На африканских берегах

Виталий Моисеев
Журнал «Танкомастер» №1 / 2001 г.
Материал предоставлен автором

 

В начале февраля 1980 года личный состав батальона дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота был поднят по тревоге.Танки Т-55, бронетранспортеры БТР-60ПБ, а также средства войсковой ПВО построившись в колонну пошли на погрузку. Среди массы техники въезжавшей на борт большого десантного корабля (БДК) была и зенитная самоходная установка «Шилка» Александра Евланова. Как вспоминает морской пехотинец, кроме БДК в море еще вышли: крейсер «Владивосток», подводная лодка, транспорт снабжения.

Командование предупредило: «Пишите письма родным, что едите в командировку, так, что письма в Владивосток пусть вам больше не пишут.» Евланов вспоминает: «Ну все, думаем, в Афган пошлют, не иначе. И хоть помнили немного, что Афганистан морской границы не имеет, все равно было немного не по себе. Так и шли день за днем, куда не известно. На корабле была карта, где отмечался наш маршрут. Смотрим Сингапур прошли, Таиланд. Потом Персидский залив и Красное море.

Иногда над нами патрульные «Орионы» натовские летали, а однажды американский военный корабль борт в борт мимо прошёл. Команда на нём – одни негры, все на палубу повыскакивали, «рашен-рашен» орут. А нас всех – в трюм чуть не пинками загнали, и чтоб высунуться – ни-ни. Чего боялись – непонятно.

 

 

Наконец прибыли на место: архипелаг Дахлак у берегов Эфиопии, остров Нокра. Мы здесь были не первые из советских, уже стояла база. В 1977 году её перевели сюда из города Бербера. Тогда началась война между Эфиопией и Сомали. СССР поддержал Эфиопию, так что Сомали наших военных «попросили». Вся «база» наша (пункт материально-технического обеспечения, по-другому ПМТО) состояла из плавучего дока, пирса и кое-каких построек: казарм, складов и т. д. На материке, в Асмэре была наша авиабаза. Оттуда летунов к нам за продажу бензина «налево» привозили изредка на губу. Задача наша была простая: охранять ракетные подводные лодки, заходящие в ПМТО для ремонта, отдыха, пополнения запаса. Сошло нас на берег немного: взвод «шилочников» — две ЗСУ-23-4 «Шилка» да «стрелочников» (с ПЗРК «Стрела-2»). Плюс взвод охраны – 15 человек.

Вот так, построили себе позицию из камней, самоходку в песочный цвет перекрасили и зажили потихоньку. Климат на островах-жаровня. За весь год один дождик был. Через пять минут всё высохло. Растения кое-какие повылазили. И всё… Опять-одни верблюды пасутся, козы и коровки ихние, ростом с нашу овцу.

 

 

Мы первый раз вышли-чуть не сдурели: в сапогах, бушлатах – в такую-то жару! Потом привыкли, ходили в трусах (вернее, форма была особая, «тропическая»: шорты, рубашка из марли синего цвета, и синяя же пилотка с козырьком). Ну и повезло же нам, жили как в раю: душ три раза в день, еды до отвала, кондиционеры такие, что если воду перед ним на ночь оставишь, утром зубы холодом сводит. Те же, кто на корабле остался, просто страдали: курили чай, износились все, от жары черт знает чем покрылись. Да ещё болтались они на корабле целый год почти: то в Бомбей заходили, то в Йемен, и так-безвылазно. А у нас с куревом было хорошо-давали по 18 пачек «Северных», «Примы». А спичек нет… Вот где мучение было! Тряпочку возьмёшь, на электроплитку её положишь и ждёшь, когда затлеет – так и прикуривали. Если с проходящего судна земляки коробок спичек кинут – счастье.

Фруктов было – завались. Подводники придут, а у них на кубрике всё консервированное. У нас – шары на лоб: те балыки едят, сосиски готовые. А у них – во уже где всё это стоит. Смотрят на нас с завистью, у нас ведь борщ свежий, зелень. Ну и давай меняться. У них ещё хлеб интересный был – проспиртованный, чтоб не заплесневел.

Тихий час был законный – с 12 до 15. Все спят мёртвым сном, в это время в тропиках самое пекло. А ночью лежишь: «Монте-Карло», «голоса» всякие-все тут. Музыка, песни – чуть волну приёмника тронешь.

Служба была спокойной, нарушений никаких не происходило. Пролетел однажды самолёт какой-то канадской авиакомпании (плевал он, что в эфиопское пространство залетел) – вот и всё… вечером только слышали мы артиллерийскую канонаду вдали – война гражданская.

 

Вот в такой экзотической «форме» несли службу экипажи «Шилок». Остров Нокра, 1980 г. (фото из коллекции автора)
Варианты окраски бронетехники, описанной в статье (компьютерная графика Леонида Карякина)

Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru