Воздушный таран – оружие бесстрашных

Александр Заблотский, Роман Ларинцев
Материал предоставлен автором

 

Как правило, в жизни, труднее всего отвечать на самые простые вопросы. Именно такой «простой» вопрос о том, что побудило нас обратиться к теме воздушных таранов, совершенных советскими летчиками в годы Великой Отечественной войны, был и задан авторам при подготовки данной статьи к печати. Хотелось бы дать ответ одной емкой и чеканной фразой, но, увы, нам придется затратить на ответ несколько больше места.

 

Во-первых, авторы считают, что любой штрих в истории Великой Отечественной войны просто не может быть лишним. Чем меньше будет в описании событий тех лет неясностей и недоговоренностей, тем легче нам, потомкам, оценить масштабы нашей Победы. Во-вторых, точное знание факта особенно важно при освещении героических поступков, к каковым, без сомнения, относятся наивысшие проявления мужества и воли летчика – воздушные тараны. Наконец, в-третьих, это просто наш долг перед теми, кто сражался за нашу Родину в огненном военном небе.

Мы не претендуем на абсолютно полное освещение темы. При этом нашу совесть успокаивает то, что даже генерал А.Д. Зайцев, имевший значительно большие возможности, в своем исследовании (А.Д. Зайцев, Оружие сильных духом. Монино, 1984) не смог найти исчерпывающую информацию по целому ряду боевых эпизодов. Несомненно, что и у нас в некоторых случаях могут быть фактические ошибки. Читатели в праве, как согласиться с нами, так и аргументировано опровергнуть наши доводы. С немецкой стороны нами привлекались ежедневные сводки потерь из германского Бундесархива. Эти документы представляют собой весьма ценный исходный материал для историка. Однако в полном объеме сводки сохранились только до конца 1943 года. Кроме того, как и любые документы, составленные «по горячим следам», они не свободны от различных ошибок. Дополнительную трудность создает то, что довольно часто в сводках отсутствует не только причина гибели, но и хотя бы приблизительное место.

И еще одно существенное замечание. Практически невозможно провести стопроцентную идентификацию эпизодов воздушной войны в условиях массированного применения авиации на отдельных участках фронта. В связи с этим мы не стали в некоторых случаях брать на себя смелость относить известные нам потери противника на счет того или иного советского летчика, таранившего врага в воздухе. Хотя нередко вероятность гибели вражеской машины от таранного удара значительно выше, чем от других причин.

Первое упоминание о «русском» способе воздушного боя содержится в документах Люфтваффе от 1 июля 1941 года. В этот день в районе Могилева в результате тарана был потерян Не-111Н-5 (заводской номер w/n 4057, бортовой код А1+СN) из 5./KG53. Все находившиеся на борту, в том числе военный корреспондент пропали без вести. В работе А.Д. Зайцева нет сведений о таранах в этот день. Однако в книге Р.С. Иринархова (Западный особый… Минск, 2002), есть упоминание, что 1 июля в районе Могилева старший лейтенант Николай Васильевич Терехин из 161-го иап таранил вражеский бомбардировщик. У А.Д. Зайцева этот эпизод проходит под 10 июлем. Однако внимательное изучение обоих сообщений приводит к мысли, что в данном случае уважаемый автор ошибается. Вообще этому тарану «повезло». Не менее известный Д.Б. Хазанов в своей недавно вышедшей книге «Неизвестная битва в небе Москвы. Оборонительный период» утверждает, что этот «Хейнкель» 2 июля таранил летчик 11-го иап лейтенант С.С. Гошко.* [К сожалению, то, что самолет из KG53 Гошко не таранил, абсолютно верно. Но найти «его немца» нам пока не удалось] Документы из Бундесархива не позволяют нам присоединиться к этой версии.

9 июля 1941 года бомбардировщик СБ из 208-го сбап, пилотируемый лейтенантом Александр Васильевич Курочкин, в районе города Себеж был атакован немецкими истребителями и загорелся. Тогда лейтенант Курочкин направил свою горящую машину на вражеский истребитель. Вместе с командиром погибли штурман Константин Дмитриевич Степанов и воздушный стрелок Сергей Константинович Салангин. Воздушные тараны совершенные бомбардировщиками – явление редкое. Тем не менее в документах противника зафиксирован таран «Мартин-бомбера», как называли наши СБ немцы, уничтоживший вместе с двумя летчиками Bf-110E-1 (w/n 4084, 3U+DM) из состава 4./ZG26.

18 июля 1941 г. командир звена 71-го иап ВВС КБФ, старший лейтенант Владимир Александрович Михалев, патрулируя на И-153 в районе моста через реку Нарва, атаковал ближний разведчик Hs-126. Произведя несколько атак и расстреляв весь боекомплект, таранил его. «Хеншель» врезался в землю, а Михалев смог посадить поврежденную «чайку» на своем аэродроме. По немецким документам был таранен Hs-126 (w/n 4026) из 2.(Н)/21. Правда экипажу «костыля» повезло, пилот и летнаб остались живы и невредимы.

23 июля 1941 года младший лейтенант Иван Иванович Новиков, таранил над городом Смела, самолет, принятый им за «Хейнкель-111». Фактически в этой атаке пострадал (повреждение 55%, по немецкой классификации) Ju-88A-5 (w/n 8256, В3+АН) из 1./KG54. Его пилот лейтенант Яров сумел довести свой самолет до полевого аэродрома. Он благополучно пережил войну, и, не смотря на солидный возраст, до сих пор в полном здравии. К счастью, господин Яров не знает русского языка и не может прочесть того, что писали в отечественной прессе про таран 23 июля.

25 июля 1941 года из разведывательных полетов в район советской столицы не вернулись два Ju-88A-5. Один из них (w/n 0285, F6+AK) принадлежал 2.(F)/122, второй (w/n 0453, F6+АО) – Erganzungstaffel/122. Обе машины были уничтожены истребителями 6-го иак ПВО. Один из них таранил лейтенант Борис Андреевич Васильев из 11-го иап. Немецкий самолет упал и разбился, а наш летчик благополучно сел на свой аэродром.* [Мы склоняемся к мысли, что на счету Васильева второй Ju-88]

В ночь с 28 на 29 июля 1941 года в небе Москвы немцы потеряли Не-111Н (w/n 4115, 1H+GS) из состава III./KG26. В данном случае совпадают данные обеих сторон. Таранил вражеский бомбардировщик старший лейтенант Петр Васильевич Еремеев из 27-го иап 6-го иак ПВО.

В ночь с 9 на 10 августа 1941 года старшим лейтенантом Виктором Александровичем Киселевым из 34-го иап 6-го иак ПВО на подступах к столице тараном был уничтожен бомбардировщик врага. По немецким данным 9 августа на свой аэродром не вернулся Не-111Н-5 (w/n 4250, А1+НН) из 1-го отряда 53-й бомбардировочной эскадры, который был сбит над Москвой зенитным огнем. Некоторое разночтение в этом эпизоде, на наш взгляд, не настолько серьезно, чтобы исключить версию об удачном таране.

11 августа 1941 года на самолете МиГ-3 совершил высотный таран заместитель командира эскадрильи уже упоминавшегося 27-го иап, лейтенант Алексей Николаевич Катрич. Немецкие источники подтверждают в этот день потерю по неизвестной причине разведчика Do-215 (w/n 0075, L5+LC) из 1./ObdL, совершавшего разведывательный полет по маршруту Орел–Тула. Его экипаж, во главе с лейтенантом Р. Родером, числится пропавшими без вести.

15 августа согласно немецким документам истребителем противника, в районе Николаева, был сбит бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 1236) из 3-й отряда 51-й бомбардировочной эскадры. Этот эпизод уточняет изданная после войны история 51-й эскадры. Фактически «юнкерс» был таранен «у западного побережья Крыма» советским истребителем. Но, не смотря на повреждения, экипаж лейтенанта Унрау сумел «дотянуть» свою машину до Румынии, над которой он, в полном составе, включая раненого бортстрелка унтер-офицера Полока, благополучно покинул самолет на парашютах. Возможно, что этот эпизод связан с подвигом младшего лейтенанта Владимира Федоровича Грека из 9-го иап ВВС ЧФ. Прикрывая на переходе морем буксируемый из Николаева плавучий док, он таранил вражеский самолет. Сам летчик при этом погиб*. [В книге А.Д. Зайцева несколько неуверенно называется дата подвига] В советской хронике событий на Черном море о таране не упоминается. По ее данным в этот день летчики ВВС ЧФ провели несколько воздушных боев у западного побережья Крыма. При этом было сбито два «юнкерса» и потерян один Як-1.

20 августа 1941 года не вернулся на свой аэродром из полета на разведку погоды в районе Орел–Вязьма–Калинин Не-111Н-3 (w/n 3183, 5М+А) из состава 26-го отряда метеоразведки. Весьма вероятно, что именно его уничтожил тараном лейтенант 24-го иап ПВО Павел Васильевич Деменчук. На таран он пошел, уже будучи тяжело раненым стрелками «хейнкеля». Оба самолета разбились северо-западнее г. Медынь. Наш пилот погиб, немцы числятся пропавшими без вести.

9 сентября 1941 года летчик 124-го иап младший лейтенант Николай Леонтьевич Грунин на подступах к Туле таранил бомбардировщик противника. По немецким данным из разведки по маршруту Вязьма–Тула–Орел не вернулся Ju-88А-5 (w/n 0587, 6М+DМ) отряда дальней разведки 4.(F)/14. Наш летчик приземлился на парашюте. Из экипажа немецкого разведчика спасся и попал в плен только пилот.

14 сентября снова отличились истребители 124-го иап. На перехват очередного воздушного разведчика были подняты младшие лейтенанты Владимир Иванович Довгий и Борис Григорьевич Пирожков. Для уничтожения вражеской машины им пришлось совершить двойной таран. Оба летчика благополучно приземлились на аэродроме. Почти «несбиваемым» оказался самолет-разведчик Ju-88A-4 (w/n 1267) из 1.(F)/33. Он не вернулся из полета в район Вязьма–Тула.

28 сентября 1941 года старший лейтенант 32-го иап ВВС ЧФ Семен Евстигнеевич Карасев таранил над Севастополем вражеский разведчик. Рискнем предположить, что это был Do-215 (w/n 0045, T5+EL) из 3.(F)/ObdL, пропавший без вести в неустановленном районе. Так как ранее этот отряд уже терял свои самолеты над Севастополем, то мы не очень погрешим против здравого смысла, если допустим, что и 28 сентября немецкий разведчик работал в этом же районе.

В тот же день младший лейтенант Георгий Никандрович Старцев из 171-го иап у станции Скуратово Тульской области таранил вражеский бомбардировщик. Старцеву пришлось покинуть в воздухе свой поврежденный истребитель, и он благополучно приземлился с парашютом. Послевоенная история 100-й бомбардировочной группы (впоследствии эскадры) «Викинг» красочно описывает, как в этот день один из «хейнкелей» 1-го отряда (Не-111Н-6, w/n 4441), вылетевших в район Орел–Горбачево, был таранен советским И-16. Однако бомбардировщик упал не сразу, а смог пересечь линию фронта. При вынужденной посадке летчик не справился с управлением и врезался в сельский дом. Три члена экипажа получили ранения, в том числе двое – тяжелые. По немецким данным эта 60%-я потеря.

18 октября 1941 года пропал без вести в не установленном районе Do-215 (w/n 0063, P5+LL) из 3.(F)/ObdL. В этот же день лейтенант Николай Иванович Савва из 32-го иап ВВС ЧФ, пилотировавший МиГ-3, над Балаклавой таранил вражеский разведчик, идентифицированный им как «Дорнье-215». В этом случае совпадений даже больше, чем при таране его однополчанина С.Е. Карасева 28 сентября 1941 года.

В ночь с 4 на 5 ноября в небе Ленинграда таранил немецкий бомбардировщик младший лейтенант Алексей Тихонович Севастьянов из 26-го иап. Сам он приземлился на парашюте, а протараненный им самолет противника рухнул на Таврический сад. В эту ночь 1-й отряд 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер» не досчитался Не-111Н-5 (w/n 3816, 5J+DM) вместе с пятью членами экипажа.

4 декабря 1941 года у г. Медвежьегорска лобовым тараном на истребителе И-16 уничтожил самолет противника старший лейтенант Николай Федорович Репников из 152-го иап. Сам летчик при этом погиб. В этот день зафиксирована потеря истребителя Morane-Saulnier MS.406 (бортовой номер MS–329) и его пилота сержанта Т. Томминена из эскадрильи LeLv28 финских ВВС.

В первый день 1942 года был уничтожен первый вражеский самолет в районе Сталинграда. Недалеко от станицы Иловлинской сержант 788-го иап 102-й иад ПВО Юрий Витальевич Лямин винтом отрубил хвостовое оперение «Юнкерса-88». Два немецких летчика выпрыгнули с парашютом и были взяты в плен. Вероятно, это был пропавший без вести Ju-88 (w/n 1458, E6+NM) из 4.(F)/122.

24 января 1942 года лейтенант Василий Аверкиевич Книжник, заместитель командира эскадрильи 65-го шап на встречном курсе таранил своим И-153 финский «Брюстер» атаковавший его ведомого*. [У А.Д. Зайцева, вероятно, ошибочно указана дата тарана 24.02.1942 года] При этом он смог совершить посадку на своей машине. Финские источники сообщают о гибели в воздушном бою истребителя Brewster B-239 (бортовой номер BW-358) из эскадрильи LeLv24 вместе с пилотом.

Седьмого февраля 1942 года в районе Череповца совершил таран старший политрук Алексей Николаевич Годовиков, комиссар эскадрильи 740-го иап. К сожалению, летчик погиб вместе со своим истребителем МиГ-3. Немцы в этот день потеряли Ju-88D-1 (w/n 1687, F6+EN), принадлежавший 5.(F)/122 не вернувшийся из разведки района Вологда – Череповец.

29 марта 1942 года шесть самолетов «Кертисс» О-52, полученных по ленд-лизу, перегоняли из Иванова под Ленинград для 12-й отдельной корректировочной эскадрильи. При подходе к аэродрому Плеханово тихоходные корректировщики была внезапно атакована «мессершмиттами». Спасая товарищей, командир звена, младший лейтенант Петр Казимирович Жилинский лобовым тараном уничтожил один из нападавших истребителей. Оба самолета с небольшой высоты упали на землю. Жилинский погиб, а его летчик-наблюдатель Самуил Израилевич Новорожкин был выброшен ударом из кабины и сумел раскрыть свой парашют. Немцы признают потерю по неизвестной причине Bf-109F-4 (w/n 7487) из 8./JG54. Его пилот, ефрейтор Й. Хофер, числится пропавшим без вести (по советским данным он тоже смог воспользоваться парашютом и попал в плен). В некоторых зарубежных источниках дополнительно сообщается, что «мессершмитт» погиб при столкновении со сбитым советским самолетом*. [В частности на посвященном истории «Грюнхертц» веб-сайте http://www.jg54greenhearts.com]

20 мая 1942 года в районе Ельца младший лейтенант Виктор Антонович Барковский из 591-го иап ПВО таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик. Сам летчик погиб. По данным противника в этот день из разведки по маршруту Касторное–Липецк–Ливны не вернулся самолет-разведчик Ju-88D (w/n 2832, TL+BL) из 3.(F)/10.

31 мая 1942 года отличился, будущий дважды Герой Советского Союза, лейтенант Амет-Хан Султан. На подступах к Ярославлю он тараном уничтожил вражеский самолет, а свой истребитель благополучно посадил на аэродром. Немецкие архивы подтверждают гибель Ju-88D-1 (w/n 1604, 5T+DL) из 3.(F)/ObdL, не вернувшегося из разведки района Вологда–Рыбинск.

Следующий эпизод подтверждает, что и архивным документам не всегда можно верить. Согласно немецким сводкам 3 июня 1942 года в районе Полтавы пропал без вести со всем экипажем разведчик Ju-88 (w/n 721) из 3.(F)/10. Однако пилот этого самолета Д. Пюттер не погиб. Попав в плен, он пережил войну и несколько лет назад опубликовал свои воспоминания о событиях того дня. Фактически немецкую машину южнее Липецка таранил лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, летчик 487-го иап ПВО. Кстати, наш герой также благополучно довоевал до Победы.

День 3 июня отмечен ещё одним тараном. Под Малоярославцем младший лейтенант Михаил Александрович Родионов из 562-го иап ПВО ценой собственной жизни на малой высоте уничтожил вражеский бомбардировщик. У противника из разведывательного полета по маршруту Киров–Калуга не вернулся Ju-88D-5 (w/n 1764, 6M+LM), принадлежавший отряду дальней разведки 4.(F)/11.

16 июля 1942 года на аэродроме Шаталово сел на вынужденную бомбардировщик Ju-88А-4 (w/n 3711) из состава 2-го отряда 3-й бомбардировочной эскадры. Его повреждения были так велики (80%), что самолет восстановлению не подлежал и был списан. По советским данным в этот день совершил свой таран старший лейтенант 18-го гвардейского иап Михаил Васильевич Куликов.

27 июля 1942 года на подступах к Горькому в районе г. Павлова-на-Оке таранил «Юнкерс-88» старший лейтенант 722-го иап ПВО Петр Иванович Шавурин. Сам же после тарана благополучно приземлился на парашюте. По архивным данным его противником был Ju-88D-5 (w/n 430022) из 1.(F)/ObdL. Ровно через пять месяцев, день в день, Петр Иванович снова нанес ущерб группе воздушной разведки командования Люфтваффе. На этот раз он таранил разведчика в районе станции Поворино, «приземлив» Ju-88D (w/n 1730, Т5+АК) из состава 2.(F)/ObdL. Вскоре, 14 февраля 1943 года П.И. Шавурин получил звание Героя Советского Союза.

2 августа на Карельском фронте сержант 760-го иап Борис Андреевич Мясников крылом своего «Харрикейна» таранил вражеский истребитель, но сам при этом погиб. Финский исследователь Ханну Валтонен считает, что в этой атаке был уничтожен Bf-109E-7 (w/n 5559) из 4./JG5, пилот которого, унтер-офицер В. Треттер, остался жив и попал в плен*. [Х. Валтонен работает в тесном контакте с историком из Мурманска Ю.В. Рыбиным. Компетентность этого дуэта в вопросах воздушной войны в Заполярье не вызывает ни малейших сомнений, поэтому все эпизоды, связанные с событиями на этом участке Восточного фронта, даны по их материалам]

4 августа 1942 года в районе Чертолино (Калининский фронт) старший лейтенант 5-го гвардейского иап Ибрагим Шагиахмедович Бикмухаммедов на самолете ЛаГГ-3 крылом таранил вражеский истребитель. Сам на поврежденной машине сумел сесть на свой аэродром. Если допустить, что в немецкие сводки вкралась небольшая ошибка, то тогда на счету нашего летчика Bf-109F-4 (w/n 9541) из 11./JG51, числящийся как получивший повреждения (40%) в результате тарана 3 августа.

10 августа 1942 года на подступах к Новороссийску на горящем истребителе ЛаГГ-3 пошел в свою последнюю атаку младший лейтенант Михаил Алексеевич Борисов, командир звена 62-го иап ВВС ЧФ. Ценой собственной жизни он уничтожил Не-111Н-6 (w/n 7063), принадлежавший штабу 55-й бомбардировочной эскадры.

28 августа 1942 года младший лейтенант Костиков из 729-го иап ПВО на самолете «Харрикейн» таранил вражеский бомбардировщик на подступах к Архангельску. К стыду своему, мы даже не знаем имени героя. У противника числится погибшим Ju-88A-4 (w/n 2148, 4D+AN) из 6-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры.

Восьмого сентября 1942 года немецкие документы отмечают потерю над Камышиным, в результате тарана, бомбардировщика Не-111Н-6 (w/n 4675, 6N+НН) из 1./KG100. По советским данным, вражеский самолет ценой собственной жизни уничтожил старший лейтенант Аркадий Степанович Кострицын, командир эскадрильи 431-го иап.

На следующий день на другом краю огромного фронта совершил свой таран пилот 145-го иап лейтенант Ефим Автономович Кривошеев. В воздушном бою над Мурманском его «Аэрокобра» разнесла вдребезги Bf-109F-4 (w/n 8245) обер-ефрейтора Г. Хоффмана из 6./JG5.

11 сентября 1942 года старший сержант Дмитрий Васильевич Гудков, летчик 976-го иап, вылетел на перехват немецкого разведчика, обнаруженного в районе станции Полласовка, севернее Сталинграда. В результате поиска противник был обнаружен и уничтожен тараном. Немецкий самолет упал недалеко от селения Кайсацкое, два летчика попали в плен. Сам Гудков покинул поврежденный самолет и приземлился на парашюте. По данным Бундесархива в этот день не вернулся из разведки района Камышин – Сталинград самолет Ju-88D–1 (w/n 430333, Т1+DL) из отряда дальней разведки 3.(F)/10. Четыре члена экипажа числятся пропавшими без вести.

14 сентября 1942 года под Сталинградом пилот 237-го иап сержант Илья Михайлович Чумбарев лопастями винта своего истребителя обрубил оперение у вражеского корректировщика «Фокке-Вульф-189». «Рама» рассыпалась в воздухе, а её экипаж попал в плен. Сам Чумбарев, не смотря на ранение, полученное при таране, благополучно сел на свой аэродром*. [Кстати, этому тарану также не повезло в плане датировки. В статье В. Котельникова и Д. Хазанова «Легендарная «рама» в журнале «Мир авиации» его даже отнесли на 17 декабря 1942 года] По немецким данным в этот день в районе Сталинграда был потерян со всем экипажем FW189 (w/n 2331, 2Т+СН), принадлежавший отряду ближней разведки 1.(Н)/10.

15 сентября 1942 года младший лейтенант из 721-го иап Степан Федорович Кырчанов таранил над Сталинградом бомбардировщик «Юнкерс-88». Немецкие документы подтверждают, что в районе устья реки Царицы тараном был уничтожен Ju-88А-4 (w/n 5749, F1+ВТ) командира 9-го отряда 76-й эскадры. Сам командир и один из членов экипажа хотя и получили при этом ранения, но смогли приземлиться на парашютах на немецкой территории. Ещё двое немцев оказались по другую сторону линии фронта и считаются пропавшими без вести.

18 сентября 1942 года вновь отличился морской летчик из 62-го иап ВВС ЧФ. Над Геленджиком, капитан Семен Степанович Мухин, на своем Як-1 таранил немецкую «раму». Выпрыгнув с парашютом, наш пилот сумел не только спастись сам, но и (тут из песни слов не выкинешь) расстрелять двух немецких летчиков со сбитого им самолета. По немецким данным в этот день не повезло экипажу вылетевшего в район Кабардинки FW-189 (w/n 2278, M4+CR) из отряда 7.(H)./32. Все немецкие летчики числятся пропавшими без вести.

На следующий день в районе Сталинграда были совершены два воздушных тарана. Майор Лев Исаакович Бинов, военком 512-го иап, тараном уничтожил «мессершмитт-110». Капитан Владимир Никифорович Ченский, командир эскадрильи 563-го иап – «Мессершмитт-109». Архивы противника также сообщают о двух таранах. В одном из них погиб Bf-110E (w/n 4541, S9+AH) из 1./ZG1. Во втором случае – Do-17 (w/n 3486), принадлежавший отряду 2.(F)/11, получил повреждения (по немецкой классификации – 40%), но сумел сесть на аэродром Тацинская.

4 октября 1942 года на перехват вражеского разведчика вылетел сержант 802-го иап Николай Федорович Шутов. Недалеко от Сызрани он таранил немецкую машину, но сам погиб. Из числа экипажа разведчика двое были взяты в плен. Можно предположить, что в этом эпизоде речь идет о пропавшем без вести в неизвестном районе Ju-88D-1 (w/n 1635, T5+EL) из уже упоминавшейся 3.(F)/ObdL.

10 октября 1942 года старший лейтенант Иван Филиппович Казаков, командир звена 572-го иап, не имея боеприпасов, таранил на своем ЛаГГ-3 вражеский самолет-разведчик. Немецкая машина рухнула на землю в 60 км северо-западнее Астрахани, а Иван Филиппович благополучно сел на свой аэродром. По данным немецких архивов в этот день не вернулся из разведки по маршруту Астрахань–Елань Ju-88D-1 (w/n 1613, Т1+КL) из состава 3.(F)/10.

14 декабря 1942 года у станицы Солдатская Краснодарского края младший лейтенант Виктор Николаевич Макутин, летчик 84-го иап, таранил вражеский истребитель. По данным противника в результате тарана был сбит Bf-109G-2 (w/n 13881) из 7./JG52. Оба пилота погибли.

28 марта 1943 года старший лейтенант Борис Петрович Николаев из 768-го иап 122-й иад ПВО, защищавшей небо Мурманска, таранным ударом своего «Киттихаука» уничтожил вражеский истребитель. Предполагается, что в результате этой атаки немцы потеряли Bf-109F-4 (w/n 7544) из 7./JG5. Наш летчик спасся на парашюте.

21 мая 1943 года в районе острова Лавенсари в лобовой атаке сошлись И-153 из 71-го иап ВВС КБФ и финский «Мессершмитт». Волны Финского залива приняли, то, что осталось от «чайки» сержанта Анатолия Васильевича Ситникова и уничтоженного им ценой собственной жизни Bf-109G-2 (бортовой номер MT-228) с пилотом лейтенантом Т. Сааласти из эскадрильи LeLv34 ВВС Суоми.

В ночь с 7 на 8 июня 1943 года старший лейтенант Борис Сергеевич Табарчук из 722-го иап ПВО таранил над Горьким вражеский бомбардировщик. Свой поврежденный истребитель Табарчук посадил на аэродром. Однако не погиб и немецкий самолет. Не-111 из 5./KG4 (5J+KN) смог долететь до Орла и благополучно сесть на аэродром. Этот эпизод не найден в архивных документах, но приводится в послевоенной истории 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вевер».

24 июля 1943 года в немецких документах зафиксирована гибель в результате тарана вместе с тремя членами экипажа FW-189А-3 (w/n 2228) из состава 15-й ближнеразведывательной группы 6-го Воздушного флота Люфтваффе. По советским данным в этот день в районе поселка Ломовец Орловской области вражеский самолет таранил командир эскадрильи 53-го гвардейского иап гвардии лейтенант Петр Петрович Ратников. Советский летчик также погиб.

День 7 августа 1943 года отмечен двумя таранами в небе над Таманским полуостровом. В районе Анапы лобовым тараном на Як-1 лейтенант Василий Александрович Калинин, летчик 9-го иап ВВС ЧФ, уничтожил «Мессершмитт-109». Сам лейтенант Калинин при этом погиб. Документы противника подтверждают гибель Bf-109G-6 (w/n 15844) из 4./JG52. Правда, немцы считали, что столкновение самолетов было непреднамеренным. Ещё одну вражескую машину таранил над «Голубой линией» младший лейтенант Владимир Иванович Лобачев из 812-го иап. Совершив таран, он благополучно спустился на парашюте и даже помог взять в плен трех сбитых им немецких летчиков. По немецким данным его жертвой стал корректировщик FW189A-2 (w/n 2256) из ближнеразведывательной группы NAGr 9. Три члена экипажа «рамы» числятся пропавшими без вести.

23 августа 1943 года не вернулся из разведки Ju-88D–5 (w/n 430231, 7А+WM) из 4.(F)/121. Предполагаемый район его гибели совпадает с местом совершения тарана летчиком 383-го иап 36-й иад ПВО младшим лейтенантом Николаем Николаевичем Королевым. Королев сбил вражескую машину юго-восточнее Ефремова.

10 ноября 1943 года в воздушном бою в районе Койвисто летчик 13-го иап ВВС КБФ лейтенант Василий Иванович Бородин на самолете Як-7 таранил вражеский истребитель. Бородин при таране погиб. По финским данным жертвой тарана стал Brewster B-239 (бортовой номер BW-366) из эскадрильи LeLv24 ВВС Финляндии. Пилот «Брюстера» спасся и попал в плен.

В заключение отметим, что нам пока удалось идентифицировать (с разной степенью достоверности) около пятидесяти случаев воздушных таранов, совершенных советскими летчиками во время Великой Отечественной войны. Эта работа не закончена, и мы надеемся на новые находки. В том, что они обязательно будут, нас убеждает наличие в немецких документах более двух десятков эпизодов с подтвержденными фактами тарана, которые пока не идентифицированы по отечественным публикациям. Надеемся, что тема воздушных таранов будет интересна не только авторам, а к нашим исследованиям подключатся и другие историки.

 

Литература:

Вахламов В., Котельников В. Американские «Совы» в советской авиации. «Авиация». №5

Зайцев А.Д. Оружие сильных духом. Монино, 1984

Иринархов Р.С. Западный особый… Минск, 2002

Коваленко А. Таран – оружие смелых. – М., 2001

Котельников В., Хазанов Д. Легендарная «рама». «Мир авиации». 1994, №1

Хазанов Д. Неизвестная битва в небе Москвы. Оборонительный период. М., 2001

Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. Вып. 1. М., 1945

Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском театре. Вып. 3. М., 1946

Balke U. Kampfgeschwader 100 «Wiking». Stuttgart, 1981

Dierich W. Kampfgeschwader 51 «Edelweis». Stuttgart, 1973

Gunderlach K. Kampfgeschwader «General Wever» 4. Stuttgart, 1978

Putter D. Abschuss uber die Sowjetunion. «Luftwaffen – Revue». 1995, N4

Кроме того, использовались материалы веб-сайта www.jg54greenhearts.com

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru