Автотехника в чеченском конфликте

Журнал «Армейский сборник» №3 – 1996

 

В ходе специальной войсковой операции в Чечне активно использовалась различная автомобильная техника (AT). О применении в боевых условиях и о возможных направлениях повышения эффективности AT рассказывает заместитель начальника Главного автобронетанкового управления (на тот момент) кандидат технических наук генерал-лейтенант Николай Ковалев.

 

В боевых операциях на эффективность использования автомобильной техники влияют два фактора: физико-географические условия района и особенности операции. Значительную часть территории юга Чеченской Республики занимают горы и предгорья, сменяющиеся к северу обширными равнинами. Физико-географические условия региона сложные: труднопреодолимые препятствия, ограниченность доступных направлений, слаборазвитая дорожная сеть, труднопроходимость большинства дорог в зимнее время, резкие колебания температуры, частые туманы и низкая облачность, неравномерное выпадение осадков, разреженность воздуха в горах, густая гидросеть.

Особенность операции состояла в стабилизации обстановки, участии в разоружении незаконных формирований, в восстановлении законности и правопорядка. К решению задач привлекались соединения и части четырех видов Вооруженных Сил, но основная тяжесть легла на сухопутные и воздушно-десантные войска.

С помощью автомобильной техники подвозились материальные средства, эвакуировались раненые, обеспечивалась жизнедеятельность войск. В подготовительный период использовалось 2850 ед. автотехники. На январь 1996 г. общая численность ВАТ в Чечне составляла около 1400 ед. В феврале ее насчитывалось 6700 ед.

В боевых условиях автомобильная техника использовалась:

в качестве средств обеспечения подвижности артиллерийских систем и минометов (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320, ЗИЛ-135ЛМ, гусеничные тягачи МТ-ЛБ, МТ-ЛБу);

под монтаж средств связи и управления войсками и оружием (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320, МТ-ЛБу и др.);

для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов, горючего, смазочных материалов, продовольствия, воды (УАЗ-469, УАЗ-3151, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-4320, Урал-375, КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КрАЗ-255, КрАЗ-260);

для размещения средств тылового, технического и других видов обеспечения (УАЗ-452, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-4320, КамАЗ-4310, КамАЗ-43101, КрАЗ-255, КрАЗ-260, КЗКТ-74281, МАЗ-537, МТ-ЛБ, ГМ-352, ДТ-30П).

Применялись в Чечне и автомобили хозяйственного назначения: ГАЗ-53, ЗИЛ-130, МАЗ-500, КамАЗ-5320 и КамАЗ-5410, а также прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 0,5 до 52 т.

Хорошо зарекомендовала себя автомобильная техника с дизельными двигателями («Урал», КамАЗ, КрАЗ, МАЗ и гусеничные машины). ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с карбюраторными двигателями в условиях горной местности не в полной мере отвечали требованиям.

Автомобили КамАЗ-4310 и его модификации имеют неплохие эргономические показатели по микроклимату, виброускорениям и удобству управления. Однако при подрыве на минах водители этих автомашин из-за расположения кабины непосредственно над передним мостом погибали или получали тяжелые контузии, а органы управления автомобиля нередко выходили из строя.

Предпочтительнее для армейского автомобиля в тактическом звене расположение кабины за двигателем (по типу автомобилей «Урал»). Это обеспечивает лучшую защиту водителя при подрыве на минах и в аварийных ситуациях.

Как боевые машины эффективно применялись гусеничные транспортеры-тягачи МТ-ЛБ и их модификации. Использование самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» без дополнительного вооружения (для самообороны) вызывало затруднения, особенно при обстреле колонн на марше.

Популярность в войсках получил эвакуационный тягач ТК-6 на шасси автомобиля Урал-4320. Он служил основным средством эвакуации автомобильной и легкой бронетанковой техники.

Подразделения, укомплектованные AT, совершали выдвижение в составе соединений и частей сухопутных войск. Типовой состав колонн включал подразделения разведки и охранения (авангард, головную походную заставу), силы и средства тылового, медицинского и технического (автотехнического) обеспечения. Состав автотехники в колоннах характеризовался многомарочностью, множеством прицепов, отсутствием резервных тягачей, наличием AT с ВВТ приданных подразделений.

В колоннах, особенно в начальный период, находилось мало средств связи и управления, специализированных отрядов обеспечения движения. Недостаточными были силы и средства разведки, охранения, тылового, медицинского и автотехнического обеспечения, что привело к неоправданно высоким потерям автомобилей.

Марши совершались на расстояния от 100 до 500 км, как правило, через населенные пункты. Части и подразделения несли потери в личном составе, ВВТ и AT при подрывах на минах, от огня артиллерии, минометов, противотанковых средств, стрелкового оружия. Положение усугублялось еще и тем, что в ходе выдвижения войск должным образом не организовывалась охрана и оборона. Из-за этого только в сухопутных войсках с 11 по 30 декабря 1994 г. вышло из строя 90 единиц AT. Подлежало списанию 83 ед. (фото 1,2).

Автомобильная техника в Чечне подвергалась обстрелу, подрывалась на минах. Обстрел велся с дистанции 200–300 м, реже – с 50–70 м. Местное население нередко повреждало радиаторы, топливные баки и топливопроводы, стекла кабин, осветительные приборы, шины и тормозные шланги. Нередко машины переворачивали, поджигали.

Для защиты водителей и AT применялись основное и дополнительное бронирование, средства индивидуальной броневой защиты (бронежилеты, навешенные на бортах кузовов и дверях кабин), защитные устройства из подручных материалов – стальных листов, мешков с землей или бревен (фото 3).

Главным автобронетанковым управлением, научно-исследовательскими организациями Минобороны России и заводами промышленности в короткие сроки была разработана техническая документация, изготовлены и поставлены в войска образцы AT с локальным бронированием (фото 4, 5). Это позволило на 15–20 процентов повысить защищенность личного состава и живучесть автотехники. Защита придавала уверенность водителям.

В целом локальная броневая защита оценивается положительно. Однако конструкция ее требует доработки новыми материалами, оптимизацией размещения.

Защитные свойства AT при подрыве на минах недостаточны. При разработке перспективных образцов это необходимо учесть. Для гусеничных машин требуется разработать корпус корабельной формы (с V-образным днищем). Это обеспечит его обтекание ударной волной при взрыве мины, снизит нагрузку на детали корпуса, на сварные соединения.

Среди других направлений совершенствования автомобильной техники: сокращение времени и трудоемкости технических операций; сокращение времени приведения в работоспособное состояние аккумуляторных батарей; поиск альтернативных источников энергии; преимущественное размещение основных видов вооружения и военной техники на автомобильных базовых шасси повышенной и высокой проходимости.

Необходимо также в автотехнике рационально располагать рабочие места, применять кондиционеры. Важная задача – сбалансированно развивать типы, виды и группы AT в автомобильном парке сухопутных войск, включая подвижные средства их обслуживания, эвакуации и ремонта, широко использовать высокоунифицированные семейства машин. Следует обеспечивать возможность установки локальной броневой противопульной и противоминной защиты.

Опыт использования автомобильной техники в Чечне требует изучения. Необходимы принципиально новые решения, направленные на дальнейшее совершенствование образцов AT, повышение ее эффективности, живучести, защиты экипажей при обстреле.

 

Подготовил к печати

ст. л-т Дмитрий Ревука


 

См. также: Бронезащищенные автомобили, Вооруженные автомобили в Чечне


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru