«Рабочая лошадка» спецназа

Андрей Гаравский
Журнал «Солдат удачи» №2, 2001

 

Чечня, спецподразделение держит оборону. Боеприпасы на исходе, еды нет уже два дня, обнаглевшие «чехи» лезут со всех сторон как тараканы. «Броне» сюда путь заказан – горы. Что делать? Выход один – «вертушки». А им и сесть-то негде: склон, кругом деревья. Но командование обещает – «борт» будет. Бойцы срочно готовят площадку, вырубают деревья, обозначают место посадки. И вот раздается знакомое тарахтение. Долгожданная «восьмерка» зависает, очень медленно опускается, каким-то чудом «цепляется» одним колесом за землю и тут же из нее горохом высыпается подкрепление. Бойцы спешно разгружают боеприпасы и питание, загружают раненых. Теперь все в порядке, задача будет выполнена…

 

Таких случаев во время войны в Чечне были сотни. И вертолеты всегда оставались лучшими помощниками разведчиков и спецназовцев. Они доставляют их к месту боевых операций, поддерживают огнем, «подвозят» боеприпасы и питание, эвакуируют раненных. Одним словом, без них выполнение боевой задачи зачастую просто невозможно. Сегодня наш рассказ о легендарной транспортно-боевой машине Ми-8 и ее модификациях.

Вначале немного истории. В конце 1950-х годов мировые авиационные державы начали работы по созданию вертолетов второго поколения с турбовальными двигателями. В мае 1960 года к разработке нового многоцелевого вертолета для замены хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации многоцелевых вертолетов Ми-4В приступил и Московский вертолетный завод (ныне имени М.Л. Миля). Работа спорилась, и вскоре был создан опытный вертолет В-8 с одним двигателем АИ-24В и четырехлопастным несущим винтом от вертолета Ми-4, рассчитанный на перевозку 25 пассажиров. Он совершил первый полет в июне 1961 года, а 9 июля был впервые продемонстрирован на воздушном празднике в Тушино. Второй опытный вертолет В-8 был уже двухдвигательным с пятилопастным винтом. 17 сентября 1962 года он совершил первый полет, после успешно прошел летные испытания и с 1965 года начал серийно производиться на вертолетном заводе в г. Казани под обозначением Ми-8. В конструкции вертолета был использован ряд оригинальных, особенно для того времени, технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые штамповки и клеесварные соединения, новая система внешней подвески, автоматическая система регулирования работы двигателей, обеспечивающая их синхронизацию и поддержание скорости вращения несущего винта в заданных пределах.

По сравнению с «четверкой» новый вертолет обладал более высокими летными характеристиками и вдвое большей грузоподъемностью. Об этом свидетельствует и то, что на Ми-8 в 1964–1969 годах было установлено 7 международных рекордов (в ocновном женщинами-вертолетчицами), большинство которых не превзойдены до сих пор. Так родилась эта уникальная машина.

Сегодня по популярности во всем мире вертолет Ми-8 и его модификации уступает разве что автомату Калашникова. Этот винтокрыл уже почти 50 лет выпускается серийно, поставлялся в 40 стран. Огромный парк машин, выпущенных Казанским, а потом и Улан-Удинским вертолетными заводами, составляет более 8000 вертолетов, из которых более 2 тысяч продано за рубеж. Кстати, «восьмерки» являются наиболее распространенными в мире транспортными вертолетами, уступая только легким многоцелевым и транспортным Bell UH-1 «Iroquois» и «Huey». Было время, когда почти половину валютной выручки «Авиаэкспорт» получал от продаж Ми-8.

Почему же этот вертолет сравнивают с «Калашниковым»? Тут необходимо отметить, что автором «восьмерки» был сам легендарный Михаил Леонтьевич Миль. Многие на фирме считают, что создание Ми-8 было самым блестящим его взлетом как авиационного конструктора. В чем же изюминка винтокрыла? Миль сумел создать очень надежную, простую в эксплуатации и обслуживании машину, способную в течение длительного времени решать задачи автономно. К примеру, когда проводились лизинговые работы во Франции, на Ми-17 было налетано 500 часов, и за это время – полгода он ни разу не залетал на аэродром. Базировались в лесу, на площадке в горах, в поле и т.д.

О неприхотливости и безотказности машины свидетельствует и тот факт, что в Индии, да и других странах так называемого «третьего мира», в свое время некоторые «авиаспециалисты» считали, что для обслуживания Ми-8 достаточно знать лишь то, куда заливать керосин и масло. И, кстати, не без оснований, потому как этот вертолет действительно выдерживает такое варварское, с точки зрения обслуживания авиационной техники, к себе отношение. Не даром «восьмерку» за рубежом, да и у нас называют «рабочей лошадкой», «солдатской машиной». Стоит ли говорить, как важны такие качества вертолета военным, спецназовцам, разведчикам?

Немаловажно и то, что этот винтокрыл многоцелевой и может использоваться в самых различных целях: для огневой поддержки и подавления огневых точек, доставки десанта, перевозки боеприпасов, оружия, грузов, продуктов и медикаментов, эвакуации раненых и погибших.

 

«Восьмерки» – семейство довольно многочисленное, они производились более чем в 30 различных модификациях. Но нас, естественно, больше интересуют военные машины. Кратко представим их.

Ми-8Т – транспортный вертолет с двумя ГТД ТВ3-117МТ мощностью по 1454 кВт, для перевозки грузов массой 4000 кг в кабине или 3000 кг на внешней подвеске, или 24 пассажиров на боковых сиденьях, или 12 больных на носилках с сопровождающими; отличается небольшими круглыми окнами кабины и оборудованием, снабжен пилонами с держателями, для вооружения.

Ми-8ТВ – чисто военная; десантно-транспортная машина с усиленными ферменными пилонами, с четырьмя держателями для блоков по 32 неуправляемые авиационные ракеты (НАР) калибром 57 мм или другого вооружения и подвижной установкой с пулеметом калибра 12,7 мм в носовой части; возможна установка держателей для вооружения из шести блоков по 32 НАР, а на направляющих рельсах – до шести ПТУР с полуавтоматическим управлением. Более 250 вертолетов Ми-8ТВ и МТ были переоборудованы в Ми-17.

Ми-8МТ – модернизированный десантно-транспортный винтокрыл с пылезащитными устройствами, вспомогательной силовой установкой АИ-9В и рулевым винтом, установленным слева для увеличения эффективности; вертолет является переходной моделью к усовершенствованному вертолету Ми-17, производился в вариантах Ми-8АМ и Ми-8МТВ с различным оборудованием. Эта машина обладает богатейшим боевым опытом, ей довелось поучаствовать во многих локальных конфликтах и афганской войне 1979–1988 годов. Там, на земле Афганистана, этот вертолет отработал сполна, совершив тысячи боевых вылетов. А сколько жизней наших солдат он спас!

Ми-8ПП – вертолет-постановщик активных помех с контейнером и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа; построен также ряд модификаций для ведения РЭБ, ретрансляции т.п.

Ми-9 – вертолет для обеспечения связи с дополнительными антеннами на хвостовой балке.

Ми-18 – военно-транспортный вертолет, модификация вертолета Ми-8Т с увеличенной на метр длиной кабины, что позволяет разместить в ней более 38 солдат или груз массой 5–6,5 т, а на внешней подвеске – грузы массой 5 т. В 1980 году два вертолета Ми-8МТ были модернизированы в Ми-18 с увеличенной кабиной, новыми лопастями из стеклопластика и убирающимся трехопорным шасси, а в 1982 году прошли летные испытания, подтвердившие увеличение грузоподъемности при увеличении скорости и дальности полета на 10–15 процентов.

Ми-8МТВ-2 и -3 – последние военно-транспортные модификации, оборудованные высотными двигателями и предназначенные для применения в десантно-транспортном, санитарном, спасательном и боевом вариантах. Они вооружены четырьмя блоками Б8В20-А по 20 НАР С-8 в каждом, управление стрельбой которых производится прицелом ПУС-36-71; также возможна подвеска авиабомб калибра 50 – 500 кг на балочных держателях; в носовой части может быть размещена подвижная установка с пулеметом калибром 12,7 мм, в проемах сдвижных дверей – до 8 шкворневых установок с пулеметами калибра 7,62 мм, а на держателях – 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибра 23 мм. Все это делает вертолет Ми-8МТВ-2 наиболее тяжеловооруженным в мире. Для рассеивания теплового потока ГТД на нем установлены экранно-выхлопные устройства, а для защиты от ракет с ИК-системой наведения на вертолете устанавливается система создания пассивных помех из 4 кассет АСО-2В на хвостовой балке и 6 кассет на фюзеляже; в каждой кассете содержится 32 ИК-ложные цели ППИ-26-1 и генераторы импульсных ИК-сигналов. На вертолете установлены бронеплиты, защищающие экипаж от пуль стрелкового оружия. Они закрывают пол, переднюю и заднюю части кабины экипажа, пол стрелка на грузовых створках фюзеляжа и гидропанель. Вертолет может быть оборудован радиолокатором и радиоаппаратурой дальней навигационной связи.

Ми-8АМТШ – вариант боевого вертолета Ми-8АМТ с комплексом сверхзвуковых ПТУР «Штурм».

Калашниковской популярностью пользуются «восьмерки» и за рубежом. Военная модернизация Ми-8, ориентированная на экспорт, получила индекс Ми-17. По сравнению с «восьмеркой» это, можно сказать, машина другого поколения, взявшая все самое лучшее от предшественницы. В том числе и богатейший боевой опыт.

Ми-17 представляет из себя многоцелевой вертолет одновинтовой схемы с несущим пятилопастным винтом и рулевым винтом жесткого типа. Длина машины – 18,5 м, высота – 3,7 м, диаметр несущего винта – 21,3 м. Силовая установка состоит из двух двигателей мощностью по 1950 л.с. каждый. Максимальная скорость полета Ми-17 – 262 км/ч, дальность – 510 км, взлетная масса – 13 т, грузоподъемность – 5 т, динамический потолок – 6000 м. Экипаж 3 человека, количество десантников до 30 человек.

Стандартное вооружение довольно мощное – до четырех подвесных пушечных установок с двуствольными пушками ГШ-23Л скорострельностью до 3000 выстр./мин, четыре пусковые установки с 20 неуправляемыми ракетами С-8 каждая, авиабомбы калибра 50 – 500 кг. Немаловажно, что его можно усилить, установив в проемах окон и дверей 8 пулеметов калибра 7,62 мм.

 

Сейчас Министерство обороны РФ начало закупать для армии более совершенные вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», хотя и не в таких количествах, в каких хотелось бы военным. Между тем потребность в транспортно-боевых машинах у армии и спецподразделений очень велика. Выход из этой ситуации один – максимально использовать в качестве транспортно-боевых винтокрылов модернизированные многоцелевые «восьмерки». Поэтому, несмотря на солидный возраст Ми-8, конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля считают, что на протяжении еще многих лет этот вертолет, выполненный в последних модификациях, будет удерживать завоеванную на отечественном и мировом рынке нишу. Ведь «восьмерка», особенно модернизированная, – по-прежнему очень серьезный конкурент для аналогичных западных вертолетов. Кроме уже проторенных дорожек в Индию, Пакистан, Шри-Ланку, Китай, Тайвань, практически всю Юго-Восточную Азию, интерес для фирмы представляют Мексика, Южная Америка, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Австралия, Новая Зеландия. Одним словом, «восьмерку» рано списывать со счетов.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru