Морской ёрш на французский манер

Французская подводная лодка типа «Скорпена»
Владимир Щербаков
Журнал «Мир оружия» №2 / 2005 г.

Сегодня в мире существует лишь несколько государств, кораблестроительная промышленность которых обладает достаточным научно-техническим потенциалом для проектирования и строительства современных неатомных подводных лодок, Франция относится к их числу. Одним из ее новейших «продуктов» в данной области является неатомная подводная лодка типа «Скорпена».

 

СЕМЕЙСТВО ФРАНЦУЗСКИХ «СКОРПЕН»

 

С начала 2000-х гг. Париж активно продвигает эту лодку на международном рынке военно-морской техники. Скорпена (Scorpene) – это морской ёрш, довольно опасная в природе рыба. И такое имя для нового типа подлодок было выбрано не случайно. Они действительно способны очень больно уколоть противника своими «иглам» – ракетами и торпедами.

Активное проектирование ПЛ типа «Скорпена» было начато в конструкторском бюро французского кораблестроительного гиганта DCN в начале 1990-х. Однако пред-проектные проработки новой неатомной субмарины следующего поколения начались в компании несколькими годами ранее.

Впоследствии к французам присоединилась и крупнейшая испанская кораблестроительная компания Izar.

Существует несколько модификаций «Скорпены»:

базовая модель (Scorpene Basic), представляющая собой подводную лодку с обычной дизель-электрической энергетической установкой;

базовая модель (Scorpene Basic-AIP), отличающаяся от предыдущей версии, в основном, наличием воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) типа MESMA для увеличения времени непрерывного пребывания ПЛ под водой и повышения ее скрытности;

компактная модель (Scorpene Compact), оснащенная комбинированной главной энергетической установкой (ГЭУ – дизель электрическая установка и ВНЭУ) и имеющая меньшие размерения и водоизмещение, что позволяет использовать ее в мелководных и чрезвычайно стесненных условиях прибрежных районов морей.

Фактически, лодки данного семейства – это подводные корабли модульного типа. Заказчик имеет достаточно широкий набор опций, недоступный пока для других подлодок этого класса (в том числе, и российских). Например, в состав ГЭУ можно включить воздухонезависимую установку, 2 больших или 4 меньших по размерам и мощности дизель-генератора, выбрать короткий или длинный вариант рубки (отличаются различным набором выдвижных устройств) и т.д. Можно даже врезать в средней части корпуса водонепроницаемую перемычку – коффердам.

Еще одним достижением франко-испанской команды разработчиков является значительное сокращение эксплуатационных расходов и увеличение межремонтного срока эксплуатации новых субмарин.

 

КОРПУС

 

«Скорпена» представляет собой подводную лодку однокорпусного типа, то есть ее легкий корпус не охватывает корпус прочный на всем протяжении последнего, как на российских субмаринах аналогичного класса. В качестве базовой для корпуса новой ПЛ была взята форма дизель-электрической лодки типа «Альбакор», достаточно удачная с точки зрения гидродинамических характеристик.

В ходе проектирования корпусных конструкций французские инженеры широко использовали опыт, приобретенный в процессе создания атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения типа «Триумфан». Поэтому обводы корпуса «Скорпены» внешне очень напоминают таковые у французского атомохода. В корпусных конструкциях нашли применение новейшие стеклопластики и другие современные материалы.

Базовая модификация новой ПЛ имеет максимальные длину 66,4 м и ширину – 8 м; общую высоту от киля до верхнего среза рубки – 12,3 м; средняя осадка составляет около 5,4 м, а диаметр прочного корпуса – 6,2 м.

Прочный корпус изготовлен из стали марки 80 HLES, обладающей высоким пределом текучести, что обеспечивает «Скорпене» возможность быстрого и безопасного погружения на глубины до 350 м без ограничений по характеру маневрирования и по количеству погружений/всплытий.

Цистерны балласта расположены в носовой и кормовой частях подлодки – по 2 в пространстве между прочным и легким корпусами.

Отличительная особенность конструкции «Скорпены» – использование резинокордных амортизаторов, полностью изолирующих внутренние блоки с механизмами и оборудованием от прочного корпуса. Это особенно важно для тех отсеков, в которых находятся ГЭУ и механизмы движительной установки. Так, например, электромоторный отсек выполнен в виде единой секции весом 60 т. Такая конструкция позволяет ограничить излучение наружу низкочастотного шума, производимого главной энергоустановкой и обеспечивающим оборудованием. Каждый двигатель, насос, все трубы и силовые кабели помещены в оболочку из специального виброгасящего материала и, кроме того, крепятся к прочному корпусу через шумо- и вибропоглощающие пластины, выполненные из резино-каучука или упругого полимера. Наиболее же «шумные» механизмы обеспечены двухкаскадной амортизацией. Правда, столь мощная шумоизоляция использована не во всех отсеках ПЛ. Скажем, жилые отсеки крепятся непосредственно к прочному корпусу подлодки без использования амортизаторов.

Кормовое оперение у «Скорпены» – крестообразное, причем нижний вертикальный руль выполнен более коротким с целью обеспечения покладки подводной лодки на грунт.

 

ЭНЕРГОУСТАНОВКА

 

Главная энергетическая установка – дизель-электрическая. Одним из основных ее отличий является использование электромоторов марки ЕРМ Magtronic мощностью 3,5 МВт, созданных на основе новейших постоянных магнитов французской компанией Jeumont Industries. По заявлению производителей, электромотор имеет 26 конвертеров, каждый из которых в случае поломки может быть легко заменен без выключения самого электромотора. Первая такая установка, предназначенная для головной лодки чилийской серии, сначала прошла всесторонние испытания во Франции в июле 2001 г., а затем уже была отправлена на верфь испанской компании Izar в Картахене. Последняя была выбрана в качестве строителя ПЛ типа «Скорпена» по заказу ВМС Чили. Первые два корпуса уже построены и переданы ВМС Чили. Заказ на аналогичные ПЛ базовой модификации сделали Малайзия и Индия.

Электромотор выгодно отличается от своих предшественников тем, что расположенные в его центральной части ротор и статор, а также общая конструкция мотора обеспечивают сравнительно быстрый доступ к его механизмам для технического обслуживания и ремонта. Для решения аналогичных задач – удобного и быстрого доступа к системам и механизмам ГЭУ – в верхней части прочного корпуса вырезан большой люк размером 3,5×2,7 м, прозванный французскими инженерами «мягкий пластырь» или «голландский мост». Он позволяет извлекать из подводной лодки крупногабаритное оборудование, вплоть до дизельного двигателя, без необходимости резать ее прочный корпус. Таким образом, существенно сокращается время на докование (а в отдельных случаях можно обойтись и без него) и снижаются расходы. Впрочем, скептики указывают на ослабление конструкции подлодки из-за наличия такой «дыры» в прочном корпусе. Однако, по словам руководства DCN, устройство люка таково, что «чем больше внешнее (забортное) давление, тем плотнее закрывается его крышка». В качестве подтверждения приводится многолетний удачный опыт эксплуатации аналогичных конструкций на французских атомных подводных лодках.

Источником электроэнергии, необходимой для движения корабля и работы его систем, служат 4 дизельных двигателя компании MTU, оснащенные генераторами переменного тока производства компании Jeumont Industries.

Субмарина оснащена двумя группами аккумуляторных батарей – носовой и кормовой. На чилийских лодках – аккумуляторы немецкой компании Hagen, поскольку ВМС Чили на протяжении уже многих лет являются традиционным покупателем ее продукции.

 

ВОЗДУХОНЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКА

 

Как уже упоминалось, две из трех модификаций семейства «Скорпен» имеют комбинированную главную энергетическую установку, в состав которой включена воздухонезависимая ЭУ типа MESMA. Стоит добавить, что ВНЭУ может быть не только установлена на этой ПЛ в ходе ее строительства, но и сравнительно легко и без ущерба боевому потенциалу подлодки устанавливаться (врезаться) уже в процессе эксплуатации корабля на флоте в ходе ремонта и модернизации.

MESMA (автономная двигательная установка подводной лодки) – это паротурбинная энергоустановка замкнутого цикла. Для получения пара в ней используется тепловая энергия от сжигания в специальной камере топлива (вероятнее всего, обычного этилового спирта, хотя ряд источников называет дизельное топливо) и кислорода. Последний хранится в жидком виде под низким давлением в специальной криогенной цистерне и подается в камеру в автоматическом режиме уже в газообразном виде. Кислородная цистерна разработана компанией Air Liquide на основе аналога, используемого в ракете-носителе «Ариан». Выходную мощность ВНЭУ можно регулировать путем контроля уровня подачи компонентов газовой смеси в камеру.

Продуктами «жизнедеятельности» камеры сгорания газовой смеси, температура в которой достигает 700°С и более, являются обычные вода и углекислый газ. Последний под избыточным давлением до 60 бар может быть легко утилизирован за борт без дополнительного применения компрессора (это возможно на глубинах до 600 м и даже более). На максимальной же глубине – 350 м – для этой цели достаточно избыточного давления 35 бар. Расчетный срок службы камеры сгорания – не менее 30 лет, что вполне сопоставимо со сроком службы самого подводного корабля. Таким образом, замена этого агрегата в ходе эксплуатации ПЛ (за исключением ситуации с поломкой камеры) не требуется.

Получаемая тепловая энергия преобразуется в электрическую за счет применения так называемого «цикла Ранкина» – идеального термодинамического кругового процесса, в котором теплота превращается в работу или наоборот. Работа осуществляется установкой в составе парогенератора, выполненного преимущественно из никелевых сплавов, малошумных высокооборотных турбогенераторов переменного тока и изготовленного из никель-алюминий-бронзового сплава конденсатора (фактически – охладителя второго контура).

Пар приводит в движение паровую турбину, имеющую скорость вращения до 10 тыс. об/мин и номинальную выходную мощность не менее 200 кВт. Этой энергии достаточно для развития «Скорпеной» подводного хода 4 уз, длительность плавания в этом случае составит около 250 часов. Для достижения более высоких скоростей придется использовать традиционные аккумуляторные батареи. Впрочем, по заявлению специалистов DCN, скорость хода на ВНЭУ можно поднять за счет повышения мощности турбины и электрогенераторов.

Отработавший на турбине пар подается в конденсатор, в котором используется забортная вода, и там охлаждается. Забортная вода уходит обратно, а полученный конденсат используется по замкнутому циклу – подается в парогенератор. Общее количество опресненной воды в контуре «парогенератор-конденсатор» составляет чуть более 500 л.

Все вращающиеся или движущиеся механизмы установлены с использованием специальных двухкаскадных амортизаторов. Управление установкой осуществляется с общего пульта системы управления подводной лодкой Shipmaster в центральном посту.

Интересно, что французские инженеры называют свое детище не иначе как «атомная энергоустановка во всех аспектах, за исключением лишь того, что у нее другой главный контур». По их данным, ВНЭУ MESMA не повышает заметность находящейся в подводном положении ПЛ ни в одном диапазоне (в том числе, и благодаря отсутствию в ней возвратно-поступательных механизмов), даже при удалении за борт продуктов сгорания газовой смеси.

«Мы провели соответствующее испытание в море недалеко от Тулона, для чего использовали тестовую платформу с камерой и необходимой аппаратурой для замера получаемых пузырьков и т.п. Поэтому можем со всей уверенностью утверждать, что «выхлопные» пузырьки настолько малы, что они не достигают поверхности моря, практически исчезая уже в 2 м над подлодкой» – заявили официальные представители DCN.

Использование на ПЛ данной ВНЭУ позволяет увеличить длительность непрерывного подводного плавания в 3 – 4 раза по сравнению с традиционной дизель-электрической ГЭУ. Это обеспечивает возможность находиться под водой без всплытия не менее 18 суток, причем излишек вырабатываемой ВНЭУ электроэнергии может быть использован для подзарядки аккумуляторных батарей. Еще одним преимуществом ВНЭУ типа MESMA над применяемыми на немецких подлодках проектов «212А» и «214» ВНЭУ на топливных элементах является возможность ее дозаправки практически в любом порту. Даже если кислорода в порту или базе не окажется, его можно получить в медицинском учреждении или аэропорту. А для перезарядки немецких установок требуется оборудование, вырабатывающее чистый водород, необходимый для топливных элементов (ячеек). Да и сам процесс перезарядки достаточно сложен и долговременен.

Первый реальный контракт на ВНЭУ типа MESMA был заключен DCN в 1994 г. ВМС Пакистана заказали 3 неатомные ПЛ типа «Агоста-90Б», последняя из которых, названная «Хамза», и будет оборудована секцией с ВНЭУ.

Установка была собрана на заводе DCN и в сентябре 1998 г. прошла стендовые испытания. В апреле 2000 г. на верфи DCN в Шербуре модуль с установкой и цистерной для хранения жидкого кислорода был вмонтирован в секцию корпуса будущей ПЛ. В январе 2002 г. секцию приняли представители промышленности и ВМС Пакистана. После этого MESMA была отправлена на верфь в Карачи, где ведется строительство третьей «Агосты-90Б», ввод которой запланирован на 2006 г. Ожидается, что в случае успешной обкатки ВНЭУ на ПЛ «Хамза» может быть принято решение об оснащении ими и двух других ПЛ этого типа. По мнению многих военно-морских экспертов, именно факт поступления в ближайшее время на вооружение пакистанского флота субмарин с ВНЭУ инициировал ответный заказ Индией в виде партии из шести ПЛ типа «Скорпена» с возможностью их лицензионного строительства на индийских верфях компанией Mazagon Dock Limited.

 

Таблица 1

Основные характеристики ВНЭУ типа MESMA

Получение электроэнергии с промежуточным преобразованием

Эффективность ЭУ, процентов

20-25

Максимальная температура, град. С

более 700

Система охлаждения

забортной водой

Расход кислорода, кг/кВт*час

1,1

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Пульт управления движением подводной лодки поставляется компанией Alstom и одним из подразделений главного подрядчика – фирмой DCN Ruelle. Он включает в себя 2 выполненные в ударопрочном исполнении ЭВМ, джойстики и 2 плоских 18-дюймовых (диагональ 45,7 см) монитора.

DCN Ruelle является также производителем и интегрированной системы управления кораблем Shipmaster. Применительно к лодкам, строящимся для ВМС Чили, пульт управления включает 2 ударопрочных компьютера, 4 монитора 18-дюймовых и 1 большой 21-дюймовый (диагональ 53,3 см). Средства отображения позволяют вахтенному офицеру получать в реальном масштабе времени исчерпывающую информацию о состоянии всех систем.

Обмен данными между пультом управления Shipmaster и различными корабельными системами осуществляется через волоконно-оптическую магистраль типа Ethernet с пропускной способностью 10 Mb в секунду. При этом французские специалисты пришли к выводу о необходимости установки на «Скорпенах» будущих серий магистрали с большей пропускной способностью – до 100 Mb в секунду, что позволит достаточно легко транслировать получаемую через электронно-оптический перископ и другую информацию. Вполне вероятно, что такую магистраль уже получат те подводные лодки, которые будут строиться для ВМС Малайзии.

В нормальном режиме работы требуется только по одному оператору у пульта управления движением и у консоли системы Shipmaster. В перспективе, начиная уже с малайзийских «скорпен», предусматривается объединение обоих пультов (консолей) на базе последнего. Это позволит уменьшить количество операторов до одного. Не исключено, впрочем, что в случае лицензионного строительства ПЛ данного типа на зарубежных верфях на них будет устанавливаться другое оборудование, более полно отвечающее требованиям заказчика.

На новых подлодках используется интегрированная тактическая автоматизированная система боевого управления (АСБУ) SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System), которая обеспечивает эффективное управление ракетно-торпедным, гидроакустическим, радиотехническим и другим вооружением корабля, в том числе осуществление контроля за погрузкой-разгрузкой боезапаса.

Система SUBTICS разработана и производится компанией UDS International. Впервые ее установили на пакистанских ПЛ типа «Агоста-90Б», хотя и в несколько усеченной конфигурации. В принципе, она и создавалась в 1995 г. под пакистанский контракт.

Операторы АСБУ располагаются в центральном посту перед несколькими консолями, объединенными в единый пульт управления (в случае с чилийскими подлодками таких консолей 6). В качестве средств отображения информации на чилийских подлодках используются плоские панели модели FD246, разработанные компанией «Barco View» – по 2 панели на каждую консоль.

Одним из достоинств устанавливаемого на «скорпенах» варианта АСБУ SUBTICS, по сравнению с ее модификацией, установленной на пакистанских подлодках типа «Агоста-90Б», является более совершенное программное обеспечение и более мощные процессоры. Кроме того, чилийский вариант получился намного легче и занимает меньше места, чем пакистанский.

Отличительной особенностью системы управления ПЛ типа «Скорпена» является блокировка такого маневра, как «прыжок кита», когда субмарина выскакивает во время экстренного всплытия и со всего размаху плюхается обратно в воду. Решение запретить на программном уровне такой маневр было принято под давлением французских проектировщиков, считающих его чрезвычайно опасным для конструкций подлодки – в частности, для цистерн балласта, которые могут быть повреждены при ударе корпуса о воду. Кроме того, система управления процессом «погружения-всплытия» подлодки обеспечивает высокую степень контроля за глубиной и исключает вероятность так называемого «эффекта мертвого листа».

 

ГИДРОАКУСТИКА

 

На «скорпенах» устанавливается достаточно мощный гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный компанией Thales Underwater Systems и во многом схожий с аналогичным комплексом неатомных подводных лодок типа «Агоста-90Б» для Пакистана. Исключение составляет гибкая протяженная буксируемая антенна, которую на чилийских «скорпенах» замененяют две плоские бортовые пассивные низкочастотные гидроакустические антенны типа TSM 2253 (рабочая частота 10 – 15 кГц) для пеленгования сигналов гидролокаторов ПЛ противника на средних и дальних дистанциях.

Кроме того, на купленных Чили подлодках в состав ГАК включены следующие гидроакустические антенны:

цилиндрическая носовая гидроакустическая антенна для приема и излучения сигналов в носовом секторе подводной лодки;

одна комбинированная антенна активной гидроакустической станции (ГАС) либо две антенны, каждая из которых работаетна свой борт (антенны правого и левого бортов). И в первом, и во втором случаях они располагаются над цилиндрической антенной;

антенна станции гидроакустической разведки, которая предназначена для осуществления поиска и обнаружения сигналов гидролокаторов и головок самонаведения торпед противника в диапазоне частот 2,5 – 100 кГц (производитель – французская компания Thales Safare из Ниццы);

шумопеленгаторная антенна с распределенной обработкой информации, работающая в диапазоне частот до 20 кГц.

Большинство из этих антенн построено на базе разработанных компанией Thales Underwater Systems пьезоэлектрических полимерных преобразователей типа PVDF. Они представляют собой небольшие легкие конформные панели модульного типа, которые легко монтируются и заменяются в случае выхода из строя. Например, рассматривавшиеся выше бортовые шумопеленгаторные антенны имеют 96 таких панелей.

Для каждой антенны выделен отдельный охлаждаемый приборный шкаф (блок),в котором находится аппаратура преобразования поступающих сигналов из аналоговой формы в цифровую. Причем, процесс оцифровки данных практически бесшумен.А на чилийских «скорпенах» упомянутые шкафы (блоки) заполнены лишь на две трети. Оставшийся объем может быть использован для установки дополнительного оборудования или для проведения работ по модернизации существующего.

 

«ЕРШОВЫЕ КОЛЮЧКИ»

 

Ударное вооружение подводных лодок типа «Скорпена» представлено противокорабельными ракетами и несколькими типами торпед, для стрельбы которыми используются шесть торпедных аппаратов (ТА). Общий боезапас – 18 торпед. Кроме того, взамен ракет и торпед подлодка может брать на борт и скрытно устанавливать морские мины (например, французские FG-29 или других типов).

Два торпедных аппарата оборудованы системой принудительной стрельбы с пневматическими толкателями. Сама труба ТА несколько шире, чем применяемые боеприпасы, и имеет три упорных и один направляющий рельс. Последний оборудован специальными замками для удержания ракеты (торпеды) в правильном положении. Таким образом, ракета или торпеда просто въезжает в трубу ТА и фиксируется там. Во время стрельбы открывается его передняя крышка и боеприпас принудительно выталкивается. Одновременно в трубу ТА проникает вода, поскольку существует достаточно большой зазор между ракетой (торпедой) и внутренней стенкой аппарата.

Эта система – одна из последних разработок в области вооружения подводных лодок, имеющая несколько преимуществ перед традиционными ТА. Во-первых, отсутствует необходимость заполнять трубу водой перед открытием передней крышки, поэтому в прочном корпусе есть лишь одно отверстие – непосредственно для трубы ТА (система заполнения ТА водой с необходимыми трубами забора воды извне отсутствует, как, впрочем, и система с баллонами сжатого воздуха). Во-вторых, система принудительного выстреливания боеприпаса позволяет достаточно быстро и легко избавляться от «проблемных» торпед или ракет, которые дали утечку топлива или не прошли соответствующий тест. Аварийный боеприпас просто загружается в ТА и без запуска его собственного двигателя, словно поршнем, выталкивается наружу. В-третьих, подобный способ стрельбы позволяет эффективно применять оружие в таких критических условиях, как маневрирование.

На «Скорпене» установлены новая модификация устройства быстрого заряжания торпедных аппаратов и универсальный погрузочный люк, позволяющий загружать и выгружать торпеды различного типа и ракеты в контейнерах. Те и другие хранятся на многоярусных стеллажах и с помощью специальных механизмов подаются на центральную платформу, которая поднимает или опускает боеприпас и подает его вперед для заряжания в торпедный аппарат. По заявлению разработчиков ПЛ, для управления процессом заряжания ТА и обеспечения стрельбы требуется всего два человека. Время заряжания одного ТА составляет не более двух минут.

Ракетное оружие включает противокорабельный ракетный комплекс SM-39 «Экзосет», производимый многонациональной европейской компанией MBDA, или же американский ПКРК «Саб-Гарпун». Применение ракет возможно только из двух оборудованных пневматическими толкателями торпедных аппаратов, поскольку остальные не оборудованы системой управления ракетной стрельбой. Для сравнения: на наших «Варшавянках» – подлодках проектов 877 и 636 – для стрельбы ракетами комплекса «Клаб» также используются только два торпедных аппарата, расположенные в верхнем ряду.

Американскую ракету рассматривать не будем (тем более, что пока ни один заказчик «Скорпены» не потребовал наличия ее в боекомплекте ПЛ), остановимся на французской SM-39 «Экзосет». Данная ПКР была принята на вооружение французских ВМС в 1985 г. и запускается из ТА подводной лодки в специальных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) типа VSM. Последний имеет длину 5,8 м, диаметр 533 мм и весит около 675 кг. Контейнер полностью герметичен и может безопасно выдерживать давление морской воды до 300 мбар. Он состоит из трех частей:

носовой, имеющей обтекаемую форму и предназначенной для уменьшения сопротивления воды при движении в ней контейнера с ракетой;

центральной, цилиндрической формы, служащей для размещения и крепления самой ракеты – неподвижно при помощи двух башмаков-колодок четырехсегментной формы;

кормовой, в которой размещены твердотопливный ракетный двигатель, аккумуляторные батареи, силовые приводы и которая имеет хвостовое оперение в виде восьми элеронов, позволяющее во взаимодействии с газовой струей двигателя осуществлять управляемое движение транспортно-пускового контейнера под водой.

Что касается самой ракеты, то она имеет длину 5,21 м, диаметр 350 мм, размах крыла 1 м, массу до 660 кг и оснащена комбинированной системой наведения (СН) в составе инерциальной СН для маршевого участка и активной головки самонаведения (ГСН) – для конечного участка траектории полета. Причем частота излучения радиолокационной антенны ГСН изменяется по заранее заданной программе, а в случае сложной помеховой обстановки ГСН может переходить в резервный режим электронно-оптического наведения.

Дальность стрельбы ПКР – от 4 до 50 км при максимальной скорости полета около 0,93 М. Боевая часть массой 165 кг наполнена взрывчатым веществом фугасного действий, однако, благодаря двум контактным взрывателям замедленного действия ее подрыв осуществляется внутри атакуемого объекта. Имеется также один неконтактный взрыватель устройства самоликвидации ракеты. По расчетам специалистов-ракетчиков, наиболее эффективным для контактных взрывателей «Экзосет» является угол встречи ракеты с целью, равный 70° – то есть ракета как бы падает на корабль.

После выбора ракеты для стрельбы оператор корабельного боевого расчета начинает подготовку транспортно-пускового контейнера к пуску и включает магнетрон ГСН ракеты. После выполнения последнего действия требуется примерно 1 мин для приведения ПКР в полностью боеготовое состояние. Одновременно в корабельную систему управления стрельбой автоматически поступает информация о цели и данные по элементам маневрирования самой ПЛ. Оператором также задаются параметры полета (высота, угол поиска ГСН, дальность полета, режим работы взрывателей) и производятся другие необходимые действия. В том случае, если заранее известен тип противоракетной обороны цели, во время предстартовой подготовки в ГСН вводится программа, предназначенная для снижения эффективности ее воздействия на систему наведения ракеты. Для пуска ТПК в «холодном» состоянии необходимо не более 2 минут подготовки, для предварительно подготовленного контейнера – 1 минута, а в экстренных случаях ракетная стрельба может быть выполнена и в течение 20 с с момента поступления команды на применение оружия.

После того, как ТПК с ракетой будет «вытолкнут» из трубы торпедного аппарата, он проходит примерно 10 м, теряет скорость и, благодаря своей отрицательной плавучести, начинает «тонуть». Последнее действие протекает всего пару секунд и необходимо для включения автономной системы управления ТПК и начала работы его двигателя. Глубина «ныряния» контейнера с ракетой зависит обратно пропорционально от глубины, на которой находится подлодка во время стрельбы. На большой глубине ТПК вообще не «тонет», а сразу устремляется под углом почти 45° к поверхности воды. Выход из воды происходит на расстоянии 150-200 м от ПЛ-носителя. При этом угол выхода варьируется в зависимости от волнения моря. Кроме того, для повышения скрытности субмарины в систему управления контейнера может быть заложена программа подводного маневрирования в секторе 180° с поворотами радиусом до 100 м.

После выхода в воздушную среду и достижения высоты 20 – 30 м над уровнем моря происходит отстрел носового обтекателя ТПК, а затем включается основной газогенератор, выбрасывающий ПКР из контейнера. Когда ракета выйдет из ТПК, раскрываются ее крылья и хвостовое оперение, отстреливаются колодки и начинает работать стартовый двигатель. Все элементы контейнера при попадании в воду самозатапливаются в целях повышения скрытности действия подводной лодки.

В целом, французская ПКР SM-39 «Экзосет» – достаточно эффективное тактическое оружие для подводной лодки, но по многим параметрам она уступает российским ракетам, входящим в состав интегрированной ракетной системы «Клаб» (Club-5/N). Дело в том, что в составе последней имеются дозвуковая и сверхзвуковая противокорабельные ракеты, противолодочные баллистические ракеты с малогабаритной торпедой МПТ-1УМ (Э) в качестве боевой части, а также крылатая ракета класса «корабль (ПЛ) – берег». Причем применение всех перечисленных боевых средств возможно из стандартных 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок или из унифицированных пусковых установок надводных кораблей. Но это – тема отдельного разговора, и к уникальной отечественной системе мы вернемся в одном из следующих номеров журнала.

Торпедное вооружение «Скорпены» довольно разнообразно. В боекомплект могут входить торпеды:

«Блэк Шарк» (Черная акула) совместной разработки компаний WASS и DCN;

универсальная электрическая F17 Mod.2 компании DCN;

DM2A4 компании STN Atlas Elektronik;

более старые торпеды SUT 266 той же компании;

Torpedo 2000 компании SAAB (подразделение SAAB Bofors Underwater Systems);

Mk 48 ADCAP американской компании Raytheon.

Торпедная стрельба выполняется методом самовыхода торпеды из ТА.

 

СИСТЕМЫ СВЯЗИ И НАБЛЮДЕНИЯ

 

В рубке новой подлодки установлены выдвижные устройства, причем только мачта командирского перископа (или как его еще называют – перископа атаки) выполнена проникающей в прочный корпус.

Остальные устройства изготовлены в телескопическом и непроникающем исполнении. Они снабжены командирским перископом (производитель – французская компания SAGEM), оптико-электронной системой (также компании SAGEM), связной антенной (на чилийских лодках это система связи SP100C), РЛС отображения надводной обстановки (Kelvin Hughes 1007) и комплексом радиотехнической разведки AR900 (поставляется американской компанией Condor Systems).

 

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ – ДЕЛО РУК…

 

Как отмечалось в самом начале статьи, по желанию заказчика в средней части ПЛ по обе стороны от аварийно-спасательного люка могут быть врезаны две водонепроницаемые переборки, что позволяет оборудовать отсек-убежище на весь экипаж корабля. В этом случае при повреждении прочного корпуса в носовой или кормовой части субмарины другая ее часть останется герметичной и не подвергнется затоплению. В таком же отсеке можно складировать необходимые средства спасения и запас продуктов.

Чилийцы отказались от установки отсека-убежища, и по достаточно мотивированной причине. По их утверждению, подводные лодки ВМС Чили почти 99% всего времени нахождения в море действуют в его глубоководных районах (континентальный шельф у побережья этой страны имеет небольшую протяженность). Поэтому в случае получения подводной лодкой сильных повреждений, которые повлекут за собой заполнение половины ее внутреннего объема забортной водой, она не ляжет на грунт, а провалится на запредельную глубину, что неизбежно вызовет разрушение прочного корпуса, и соответственно отсека-убежища. Если же авария случится вблизи берега, то чилийским подводникам тоже придется не сладко, поскольку спасительный отсек отсутствует.

Имеется на «Скорпене» и традиционный аварийный радиобуй, расположенный в корме. Его можно выпустить либо вручную, либо он отделяется автоматически при достижении подлодкой заранее установленной на нем глубины. Есть также пусковые устройства для сигнальных (осветительных) ракет.

Экипаж подлодки располагает и стационарным газоанализатором воздушной среды, стационарной дыхательной системой (200 индивидуальных «розеток-гнезд» с масками для дыхания кислородной смесью), аварийным запасом пищи, воды и медицинских препаратов, а, кроме того, устройством для приема таковых от внешних источников (водолаза-спасателя или глубоководного спасательного аппарата).

Для одиночного выхода личного состава при аварийной ситуации на глубинах до 180 м может быть использован аварийно-спасательный люк. На больших глубинах спасение людей возможно только с использованием глубоководного спасательного аппарата, для крепления которого к корпусу ПЛ предусмотрены специальные стыковочные устройства.

 

ПОСТРОЙКА

 

Строительство подводной лодки было решено осуществлять с использованием модульного метода. Суть его метода заключается в том, что секции собираются в модули, в которых монтируется тяжелое механическое оборудование, после чего полученные таким образом секционные модули укрупняются и далее в них производится монтаж всех корпусных конструкций и механизмов. На конечном этапе осуществляется стыковка секций и дальнейший монтаж оборудования и систем подлодки.

В строительстве лодок заняты предприятия французской компании DCN в Шербуре, Тулоне (основные), Бресте и Лорьяне, а также принадлежащая испанской компании Izar верфь в Картахене. В целом, французы выполняют две трети работ, а испанцы – одну треть (по другим данным, распределение трудозатрат соотносится как 3/2), причем все секции прочного корпуса изготавливаются только в Шербуре. Следует отметить, что компания DCN на всех этапах реализации программы по проектированию и строительству неатомных подлодок типа «Скорпена» использует систему компьютерного моделирования и управления производством SAFRAN, совместимую с аналогичной системой, применяемой испанскими кораблестроителями.

 

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ТТХ НЕАТОМНЫХ ПЛ СЕМЕЙСТВА «СКОРПЕНА»

 

Basic

Basic-AlP

Compact

Длина максимальная, м

66,4

76,2

59,4

Ширина максимальная, м

8,0

н/д*

н/д

Осадка средняя, м

5,4

н/д

н/д

Водоизмещение надводное, т

1564

н/д

н/д

Водоизмещение подводное, т

1711

2000

1450

Суммарная мощность ДГ**, кВт

2200

2200

н/д

Количество ГЭД***

1

1

1

Мощность ГЭД, кВт

2800

2800

н/д

Мощность ВНЭУ, кВт

200

н/д

Скорость подводная, уз.

>20

>20

>14

Скорость надводная, уз.

12

12

н/д

Глубина погружения рабочая, м

300

300

200

Глубина погружения максимальная, м

350

350

н/д

Автономность, суток

50

50

40

Экипаж, чел.

31

31

22

* н/д — нет данных; ** ДГ — дизель-генератор; *** ГЭД — гребной электродвигатель

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru