Комэск вертолетной эскадрильи в Сирии

Опытный лётчик-инструктор, он мастерски работает в небе Сирии вместе со своими бывшими учениками
Александр Колотило, газета «Красная звезда», 2017 г.
Совместный проект с сайтом «Отвага»
Материал предоставлен автором

 

– Да, конечно же, — это капитан Владимир Банников, — подполковник Александр Чернов (фамилии и имена офицеров изменены) сразу узнаёт на одном из стендов своего питомца, которому Главнокомандующий Воздушно-космическими силами вручает медаль «За боевые отличия». — Мы с Владимиром — земляки. Был я у него инструктором… Отличный пилот!

– А я с ним подружился ещё летом. 30 июля прошлого года взлетали с площадки Сфира под Алеппо, когда уже стемнело. Небо начали прочерчивать трассеры. Вот в этих условиях огневого воздействия мы тогда и совершили полёт, — рассказываю я. – Он со мной ещё перед вылетом поделился сухим пайком. Так получилось, что сутки работали без еды… Не до того было…

– Это на Владимира похоже. Мировой парень!

– Да и экипаж у него отличный, — подтверждаю. – Не раз летал вместе с ними. На тот момент, когда я познакомился с капитаном Владимиром Банниковым, налёт его экипажа в небе Сирии уже составлял около 200 часов. А что такое 200 часов?..

– Примерно то же самое, что 100 раз слетать в Алеппо и обратно… — продолжает мою мысль подполковник Александр Чернов.

– Банников так охарактеризовал мне свой экипаж:

«Мы до ужаса спокойны. На все нештатные ситуации реагируем хладнокровно и грамотно. Никогда не было даже намёка на малейшее проявление чувства паники. Так что мне с ребятами повезло».

– А мне повезло, что я познакомился с ними… Вот прохожу мимо их вертолёта со «счастливым» номером, и всегда думаю, что сейчас увижу, как они готовят машину к вылету,- заканчиваю свой короткий рассказ об экипаже капитана Банникова.

– Вот видите, насколько верна поговорка, — подполковник Чернов расставляет неожиданные акценты, — если через пять минут два лётчика не найдут во время разговора общего знакомого, то кто-то один из них, мягко говоря, не авиатор…

– Александр Иванович, но я же не лётчик, — отвечаю ему.

– Нет, вы уже наш, так как не один год работаете с авиаторами…

– Спасибо, — отвечаю с улыбкой. – Доверие оправдаю.

 

С командиром смешанной вертолётной эскадрильи подполковником Александром Черновым мы знакомы не первый день. Он всегда приветлив и доброжелателен. И если даже спешит куда-то, всё равно не скажет об этом прямолинейно, дескать, потом-потом, а сейчас недосуг… Нет, он остановится, пожмёт руку, о чём-то спросит, а уж потом пойдёт по своим срочным делам. Такие люди, как он, всегда и во всём успевают. У него всё получается – и летать, и командовать эскадрильей, и заниматься многочисленными документами, и выполнять другие задачи… Я не случайно начал рассказ с того эпизода, когда Александр Иванович узнал на фотографии, размещённой на одном из стендов, своего бывшего ученика. А их у него было немало, ведь подполковник Чернов – лётчик-инструктор 1-го класса. У него общий налёт – 4000 часов. Освоил вертолёты Ка-52, все модификации Ми-8. Здесь, в Хмеймиме, совершил уже более 30 боевых вылетов. Специальные задачи выполняет в Сирии и на вертолёте Ми-8АМТШ-В, и на Ка-52 «Аллигатор».

– Александр Иванович, — спрашиваю, — наверное, не так-то просто переключаться с одного на другое – сегодня вы на Ми-8 перевозите личный состав, грузы, боеприпасы или эвакуируете раненых и вас прикрывают боевые ударные вертолёты Ка-52, Ми-24, Ми-35, Ми-28, а в следующий раз всё «с точностью до наоборот» — теперь уже вы в качестве командира экипажа Ка-52 сами прикрываете работу транспортно-боевых вертолётов Ми-8, сопровождаете воздушные суда на глиссаде взлёта и захода на посадку, уничтожаете выявленные огневые точки террористов…

– При выполнении любых задач, в том числе и специальных, главное – отлично владеть техникой, досконально знать все её возможности и боевые характеристики, уметь ориентироваться днём и ночью в данном регионе, изучив все особенности рельефа местности. А летать, лётчики шутят, можно хоть на метле – лишь бы винт крутился. Конечно, есть отличия в пилотировании Ми-8 и Ка-52. Первый относится к классическим машинам, а второй сконструирован по соосной схеме, что имеет свои преимущества по сравнению с другими боевыми вертолётами мира. Такие вертолёты сложнее и дороже классических, также дороже и их обслуживание. Однако применение двух несущих винтов дало возможность убрать рулевой винт и тем самым серьёзно повысить эффективность работы двигателя, а также убрать концевую балку, что сделало вертолёт более манёвренным и подвижным. Вес нашей машины также меньше по сравнению с вертолётами классической схемы. Управлять К-52 сложнее, требуется высокое мастерство пилота. Это с точки зрения техники пилотирования. А теперь о другом. Когда я прикрываю своих товарищей, они уверены во мне на сто процентов. Также и я уверен в них, когда они прикрывают меня. Я знаю, что в случае экстремальной ситуации они закроют мой Ми-8 своим бортом, как в годы войны фронтовики закрывали своих товарищей от огня врага своей грудью. А это означает, что у нас в эскадрилье такой дружный и надёжный коллектив, которого во всем свете не сыщешь…

Чем чаще я работаю с лётчиками, тем большим уважением проникаюсь к этим простым в общении и очень мужественным офицерам. Удивительные люди… Я об этом уже говорил не раз в своих корреспонденциях и репортажах, но всё равно повторюсь. Но среди них особенно выделяются те, кто имеет многолетний опыт службы в военной авиации. Именно к этой категории пилотов относится и подполковник Александр Чернов. Вот только что закончилась его лётная смена. Экипаж Александра Ивановича совершил несколько боевых вылетов. Но я не вижу на лице командира усталости, он пожимает при встрече мне руку, и, как всегда, добродушно улыбается.

- Всё прошло нормально, Александр Иванович? – спрашиваю.

- А как ещё может пройти? Как всегда – отлично!

Подполковник Александр Чернов подготовил немало молодых лётчиков не только для нашей армейской авиации, но и для военно-воздушных сил иностранных государств. Мы часто говорим, используя шаблонную фразу: «Умеет ориентироваться в экстремальных ситуациях и принимать верное решение». А за ней – огромное напряжение и огромное мастерство. Так, он поделился в беседе со мной, во время проведения командно-штабного учения КСОР ОДКБ при выходе на полигон произошёл отказ электроники вооружения на его вертолёте. Подполковник Чернов тут же дал команду своему ведомому, и тот отлично отработал по целям. Во время второго захода Александр Иванович применил оружие в аварийном режиме и тоже поразил полноразмерные мишени, имитирующие живую силу, бронетехнику и другие объекты условного противника. В итоге экипажи отлично выполнили поставленную задачу и были отмечены благодарностью.

Случалось, во время вылетов с молодыми лётчиками происходили какие-то отказы, резко ухудшались метеоусловия, и тогда Александр Иванович брал управление на себя, выводил вертолёт на аэродром вылета и благополучно сажал его. Имея огромный опыт лётчика-инструктора, он передаёт его молодым пилотам сполна.

- Если я подготовил офицера, я в нём уверен, — говорит Александр Иванович – Похлопав по носовой части фюзеляжа вертолёта, я демонстративно отворачиваюсь и ухожу, так как полностью уверен в готовности моего молодого лётчика к успешному выполнению задания. Конечно, авиация есть авиация, здесь всякое случается, и не всегда по вине пилота. Но я уверен в своём ученике. Даже если произойдёт отказ какой-то системы, он сумеет найти верное решение. Да и я подскажу ему по радио. Это я только делаю вид, что не волнуюсь за своего ученика. А на самом деле, конечно, переживаю. Как старший лётчик за младшего, как отец за родного сына…

Александру Ивановичу приходилось выполнять самые различные задачи. Участвовал он и в тушении пожаров.

- Было это пять лет назад, — вспоминает подполковник Чернов, — в районе города Бузулук Оренбургской области. Жара стояла страшная. Вот и возник большой очаг пожаров. Работали на высоте до 100 метров на скорости 60 — 100 километров в час с использованием водосливного устройства ВСУ-5 ёмкостью 5 кубических метров. По шесть заборов воды производил за один вылет. А это – 12 раз туда и обратно. В общем, часа два с половиной работы в воздухе без посадки. Жара в кабине – за сорок градусов. Все мокрые от пота. Потом – заправка, и ещё два с половиной часа в небе. А приземлимся в деревне на заправку, тут же местные жители встречают нас, как героев – несут холодное молоко, пироги, ягоды, фрукты. Угощают от души, высказывают своё восхищение. Всё-таки у нас любят военных лётчиков, как и в прежние времена. Поэтому была трудная работа, а вот вспоминать о тех днях до сих пор приятно…

- Что мне дала Сирия? — отвечает на очередной вопрос Александр Иванович. — Прежде всего, знакомство с новыми людьми и новый вид работы – боевой работы. Изучаешь характеры и поведение подчинённых в экстремальных ситуациях, стараешься что-то посоветовать, что-то подсказать. Да и сам перенимаю опыт у своих бывших учеников. Например, мой ведомый командир экипажа старший лейтенант Алексей Волков уже совершил 60 боевых вылетов, общий налёт у него – 500 часов. Мы вместе работали в России. Столько же боевых вылетов и такой же налёт часов у штурмана-оператора старшего лейтенанта Алексея Редькина. Отличные ребята. Они, как и все мы, работают в боевых условиях чётко и уверенно, грамотно действуя в различных скоротечных ситуациях и главный итог этого – мы сохранили жизни и здоровье всех экипажей нашей вертолётной эскадрильи…

Этими словами я и хотел бы и закончить рассказ о подполковнике Александре Чернове – боевом и опытном лётчике-инструкторе, командире вертолётной эскадрильи.

Александр Колотило

Фото автора

-

-

-

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

-

-

-


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru