Колёсные бронетранспортёры – «рабочие лошадки» локальных войн

Геннадий Жилин
Журнал «Танкомастер» 3-2001

Автор данной публикации профессиональный военный. Вместе с тем он с детства является большим любителем военной техники, что, несомненно, сыграло свою роль в выборе профессии. По мере возможности (от исполнения служебных обязанностей кадрового офицера остаётся слишком мало свободного времени) занимается моделированием бронетанковой техники в масштабе 1:35. В значительной степени в его увлечении помогает то, что он длительное время служил непосредственно в мотострелковых и танковых частях Советской и Российской армиях в различных регионах страны, имеет высшее военное образование и по долгу службы принимал участие в выполнении миротворческих и боевых задач в Республике Таджикистан и Чеченской Республике.

 

Волею исторических судеб в конце 20-го века воинам Советской и Российской армий пришлось почти постоянно выполнять боевые и специальные (миротворческие) задачи в разного рода «малых войнах» и вооружённых конфликтах как за рубежами нашей Родины, так и на её территории.

Вследствие абсолютного превосходства советских и российских войск в тяжёлом вооружении (бронетанковая техника, артиллерия всех типов и различные виды авиации) формирования противника применяли, как правило, различные формы тактики так называемой «партизанской» (диверсионной) войны. В большой степени этому способствовали физико-географические условия театров военных действий (ТВД) – горно-пустынная (Афганистан, Таджикистан) или горно-лесистая (Чеченская Республика) местность, а также необходимость ведения боевых действий в населённых пунктах.

Всё это в значительной мере определило особенности и характер применения войск, вооружения и военной техники (ВВТ). При этом следует учесть, что большинство образцов ВВТ (ну почти все!) изначально проектировались для использования в совершенно других боевых условиях – в условиях «большой» войны, то есть применения других средств поражения и других способов военных действий. Кстати, именно об этом многие «критики» качества отечественных ВВТ почему-то «забывают».

Интерьер БТР-80А. Июнь 2000 года, Чеченская Республика.

Вследствие особых условий проведения боевых и специальных операций основная тяжесть выполнения боевых задач всегда ложилась на соединения, воинские части и подразделения мотострелковых и воздушно-десантных войск и, соответственно, их боевую технику. Основу их вооружения составляют боевые машины пехоты и бронетранспортёры. Это самые многочисленные виды бронетанковой техники. Наибольшей популярностью, как обладающие более мощным вооружением, лучшей бронезащитой и проходимостью, в войсках всегда пользовались боевые машины пехоты.

Вследствие этого в различной литературе о них (БМП-1, БМП-2 и даже БМП-3) сказано достаточно много. В то же время об их «коллегах» – советских (российских) колёсных бронетранспортёрах серий БТР-60, БТР-70 и БТР-80 такого не скажешь. Исключение составляет, пожалуй, лишь «Танкомастер», на страницах которого за последние годы было напечатано несколько заметок о БТР, и «Техника и вооружение», опубликовавший целый справочник по колёсным БТР. Незаслуженно обделяют своим вниманием эти колёсные бронетранспортёры при создании диорам и любители моделей бронетанковой техники.

Это несправедливо. Достаточно сказать, что в составе типовой советской мотострелковой дивизии из трёх штатных мотострелковых полков два были вооружены бронетранспортёрами и лишь один – БМП. Практически более половины бронированных боевых машин, на которых передвигалась советская пехота, были бронетранспортёрами серий БТР-60, БТР-70 и БТР-80.

Как бы там ни было, но именно этим боевым машинам совместно с боевыми машинами пехоты (БМП-1, БМП-2) и пришлось вынести основную тяжесть выполнения боевых и миротворческих задач советской и российской пехоты в последние десятилетия 20-го века – и в Афганистане, и в многочисленных «горячих точках» на территории бывшего СССР, и в дальнем зарубежье.

В качестве последнего примера можно привести такие факты: в период с ноября 1999 года по июль 2000 гола в ходе выполнения боевых задач в Чеченской Республике среди легкобронированных боевых машин, использовавшихся воинскими формированиями всех силовых министерств (МО РФ, органы и ВВ МВД РФ, ФПС РФ. ФСБ и МинЮст РФ), колёсные бронетранспортёры составляли в среднем от 31 до 36 %. В боях за Грозный зимой 2000 года бронетранспортёры составили более 26% от общего количества легкобронированных машин, использовавшихся федеральными войсками.

Основными причинами боевых повреждений БТР и БМП в ходе выполнения задач в Чеченской Республике являлись:

– поражения от РПГ и ПТУР;

– подрыв на фугасах;

– повреждение смотровых приборов, прицелов, фар от стрелкового оружия (снайперов).

Колёсные БТР Советской Армии и Российской Армии в ходе выполнения боевых и специальных (миротворческих) задач в локальных войнах и вооружённых конфликтах показали, в целом, хорошие качества.

Положительно можно оценить их довольно-таки высокую живучесть при попадании в них кумулятивных противотанковых гранат (РПГ, безоткатные орудия и легкие ПТУР) и к воздействию мин и фугасов.

Первое обеспечивается сравнительно большим, как правило, негерметичным объёмом внутреннего пространства БТР – отделения управления и десантного отделения, отсутствием в десантном отделении баков с горючим и запасов детонирующих боеприпасов (снарядов, гранат и ПТУР). Как показал опыт вооруженных конфликтов, при попадании в БТР кумулятивной гранаты резкого скачка воздушного давления, которое часто выводит из строя («глушит») экипаж танка в его малом заброневом замкнутом пространстве, внутри БТР не происходит. Поражается только то, во что непосредственно попадает кумулятивная струя.

Второе обеспечивается особенностями устройства ходовой части – колёсной формулы 8 х 8 с независимой подвеской каждого колеса и трансмиссии. Здесь необходимо отметить, что ещё при проектировании наших БТР, выбор многоосного колёсного движителя определялся не только в целях обеспечения высокой проходимости, но и для достижения наибольшей живучести при подрывах на минах. Впоследствии, в ходе выполнения боевых задач в локальных войнах и вооружённых конфликтах неоднократно имели место случаи «уползания» из-под огня своим ходом БТР, потерявших при подрыве на мине (фугасе) одно или даже два колеса! (В ходе учёбы в Военной Академии им. Фрунзе в 19851988 гг., автору этих строк приходилось общаться с коллегами – очевидцами того, как «уползали» с места подрыва БТР, потерявшие и 3 колеса!). Поэтому утверждения некоторых авторов о том, что «российская техника абсолютно не приспособлена к действиям в условиях интенсивной минной войны», полностью опровергается многолетней практикой боевого применения наших многоосных БТР в Афганистане, Таджикистане и Чеченской Республике. Хотя, конечно, желательно было бы иметь лучшую защиту от инженерных боеприпасов противника, В то же время опыт боевых действий в этих и других «горячих точках» показывает, что бронемашины с колёсной формулой 4×4 (как, например, БА «Мамба» и т.п.) при подрыве на минах, как правило, полностью теряют подвижность и остаются на дороге удобной мишенью для добивания из гранатометов. Именно так и поступал противник при действиях из засад против наших колонн.

Следует обратить внимание и на такую важнейшую особенность: в ходе боевых действий в Чеченской Республике противник применял и применяет на дорогах против нашей техники, как правило, не штатные противотанковые мины чьего-либо производства, а самодельные фугасы, которые по своей мощности во много раз превосходят любые мины. К тому же все они чаще всего бывают управляемыми, т.е. подрываются по радиосигналу или по проводам как непосредственно под машиной (не обязательно под колёсами), так и с верхней полусферы (для поражения стрелков, находящихся на броне). Именно это обусловливало сильные разрушения военной техники. При таких обстоятельствах получит сильные повреждения (по сути будет уничтожен!) любой бронеобъект. даже хвалёная «Мамба».

В то же время нашим колёсным БТР присущ и ряд серьёзных недостатков. Основными из них являются:

– недостаточная удельная мощность – в среднем 17–19 л.с./т. обусловленная несовершенством силовой установки, состоящей из двух относительно маломощных карбюраторных двигателей (2×90 л.с. у БТР-60 и 2×120(115) л.с. у БТР-70), оптимальную совместную работу которых на практике синхронизировать довольно-таки сложно, или всё же недостаточной мощностью одного дизельного двигателя (260-240 л.с. у БТР-80);

– недостаточная огневая мощь, не позволяющая наносить поражение в любое время суток и с достаточной эффективностью. В настоящее время для успешной борьбы с боевиками днём и ночью в горной местности и в городских условиях необходимо иметь в качестве основного вооружения БТР автоматическую пушку с соответствующей системой управления огнём (СУО);

– относительно слабое бронирование, не превышающее в среднем 8–10 мм, не обеспечивающее надёжную защиту от огня крупнокалиберных пулемётов противника (ДШК), и полное отсутствие какой-либо защиты от кумулятивных боеприпасов (гранаты от РПГ и безоткатных орудий, лёгкие ПТУР). Кстати, по опыту вооружённых конфликтов, это основной и самый болезненный недостаток практически всех лёгких бронированных боевых машин (БМП, БРМ. БТР и т. п.). Поэтому у войсковых офицеров вызывает, мягко говоря, недоумение – почему, имея богатый опыт десятилетней афганской войны, на протяжении последних почти 12 лет на вооружение Российской Армии так и не было принято достаточного количества как тяжёлых БТР, созданных на базе основного танка (имеющих равную с танком защиту от кинетических и кумулятивных боеприпасов, то есть машин, которых можно на законном основании считать боевыми машинами пехоты), так и легких БТР, имеющих повышенную противоминную защиту и защиту от кумулятивных боеприпасов.

Надо сказать, что в последние годы, несмотря на крайне тяжёлое финансовое положение, соответствующими службами Министерства обороны РФ была проведена определённая работа по улучшению защищённости БТР и увеличению их огневой мощи.

В данной заметке автор представил на своих фотографиях различные модификации БТР-80. дооборудованные с целью увеличения огневых возможностей и повышения защищённости от кумулятивных боеприпасов. Ценность этих фотографий, по мнению автора, заключается в том, что на них отображены не выставочные или испытательные образцы колёсных БТР, а реальные, боевые экземпляры, выпущенные небольшими сериями. И сфотографированы эти боевые машины не на полигонах или международных выставках, а в расположении федеральных войск в Чеченской Республике, где они практически применялись для выполнения боевых задач штатными экипажами.

 

БТР-80А одного из подразделений полка внутренних войск. Июнь 2000 года, Чеченская Республика.

 

На фото №№ 3, 5 показан БТР-80А одного из подразделений полка внутренних войск. Эта мотострелковая рота, имеющая на вооружении несколько таких машин, выполняла боевые задачи по сопровождению колонн с материальными средствами. Опыт применения вооружения БТР-80А (30-мм автоматическая пушка 2А72, 7.62-мм пулемёт ПКТ) при выполнении боевых задач показал его достаточную надёжность и высокую эффективность. По мнению личного состава подразделений, наличие среди машин боевого сопровождения колонн «пушечных» БТР-80А в значительной мере усиливало огневые возможности охранения, особенно с наступлением сумерек (ночью колонны, как правило, не ходили). При этом выявилась не только высокая эффективность огневого поражения противника, но и сильное психологическое воздействие на него. Это, кстати, тоже немаловажно.

В то же время военнослужащие отмечали, что, вследствие тесноты внутри машины и слишком малого пространства для десанта на крыше корпуса (радиус ометания ствола орудия места для стрелков на крыше БТР почти не оставляет), использование БТР-80А как бронетранспортёра для транспортировки пехоты в полной мере становится затруднительным. Автор имел возможность убедиться в этом лично. На фотографиях №№ 2, 4 также хорошо видно, что пехоте сзади орудийной установки места почти не остаётся. Как следствие БТР-80А чаще всего использовались как боевые машины огневой поддержки, тем более, что таких машин было очень мало. Кстати, хотелось бы отметить, что за время нахождения в Чеченской Республике автору ни разу не пришлось увидеть БТР-80С с наружной установкой спаренных пулемётов (КПВТ и ПКТ), которые вроде бы специально были разработаны для внутренних войск МВД РФ.

 

БТР-80 со специальной «решетчатой» защитой от кумулятивных боеприпасов одного из подразделений воинских формирований Министерства юстиции. Июнь 2000 года, Чеченская Республика.

 

На фото №№ 69 показан БТР-80 со специальной «решётчатой» защитой от кумулятивных боеприпасов одного из подразделений воинских формирований Министерства юстиции. Это подразделение, имеющее на вооружении несколько таких машин, выполняло специальные задачи в различных районах Чечни летом 2000 года.

Как отчётливо видно на фотографиях, защита от воздействия кумулятивных боеприпасов обеспечивается тремя разнесёнными преградами: решётчатыми экранами, установленными снаружи БТР броневыми листами и собственно бронёй корпуса машины. В упрощённом варианте это выглядит так. При попадании реактивной противотанковой гранаты (далее в тексте – ПГ, так как РПГ по военной терминологии – ручной противотанковый гранатомёт) в решётчатый экран происходит подрыв боеприпаса (или просто разрушение). Кумулятивная струя, не имея плотной среды прохождения, начинает расширяться и, теряя плотность, пробивает промежуточный (наружный) броневой лист, но уже на большей площади. И лишь потеряв значительную часть энергии и ещё более «распыляясь», вместе с брызгами пробитой брони она наносит удар собственно по бронекорпусу. Такого рода защитой прикрыта большая часть верхней части корпуса. Ходовая часть (нижняя часть бронекорпуса) прикрывается откидывающимися вниз решётчатыми экранами и бронепластинами в верхней части межколёсного пространства. Не следует забывать и о том, что колёса большого диаметра также являются естественной (конструктивной) защитой нижней части корпуса. Поэтому часто личный состав нижние, решётчатые экраны просто снимал.

Военнослужащие-контрактники комендантского подразделения на БТР-70. Обращает на себя внимание колоритный образ военнослужащих и оригинальная окраска БТР. На полевой дороге в Грозненском районе. Май 2000 года, Чеченская Республика.

Опыт применения БТР с такой защитой оказался, в целом, положительным. По словам военнослужащих, действовавших на этих машинах, такого рода конструкция обеспечивала защиту от реактивных противотанковых гранат РПГ (кумулятивная БЧ). В то же время, не обладая значительным весом, такая защита не снижала подвижности БТР. Повышалась психологическая уверенность у нашего личного состава в действиях на таких бронетранспортёрах, в то время как у противника такие «странно» оборудованные машины вызывали обоснованное опасение и закономерное желание воздержаться от боестолкновения с подразделением, вооружённым такими БТР.

Такого рода защита устанавливалась на некоторые БТР централизованно, в заводских условиях, о чём свидетельствует продуманность её конструкции и неплохое качество сборки. Расположение всех основных элементов конструкции в достаточной мере можно увидеть на представленных фотоснимках. Кстати, по мнению автора, именно здесь, на решётчатых экранах, достаточно удалённых от основной брони корпуса и прикрытых промежуточными бронелистами, можно было навесить блоки динамической защиты. Тем самым обеспечивалась бы надёжная защита БТР от всех видов кумулятивных боеприпасов и безопасность для тонкой брони корпуса.

Вызывает сожаление то, что БТР с такой защитой было совсем немного (единицы), и то, что практическая проверка их эффективности проходила не в мотострелковых подразделениях Министерства обороны РФ или (и) внутренних войск МВД РФ, наиболее интенсивно выполнявших боевые задачи.

 

Завершая изложение материалов статьи, автор посчитал полезным для создателей диорам и отдельных экземпляров моделей БТТ времён последней войны в Чечне отметить ряд особенностей применения войск и военной техники.

1. Соединениям и воинским частям Вооружённых Сил РФ, как правило, принадлежало в среднем от 45 до 49% бронетранспортёров. В то же время количество БМП различных модификаций, состоявших на вооружении армейской (ВС РФ) пехоты, составляло от 70 до 76%. а МТ-ЛБ – от 99 до 100% ! Любому военнослужащему, выполнявшему служебные обязанности в Чечне, было сразу заметно, что «армейцы» (ВС РФ) в основном действуют на БМП (БМД) или на МТ-ЛБ. На различных БТР в основном «работали» воинские части и подразделения внутренних войск МВД РФ, разного рода ОМОНы и СОБРы, воинские формирования министерства юстиции РФ.

2. Разного рода штурмы и просто рейдовые действия (особенно в горах) – это задачи выполнявшиеся и выполняемые сейчас воинскими частями и подразделениями мотострелковых и воздушно-десантных войск Вооружённых Сил РФ. Несение службы на блокпостах и КПП, зачистки и обыски в населенных пунктах, несение там комендантской службы – основные задачи воинских частей и подразделений внутренних поиск МВД РФ и различных формирований МВД РФ (ОМОНы, СОБРы и т.п.).

Поверьте, диорама, на которой подразделение внутренних войск, в том числе и в краповых беретах (видимо, для облегчения задачи снайперам противника!), с БМП штурмует какой-то населенный пункт или полевое укрепление сепаратистов у любого профессионального военного вызывает, по меньшей мере недоумение. Равно как и полную нелепицу представляет собой диорама, изображающая блок-пост с армейской пехотой или (о ужас!) десантниками в голубых беретах.

 

Автор, во многих случаях, преднамеренно не указал в изложенном материале условных наименований воинских частей и подразделений, боевая техника которых показана на фотографиях. Это связано с тем, что некоторые из них до последнего времени продолжали выполнять боевые и специальные задачи в Чеченской Республике и Республике Таджикистан.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru