Приёмы уклонения атомной ПЛ от кораблей ПУГ

(по опыту преследования иностранной лодки кораблями 114-й бригады кораблей ОВР Камчатской военной флотилии в 1964 г.)
Кап.2 ранга Ю.В.Кудрявцев, командир 114-й бригады кораблей ОВР. Кап.3 ранга A.M.Суменков, командир 117-го дивизиона ПЛО 114-й бригады кораблей ОВР
Альманах «Тайфун» №1 / 2000 г.

 

 

21-22 мая 1964 года корабельная корабельная противолодочная ударная группа (КПУГ) 117 дк ПЛО 114 бк ОВР КВФ Тихоокеанского флота в составе МПК-435, МПК-440 (проект 122-бис), МПК-61, МПК-12. МПК-11 (пр.201-М) под командованием командира 117-го дивизиона ПЛО длительно преследовала иностранную атомную ПЛ (рис.1). За это время корабли прошли 2186 миль со средней скоростью 9,75 уз. и потеряли контакт в 175 милях от побережья.

Чтобы уклониться от кораблей, лодка 45 раз меняла скорость хода от 2 до 15 уз., 23 раза поворачивала на угол более 60°, описала четыре полные циркуляции и три циркуляции типа «восьмерка». выпустила 11 подвижных и 6 неподвижных имитаторов, 11 газовых завес, 13 раз создавала прицельные помехи гидролокаторам кораблей с засветкой рекордограмм. За время преследования трижды отмечалась работа средств УЗПС и один раз работа ГАС лодки в активном режиме. Изменений глубины погружения достаточно точно отметить не удалось, так как на кораблях, преследовавших ее, установлены ГАС «Тамир-11» и МГ-11 без вертикального тракта, но, судя по косвенному признаку – дальности уверенного контакта – глубина хода также менялась в широких пределах.

Лабораторный анализ записанных на магнитофон шумов преследуемой лодки показывает, что это была АПЛ с одновальной ЭУ. Видимо, преследовалась американская АПЛ «Snook», находившаяся в тот период на разведке в северо-западной части Тихого океана. 

В рамках журнальной статьи невозможно рассказать детально обо всех маневрах АПЛ и преследовавших ее кораблей, поэтому ограничимся лишь освещением наиболее интересных тактических приемов, применяемых лодкой, чтобы оторваться от преследования, и приемов кораблей ПУГ для надежною поддержания контакта.

Так как МПК-11 не мог развить скорость хода более 12 уз., он участвовал в преследовании только в первые часы, и поэтому на его действиях останавливаться не будем. Другие корабли поддерживали контакт: МПК-435 – 21 ч. 25 мин.. МПК-440 – 18 ч. 20 мин., МПК-61 – 21 ч. 30 мин., МПК-12 – 20 ч. 00 мин.

МПК к началу преследования уже трое суток находились в океане. Они отрабатывали задачу длительного преследования ПЛ С-198. В 18.52, когда корабли отошли от нее на 10-14 каб.. был потерян контакт. Как потом выяснилось, С-198 подвсплыла со 120 мна глубину 30 ми вышла из зоны обнаружения гидролокаторов кораблей. Командир дивизиона, находившийся на МПК-435, после неудавшейся попытки восстановить контакт построил корабли в строй фронта с расстоянием между ними 12 каб. и начал поиск лодки в западном районе. В 20.46 МПК-12 обнаружил лодку по пеленгу 50° в дистанции 4 каб. Она шла курсом 1504 со скоростью 8 уз. В 20.52 лодка начала поворот вправо на курс 190° и пошла волновым зигзагом, постепенно переходя на генеральный курс 80° Вскоре все корабли установили контакт с целью и заняли позиции в ордере преследования (рис.2). В 21.13 ПЛ увеличила ход до 11 уз., а затем в 21.18 уменьшила его до 9 уз. и выпустила имитатор ПЛ. По характерному звучания эхо и по более короткой от него записи на рекордере он был классифицирован правильно, и корабли, выполняя свой план, в период 21.06-21.32 произвели шесть условных атак из РБУ-1200. В 21.32 ПЛ уменьшила ход до 2 уз., а через 10 мин. резко увеличила его до 12 уз.

Движение лодки такой скоростью породило у командира соединения сомнение в том, что контакт поддерживается с С-198. Скорость хода преследуемой ПЛ, характер записи эхо на рекордограмме и его звучание говорили о том, что корабли поддерживают контакт со скоростной лодкой, имеющей противогидролокационное покрытие. В 21.55 АПЛ выполнила координат вправо и легла на курс 110°. Маневр начался с увеличения скорости хода. Остановимся подробно на маневрировании кораблей для поддержания контакта, так как за время преследования лодка более 20 раз пыталась уклониться таким способом и широко применяла при этом имитаторы ПЛ.

МПК-435 по изменению пеленга, тона эхо и резкому сближению сразу заметил поворот. Он продолжал удерживаться на кормовых курсах углах лодки в дистанции 5-6 каб. Находившийся поблизости с внешней стороны поворота ПЛ МПК-61 запоздал с началом маневра захождения, своевременно не увеличил скорость хода. В результате дистанция до ПЛА увеличилась до 9 каб., запись эхо резко ухудшилась, и ему пришлось резко увеличить ход до 18 уз. и сделать крутой поворот в сторону лодки. МПК-12, находившийся с внутренней стороны, начала поворота ПЛА также не заметил, вовремя не уменьшил ход и начал поворот, когда дистанция уже сократилась до 4 каб. МПК-440, следуя маневру МПК-12. удерживал свое место относительно него и ПЛА на кормовых курсовых углах лодки. В 22.00 ПЛА, продолжая маневр, начала поворот влево. Корабли повторили прием, МПК-435 и МПК-440 следовали за лодкой на ее кормовых углах. МПК-12 на скорости хода 16-18 уз. совершил захождение, удерживаясь на курсовых углах ПЛА от 110 до 130° правого борта в дистанции 4-5 каб., МПК-61 повернул влево и. уменьшив ход до 6 уз., сохранял свое место. Резкий поворот лодки с увеличением скорости хода создает напряженную обстановку и требует от противолодочного расчета быстрой реакции и исключительно четкой работы. Подобный маневр выполнялся кораблями всякий раз, когда лодка стремилась уклониться способом «координат». Исключительно удачной оказалась позиция у МПК-435. Он в течение всего времени преследования «висел» у ПЛА на курсовых 160° ЛБ – 180-160° ПрБ в дистанции 3-7 каб., повторяя ее маневр. Эта позиция была выявлена еще на учениях со своей ПЛА и оказалась очень выгодной: эхо прослушивается хорошо, запись не рекордере четкая, маневр преследуемой ПЛА замечается сразу, а малый диаметр циркуляции корабля и небольшая инерция позволяют ему надежно удерживаться в ней. Важно также и то, что в этой позиции корабль находится в теневом секторе средств наблюдения ПЛ.

В 22.23 лодка на скорости 13 уз. легла на курс 180°, а в 22.32 уменьшила ход и % выпустила красную ракету, подобную нашему КСП. Курс 180° при совместных тренировках является курсом безопасности лодок. На него они ложатся, когда хотят всплыть ранее установленного заданием времени. Командир дивизиона, предполагая, что преследуется своя ПЛА, приказал кораблям усилить наблюдение и предупредил о возможном всплытии ПЛА. Но так как оставалось сомнение в принадлежности ПЛА, корабли продолжали поддерживать контакт с кормовых углов лодки, находясь на дистанции 5-7 каб. Через 27 мин. ПЛА с курса 180°, не уменьшая хода, начала циркуляцию вправо и легла на генеральный курс 105°. а затем пошла курсом 125°.

Для выяснения принадлежности ПЛА и обеспечения безопасности лодки С-198 в период 23.45-00.50 было дано пять серий взрывов из трех гранат. АПЛ реагировала на взрывы выпуском пузырей, которые на рекордограммах записывались так же, как и воздушные пузыри, выпускаемые нашими ПЛ перед всплытием. В 00.50 22 мая ПЛА вновь легла на курс 180° на скорости 9 уз. Считая, что корабли мешают лодке всплыть, командир дивизиона приказал им застопорить ход, перейти в режим ШП и включить эхолоты, а МПК-61 дать еще одну серию взрывов. Только МПК-435 продолжал следовать за лодкой, периодически стопоря ход и переводя ГАС на режим ШП. После шестой серии взрывов, произведенных прямо над ПЛА. она вновь выпустила воздушный пузырь и уменьшила ход до 7 уз. В 01.30 лодка легла на курс 215° и, по-видимому, убедившись в том, что за ней следует один корабль, в 01.47 начала поворот и описала крутую полную циркуляцию вправо, затем выполнила координат и в 02.10 легла на курс 150°, увеличив ход до 9 уз. (рис.3). В 01.47, когда АПЛ вместо выполнения сигналов о всплытии начала циркуляцию, командир дивизиона решил, что преследуемая лодка иностранная.

К 02.30 все корабли восстановили с ней контакт. В 03.04 лодка уменьшила ход с 11 до 7 уз, выпустила по своему курсу два подвижных и один неподвижный имитаторы и начала крутой поворот вправо с одновременной постановкой плотной газовой завесы. Газовая завеса отмечается на рекордограмме подобно мощным воздушным завесам из средней группы цистерн главного балласта, применяющихся нашими лодками при уклонении от преследующих их НК. Запись расплывается, трасса лодки полностью теряется, эхо на фоне звонкой реверберации пропадает. Поддержание контакта с лодкой в газовой завесе возможно только на слух. Видимо, вместе с массой пузырьков в завесе иностранной АПЛ были и твердые частицы, так как звучание реверберации несколько отличалось от обычной воздушной завесы скрепящим оттенком. Выполнив координат, с 03.23 лодка пошла со скоростью 13-15 уз. генеральным курсом 97°. В 05.05 она вновь уменьшила ход до 4 уз. и повторила поворот на курс 160° с постановкой газовой завесы. В 05.25 лодка начала крутую полную циркуляцию с постановкой газовой завесы и вслед за ней S-образный маневр, после чего увеличила ход до 11 уз. Применявшийся кораблями прием захождения в этом случае выполнить не удалось: слишком стремительным был ее поворот. Корабли для поддержания контакта маневрировали так, как показано на рис.4. Грамотные действия командиров кораблей позволили им поддерживать контакт в период циркуляции лодки и быстро занять свое место в ордере преследования.

Заслуживает внимания один из приемов применения лодкой подвижных имитаторов ПЛ. В течение получаса после окончания S-образного координата лодка шла со скоростью 11 уз., затем 25 мин. со скоростью 4 уз. В 06.57, увеличив ход до 9 уз., она на пять минут выпустила подвижной имитатор по своему курсу и в 07.02 резко уменьшила ход до 2 уз. Только внимательная работа расчетов позволила кораблям сохранить контакт с фактической целью. В 07.55 атомная лодка на скорости хода 2 уз. начала постановку плотной газовой завесы и с двухминутным перерывом ставила ее до 08.40. В этот период лодка, по-видимому, увеличила и глубину погружения, так как контакт на дистанции 3-4 каб с ней периодически терялся. На случай поворота лодки на обратный курс МПК-440 весь период ее пребывания в газовой завесе маневрировал позади кораблей перпендикулярными галсами. Сектор же носовых курсовых углов лодки при подобном маневрировании оставался открытым, что создавало реальную опасность ее отрыва резким увеличением хода с сохранением прежнего курса. В 08.40 лодка вышла из газовой завесы, увеличила скорость до 9 уз. и начала циркуляцию влево. Повороты АПЛ на обратный курс с диаметром циркуляции от 2 до 5 каб. позволили МПК-435 остаться внутри циркуляции и следить за ней. МПК-440 в период этого маневра лежал в дрейфе и контакта с лодкой не имел. МПК-61 и МПК-12 в начале маневра лодки застопорили ход и удерживались с внешней стороны ее циркуляции. МПК-61, когда дистанция до АПЛ пошла на увеличение, дал ход, последовал за ней, прошел по корме и занял позицию с правого, борта лодки. МПК-12 перевел АПЛ через корму и, пройдя по корме МПК-61 и МПК-435 занял свободную позицию с левого борта лодки в ордере преследования. Имитатор ПЛ, выпущенный АПЛ на циркуляции, поддержанию контакта не помешал. Уменьшив в 09.19 ход до 5 уз., лодка до 09.40 выполняла координат; в этот же период прослушивалась работа ее гидролокатора. Затем она вновь увеличила ход до 11 уз. и начала волновой зигзаг с временем галса 10-20 мин. В 12.00 лодка начала крутой поворот влево с курса 110°, который затем перешел в двойную циркуляцию, подобную узлу «прямой штык», с постановкой газовой завесы. Этот маневр лодки создает значительные трудности для преследующих ее кораблей и управления их действиями.

В 12.02, окончив поворот на курс 0°, АПЛ выпустила подвижный имитатор и продолжила поворот. С началом постановки газовой завесы запись на рекордограммах расплывалась, и контакт всеми кораблями периодически поддерживался на слух. В 13.19 АПЛ выпустила второй подвижный имитатор, по курсу 225° и в 12.25 легла на курс 205°. В 12.33 уменьшила ход до 3 уз.

На рис.5 показано маневрирование АПЛ и кораблей по планшетам боевой прокладки. Видно, насколько сложным является маневрирование кораблей при циркуляции лодки на большой скорости (11 уз.) с диаметром циркуляции, близким к дальности поддержания контакта кораблями. Быстрое изменения пеленга и дистанции, невозможность предвидеть дальнейший маневр лодки заставляет корабли КПУГ непрерывно следовать за ней. Только хорошие маневренные качества кораблей, четкое управление ими и решительные действия командиров позволили поддерживать непрерывный контакт.

Интересно окончание этого наиболее сложного за весь период преследования маневра лодки. Через 20 мин. после выпуска второго подвижного имитатора, ни один из которых не достиг цели, лодка поставила неподвижный имитатор и резко увеличила ход с 3 до 9 уз. Видимо, это один из приемов использования имитаторов. Таким образом, подвижные имитаторы выпускаются лодкой на циркуляции по старому курсу или на прямом курсе с одновременным резким уменьшением скорости хода АПЛ. неподвижные же в процессе циркуляции, а на прямом курсе – непосредственно перед резким увеличением своей скорости хода.

С 13.12 до 14.52 АПЛ шла генеральным курсом 95° со скоростью 6-14 уз., выполняя координаты. В 14.52 лодка увеличила скорость (с 6 до 12 уз.) и, предположительно, глубину, и все корабли потеряли контакт. Командир дивизиона выслал МПК-61 вперед по курсу. Идя со скоростью 14 уз. и ведя симметрический поиск, он в 15.03 получил контакт на дистанции 8 каб. Так как лодка шла с большой скоростью, а остальные корабли отстали, контакт был восстановлен ими лишь к 15.49. Восстановлению контакта способствовал очередной маневр лодки, который ускорил их сближение. В 15.35 АПЛ поставила короткую газовую завесу, перед выходом из нее выпустила подвижный имитатор, затем резко повернула на 90°. В 16.08 на скорости 12 уз. АПЛ выполнила циркуляцию на 270°, затем увеличила ход до 13 уз., сделала большую петлю на юг и, возвратившись на линию прежнего генерального курса 90°, легла на него, имея скорость 14 уз. В 18.23 лодка повернула на курс 50° и в 18.36 начала волной зигзаг. В 18.46 АПЛ начала постановку плотной газовой завесы, и к 18.51 все корабли, недопустимо сократив дистанцию до преследуемой лодки, потеряли контакт.

Обследование района газовой завесы и последующий поиск успеха не принесли. Контакта с лодкой восстановить не удалось.

Длительное преследование АПЛ МПК с далеко не новыми ГАС высоко подняло моральный дух экипажей кораблей, вселило в личный состав веру в боевые возможности своих кораблей. Анализ длительного преследования АПЛ четырьмя МПК позволяет сделать некоторые выводы и дать рекомендации для кораблей ПЛО.

ПЛ для отрыва от преследования широко применяла всевозможные помехи. Непосредственно перед резким поворотом на новый курс, по старому курсу и в период циркуляции она, как правило, выпускала подвижные имитаторы. Ее новый курс отличался от курса имитатора на 90° и более. Минимальный интервал между ними составлял 10 мин. Подвижные имитаторы использовались в комбинации с неподвижными и газовой завесой. Подвижные имитаторы сравнительно легко распознаются по записи на рекордере и по более звонкому и высокому звучанию тона эхо. Скорость их не превышала 8 уз. На рекордограммах подвижные имитаторы по ходу преследования наблюдались кораблями не более 5 мин., так как они выходили из зоны наблюдения кораблей, следящих за лодкой. Неподвижные имитаторы ПЛ дают хорошее звучание эхо, запись от них неровная и через 2-3 мин. вообще расплывается. По ходу преследования утверждение тт. Соловьева и Харик («Сборник статей», 1963, №4) не подтвердилось; наиболее эффективной помехой преследующим лодку кораблям ПЛО оказалась газовая завеса, а не имитаторы и собственные кильватерные струи. В газовой завесе запись трассы лодки на рекордере полностью размывается, эхо с трудом прослушивается на фоне звонкой продолжительной реверберации. Поддерживать контакт могут только опытные командир корабля и гидроакустик, а помехи, дающие засветку рекордограмм, совершенно неэффективны. Примененный лодкой волновой зигзаг для отрыва от кораблей оказался также неэффективным. Однако он снижает успешность применения ими оружия и создает дополнительное напряжение в работе. Весьма эффективны для отрыва лодки ее циркуляции на большой скорости хода с диаметром, равным дистанции поддержания контакта кораблями КПУГ. Лодка оказывается под кораблями, и для восстановления контакта нужны быстрые и безошибочные действия командиров кораблей и четкое управление ими со стороны командира ПУГ. При малом диаметре циркуляции лодки корабли спокойно держатся вне ее и нормально поддерживают контакт, при большом же находятся внутри циркуляции и следят за ПЛ. Весьма действенны для ПЛ и циркуляции, подобные узлу «прямой штык» с одновременной постановкой газовой завесы и применением подвижных и неподвижных имитаторов. Контакт с ПЛ в такой обстановке удается поддерживать лишь периодически.

Изучение обстоятельств потерь контакта в течение преследования и окончательной потери контакта в сопоставлении с данными гидрологического разреза района, сделанного ПЛ К-178 (см. рис.1 б, в), позволяет предположить, что 22 мая в районе преследования рефракция была положительная, распространение звукового луча в тоще воды определялось энергетической картой №1. С помощью гидролокаторов Т-11 и МГ-11 в этих условиях можно было поддерживать контакт с ПЛ на глубине180 м в пределах 5-7 каб., а на глубине50 м – в пределах 1,5-15 каб. В течение длительного времени отрываясь от кораблей, лодка, видимо, лишь изредка и на короткое время уходила на глубину более150 м. В 18.45 она, по-видимому, ушла под плотную газовую завесу на глубину более180 м и оторвалась от кораблей.

При преследовании АПЛ четырьмя кораблями наиболее удобно располагать их так, как показано на рис.2, причем дальности поддержания контакта должны быть различными. При наличии большого числа кораблей их следует не выводить в резерв, как предлагают тт. Соловьев и Харик, а располагать на втором круге на дистанции 1-1,5 дальности поддержания контакта от кораблей внутреннего круга. Позиции в носовых секторах лодки неудобны тем, что при крутых поворотах ПЛ корабли не успевают принять надлежащие меры и контакт теряется. Да и своя кильватерная струя тоже мешает. По ходу преследования атомной лодки полностью подтвердились выводы из прежних учений о необходимости кораблям ПЛО иметь диаметр циркуляции меньший, чем диаметр циркуляции подводной лодки, и очень малую инерцию переднего хода. Для отработки кораблей ПЛО в длительном преследований быстроходных ПЛ необходимо каждый выход нашей скоростной ПЛ использовать для обеспечения кораблей ПЛО в течение 18-20 ч. Затраты ресурса не пропадут даром и для наших подводников. Ведь американские корабли ПЛО в определенных условиях, по-видимому, также будут преследовать наши лодки при соотношении скоростей, близком к единице. Длительное преследование кораблями отрывающейся атомной лодки, активно применявшей разнообразные помехи, стало возможным благодаря хорошей выучке экипажей, отработавших тактические приемы преследования наших скоростных лодок.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru