Крейсеры типа «Киров» (пр. 26, 26-бис) в Великой Отечественной войне (боевая служба)

По материалам книги: Чернышев А.А., Кулагин К.Л. «Советские крейсера Великой Отечественной. От «Кирова» до «Кагановича» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 г.

<<< см. предыдущую часть

 

Боевая служба крейсера «Калинин»

 

Служба в Великой Отечественной войне. Почти одновременно с вступлением крейсера в строй, в ноябре 1942 г., в составе ТОФ был сформирован отряд легких сил, флагманом которого стал «Калинин». Выходы корабля в Уссурийский залив для боевой подготовки обеспечивались ОВР главной базы (ТЩ, МО, ТКА) и самолетами ПЛО.

В июле – октябре 1942 г. с ТОФ на СФ по Северному морскому пути перешел отряд кораблей – лидер и два эсминца (ЭОН-18). Тогда же начальник оперативного управления ВМФ контр-адмирал В.А. Алафузов предложил наркому Н.Г.Кузнецову перевести на Север достраивающийся во Владивостоке крейсер. К этому вопросу вернулись в начале 1943-го, после вступления «Калинина» в строй, поскольку СФ по численности крупных надводных кораблей значительно уступал противнику. Были проработаны два варианта перехода: по Северному морскому пути – 6750 миль (70 суток) и через Панамский канал – 16 500 миль (113 суток). Командование ВМФ выбрало первый маршрут, по которому шла экспедиция ЭОН-18.

3 марта 1943 г. нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов обратился к председателю ГКО И.В.Сталину и его заместителям В.М. Молотову и А.И. Микояну с просьбой разрешить перевод с ТОФ на СФ крейсера «Калинин» и одного эсминца. Поскольку ответа не последовало, нарком ВМФ 14 апреля вторично обращается к Сталину с просьбой решить вопрос о переводе кораблей в ближайшие дни – иначе переход в навигацию текущего года не мог быть осуществлен. Постановление ГКО, наконец, было принято, и 24 апреля вышел приказ наркома ВМФ № 00122 (за наркома его подписал адмирал Л.М. Галлер) о переводе кораблей. Началась подготовка к переходу, в которой кроме ВМФ участвовали наркоматы судостроительной промышленности, морского и речного транспорта, Главное управление Севморпути при СНК СССР. На заводе № 199 изготовили ледовые якоря и два ледовых (стальных) винта диаметром 3,5 м со съемными лопастями. По расчетам крейсер с этими винтами мог развить скорость до 27 узлов. Для их смены и устранения возможных повреждений после прохождения наиболее тяжелого ледового участка трассы Севморпути (по опыту ЭОН-18) в Луковой протоке Енисея создавался ремонтный пункт, для которого в Игарке строился кормовой кессон. В мае крейсер встал в ремонт на заводе №202. На нем произвели подкрепление оконечностей корпуса, а в доке начали установку «ледовой шубы». Работы по подготовке к переходу были совмещены с текущим ремонтом и монтажом нового зенитного вооружения (орудий 90-К и 37-мм автоматов).

4 мая нарком подписал приказ № 00127 о формировании «Особого отряда кораблей» в составе крейсера «Калинин» и эсминца «Ревностный» (командир – контр-адмирал С.Ф.Белоусов). Дату выхода из Владивостока назначили на 25 июня 1943 г. Корабли должны были следовать Татарским и Первым Курильским проливами. Для уменьшения осадки крейсера он должен был идти с половинными запасами топлива, воды и масла. При этом его водоизмещение составляло 8960 т, осадка с «шубой»: носом 6,1 м, кормой – 6,2 м. Планировалось, что в бухте Провидения отряд встретят танкеры «Камчатка», «Лок-Батан» и транспорт «Уралмаш». 10 июня из Архангельска в Восточный сектор Арктики предполагалось направить 4 ледокола.

Подготовка кораблей шла полным ходом, «шуба» на крейсере была установлена на 80%, но 1 июня нарком ВМФ подписал приказ № 00151 об отмене перехода – «По указанию Правительства перевод крейсера «Калинин» и эсминца «Ревностный» на СФ отменить». Крейсер вывели из дока, и почти год он проплавал с «шубой» – ее сняли только в мае 1944-го.

Следующим летом, накануне войны с Японией, «Калинин» стоял в гарантийном ремонте на заводе № 202. Оперативные планы не предусматривали его боевое использование.

Послевоенная служба. В 1946-м по итогам года «Калинин» занял 1-е место на Тихоокеанском флоте, завоевав 4 флотских приза. С 17 января 1947 по 23 мая 1953 г. он находился в составе 5-го ВМФ, затем – в составе ТОФ. В 1951-м выходил в море на стрельбы под флагом командующего 5-м флотом Ю.А.Пантелеева, на нем присутствовали Главнокомандующий войсками Дальнего Востока маршал Р.Я.Малиновский, командующий войсками Приморского ВО генерал С.С.Бирюзов. В октябре 1954 г. крейсер (капитан 1 ранга Б.В.Казенный) выходил в море с правительственной комиссией (Н.С.Хрущев, А.И.Микоян, Н.А.Булганин, Р.Я.Малиновский, Н.Г.Кузнецов), посетившей ТОФ, и выполнил показательную стрельбу главным калибром по щиту.

7 мая 1956 г. корабль вывели из боевого состава, законсервировали и поставили во Владивостоке на отстой, но 1 декабря 1957-го расконсервировали и опять ввели в строй. После 6 февраля 1960 г. «Калинин» был разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, а 12 апреля 1963-го исключен из состава флота.

 

 

Служба крейсера «Лазарь Каганович»

 

Послевоенная служба. Накануне войны с Японией крейсер стоял в навигационном ремонте на заводе №202. Оперативные планы не предусматривали его боевого использования в сложившихся условиях. С 17 января 1947 по 23 апреля 1953 г. он находился в составе 5-го ВМФ, затем – в составе ТОФ. 3 августа 1957 г. переименован в «Петропавловск». 19 сентября 1958 г. в Охотском море крейсер оказался в зоне действия сильного тайфуна. Пройдя над Японией, стихия разрушила 30 тыс. домов, затонуло 24 судна. Сила ветра достигла 12 баллов. Волнами на корабле были срезаны вентиляционные грибки, вода поступала в шпилевое отделение и ряд кубриков. Один матрос был смыт за борт. Двое суток противостояли моряки стихии. «Петропавловск» получил серьезные повреждения, но своим ходом прибыл в базу. С ноября 1955 по декабрь 1957 г. кораблем командовал капитан 2 ранга (затем капитан 1 ранга) Н.И.Ховрин – в дальнейшем адмирал, командующий ЧФ. 6 февраля 1960 г. крейсер был исключен из состава флота.

 

 


Советские крейсеры типа «КИРОВ» (проект 26, 26-бис):


 

 

 

 

 

 

Основные тактико-технические элементы
крейсеров проектов 26 и 26-бис

* В связи с установкой дополнительного вооружения стандартное водоизмещение «Максима Горького» в 1945 г. возросло до 8522 т;

** При наибольшем запасе топлива 1707 т;

*** При вступлении в строй имел 8 76-мм орудий 34-К

Состав радиолокационных станций на крейсерах пр.26 и 26-бис (по состоянию на 1944 г.)

 

Основные статьи нагрузки крейсера проекта 26-бис для нормального водоизмещения, т:

Характеристики артиллерийских систем крейсеров типа «Киров»

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru