Боевое применение комплексов ПВО типа С-75 — «Двина», «Десна», «Волхов»

Сергей Ганин, Владимир Коровин, Александр Карпенко, Ростислав Ангельский
«Техника и вооружение» за 2002-2003 гг.

 

Сведения о боевом применении ЗРК С-75 до настоящего времени носят не вполне полный и объективный характер. Поэтому особый интерес представляют как воспоминания советских советников, собранные в вышедшей в 2000 г. книге «Война во Вьетнаме. Взгляд сквозь годы» или опубликованные в российской периодической печати, так и информация из зарубежных источников, послужившие основой для данного раздела настоящей публикации.

Впервые комплекс СА-75 применен за рубежом 7 октября 1959 г., когда нарушивший китайское воздушное пространство тайваньский RB-57D был сбит тремя ЗУР. Из соображений секретности факт использования для поражения самолета зенитных ракет длительное время оставался неизвестным.

Напротив, уничтожение 1 мая 1960 г. под Свердловском самолета U-2, пилотировавшегося Френсисом Гарри Пауэрсом, получило огромный пропагандистский резонанс, тем более что при этом удалось поймать американскую администрацию на явной дезинформации относительно якобы случайного нарушения советских воздушных рубежей. Разумеется, при этом скромно умалчивалось о некоторых нюансах, связанных с полетом U-2. Так, еще до подлета к Свердловску нарушитель был обстрелян одним из находившихся на его пути ЗРК С-75 при приближении к дальней границе зоны пуска. Однако отрабатывая, по-видимому, плановый разворот на заданном маршруте, Пауэрс вышел из зоны поражения. Наконец, в 8 ч 53 мин утра он был сбит советскими ракетчиками под руководством исполнявшего обязанности командира зенитного ракетного дивизиона майора Воронова. Американский летчик благополучно приземлился на парашюте, но был тут же арестован.

В то время еще отсутствовал опыт стрельб по реальным самолетам противника, поэтому падавшее на землю облако из обломков U-2 было первоначально принято ракетчиками за поставленные самолетом пассивные помехи, и подбитый U-2 был повторно обстрелян залпом из трех ракет. Впрочем, в этом не было ничего страшного. Более печально то, что факт уничтожения нарушителя в течение почти получаса так и не был зафиксирован, а в воздухе в это время находилось несколько советских самолетов, тщетно пытавшихся перехватить самолет-нарушитель. В результате, спустя полчаса после поражения U-2 из-за неразберихи на уровне местного командования очередным трехракетным залпом была обстреляна пара МиГ-19, поднятая на перехват нарушителя почти за час до того. Один из летчиков – Айвазян своевременно спикировал под нижнюю границу зоны поражения, а другой пилот – Сафронов погиб вместе с самолетом.

Тем не менее, несмотря на этот трагический эпизод, зенитные ракетные войска впервые подтвердили свою высокую эффективность. Особенно впечатляющей смотрелась победа ракетчиков на фоне неоднократных безрезультатных попыток самолетов-истребителей перехватить U-2.

Другим политически значимым применением СА-75 стало уничтожение U-2 над Кубой 27 октября 1962 г. При этом пилот Рудольф Андерсон погиб, и эта «первая кровь» подлила масла в огонь «Карибского кризиса». В то время на «острове свободы» находились две советские дивизии с зенитными ракетными комплексами, на вооружении которых насчитывалось в общей сложности 144 пусковые установки и вдвое больше ракет. Однако во всех этих случаях, как и при применении зенитных ракет по U-2 над Китаем в 1962 г., обстрелу подвергались малоскоростные и неманевренные безоружные самолеты, правда, летевшие на очень большой высоте. В целом, условия боевой стрельбы мало отличались от полигонных, а потому способность СА-75 поражать тактические самолеты оценивалась американцами невысоко.

 

 

Совершенно иное положение сложилось во Вьетнаме в ходе боевых действий в 1965-1973 гг. После первой «репетиции», состоявшейся в ходе «Тонкинского кризиса» в августе 1964 г., США с начала 1965 г. приступили к планомерным бомбардировкам ДРВ (Северного Вьетнама). Вскоре ДРВ посетила советская делегация во главе с А.Н. Косыгиным. Результатом визита стало начало крупномасштабных поставок в ДРВ вооружений, в том числе и ЗРК СА-75. К лету 1965 г. во Вьетнаме было развернуто два зенитных ракетных полка СА-75, укомплектованных советскими военными специалистами. Американцы, зафиксировавшие подготовку позиций для нового оружия еще 5 апреля 1965 г., справедливо предполагали присутствие на них «русских» и, опасаясь международных осложнений, не бомбили их. Не было проявлено ими повышенного беспокойства и после того, как 23 июля 1965 г. самолет радиоэлектронной разведки RB-66Cзафиксировал первое включение радиолокатора СА-75.

Ситуация радикально изменилась буквально на следующий день, когда 24 июля тремя ракетами, выпущенными советским расчетом под командованием майора Ф. Ильиных, была обстреляна группа из четырех F-4C, летевших на высоте около 7 км. Одна из ракет поразила «Фантом», который пилотировали капитаны Р.Фобэйр и Р.Кейрн, а осколки двух других ракет повредили три других «Фантома». Летчики сбитого «Фантома» катапультировались и были захвачены в плен, из которого 12 февраля 1973 г. был освобожден только Р.Кейрн, судьба второго пилота осталась неизвестной. Интересно, что 24 июля 1965 г. Р.Кейрн был сбит второй раз – первый раз это случилось с ним в сентябре 1944 г. около Лейпцига, когда он был вторым пилотом американского бомбардировщика В-17.

Спустя три дня после первого использования ЗРК на разведанные ранее позиции двух СА-75 был осуществлен налет 48 F-105, завершившийся еще более удручающим результатом – ЗРК там не оказалось, а зенитной артиллерией было уничтожено 6 F-105.

Так, крайне скверно для американцев, развивались события первое время после начала применения ЗРК. И это при том, что готовиться к встрече с советскими зенитными ракетами американцы начали сразу же после уничтожения самолета Пауэрса. В 1964 г. в калифорнийской пустыне ими были проведены специальные учения «Дезерт страйк», в ходе которых оценивались возможности действия авиации в зоне действия ракетных средств ПВО. А сразу же после получения информации о первом сбитом ракетами «Фантоме» к работе по изучению возможных средств противодействия ЗРК был подключен институт Хопкинса.

Следуя первым полученным рекомендациям по противодействию ЗРК, американцы значительно усилили свою разведывательную деятельность, детально оценивая возможности каждого обнаруженного ЗРК с учетом окружающего его рельефа местности и, пользуясь непростреливаемыми участками на стыках и на малых высотах, прокладывали маршруты своих полетов. По свидетельству советских специалистов, качество разведки было очень высоким, а велась она с такой тщательностью, что любое перемещение ракетчиков в кратчайший срок становилось известно американцам.

Прочие рекомендации по противодействию ЗРК сводились к реализации приемов тактического и технического порядка – выполнение подхода к объектам бомбардировок на малой высоте, маневрирование в зоне действия ЗРК, постановка радиопомех прикрытия с самолетов ЕВ-66. Основным вариантом ухода от ракет в течение 1965-1966 гг. стал интенсивный разворот. За несколько секунд до подлета ракеты летчик вводил самолет в пикирование под ракету с разворотом, изменением высоты и курса с максимально возможной перегрузкой. При удачном выполнении этого маневра ограниченное быстродействие системы наведения и управления ракетой не позволяло компенсировать вновь возникший промах, и она пролетала мимо. В случае же малейшей неточности в построении маневра, осколки боевой части ракеты, как правило, поражали кабину пилота.

За первый месяц боевого применения СА-75, по советским оценкам, было сбито 14 американских самолетов, при этом было израсходовано всего 18 ЗУР. В свою очередь, по американским данным, за тот же период зенитными ракетами было сбито только три самолета – в дополнение к упоминавшемуся ранее F-4C(советские специалисты насчитали уничтожение в том бою сразу трех «Фантомов») ночью 11 августа был сбит один А-4Е (по советским данным – сразу четыре) и 24 августа еще один F-4B. Подобное рассогласование в потерях и победах, впрочем, характерное для любой войны, в течение последующих семи с половиной лет боевых действий стало непременным спутником противостояния средств ПВО Вьетнама и американской авиации.

Хотя случались в этой войне и рассогласования иного рода. Так, по воспоминаниям одного из советских военных советников, на одном из совместных совещаний по итогам очередной недели боев заместитель начальника Генштаба вьетнамской армии заявил:

– Ракетчики повоевали неплохо, сбив двадцатью ракетами два американских самолета.

Эти слова вызвали недоумение на лицах советских специалистов – ведь по их расчетам было сбито 12 самолетов, но доклад продолжается:

– Но поистине выдающихся успехов добились отряды самообороны девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, затратив на них всего лишь двадцать патронов…

Недоумение сменяется изумлением. Кто-то из советников не выдержал:

– Зачем же мы тогда посылаем вам эшелоны ракет? Давайте пригоним вагон патронов – его на всю американскую авиацию хватит!

Вьетнамец сделал вид, что не понял реплики, а после совещания подошел к группе советников и попытался оправдать свои слова:

– Вы не понимаете, ведь у нас идет народная война. И мы должны подобными примерами поднимать энтузиазм народа. Таковы тонкости нашей политики.

Впрочем, тонкости этой политики приводили к использованию в этой войне таких средств, которые вообще не предусматривались ни в каких штабах или конструкторских бюро. Так, на некоторых излюбленных американцами маршрутах низковысотных полетов вьетнамцы вырывали рвы, наполняя их взрывчаткой с обрезками арматуры. При подлете самолета эта «адская смесь» подрывалась, и пролетавший через неожиданно вздымавшуюся из земли стену из огня и железных осколков самолет получал значительные повреждения. В таких случаях летчик часто даже не успевал катапультироваться.

Но, по признаниям самих американцев, основной неожиданностью в этой войне для них все же стали зенитные ракеты. К концу 1965 г., по советским данным, ракетами было сбито уже 90 самолетов. Американцы признавали потерянными от ракет только 13 самолетов.

Еще одним неожиданным открытием того времени стали различия в количестве сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным. Изучение этого вопроса вскоре показало, что причины этих различий носят во многом объективный характер. Так, признаком уничтожения цели для советского расчета ЗРК являлся, в первую очередь, факт подрыва боевой части ракеты в районе цели. Вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно. Проведенный анализ расхождений показал, что после того, как американские самолеты начали использовать для преодоления вьетнамской ПВО полеты на малых высотах, точность их сопровождения радиолокаторами СА-75 на фоне рельефа значительно снизилась. В результате, в несколько раз увеличились и ошибки сопровождения. А при высоте полета цели ниже 500 метров дистанционные радиовзрыватели ракет зачастую срабатывали от местных предметов.

Понеся первые ощутимые потери, в феврале 1966 г. американцы были вынуждены практически прекратить на два месяца воздушную войну над Северным Вьетнамом, использовав этот перерыв для дооснащения самолетов средствами РЭБ и освоения новой тактики. В то же время для сбора необходимой информации были задействованы беспилотные летательные аппараты, в первую очередь, BQM-34, оснащенные средствами радиотехнической разведки. Наибольший же успех в то время, по американским данным, сопутствовал «беспилотнику» Ryan 147Е «Firebee», который 13 февраля 1966 г. был безуспешно обстрелян ракетами. В результате была записана информация о работе систем наведения ракет, дистанционного подрыва боевой части и характеристики боевой части ракеты.

В марте 1966 г. на американских самолетах появились первые ракеты «Shrike», предназначенные для атак радиолокаторов ЗРК, а летом во Вьетнам поступили специализированные самолеты EF-105F«Wild Weasel» (позже получили обозначение F-105G).

 

 

В новый этап воздушной войны американцы вступили с обновленной материальной частью и действовали в соответствии с тщательно продуманной тактикой. Полеты, как правило, осуществлялись вне зон поражения ЗРК, намеченных исходя из точного определения углов закрытия, весьма значительных в условиях горного рельефа Вьетнама. Практически все самолеты американцев были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении станциями наведения ракет комплексов С-75, по информации от которой летчики отрабатывали противоракетные маневры.

Большинство самолетов оснащались также и станциями активных помех для самоприкрытия, средствами отстрела пассивных помех. Групповое прикрытие осуществлялось постановщиками активных помех ЕВ-66А с удаления от 60 до 120 км. В результате, на экранах постоянно наблюдались засветки от пассивных помех – от узкой полосы до яркого равномерного свечения всего экрана. При использовании мощных активных помех самоприкрытия истребители-бомбардировщики сбивать практически не удавалось. Теоретически в данном случае следовало пеленговать активную помеху и наводить ракету с использованием метода «трехточки», но практически определить центр помехи не удавалось из-за мощной засветки экрана.

Еще более усложнилась работа ЗРК с началом применения противорадиолокационных ракет «Shrike». В качестве их носителей использовались насыщенные аппаратурой радиоразведки и радиопротиводействия самолеты F-4E «Wild Weasel». Сама ракета «Shrike» в абсолютном большинстве случаев не наблюдалась на экранах СНР из-за малой эффективной поверхности рассеяния. Ее пуск фиксировался по изменению формы отметки от носителя на индикатор «5 км». Как правило, при этом расчету ЗРК приходилось осуществлять сброс цели, разворот антенны, после чего производилось переключение мощности на эквивалент. При благоприятном временном раскладе эти операции удавалось проводить не сразу при пуске ракеты «Shrike», а после поражения обстреливаемого ЗРК самолета.

Очень ответственным был выбор момента пуска ЗУР. При пуске вблизи дальней границы зоны поражения американский самолет мог развернуться и благополучно уйти. При опоздании с пуском ракеты – самолет включал форсаж и успевал проскочить в «мертвую» зону, за ближнюю границу зоны поражения. В результате, наиболее целесообразным был признан выход в эфир излучением СНР при удалении цели около 40 км от ЗРК.

Помимо мер радиоэлектронной борьбы американцы широко применяли и огневое противодействие. Позиции ЗРК подверглись 685 ударам авиации. Чуть меньше половины из них производилось ракетами «Shrike», остальные – бомбами. В 1966 г. осколками была повреждена 61 ракета, в 1967 г. – 90 ракет, из которых удалось восстановить не более половины. Всего же за годы войны ЗРК выводились из строя 241 раз. В среднем, каждый дивизион выводился из строя примерно один раз в год. Позиции менялись в среднем 10-12 раз в год, а в период наиболее напряженных боевых действий – через 2-4 дня. В результате действий американской авиации из 95 поставленных Советским Союзом зенитных ракетных комплексов к 1973 г. в строю осталось 39 боевых ЗРК и четыре в учебных центрах. 

В этих условиях основным и практически единственно возможным методом борьбы с самолетами стали засады. Дивизионы скрытно уходили в джунгли, разворачивались на заранее подготовленных позициях и замирали. Вопреки наставлениям, предписывающим одновременное наведение на самолет 2-3 ракет, из-за бездорожья и отсутствия мостов, не позволявших ЗРК «кочевать» с полным боекомплектом, более половины целей обстреливались двумя ракетами, 6% – тремя, а остальные приходилось обстреливать одной ЗУР. Каждый дивизион прикрывался 2-3 батареями 37-мм зенитных автоматов.

После развертывания ЗРК на новом месте в течение нескольких дней изучалась воздушная обстановка, районы полетов авиации, готовились данные, и лишь после этого производилась стрельба. Дальше все решали минуты. Если после пуска ракет в течение сорока минут дивизион не покидал район, то шансов уцелеть практически не оставалось. В связи с этим наибольшую эффективность приносила тактика, когда самолеты обстреливались за несколько часов до наступления темноты. В результате до завершения дня американцы уже не успевали воспользоваться информацией о месте нахождения ЗРК, а на рассвете удары по обнаруженным позициям уже не достигали своей цели.

В целом, в 1966 г., даже по советским оценкам, число ракет на поражение одной цели возросло почти на порядок, достигнув 12-15 ЗУР на сбитый самолет. Основными причинами снижения эффективности стали: трех – четырехкратное увеличение ошибок наведения при ручном сопровождении цели, единственно действенном в условиях применения мощных активных помех; ухудшение точности наведения на маловысотные цели при использовании режима наведения с боковым расположением метки цели на угломестном экране.

Находившийся в 1967-1968 гг. во Вьетнаме командир полка Юрий Бошняк упомянул еще один негативный фактор, связанный со снижением эффективности стрельбы, – большое количество падений ракет в случае незахвата цели и несамоликвидации, что приводило к людским жертвам. Так, по его данным, за восемь месяцев 1967 г. при общем расходе около тысячи ракет, 50-60 из них упали в сравнительно густонаселенных районах Вьетнама. При этом 55 человек было убито, более 50 – ранено, сотни домов были разрушены.

 

 

Иногда падения ракет были вызваны и «нештатной» модернизацией ракет, выполнявшейся самими вьетнамцами. Получил известность случай, когда для увеличения дальности действия ракеты у нее была отключена система самоликвидации. В результате, будучи запущенной по постановщику помех F-105, она пролетела около 140 км и упала рядом с одним из вьетнамских детских домов, вызвав значительные разрушения.

Находившимися во Вьетнаме советскими специалистами отмечались и другие субъективные факторы, снижавшие эффективность использования ЗРК. В их числе небрежное отношение к документации, нарушения инструкций по эксплуатации, повреждения на дорогах при столкновениях. Так, за один 1966 г. из-за неправильной эксплуатации было повреждено 154 ракеты, в 1967 г. – 29 ЗУР. Правда, практически все ракеты силами советских и вьетнамских специалистов удалось восстановить. Постоянно терялись заглушки, устанавливавшиеся на трубке приемника воздушного давления, что приводило к попаданию внутрь влаги и пыли и, как следствие, к отказу ракеты в полете.

Значительное снижение эффективности действия СА-75 вызвало серьезное беспокойство в СССР. Осенью 1966 г. во Вьетнам прибыла большая делегация военных и гражданских специалистов во главе с Главкомом войск ПВО П.Ф. Батицким. В процессе выполненных доработок удалось уменьшить нижнюю границу зоны поражения до 300 м, снизить минимальную дальность поражения целей до5 км, доработать станцию наведения ракет для обеспечения живучести при использовании противником ракет «Shrike». Ракета была оснащена новой боевой частью с более широким полем разлета осколков, ставшей менее эффективной в полигонных условиях, но более пригодной в случае использования противником помех и интенсивных маневров. Удалось сократить до 30 с время реакции комплекса.

Уже в 1967 г. доработанные ЗРК показали вдвое лучшую эффективность применения. Однако к концу этого года американцы стали применять помехи по ракетному каналу. При их воздействии на станции наведения ракет вместо сигнала бортового ответчика ракеты поступала мощная помеха. В результате, СНР теряла ракету, которая летела на автопилоте, до срабатывания системы самоликвидации. Подобное нововведение стало одним из результатов ознакомления американцев и израильтян с комплексами СА-75, брошенными египтянами на Синайском полуострове летом 1967 г.

Особенно результативным стал для американцев налет на Ханой, осуществленный 15 декабря 1967 г., когда в результате эффективного использования помех этого типа было «нейтрализовано» около 90 зенитных ракет. Ни одного самолета во время этого налета сбито не было.

Интенсивным поиском выхода из этой ситуации занялись как в СССР, так и во Вьетнаме. В последние дни 1967 г. решение было найдено. Прямо «на месте» в ракетах перестроили рабочие частоты ответчиков, увеличили мощность ответного сигнала. В результате, зимой 1968 г. эффективность действия комплексов была восстановлена.

Во Вьетнаме был реализован и ряд других тактических новинок. С ноября 1967 г. стал применяться метод сопровождения цели без излучения СНР – по отметке от активной помехи самоприкрытия. В дальнейшем расчеты ЗРК перешли к использованию для визуального сопровождения цели специально установленных на кабинах «П» и сопряженных с блоками управления полевых командирских перископов.

В ряде случаев, напротив, станции наведения ракет переходили на излучение без фактического пуска ракет. В результате подобного «ложного пуска» истребители-бомбардировщики начинали выполнять противоракетный маневр, подставляя себя под огонь зенитной артиллерии. Наибольшую пользу «ложный пуск» приносил в момент непосредственной атаки объекта – пилотам сразу же становилось не до наземной дели.

В то время министр обороны США Р.Макнамара многократно встречался с представителями различных комиссий конгресса, где ой с цифрами в руках пытался доказать, что «обработка с воздуха» вьетнамских стратегических объектов ведет к изнурению Северного Вьетнама. Но метод математического расчета Макнамары вскоре был использован и в ходе независимого расследования, проведенного корпорацией РЭНД. Его результаты, напротив, свидетельствовали о том, что массированные бомбардировки Северного Вьетнама в действительности своей цели не достигли.

Промежуточный же итог боевых действий на 25 июля 1968 г., по американским данным, выглядел так: общие потери самолетов и вертолетов составляли 5656, из них над ДРВ было сбито 920 самолетов и 10 вертолетов, остальные были сбиты над Южным Вьетнамом или потеряны в результате летных происшествий и на аэродромах. Столь большие потери в значительной мере предопределили предвыборное решение президента Л.Джонсона о прекращении налетов американской авиации на Северный Вьетнам с осени1968 г. В результате, вьетнамцы получили передышку до 1972 г. В этом году апофеозом воздушной войны во Вьетнаме стала осуществленная США в декабре операция «Лейнбакер-2», в ходе которой приняли участие около 210 бомбардировщиков В-52, сбросивших на Ханой 13620 тонн бомб.

К этому времени Ханой прикрывало от 12-16 до 20-24 ЗРК, размещенных на треж рубежах, удаленных от города на 5-10, 15-20 и 35-40 км соответственно. На больших дальностях – до 100 км – от столицы организовывались засады на ожидаемых путях подлета американцев.

Несмотря на признания самих американцев в том, что в это время во Вьетнаме им пришлось столкнуться с самой эффективной в истории системой ПВО, результаты действия ЗРК на завершающем этапе войны противоборствующие стороны оценили также по-разному. По данным наших специалистов, в течение 1972 г. в результате 1155 боевых стрельб пуском 2059 ЗУР был сбит 421 американский самолет. В свою очередь, янки каким-то образом углядели 4224 пуска ракет, но признали гибель только 49 своих самолетов.

Значительно расходятся и общие итоги войны. По данным советских специалистов, общее количество сбитых во Вьетнаме самолетов составило 4118 (включая «беспилотники»), из которых вьетнамскими зенитными ракетными частями было сбито 1163 американских самолета, в том числе 54 В-52, а также 130 «беспилотников». Расход ракет составил 6806 штук. В свою очередь американцы зафиксировали большее число ракетных пусков – 8038, видимо, не всегда отличая «ложный пуск» от реального. Еще больше отличаются от советских данных американские оценки их потерь от ракет. Если наиболее часто встречающаяся информация о суммарных потерях самолетов и вертолетов выглядит соответственно как 3744 самолета («беспилотники» в этой статистике не учитывались) и 4868 вертолетов, то жертвами ракет считаются всего 205 самолетов, в том числе 15 В-52.

Можно предположить, что помимо в принципе возможной заведомой дезинформации причиной занижения американцами данных о потерях от ЗРК может быть и отсутствие у них объективных данных о конкретных причинах гибели их самолетов – пилот не всегда мог известить командование о том, что подвергся обстрелу ЗРК. С другой стороны, история всех войн свидетельствует о неизбежном и, зачастую, непреднамеренном завышении числа своих побед участниками боев. Да и сопоставление рапортов ракетчиков, судивших о результативности стрельб по отметкам на экранах, с более примитивным методом учета сбитых американских самолетов вьетнамцами по заводским номерам на обломках в ряде случаев свидетельствовало о завышении числа уничтоженных ракетами самолетов в 5-9 раз. Впрочем, в аналогичной ситуации через двадцать лет оказались и сами американцы, которым пришлось отражать зенитными ракетами атаки иракских «Скадов» в ходе операции «Буря в пустыне», а затем объяснять невысокую эффективность их действия.

Однако, несмотря на то, что, даже по данным советских специалистов, ЗРК сбили менее трети уничтоженных американских самолетов, важнейшим итогом их применения стала потребность в радикальном изменении тактики боевых действий авиации, ее вынужденный переход к полетам на малых высотах, где она несла тяжелые потери от огня артиллерии и стрелкового оружия, в результате чего эффективность использования авиации значительно снижалась.

 

Помимо Вьетнама, ЗРК типа С-75 массово применялись и в конфликтах на Ближнем Востоке. Первый опыт их использования в «Шестидневной войне» трудно отнести к удачным. По западным данным, египтяне, располагая 18 комплексами, смогли запустить только 22 ЗУР, сбив два истребителя «Mirage-IIICJ». По советским данным, египтяне располагали 25 дивизионами С-75, а количество сбитых ракетами самолетов составило 9. Однако наиболее неприятным событием той войны стал захват израильтянами на Синайском полуострове некоторых компонентов С-75, в том числе и ракет.

Более успешно зенитные ракеты применялись в так называемой «войне на истощение». 20 июля 1969 г. египтяне сбили израильский «Piper Cub» и до начала войны 1973 г. довели число побед С-75 до 10. Одна из них была оценена египтянами очень высоко, когда С-75 17 сентября 1971 г. «сняла» на дальности 30 км самолет радиоразведки С-97.

Судя по зарубежным данным, в ходе «Октябрьской войны»1973 г. еще 14 израильских самолетов было сбито египтянами и сирийцами с применением ЗРК типа С-75. Использовались эти комплексы и в Ливане сирийцами в 1982 г. Помимо наиболее масштабных войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, комплексы типа С-75 использовались и во множестве других конфликтов, начиная с индо-пакистанского столкновения 1965 г., когда первой их жертвой в «третьем мире» стал индийский ан-12, по ошибке принятый за пакистанский С-130, и кончая несколькими победами над авиацией сил Коалиции в ходе «Бури в пустыне».

Из наиболее поздних примеров применения комплексов типа С-75 зарубежные справочники указывают на уничтожение Су-27 над Грузией в ходе абхазского конфликта 19 марта 1993 г.

  


 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как уже отмечалось, зенитные ракетные комплексы семейства С-75 сыграли исключительную роль в развитии советских Войск ПВО страны. Именно их применение в локальных конфликтах позволило правильно оценить реальные возможности зенитного ракетного оружия, его значимость как нового фактора, по сути дела поставившего под вопрос само понятие «господства в воздухе». Даже при превосходстве в численности авиации на порядок и более американские летчики не могли чувствовать себя в безопасности в небе Вьетнама и уверенно решать поставленные перед ними задачи по поражению наземных объектов.

Но время неумолимо. Комплексы семейства С-75 уступили свое место как станового хребта отечественной ПВО более совершенному оружию. Тем не менее распространенность этого «старого, но грозного оружия» в различных частях света, его продолжающееся производство в самой населенной стране мира предопределяют то, что его история не закончена и, скорее всего, будет пополнена новыми интересными страницами.

 


 

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»:

Зенитный ракетный комплекс большой дальности С-75

 

Серийные модификации ЗРК С-75:

• СА-75 «ДВИНА» (ЗУР В-750 (1Д), принят на вооружение в 1957 году. Первый серийный комплекс с упрощенным составом радиооборудования и аппаратурой 10-см диапазона

• СА-75М «ДВИНА» (ЗУР В-750В (11Д), принят на вооружение в конце 1957 г. Увеличена верхняя граница зоны поражения за счет увеличения тяги двигателя ЗУР. Ракеты строились в вариантах 11Д (В-750ВК), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ (В-750ВМ). Комплекс поставлялся на экспорт.

• СА-75М и СА-75МК «ДВИНА», конец 1960-х — начало 1960-х гг. Экспортный вариант для поставки в соцстраны (СА-75М) и прочие страны (СА-75МК). Исполнение и комплектация отвечала климатическим условиям стран-заказчиков. Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В), 11ДА, 11ДУ, 11ДМ.

• С-75 «ДЕСНА» (ЗУР В-750ВН (13Д), принят в 1959 г. Новое оборудование, аппаратура селекции движущихся целей, 6-см диапазон. В 1964 г. для ЗУР приняли новый импульсный взрыватель и новую БЧ. Варианты ракет: 13Д, 13ДА, 13ДМ (В-753 — для корабельного ЗРК М-2 «Волхов-М»).

• С-75М «ВОЛХОВ» (ЗУР В-755 (20Д), принят в 1961 г. Расширена зона поражения целей, улучшена помехозащищенность. Ракета имела новую аппаратуру радиоуправления и радиовизирования, новый взрыватель, БЧ (с готовыми ПЭ), ЖРД. Модернизированные варианты ракет: 20ДА, 20ДП, 20ДУ (В-755У), 20ДС, 20ДСУ, В-755ОВ (20ДО).

• С-75М «ВОЛХОВ» (ЗУР В-760 (15Д), принят в 1964 г. ЗУР со специальной боевой частью.

• С-75Д «ДЕСНА», принят в 1969 г. Модернизированный ЗРК до уровня С-75 «Десна». Комплекс использовал ракеты В-755 и В-755У.

• С-75М «ДЕСНА» (ЗУР В-755 (20Д), создан в середине 1960-х гг. для экспортных поставок.

• С-75М1 «ВОЛХОВ», принят в1965 г. Комплекс с расширенными возможностями на базе систем «Десна» и «Волхов».

• С-75М2 «ВОЛХОВ» (ЗУР В-759 (5Я23), принят в 1971 г. Новая ЗУР с увеличенной дальностью, усовершенствованная аппаратура РЛС. Могли использоваться ракеты 20ДС,20ДУ, 20ДСУ.

• С-75М3 «ВОЛХОВ» (ЗУР В-760В (5В29), принят в1975 г. Развитие комплекса С-75М2 со специальной БЧ.

• С-75М4 «ВОЛХОВ», принят в1978 г. Комплекс с телевизионно-оптическим визиром, усовершенствованной РЛС и выносными имитаторами станции наведения.

• С-75 «ВОЛГА». Экспортный вариант ЗРК С-75М «Волхов» с измененным составом оборудования и ракетой 20Д. Поставлялся в Сирию и Ливию.

 

Зарубежные модификации ЗРК С-75:

• HQ-1 («Хун Ци»). Китайская копия С-75 10-см диапазона, начало 1960-х гг.

• HQ-2. Китайский вариант ЗРК на базе HQ-1, середина 1960-х гг.

• HQ-2B. Мобильный вариант китайского HQ-2 с модернизированной ракетой и системой наведения, начало 1990-х гг.

M-7. Вариант ракеты «земля–земля» китайского производства, поставлялся в Иран и Северную Корею, 1980-е гг.

• «Тэйр Аль Сабах» (утренняя птица). Египетский проект модернизации С-75.

• «Сайяд-1», -1А, -2. Иранские версии модернизированного ЗРК HQ-2, испытанные в 1999 и 2001 гг. (см. подробнее >>>)

 

Основные тактико-технические характеристики ЗРК семейства С-75:

 

Модификации ЗРК

СА-75М
«Двина»

С-75
«Десна»

С-75М
«Волхов»

Год принятия на вооружение

1957

1959

1961

Дальность поражения, км

7…30

7…34

7…43

Высота поражения, км

3…25

0,5…27

0,1…30

Макс.скорость цели, км/ч

1100

1500

2300

Время реакции, мин

4…5

4…5

4…5

Число обстреливаемых
 целей

1

1

1

Число одновременно
 наводимых ЗУР

3

3

3

Время разверт./сверт., час

4…5 / 5

4…5 / 5

4…5 / 5

Марка зентиной ракеты

В-750В

В-750ВН

В-755

Масса ЗУР стартовая, кг

2300

2350

2398

Масса БЧ, кг

130

191

196

Скорость ЗУР, число М

3,1

3,5

3,5

Длина ЗУР, м

10,7

10,7

10,8

Диаметр I ступени, м

0,7

0,7

0,7

Диаметр II ступени, м

0,5

0,5

0,5

Размах крыла, м

2,57

2,57

2,57

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru