Полет «Пчелы». Развитие и применение отечественных беспилотных летательных аппаратов

Борис Джерелиевский, Александр Ольгин
Фото Андрея Кузьминова, Вячеслава Афонина и из интернет-источников
Журнал «Солдат удачи» № 4 / 2000 г.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

История российских беспилотных летательных аппаратов (БЛА) началась в сентябре 1916 года*, когда штабс-капитан Яблонский разработал управляемую по проводам воздушную мину, именуемую также геликоптер-торпедой. Работы велись в Петрограде на заводе «Сименс–Шуккарт».

 


В том же году совершил свой полет первый в мире беспилотный самолет конструкции американского изобретателя Г. Кертиса.


 

Революция 1917 года надолго приостановила отечественные разработки в этой сфере. Возобновились они только в начале 30-х годов и были направлены в первую очередь на создание систем автоматического управления беспилотных самолетов различного назначения. Работы над ударными БЛА в СССР практически были завершены к 1940 году, но начавшаяся война вновь внесла коррективы в деятельность конструкторов.

В послевоенные годы советские ученые получили доступ к немецким архивам и оборудованию. Выяснилось, что беспилотник-разведчик совершил свой первый полет в исследовательском центре ВВС Германии под городом Рехлингом еще в 1939 году. Ударные БЛА ФАУ-1 и ФАУ-2 заставляли трепетать Британские острова. Богатый опыт немецких ученых подготовил почву для дальнейшего развития отечественных БЛА.

В 1940–50-х годах были созданы советские межконтинентальные самолеты-снаряды «Буря» и «Буран», способные нести ядерные заряды. Но баллистические ракеты признали более перспективными, и дальнейшие работы по созданию ударных беспилотников стратегического назначения прекратились.

Первым советским послевоенным БЛА-разведчиком стал самолет Як-9В – переоборудованный дистанционно пилотируемый аппарат дозиметрического контроля. Пять таких машин использовались для исследований атмосферы при проведении ядерных испытаний. Следующим шагом стал серийный выпуск разведчика Як-25РВ, созданного в 1959 году в двух вариантах – пилотируемом и беспилотном. Он находился на вооружении до начала 1970-х годов.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДЧИКИ

 

К началу 1960-х годов возникла потребность в летательных аппаратах, способных осуществлять фото- и радиотехническую разведку территории потенциальных противников. Стратегические разведчики-беспилотники должны были дополнять развединформацию спутниковых систем, обеспечивая необходимую оперативность передачи данных. Значительным преимуществом БЛА перед пилотируемыми аппаратами считалась меньшая уязвимость для средств ПВО за счет более высокой скорости и высоты полета. Наиболее известный БЛА этого класса – Ту-123 (комплекс «Ястреб») обладал следующими характеристиками:

Дальность полета – 3800 км;

Скорость полета – 2700 км/ч;

Время полета – 90 мин;

Высота полета – 20 000 м.

Установленный на аппарате двигатель был модификацией силовой установки истребителя-перехватчика МиГ-25. После выполнения задач Ту-123 в автоматическом режиме возвращался к месту старта, где его «принимал» оператор РЛС и выводил в район посадки. На высоте 4000 метров аппарат разделялся на две части, опускавшиеся на парашютах. В случае необходимости с наземного пункта управления могла быть дана команда к самоликвидации. Но посадка хвостовой части была жесткой, и говорить о ее повторном использовании не приходилось. При всех своих очевидных плюсах комплекс оказался весьма дорогостоящим, и программа была свернута.

 

ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ

 

Информация об эффективности применения БЛА подтвердилась во время вьетнамской войны. В ходе боевых действий американцы активно использовали аппараты Ryan-147. В 1964 – 1975 годах произвели 3435 боевых вылетов БЛА, из которых 2873 оказались успешными. Никто из персонала, обслуживавшего аппараты, при этом не пострадал. За тот же период было сбито более 2500 боевых самолетов, убито и взято в плен около 5000 пилотов.

Разумеется, советские конструкторы учли удачный опыт боевого применения БЛА. В 1982 году на вооружение Советской Армии поступил тактический беспилотный разведывательный комплекс ВР-3 «Рейс» с БЛА Ту-143. Разведывательная часть аппарата комплектуется в двух вариантах: фото- и телевизионная аппаратура, фото- и инфракрасное оборудование. Совершенная парашютно-тормозная система обеспечивает мягкую посадку БЛА после выполнения задачи. Через несколько часов аппарат готов к новому вылету. «Рейс» до сих пор используется войсками.

Он поставлялся в страны Варшавского Договора, а также в Сирию и Ирак. Комплексы прекрасно зарекомендовали себя во время боевых действий в Ливане в начале 1980-х.

 

 

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

 

Успешное применение БЛА на ближневосточном направлении определило приоритетную задачу разведывательных беспилотников – доразведка отдельных целей и объектов. Отмечалось, что после появления израильских аппаратов над боевой позицией арабов артиллерийский, ракетный или авиационный удар производился через несколько минут.

Этот факт побудил командование ВС СССР выдвинуть соответствующие требования к разработке БЛА нового поколения. БЛА должны были немедленно передавать на наземные пункты разведданные с большой точностью определения координат. В этом случае они могли использоваться для целеуказания артиллерии, РСЗО, авиации. Осуществление программы под названием «Строй» поручили головной организации НИИ «Кулон», где разрабатывалось несколько комплексов различной дальности применения: полковой – «Строй-П» с БЛА «Пчела», армейский – «Строй-А» с БЛА «Дятел», фронтовой – «Строй-Ф» с БЛА «Коршун».

Кроме того, был создан комплекс «Крыло», средства управления и запуска которого размещались на шасси МТЛБ. Этот вариант успешно решал задачи общей разведки поля боя и ближнего тыла противника в ходе боевых действий в Афганистане. Однако громоздкость наземного оборудования и сложности технического обеспечения и эксплуатации ограничили его применение.

Для комплекса «Строй-П» было разработано несколько вариантов аппаратов «Пчела», в том числе «Пчела-1ПМ» – постановщик активных радиопомех.

Аппарат «Пчела-1ТМ» – первый советский малоразмерный беспилотник, оснащенный бортовой обзорной телевизионной камерой с передачей информации в реальном масштабе времени на земной пункт управления. В состав комплекса «Строй-ПМ», находящегося сегодня на вооружении российской армии, входит 6 дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) «Пчела-1», машина с командным пунктом управления и ГАЗ-66, на котором размещены контейнеры с аппаратами. Для запуска беспилотников используется пусковая установка на базе БТР-Д. Оборудование комплекса позволяет управлять двумя аппаратами одновременно. Все машины, составляющие «Строй-ПМ», могут десантироваться с самолетов на парашютных системах. После приземления повторный запуск может осуществляться уже через двадцать минут.

Сам ДПЛА – моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, с поршневым двигателем, с прямоугольной формой крыла, с постоянным профилем сечения. Оперение – стабилизационное кольцо с рулями высоты и направления. Посадка происходит при помощи парашютной системы и посадочных амортизаторов. Разведывательное оборудование – ТВ-камера ПК-2. Компьютерное оборудование наземного пункта дистанционного управления НПДУ позволяет совместить «картинку» ДПЛА с картой, использовать эффект стоп-кадра, делать распечатки изображения местности. Кроме того, вся информация, зафиксированная бортовой аппаратурой, может быть сохранена как видеозапись для последующего детального исследования.

Начало восьмидесятых годов было эпохой расцвета отечественных БЛА. На вооружении Советской Армии стояли тысячи беспилотников-разведчиков и постановщиков радиопомех. Достаточно всего одного аппарата, оснащенного средствами постановки радиопомех, чтобы полностью парализовать всю систему связи мотострелковой или танковой дивизии. А массированное использование этих беспилотников могло вывести из строя системы управления целых армий и даже фронтов неприятеля.

В то время комплекты БЛА имели 30 воинских частей, но уже к концу 1980-х годов их количество сократилось до 13 и продолжало уменьшаться. В 1996 году ликвидировали последнюю эскадрилью БЛА российских ВВС. Многие научные исследования прекратились.

Уже прошедшие испытания комплексы так и не были запущены в серию, а многие российские ноу-хау проданы за рубеж. В настоящий момент в российской армии остались всего два отряда БЛА – в составе армейской авиации и ВДВ.

 

БЛА В ЗОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

 

БЛА были взяты на вооружение странами антииракской коалиции для детальной разведки передовых позиций неприятельских войск. Сухопутные войска и военно-морские силы США использовали разведывательные системы на базе БЛА «Пионер-1» и «Пойнтер». В районе конфликта находилось шесть систем «Пионер-1», включающих в себя 88 беспилотных аппаратов. Их применяли для вскрытия объектов иракской обороны на глубине до 160 км, корректировки артиллерийского огня и контроля за поражением целей.

Полеты БЛА управлялись либо командами наземной станции, выдаваемыми операторами или ЭВМ, либо бортовым компьютером по заложенной программе. На дисплеях наземной станции управления и дистанционном пульте приема видеоинформации можно было наблюдать цветное изображение территорий и объектов, над которыми пролетал аппарат. Благодаря этому командование получало возможность решать вопросы уничтожения выявленных объектов, что называется, «с листа». Изображение сохранялось в памяти ЭВМ для последующего детального анализа.

На вооружении морской пехоты и СВ США состояло 55 БЛА «Пойнтер», обладающих меньшим радиусом действия и высотой полета. Они использовались для вскрытия объектов противника непосредственно у линии соприкосновения сторон. Видеоинформация с борта беспилотника в черно-белом изображении передавалась на наземные пункты управления и записывалась на видеомагнитофоны.

В силу малой эффективной площади рассеяния (ЭПР) «Пионер-1» и «Пойнтер» оказались практически невидимыми для иракской ПВО. За все время боевых действий удалось сбить всего один «Пионер-1».

Командование ВС США в целом положительно оценило опыт боевого применения этих разведывательных комплексов. Недостатками обоих типов БЛА признали зависимость от метеоусловий и отсутствие бортовых лазерных целеуказателей для подсвета целей. Тем не менее, корпус морской пехоты сделал заказ еще на 60 аппаратов обоих типов. Кроме того, выпускающим фирмам рекомендовали активизировать разработку аппаратов аналогичного типа – легких, недорогих, оснащенных средствами электронно-оптической, радиационной, химической и биологической разведки, а также средствами РЭП и лазерной подсветки целей.

Достаточно активно применяли беспилотники и ВС Франции. Четыре комплекса ДПЛА «Март» были развернуты на территории Саудовской Аравии. Они использовались для сбора данных, наблюдения, целеуказания, корректировки огня артиллерии и входили в автоматическую станцию управления огнем «Atilla», обеспечивая разведку на оперативно-тактическом уровне. В частности, работая в связке с РЛС, система «Март» давала целеуказания для РСЗО.

До начала наступления сухопутных сил альянса эти беспилотники действовали на высоте 300 метров. В ходе наступательной операции высота их боевого применения была снижена до 150 метров, чтобы избежать столкновения с самолетами многонациональных сил.

 

ИСКАТЕЛЬ ЗУЛУСОВ

 

Интересен опыт использования БЛА в контрпартизанских операциях, проводимых Южноафриканской армией против зулусских боевиков – противников правящего Африканского национального конгресса.

Разведка и система оповещения партизанских отрядов, действовавших в провинции Натал, были прекрасно организованы. Правительственным силам практически никогда не удавалось застать повстанцев врасплох. Когда войска входили в населенный пункт, служивший партизанам базой, они находили лишь пустые хижины. Заранее предупрежденные наблюдателями зулусские боевики успевали укрыться в буше, среди окрестных холмов.

Для наблюдения за предполагаемыми базами партизан применили БЛА «Сикер» («Искатель») совместного южноафриканско-израильского производства. Действуя на высоте 5500 метров, они были не только неуязвимы для огня повстанцев, но и практически невидимы для них. Теперь за вероятной базой боевиков устанавливалось постоянное наблюдение силами боевого расчета, в состав которого входило три летательных аппарата. Благодаря радиусу действия до 200 км, продолжительности полета до 6 часов, большой разрешающей способности тепловизионной системы БЛА «дежурство» над нужным объектом осуществлялось круглосуточно. В результате правительственные силы получали исчерпывающую информацию о распорядке, системе безопасности, путях отхода и укрытиях партизан. Располагая такими сведениями, войска легко наносили неожиданные для боевиков удары по их базам.

 

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

 

Подготовка к запуску «Пчелы». Гудермес, декабрь 1999 г.

«Пчела» с успехом применялась в ходе первой чеченской кампании с апреля по июнь 1995 года. С помощью комплекса удалось обнаружить более десяти единиц неприятельской бронетехники, несколько складов, опорных пунктов и баз неприятеля. Благодаря ДПЛА «засекли» съезд полевых командиров в Ведено. Сведения, собранные «Пчелой», в дальнейшем были использованы при взятии этого населенного пункта. Следует отметить, что «Пчела» практически неуязвима для стрелкового оружия. Попасть в маленький, едва заметный «крестик» (а именно так выглядит летящая «Пчела» с земли) чрезвычайно трудно.

Несмотря на все очевидные успехи, ситуация с БЛА в российских ВС нисколько не улучшилась. Более того, за четыре года значительная часть техники, многократно исчерпав положенный ресурс, вышла из строя. В результате к началу второй кампании на Кавказ был отправлен последний комплекс «Строй-П», находившийся в рабочем состоянии.

Первые запуски «Пчелы» производились еще с территории Дагестана для доразведки маршрутов движения в Шелковском районе. В первый месяц боевых действий в Чечне было совершено 14 пусков. Результат – 36 обнаруженных целей. Но уже в ноябре 1999 года безнадежно изношенная техника начала давать сбои. Летательные аппараты, рассчитанные на десять полетов, переставали выполнять команды и приземлялись. К тому же большая часть военного руководства предпочитала работать по старинке, не умея использовать возможности комплексов ДПЛА А они велики: сидя перед дисплеем компьютера, можно, например, эффективно управлять огнем дальнобойной артиллерии, немедленно внося коррективы, осуществлять контроль за дорогами. В ряде случаев разведкомплексы БЛА позволяют более оперативно, чем наземная разведка, получить информацию, необходимую для принятия своевременных решений. Не говоря уж о том, что эти разведмероприятия в любом случае обходятся без жертв.

Но, несмотря на все эти плюсы, возможности «Пчел» остаются невостребованными. Аналогичным образом обстоит дело и с космической разведкой – командование практически не использует ее при ведении боевых действий в Чечне.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Американские специалисты считают, что возможности воздушно-космических сил и средств разведки в войнах нового поколения будут расширяться главным образом за счет применения беспилотных летательных аппаратов, количество которых на рубеже 2000 года в западных странах достигнет 30 тысяч.

Один из таких беспилотников был продемонстрирован США в середине февраля 1997 года в Сан-Диего (штат Калифорния). Он имеет расчетную дальность полета до 25 тыс. км и способен находиться в воздухе в течение 42 часов на высоте 22 км. На борту имеются оптические и инфракрасные телекамеры, радиолокационная станция, а также станции радио- и радиотехнической разведки.

Эта аппаратура позволяет производить детальную съемку местности с точностью до 30 см и непрерывно передавать разведданные по спутниковым каналам связи непосредственно на центральный командный пункт вооруженных сил США

Есть сведения, что в США также разрабатывается БЛА по программе «Стелс», то есть невидимый для средств обнаружения. Правда, его характеристики несколько ниже, а продолжительность полета 12 часов на высоте 15 тыс. км.

В начале нового века США намерены иметь 120 – 150 стратегических беспилотников, а позже их количество может достигать 500 – 600 единиц.

Известно также, что в США и Израиле идет работа над созданием беспилотников, способных не только вести разведку, но и наносить ракетно-бомбовые удары по выявленным целям. Даже маленькая Финляндия закупает в Швейцарии партию БЛА «Рейнджер», которые планирует использовать для патрульных полетов над российской границей.

Очевидно, что дорогостоящие программы нам сегодня недоступны. Означает ли это, что российским ВС придется отказаться от беспилотных разведчиков?

Думается, что даже при нынешней бедности все-таки есть возможности для частичного возрождения былого потенциала. Прежде всего, это модернизация уже имеющихся образцов.

Офицеры из сводного отряда БЛА (ВДВ и армейская авиация), действовавшего в Чечне, утверждают, что планер, двигатель «Пчелы» и большая часть наземного оборудования вполне соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Но ТВ-камеру и часть электроники нужно заменить на более современные. Необходима ИК-камера, чтобы проводить и ночные полеты. Тем более что ночной вариант «Пчелы» давно создан.

По их мнению, следует также увеличить ресурс летательных аппаратов и полетное время.

Этим путем и пошли разработчики. В настоящий момент создана модификация «Пчелы» – ДПЛА-61 «Пчела-ПМ». Ресурс аппарата увеличен в 15 раз, до 150 полетов. Разведывательная аппаратура выполнена в модульных сменных комплектах, что позволяет решать различные задачи. Стоимость российского аппарата в 20 раз ниже американского аналога и составляет 50 тыс. долларов.

Не такое уж дорогое удовольствие – сохранение разведывательных БЛА. Тем более что разработчики стремятся расширить возможности БЛА, чтобы они могли применяться в интересах МЧС и для решения различных задач народного хозяйства (ледовая разведка, контроль за состоянием газо- и нефтепроводов, теплотрасс и других).

Что же касается новых разработок, то российские конструкторы представили на международные выставки несколько новых беспилотников: созданный с применением технологии «Стелс» ДПЛА «Клест», ДПЛА Ту-300 «Коршун» для оперативно-тактического комплекса разведки фронтового звена, способный действовать в ударном варианте, и другие аппараты.

Они ничуть не уступают зарубежным аналогам, при этом гораздо дешевле. Но появятся ли эти машины в российской армии?

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru