Стремительный «Соболь»

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №3 – 2009 г.

 

В сложных условиях 1990-х годов на время утратили актуальность ранее ставившихся перед флотом задачи обеспечения интересов СССР за много тысяч миль от родных берегов. Но зато особую значимость обрела задача хотя бы в непосредственной близости от этих берегов гарантировать надежную защиту государственных и экономических интересов России. К этому времени техническая оснащенность морских пограничных частей оставляла желать лучшего. Основу их составляли катера проектов 205П, 10410 и 1400М с «парадной» скоростью хода 30…35 узлов. Реальные возможности большинства катеров, построенных в 1960–1970-х годах, существенно уступали характеристикам, записанным в актах государственных испытаний.

С другой стороны, к концу XX века возможности нарушителей границы, существенно возросли. Зарубежные фирмы вели массовое производство катеров со скоростью 30–40 и более узлов. Значительная часть этой продукции закупалась не бескорыстными любителями быстрой езды, а лицами, с глубоким пренебрежением относящимся к законам. Взволновавшие мир проделки пиратов XXI века в значительной мере обусловлены широкой доступностью продукции современного скоростного катеростроения. Кроме того, практика показала, что браконьеры, ведущие лов рыбы или других даров моря в экономической зоне Российской Федерации даже на относительно тихоходных судах зачастую успевали выйти за ее пределы до подхода пограничников.

Создание отечественного скоростного катера-перехватчика для морских сил погранохраны оказалось не такой простой задачей.

Во-первых, высокая скорость катера должна была обеспечиваться не только на зеркальной глади воды в штиль, но и в свежую погоду.

Во-вторых, перед пограничниками могла встать необходимость применения оружия. Причем, в отличие обычных боевых действий военных моряков, требовалось не уничтожить цель, а поразить ее аккуратно, по возможности лишив подвижности, не нанеся значительного ущерба находящимся на судне людям.

«Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», осуществившее разработку патрульного катера нового поколения проекта 12200 «Соболь», накопило большой опыт создания скоростных ракетных, торпедных и сторожевых катеров. Еще в 1960-е годы в ходе работ по боевой тематике его конструкторы убедились в необходимости применения системы автоматического управления движением катера на глубокопогруженных подводных крыльях для обеспечения возможности использования катера в условиях волнения на море. Среди различных органов управления, регулирующих подъемную силу подводного крыла в соответствии с сигналами, поступающими от системы управления, достаточно эффективными оказались пластины-прерыватели потока (интерцепторы), ранее нашедшие применение в конструкции самолетов, управляемых бомб, противотанковых ракет. Дальнейшие исследования показали, что интерцепторы могут быть применены не только на катерах на подводных крыльях, но и на скоростных объектах с другими принципами снижения сопротивления – катерах с транцевыми плитами и глиссерах.

Существенный вклад в обосновании применения интерцепторов для снижения гидродинамического сопротивления катеров внесли ученые московского Центрального аэродинамического института (ЦАГИ). В 1984-1989 гг. для проведения натурных экспериментов комплексом автоматически управляемых интерцепторов был оснащен катер проекта 206ЭКБ. В результате скорость этого катера на спокойной воде увеличилась с 37,5 до 46,5 узлов. В условиях волнения 5 баллов достигалось снижение амплитуды бортовой качки втрое, а килевой – в полтора раза.

На основании опыта ранее выполненных работ, с учетом результатов ряда дополнительных исследований, для катера проекта 12200 была принята автоматическая система управления КАИУ-4Н-4К-12200 с четырьмя носовыми и четырьмя кормовыми интерцепторами. В результате была обеспечена возможность применения оружия при волнении моря до 3 баллов. Даже при 5-балльном шторме катер развивает скорость около 40 узлов. Достигнутое многократное снижение амплитуды качки не только обеспечивает достаточно точное применение оружия, но также снижает утомляемость экипажа, повышает ресурс катера в целом и его технических средств за счет исключения эффекта «езды по булыжной мостовой».

Помимо комплекса автоматически управляемых интерцепторов на катере проекта 12200 реализовано и другое новейшее техническое решение – движительный комплекс в виде приводов Арнесона с частично пересекающими водную поверхность гребными винтами, что обеспечивает высокие пропульсивные качества, хорошую маневренность и малую габаритную осадку катера.

Катер пр.12200 водоизмещением 57 т, длиной около 28 м при ширине 4,4 м стал относительно малоразмерным объектом среди разработок специалистов «Алмаза», в предыдущие десятилетия проектировавших боевые корабли и катера водоизмещением в сотни и тысячи тонн. Эта специфика катера определила целесообразность применения на нем пары импортных дизельредукторных агрегатов Deutz TVD 616V6 мощностью по 1300–1360 кВт, а не отечественных энергоустановок, лучшие образцы которых имеют намного большие мощности.

«Соболь» развивает максимальную скорость до 47 улов и обладает дальностью плавания 500 миль при достаточно высокой скорости – 40 узлов. Штатный экипаж катера – 6 человек.

В условиях жестких финансовых ограничений первые построенные катера оснастили простым оружием – морской тумбовой пулеметной установкой калибра 14,5 мм (с пулеметом КПВ). В перспективе в качестве основного вооружения предусмотрен разработанный тульским «КБ приборостроения» комплекс «Вихрь-К» с четырьмя управляемыми по лазерному лучу ракетами «Вихрь» и 30-мм автоматической пушкой с боекомплектом 500 выстрелов. Противотанковые ракеты «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км успешно испытаны в составе вооружения вертолетов Ка-50 и Ка-52, самолета Су-39. Применение такого оружия в принципе обеспечит избирательное поражение определенной зоны судна-цели, чем достигается минимизация ущерба при гарантированном задержании нарушителя.

Головной катер проекта 12200 (заводской №200) был заложен на Судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге 21 января 2003 г., спущен на воду в сентябре 2006 г. и через два месяца сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.

После довольно продолжительного периода 11 сентября 2008 г. был спущен на воду первый серийный катер этого проекта (заводской №201). В 2009 году было построено шесть «Соболей» (зав. №№202-207), в 2010 году еще два (зав. №№208 и 209). В том же году было заложено еще пять катеров пр.12200: три на «Алмазе» в Санкт-Петербурге (зав. №№210-212) и два на «Восточной верфи» во Владивостоке (зав. №№5001 и 5002). С 2011 по 2013 гг. всего были введены в строй восемь катеров, два из них поставлены Туркмении и несут службу на Каспии. Российские катера пр.12200 «Соболь» поступили на вооружение Береговой охраны и сейчас несут службу в Северо-Западном, Северо-Восточном и Черноморско-Азовском пограничных управлениях ФСБ России.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru