Как наши Ми-35 прикрывают транспортную авиацию в Сирии

Российские вертолётчики продолжают бороздить небо Сирии, доказывая, что они настоящие «рабочие войны»
Александр Колотило, газета «Красная звезда», 2017 г.
Специально для сайта «Отвага»
Материал предоставлен автором

Они взлетели на моих глазах. Впереди Ми-8, а за ним – на установленных дистанциях в боевом порядке два Ми-35М. Набрав высоту над морем, вертолёты ушли в сторону Пальмиры. Экипажам предстояло выполнять сложную задачу ночью. Поэтому до вертолётной площадки ещё доносился шум работающих двигателей удаляющихся машин, когда с земли их уже не было видно. Зато экипажам, работавшим в очках ночного видения, ориентироваться в воздухе и на земле не составляло никаких проблем.

Вернулись все три вертолёта в установленное время. На борту Ми-8 находились эвакуированные из зоны боевых действий сирийских правительственных войск раненые.

 

 

Капитан Анатолий Платонов (фамилия и имя изменены) вкратце рассказал мне об особенностях выполнения боевой задачи:

– Мы прикрывали наш Ми-8, находясь в воздухе. Работали в условиях огневого воздействия незаконных вооружённых формирований. На эвакуацию потратили считаные минуты. В приземлившийся Ми-8 загрузили раненых, и он сразу взлетел. А дальше всё прошло в штатном режиме.

– И часто вам приходится выполнять подобные задачи?

– Нет, раненых мы эвакуировали в первый раз. А вот сопровождать колонны, наносить удары по террористам – эти задачи доводилось выполнять часто…

Экипаж, где командиром Анатолий Платонов, до прибытия в Сирию уже имел боевой опыт.

– В основном выполняли задачи, связанные с ведением разведки, – рассказывает капитан, вспоминая о том, как приходилось действовать в одной из «горячих точек».

Теперь, конечно, боевой опыт у этого экипажа значительно богаче. Ведь позади почти два месяца выполнения специальных задач.

– Анатолий, – спрашиваю, – а почему вы решили стать именно вертолётчиком?

– Когда ты вырос у аэродрома и каждый день видел вертолёты, то твой выбор уже предопределён. Именно так и случилось со мной. Отец – военнослужащий, подполковник… Можно назвать это семейной традицией или ещё как-то… В моём экипаже у лётчика-оператора Николая Николаева (имя и фамилия изменены) отец тоже был командиром вертолётной эскадрильи… Так что не зря говорили: «Пути отцов – дороги сыновей». Раньше в каждом военном городке эти слова можно было прочитать на стендах и плакатах…

Экипаж у капитана Анатолия Платонова опытный и дружный. Вместе совершено уже в небе Сирии более 50 боевых вылетов. У командира налёт часов более 1000, у лётчика-оператора – около 500, а у бортового техника – 1300.

– А почему так много у бортового техника? – спрашиваю.

– Он специалист 1-го класса, – отвечает Анатолий. – А у нас с лётчиком-оператором пока третий. Борттехник закреплён за конкретной машиной, поэтому если мы когда-то можем и не полететь по какой-то причине – допустим, задачу поставили другому экипажу, наш борттехник вылетает всё равно на своей машине. Отсюда такой большой налёт.

Капитан Анатолий Платонов, конечно, поскромничал. И он, и лётчик-оператор освоили вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций, сейчас вот летают на Ми-35. И работают они, конечно, далеко не на уровне 3-го класса, а куда более мастерски.

– Какие задачи вы выполняете в Сирии? – задаю вопрос командиру.

– Прежде всего – боевое применение, потом – сопровождение колонн, военно-транспортных вертолётов. А ещё, как и наши коллеги, экипажи Ка-52 и Ми-24, прикрываем на глиссаде захода на посадку и на взлёте все воздушные суда, прибывающие и вылетающие с авиабазы Хмеймим.

Эту боевую работу мы видим в Хмеймиме постоянно. Перед каждым взлётом или посадкой военно-транспортного самолёта в небо поднимаются вертолёты. Это самая надёжная страховка авиационного лайнера от огневого воздействия террористов. Случись что, огонь примут на себя экипажи вертолётов…

 


С экипажами, выполняющими специальные задачи в Хмеймиме, непросто встретиться, а пообщаться ещё сложнее. То они готовятся к вылету, то на вылете, а то ушли отдыхать


 

– Я видел, в каком порядке вы сегодня взлетали – сначала военно-транспортный вертолёт, потом вы.

– Мой экипаж был ведомым. Мы летели третьими. С земли чаще всего работают по крайней машине. Сами знаете, как это бывает, когда пытаются уничтожить колонну техники. Там, правда, бьют по первой и по последней. Поэтому у нас всё отработано. Допустим, над равнинной местностью одна дистанция, над горной – другая… Мы летим в таком пеленге, чтобы успеть заметить, откуда по нам ведут огонь, и подавить или уничтожить выявленные цели на земле. Не забываем мы и боевой опыт, накопленный нашими предшественниками в Афганистане и на Северном Кавказе. Допустим, необходимо провести поисково-спасательную операцию – получивший повреждения вертолёт совершил вынужденную посадку. В Афганистане моджахеды устраивали своеобразный капкан – приходит на помощь другая машина, по ней сразу же открывается огонь. Поэтому нельзя никогда терять бдительности.

– Вы рассказали о том, как обеспечивали проведение спасательной операции, выполняли другие специальные задачи, а вот о боевом применении…

– Хорошо работали мы в Пальмире. Всем звеном – двумя Ми-24 и двумя Ми-35. Тогда уничтожили несколько легкобронированых подвижных целей и живую силу террористов. Правда, и по нам вели огонь из «джихад-мобилей». Однако когда в небе находится такая огневая мощь, с земли ей трудно противостоять. У нас манёвр, скорость, точность. Естественно, пулемётчик, который пытается вести огонь из ДШК, испытывает чувство неуверенности, а порой и откровенного страха. Поэтому огонь противника не нанёс нам вреда. Да и вели его террористы с предельных дальностей…

– Вы летали на Ми-24. Эта машина вошла в историю. Афганистан, Северный Кавказ, другие «горячие точки» и вооружённые конфликты… Его называют и «Крокодилом», и «Летающим танком», и «Дьявольской колесницей»… Чем отличаются Ми-35 и Ми-24?

– Наш вертолёт также предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений на поле боя, доставки десанта и эвакуации раненых. У Ми-35 автоматическая пушка поменьше калибром – 23 миллиметра – ГШ-23Л. Мощнее двигатели, а это очень сильно сказывается здесь, в Сирии, с учётом местных климатических условий. Имеются бортовой комплекс обороны «Президент-С», позволяющий уклоняться от пусков ПЗРК «Стингер», навигационный комплекс… Очень важно ещё и то, что мы можем эффективно работать в тёмное время суток, используя очки ночного видения…

– А какой потолок у Ми-35?

– Перед командировкой в Сирию я забирался на высоту 5300 метров.

– В каком режиме приходится в основном работать в Сирии?

– Очень часто – на предельно малых высотах. Но здесь свои сложности – горный рельеф и другие факторы…

С экипажами, выполняющими специальные задачи в Хмеймиме, непросто встретиться, а пообщаться ещё сложнее. То они готовятся к вылету, то на вылете, то ушли отдыхать… Побеседовав с командиром, я договорился встретиться на следующее утро. И мне повезло. Я сделал несколько фотографий сменившегося с боевого дежурства этого экипажа Ми-35. А потом нас всех ждал приятный сюрприз. В расположении эскадрильи давал сольный концерт известный бард Николай Анисимов.

– Мы тут задержимся, послушаем концерт, уж очень хорошо поёт Наколай Анисимов про авиа­цию, – извинился командир экипажа передо мной.

– А когда же вы отдыхать-то будете? – спросил я. – Ведь всю ночь были на боевом дежурстве.

– Так это и есть самый лучший отдых, – ответил капитан Анатолий Платонов. – Хоть у нас и не поющая эскадрилья, как в известном фильме, но послушать хорошие песни мы тоже любим…

Это было утром. А вечером экипаж вылетел на выполнение очередного специального задания.

 

Хмеймим, Сирия

Фото автора

-

-

-

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

-

-

-


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru