В 1978 году на вооружение советских ВДВ был принят вариант боевой машины десанта под обозначением БМД-1П с повышенной огневой мощью при стрельбе по бронированным целям. Переоборудование линейных БМД-1 осуществлялось за счет изъятия ПТРК «Малютка» и установки вместо него комплекса 9К113 «Конкурс» (9К111 «Фагот») с полуавтоматическим наведением, повышенной бронепробиваемостью и расширенным диапазоном дистанций боевого применения. Разработка машины БМД-1П осуществлялась в том же КБ ВгТЗ по аналогии с модификацией боевой машины пехоты БМП-1П. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986 – выпущено более 1000 единиц, а командирский вариант БМД-1ПК – производился по 1987 год (выпущено 220 машин). Кроме того до их уровня модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К. Таким образом, все остававшиеся на вооружении в России и странах СНГ после 1990 года боевые машины десанта были модификации БМД-1П.
При переоборудовании базовых БМД-1 пусковой кронштейн для ракет 9М14М «Малютка» на маске пушки был демонтирован, а на крыше башни был установлен специальный штырь, на который надевалась поворотная пусковая установка 9П135М(1) комплекса «Конкурс» («Фагот»). Стрелок мог вести стрельбу ракетами, высунувшись из люка башни. Боекомплект ПТУР снизился до трех штук (две 9М113 и одна 9М111), которые в штатных пусковых контейнерах укладываются внутри корпуса вместо старых укладок 9М14М. Пусковая установка с прицелом в походном положении также укладывается внутри корпуса, кроме того, имеется тренога, превращающая ПТРК в переносной вариант, позволяющий вести стрельбу с грунта. Комплекс 9К113 предназначался для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростями до 60 км/ч, неподвижных целей – огневых точек, а также зависших вертолетов противника при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м.
В боекомплект пушки 2А28 были введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. В механизированной укладке они располагаются равномерно – через три выстрела ПГ-15В – два ОГ-15В. На машине также были установлены усовершенствованные приборы наблюдения и усовершенствованный прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Кроме того, устанавили гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонн.
На базе БМД-1П также выпускалась командирская машина БМД-1ПК, которая отличалась от БМД-1К только составом вооружения, в который вошел новый ПТРК. На ней имелась вторая радиостанция Р-123М, второй аппарат переговорного устройства Р-124, выносная УКВ радиостанция Р-105М, бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30 и два съемных столика для командира и радиста в десантном отделении. В рабочем положении зарядный агрегат крепился снаружи корпуса. Для улучшения условий работы командира с машины сняли левую курсовую пулеметную установку, а боекомплект к 7,62-мм пулеметам ПКТ уменьшили до 3000 патронов.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, кг |
7 600 |
Экипаж (десант), чел. |
2 (5) |
Основные размерения, мм: |
|
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
5400 (–) |
– Ширина |
2630 |
– Высота |
1620…1970 |
– Клиренс |
100…450 |
– База х Колея |
нет данных |
– Ширина гусеницы (шаг трака) |
нет данных |
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см |
0,5 |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
– 73-мм пушка 2А28 «Гром» – 7,62-мм пулеметы ПКТ – ПУ ПТРК 9М111 «Фагот» / 9М113 «Конкурс» |
1 (40) 3 (4 000) 1 (3) |
Углы вертикального наведения, град. |
-4…+30 |
Стабилизатор вооружения |
нет |
Механизм заряжания |
электромеханический |
Приборы прицеливания |
1ПН22М2 (перископич., днев./ноч.) |
Приборы наблюдения |
13 |
Количество амбразур (из них для пулеметов) |
3 (–) |
Средства постановки дымзавесы |
ТДА |
Тип и марка двигателя |
дизель 5Д20 |
Максимальная мощность, л.с.(кВт) |
240 (176,6) |
Количество цилиндров |
6 (V-обр.) |
Удельная мощность, л.с./т |
31,58 |
Емкость топливных баков, л |
280 |
Трансмиссия |
однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная механическая коробка передач (4+1), бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи |
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: |
60…62 (10) |
Запас хода, км |
500 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
– подъем, град. |
32 |
– крен, град. |
18 |
– ров, м |
2,0 |
– стенка, м |
0,7 |
– брод, м |
плавает |
Бронирование, мм |
противопульное |
Радиостанция |
Р-123М |
ТПУ |
Р-124 |