«Мурена» бросается к берегу

Михаил Сакович
Журнал «Обозрение армии и флота» №3 2009 г.

 

Кинохроника времен Второй Мировой войны, так же как и масштабные голливудские постановки дают наглядное представление о проведении крупной десантной операции. Море, сплошь усеянное сотнями медленно и долго движущихся к берегу десантных катеров Медленно – потому, что из-за наличия плоской откидывающееся носовой аппарели десантный катер имеет плохо обтекаемую «тупорылую» форму и не способен развить скорость более 8-10 узлов. Долго – потому, что большинство пригодных для десантов участков побережья омываются мелководьем, тянущимся на многие километры от берега. Крупные суда не способны близко подойти к берегу. Личный состав и техника перегружаются на десантные катера, которые на переходе становятся идеальной целью для всех видов огневых средств противника, уцелевших при предшествующих бомбежках и артподготовке, проводимой, как правило, с привлечением крупных боевых кораблей.

В середине пятидесятых годов применение вертолетов, казалось бы, решило задачу быстрой высадки первой волны десанта. Под новые задачи переоборудовались устаревшие авианосцы. По мере их физического износа и списания американский флот пополнили десантные вертолетоносцы специальной постройки типа «Иводзима». Но доставить людей на берег – это еще не все. Десантникам необходимо продвинуться вглубь территории противника, чтобы захватить достаточно крупный плацдарм и какое-то время удерживать его. В современных условиях для этого требуется самоходная техника – танки, бронетранспортеры, автомобили. Даже тяжелые вертолеты не способны доставить на берег такие грузы.

В шестидесятые годы в США были построены десанто-вертолетные корабли-доки типов «Релей» и «Остин», в Великобритании «Фирлесс». Наличие док-камеры позволяло еще в своем порту заранее размесить тяжелую боевую технику непосредственно на десантных катерах. За счет этого сократилось время разгрузки корабля-дока, но no-прежнему актуальной оставалась задача повышения скорости десантных катеров. Из известных быстроходных плавсредств с динамическими принципами поддержания для решения этой задачи могли использоваться только катера на воздушной подушке (КВП). Подводные крылья были несовместимы с применением на мелководье.

С 1964 г. в СССР велось проектирование больших универсальных десантных кораблей проекта 1174 «Носорог», которые впервые в нашем флоте предполагалось оснастить ангаром на 4 вертолета и док-камерой для размещения десантно-высадочных средств. Головной корабль «Иван Рогов»» вступил в строй в 1978 г. К этому времени уже были построены и специально разработанные для него десантные КВП.

Процесс разработки КВП в Советском Союзе имеет исключительно богатую историю. Еще до Великой Отечественной войны под руководством профессора В.Н. Левкова было создано несколько типов КВП, включая построенный в 1939 г. боевой торпедный катер на воздушной подушке ТКЛ-1, развивавший скорость до 40 узлов. Однако опыт эксплуатации первых КВП выявил ряд серьезных проблем, в первую очередь связанных с управляемостью. Работы по КВП прекратилось в 1954 г. со смертью В.Н. Левкова. Их возобновление к началу 1960-х гг. было связано как с большими успехами в этой области, достигнутыми к тому времени в Англии, так и с общим стремлением к созданию качественно новых кораблей и летательных аппаратов, поощряемым тогдашним лидером СССР Н.С. Хрущевым.

В этой обстановке конструкторы ЦКБ-19 во главе с Ю.Ю. Бенуа сразу замахнулись на решение сложнейшей задачи – создания малого десантного корабля на воздушной подушке, способного транспортировать два средних танка со скоростью 50 узлов. Разработка корабля проекта 1232 «Джейран» водоизмещением 350 т заняла почти десятилетие. В 1964 г. в результате слияния ЦКБ-5 и ЦКБ-19 главным конструктором был назначен Л.В. Озимов, а Бенуа пришлось стать его заместителем. Однако работы завершились успехом – в 1970-1985 гг. флот пополнили два десятка десантных «Джейранов».

Кроме того, в 1969-1976 гг. было построено 27 рассчитанных на 40 морских пехотинцев десантно-штурмовых катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат», также спроектированных коллективом под руководством Л.В. Озимова.

Малые десантные корабли пр.1232 и катера пр.1205 имели ряд принципиальных отличий от катеров, созданных в довоенного время под руководством В.Н. Левкова. На новые КВП были внедрены сопловая схема поддува и гибкие ограждения воздушной подушки. Движение обеспечивалось специальными воздушными винтами, а не направленным истечением воздуха из подушки.

Однако большие размеры «Джейрана» исключали его размещение в док-камере десантного корабля пр.1174, а менее габаритный «Скат» не мог перевозить технику.

Поэтому специально для корабля пр.1174 началась разработка десанто-высадочного катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар». В качестве типовой нагрузки были заданы один средний танк Т-55 весом 37 т или два плавающих танка ПТ-76 весом по 14 т. Жесткие ограничения по габаритам док-камеры определили не только уменьшение длины до 24,6 м и ширины до 10,8 м, характерный «коробчатый» силуэт нового КВП, но также и необходимость поддержания повышенного давления в воздушной подушке. Кроме того, с учетом габаритов док-камеры корабля пр.1174 диаметр воздушных винтов ограничивался величиной 3,5 м. Конструкторы применили винты специальной формы с большой кривизной по срединной линии. Впервые на отечественных КВП воздушные винты размещались в кольцевых насадках, что повышало их эффективность. Два газотурбинных двигателя М-70 мощностью по 10000 л.с. работали как на винты, так и на систему наддува воздушной подушки.

В отличие от «Джейрана», перед катером пр.1206 не ставилась задача самостоятельного перехода к месту высадки – он доставлялся на борту большого десантного корабля. Поэтому моряки согласились на снижение дальности с 300 до 100 миль. Скорость катера пр.1206 – 55 узлов, практически соответствовала достигнутой на ранее созданных КВП. Вооружение КВП было сведено к минимуму – один крупнокалиберный пулемет «Утес». Разработку катера возглавил Л.В. Озимов, затем Ю.П. Семенов.

В 1972 г. на ленинградском заводе «Алмаз» под № 131 был построен головной КВП пр.1206 – катер Д-456. После постройки в следующем году там же второго КВП Д-235 строительство передали на расположенный в Феодосии завод «Море», где в 1975 г. под заводским № 101 был сдан первый катер серии – Д-633. Общее число катеров, сошедших со стапелей в 1972-1985 гг., составило 20 единиц, что многократно превышало суммарную вместимость док-камер трех построенных кораблей пр.1174.

В целом катер пр.1206 оказался вполне удачным, хотя и потребовал доработки. С учетом кратковременности высадки с большого десантного корабля и того, что десантные операции проводятся при относительно спокойном море, грузовой отсек катера пр.1206 был выполнен открытым сверху, что, в частности, облегчало его покидание десантом в случае опасного повреждения КВП огнем противника. Однако в ходе эксплуатации при низкой температуре столкнулись с обледенением грузового отсека в результате забрызгивания, так что его пришлось закрыть.

Один из катеров пр.1206 (строительный № 105) в 1977 г. был достроен как тральщик по измененному проекту 1206Т В дальнейшем этот катер Д-438 был переоборудован по образцу серийных десантных.

Кроме того, в развитие пр.1206 был разработан и в 1982-1985 гг. построен опытный КВП огневой поддержки пр.1238 «Касатка». На катере разместили одну 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-306, два крупнокалиберных пулемета «Утес», два 30-мм гранатомета БП-30, две реактивных установки залпового огня МС-227. Все это оружие устанавливалось взамен десантной нагрузки. Для его размещения в носовой части пришлось сдвинуть к корме пост управления, то есть ходовую рубку. При этом за счет сдвига назад аэродинамического центра давления повысилась устойчивость катера на курсе. Так как к КВП пр.1238 не предъявлялись требования по его размещению в док-камере корабля пр.1174, длину увеличили до 26,6 м, ширину – до 12,0 м. Это позволило осуществить более эффективный наддув воздушной подушки.

В США, наряду с десантными вертолетоносцами типа «Иводзима», началось строительство специально разработанных многофункциональных десантных кораблей типа «Тарава». При внешнем облике авианосца с обычной сплошной полетной палубой они оснащались также и просторной док-камерой.

В середине 1970-х гг. американский флот пополнился первыми универсальными десантными кораблями типа «Тарава», по водоизмещению (30000 т) не уступавшими крупным авианосцам начала Второй Мировой войны. Нашим флотом также планировалась постройка крупных десантных кораблей проекта 11780. Эти корабли предполагалось оснастить док-камерой больших размеров, чем на корабле пр.1174. Для кораблей пр.11780 предусматривалось строительство новой, увеличенной по габаритам модификации «Кальмара» – КВП проекта 12061 «Мурена».

Это открывало возможность, во-первых, увеличить размеры грузового отсека и довести до трех единиц число транспортируемой легкой бронетехники, перевозить танк весом до 42 т, во-вторых – установить на КВП хотя бы часть вооружения «Касатки», обеспечив тем самым возможность поражения ранее не подавленных береговых огневых точек.

В катере пр.12061 удалось совместить основные достоинства ранее созданных КВП пр.1206 и пр.1238. Как и на «Касатке», на «Мурене» пост управления сместили ближе к корме, освободив носовую часть под размещение двух шестиствольных артиллерийских установок АК-306, двух пулеметов «Утес», двух 30-мм автоматических гранатометов БП-30. Для повышения живучести на катере было применено бронирование поста управления.

При увеличении максимального веса до 149 т, длины до 31,3 м, ширины до 14,8 м и сохранении скорости КВП пр.1206, «Мурена» втрое превосходит его по дальности перехода, способна преодолевать вертикальную стенку высотой 1,2 м, ров шириной 1,5 м, выходить на берег с уклоном 7°.

Главным конструктором «Мурены» стал Ю.М. Мохов. Первый КВП пр.12061 – Д-453 – был построен в 1985 г. на Хабаровском судостроительном заводе и имел строительный № 310. В связи с прекращением работ по новым десантным кораблям пр.11780 серия ограничилась восьмью катерами. В условиях, сложившихся после распада СССР, КВП пр.12061 приносили больше пользы пограничникам, чем десантным частям ВМФ. Достаточно мощное вооружение и исключительно высокая скорость обеспечивали эффективное пресечение нарушений морских рубежей Российской Федерации. С 1992 г. «Мурены» успешно несли пограничную службу на Дальнем Востоке.

Уже после 2000 г. на заводе в Хабаровске были построено три корабля на воздушной подушке пр.12061 по заказу Республики Корея.

Зарубежных заказчиков «Мурены» привлекает великолепная скорость, мощное вооружение, способность перевозить тяжелую военную технику, а также значительная дальность перехода, казалось бы не нужная для десантно-высадочного средства, но предусмотрительно обеспеченная конструкторами катера пр.12061. В этом, а также в возможности движения вдоль водной поверхности вне зоны обнаружения сколько-нибудь удаленных радиолокаторов, проявляется существенное преимущество «Мурены» по сравнению с привлекаемыми для решения аналогичных боевых задач вертолетами.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru