруженных сил. Наибольшая трудность возникла при рассмотрении диапазона 4,4-5,0 ГГц. В нем работали мощные передатчики систем тропосферной связи и маломощные передатчики СВЧ связи.

Отсутствие радиочастотной службы оказало свое негативное влияние и на ведение «радиоэлектронной войны». Практически невозможной оказалась задача составления объединенного списка запретных частот (на которых запрещена постановка помех). В результате иногда допускались срывы в проведении операций РЭБ.

Анализируя итоги боевых действий, специалисты сделали следующие выводы:

1. Радиочастотная служба действует на всех уровнях командования, однако управление частотами осуществляется в каждом случае оператором.

2. РЧС должна быть децентрализованной и действовать в каждом эшелоне переброшенных войск. Чем больше эшелонов переброшено, тем больше необходимость в децентрализации.

3. Офицеры службы должны обладать достаточной квалификацией для того, чтобы понимать требования частей своего эшелона.

4. До 90 проц. распределения частот должно быть завершено еще перед переброской войск на ТВД, а оставшиеся 10 – уже на месте предназначения, однако без дополнительных административных процедур.

5. При использовании различных типов аппаратуры в одном диапазоне в ограниченном географическом районе частотный диапазон должен быть пропорционально распределен в соответствии с требованиями, например для связи «воздух – земля – воздух», тактической спутниковой связи, радиорелейной и т.д.

6. Распределение частотных ресурсов должно согласовываться с приоритетами главкома на ТВД.

7. Управление частотным спектром необходимо осуществлять оптимально и таким образом, чтобы допускалось совместное использование частот.

8. При планировании целесообразно исходить из общего плана действий и предвидеть запросы, которые могут возникнуть в ходе развития боевых действий и при осложнении отдельных операций.

9. Для точного осуществления расчетов электромагнитной совместимости и взаимных помех необходимо наличие точных данных по техническим характеристикам аппаратуры и порядку развертывания войск.

Несмотря на то что в настоящее время большинство передач в радиочастотном спектре, используемых в вооруженных силах США, кодируются, противник все же может средствами радио- и радиотехнической разведки определить боевые порядки войск. Самым действенным инструментом в борьбе с этим является частотный план. Он служит двум целям: используется как справочник и как средство безопасности связи. В последнем случае противодействие средствам радио- и радиотехнической разведки противника достигается путем произвольного назначения позывных, регулярной их смены, а также смены рабочих частот.

За последние годы значение частотного плана как средства противодействия радио- и радиотехнической разведке снизилось. Это вызвано значительным распространением в тактическом звене средств закрытой телефонной связи, а также радиосредств с низкой вероятностью перехвата (например, радиостанций системы программируемой перестройки рабочей частоты «Сингарс»). Сейчас частотный план используется в основном как справочник. Это нашло наглядное подтверждение в ходе операции вооруженных сил США в Гренаде. Вскоре после ее завершения главнокомандующие на ТВД поставили задачу создания объединенного частотного плана, в который включались бы все части и подразделения, находящиеся под их командованием.

Управление национальной безопасности составило такой частотный план для главного командования вооруженных сил США на Атлантике, который был опробован в серии проведенных учений. Однако в начале операции «Щит пустыни» части и подразделения, подчиненные этому командованию, после прибытия в зону конфликта обнаружили, что их частотный план малоэффективен. Он оказался несовместим с распределением частот других командований вооруженных сил США и коалиционных войск, а также с требованиями страны пребывания. Пришлось создавать новый частотный план для операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». Было разработано более десяти вариантов, занимающих около 500 тыс. страниц текста. Эти секретные справочники на самолетах военно-транспортной авиации доставлялись в Саудовскую Аравию, где распределялись непосредственно между потребителями.

Первоначально возник вопрос – какова должна быть структура частотного плана: сводный до уровня взвода или же только для высшего звена (с правом тактических подразделений на самостоятельную разработку своих планов). Была принята первая точка зрения, потому что практически для всех подчиненных ПС вооруженных сил США на Атлантике частей были подготовлены свои планы с соответствующими базами данных, а в случае принятия другого решения значительное время заняла бы их переработка. Кроме того, оставался неясным вопрос с выделением частот для ОЦК. Таким образом, сводный план был единственной приемлемой альтернативой для получения быстрого решения проблемы.

Разработка плана осуществлялась в то время, когда темпы переброски войск в зону стали нарастать. По прибытии многие части и подразделения использовали самые разнообразные частотные планы – мирного времени для работы в местах постоянной дислокации, военного времени для переброски в Европейскую зону (до войны в зоне Персидского залива единственным формально разработанным был частотный план, предназначенный для использования армией США в ФРГ и некоторых странах НАТО).

Структура частотного плана весьма чувствительна к изменениям в боевом составе войск. Замены и решения об оставлении отдельных подразделений, принятые в последнюю минуту, вынуждали производить радикальный пересмотр уже готового варианта и вновь переиздавать его.

Традиционно частотные планы составлялись на бумаге в виде брошюр, которые затем распространялись по частям. Однако в последнее десятилетие был поставлен вопрос о создании электронных средств их разработки и распространения непосредственно на местах, независимо от центральных органов. Основным преимуществом такого метода является его гибкость: командир оперативного звена сам меняет структуру своих сил и в соответствии с ней обновляет частотный план. Еще за год до начала конфликта в Персидском заливе была создана специальная комиссия комитета начальников штабов вооруженных сил США для рассмотрения этого вопроса. После завершения боевых действий и проведенного анализа комиссией был сделан вывод о том, что, прежде чем перейти к электронным средствам, необходимо иметь для каждого главнокомандующего и подчиненных ему сил разработанный на бумаге план для действий в чрезвычайной обстановке. Он должен обеспечить развертывание войск в течение 3 суток, а в последующем их действия на протяжении трех месяцев. И только в дальнейшем намечается составлять частотный план с помощью специальной электронной техники. По решению комиссии КНШ это может быть аппаратура на базе обычной персональной ЭВМ, разработанная для армии США по специальной программе «Электронная система составления частотного плана на поле боя». Распространение частотных планов среди потребителей будет осуществляться с использованием сетей передачи и распределения данных УНБ или компьютерных дисков.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru