Ракетный «зонтик» флота: ЗРК сверхмалой дальности 3М-47 «Гибка» и «Комар»

Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №6, 2014

 

Достаточно интересным образцом корабельных зенитных ракетных комплексов (средств) является турельная установка 3М-47 «Гибка», предназначенная для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа «Игла» («Игла-С») в интересах защиты надводных кораблей водоизмещением от 200 тонн и выше в зоне сверхмалой дальности от атак средств воздушного нападения в условиях естественных (фоновых) и искусственных помех (применения средств радиоэлектронного противодействия).

Разработка данного образца корабельного вооружения была вызвана несколькими обстоятельствами, наиболее важными из которых были следующие.

Во-первых, в связи с возрастанием интенсивности ведения боевых действий на море и массовым распространением в военной авиации и военно-морских флотах многих стран мира ракетного оружия возникла необходимость повышения эффективности боевого применения зенитных ракетных комплексов малой дальности, имевшихся на вооружении боевых надводных кораблей малого водоизмещения и боевых катеров. Поскольку по определенным массогабаритным ограничениям принятые на вооружение ВМФ СССР (РФ) высокопроизводительные зенитные ракетные комплексы не могли быть размещены на таких носителях, зенитные ракетные средства в их комплексе вооружения были, начиная с 1980-х гг., представлены фактически стандартными армейскими переносными зенитными ракетными комплексами семейства «Стрела», а затем – семейства «Игла», запускавшимися личным составом либо с плеча, либо с турельных (тумбовых) пусковых установок на две или четыре ракеты. Последние установки имели ручное наведение по азимуту и углу места (в первом случае угол наведения ограничивался наличием надстроек, антенн и иных элементов конструкции корабля-носителя, а во втором случае диапазон углов наведения мог составлять – как у установки типа МТУ-4С – от -8° до +64°), что позволяло повысить эффективность применения зенитного ракетного оружия по авиации противника за счет наличия возможности ведения последовательного обстрела одной цели несколькими ракетами. Кроме того, такие установки – как, например, четырехракетная морская тумбовая установка типа МТУ-4С – позволяли снизить влияние на эффективность боевого применения ПЗРК таких факторов, как качка или ветер (как естественный, так и «искусственный», формируемый мощным надпалубным потоком воздуха, возникавшим при движении корабля и зачастую достигавшим скорости до 25 м/с). При этом упрощалось и наведение – оно осуществлялось уже не «на глазок», а при помощи расположенного на морской тумбовой установке кольцевого прицела. Плюс к тому, модернизированный вариант такой установки получил еще и систему оповещения о приближении цели к сектору обстрела.

Высокая эффективность – по тому времени – таких установок привела к их широкому распространению: их размещали не только на кораблях малого водоизмещения или катерах, но также и на более крупных боевых надводных кораблях – таких, например, как большие десантные корабли различных типов, а также на судах вспомогательного флота отечественного ВМФ.

Однако возрастание интенсивности и масштабов применения средств воздушного нападения потребовало существенного роста боевой производительности таких средств самообороны кораблей, что могло быть обеспечено только за счет интеграции боевых средств ПЗРК в системы с автоматизированными системами управления огнем. Проще говоря, в условиях современной войны на море, характеризующейся массированным применением высокоскоростных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов и образцов ракетного оружия, время реакции человека – оператора ПЗРК перестало удовлетворять задаче обеспечения надежной ПВО корабля.

Во-вторых, совершенствование и рост масштабов применения боевой авиации (самолетов и вертолетов различных типов) и противокорабельного высокоточного ракетного оружия наряду со снижением стоимости их разработки и применения привели к тому, что под их ударом оказались боевые корабли и катера малого водоизмещения, которые ранее оставались вне «зоны внимания» авиации противника и его высокоточного оружия, имевшего еще совсем недавно достаточно высокую стоимость и потому остававшегося в резерве командиров боевых кораблей (экипажей боевых самолетов и вертолетов) для применения по наиболее «ценным» целям. Обеспечить надежную противовоздушную (противоракетную) оборону кораблей и катеров малого водоизмещения от указанных средств поражения имевшимися артиллерийскими средствами не представлялось возможным, а стоявшие на вооружении отечественного Военно-Морского Флота зенитные ракетные комплексы не могли быть размещены на таких носителях ввиду своих высоких массогабаритных характеристик.

В-третьих, работы по совершенствованию ПЗРК привели к созданию модификаций зенитных управляемых ракет, оснащенных высокочувствительными головками самонаведения и позволявшими осуществлять эффективный обстрел воздушных целей не только на догонных, но и встречных курсах. Однако повышение боевой эффективности применения таких ПЗРК на кораблях было ограничено применением их либо с плеча, либо с установок с ручным прицеливанием и наведением, а также с ограниченным боезапасом на установку (максимум четыре ракеты, после чего необходимо было осуществлять их перезаряжание). Повысить боевую эффективность применения данных средств поражения можно было лишь за счет внедрения систем автоматизированного наведения и ракетной стрельбы.

Во второй половине 1990-х гг. в связи с ростом количества типов боевых надводных кораблей малого водоизмещения и боевых катеров, которые проектировались и строились в интересах российского Военно-Морского Флота, а также предлагались для поставок в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, вопрос о необходимости создания на базе переносных зенитных ракетных комплексов семейства «Игла», разработанных и выпускаемых коломенским Конструкторском бюро машиностроения (КБМ), автоматизированной системы ПВО, имеющей дистанционное управление и современные приборы прицеливания, встал, что называется, ребром. В итоге в 1999 г. специалистами Морского научно-исследовательского института радиоэлектроники (МНИИРЭ) «Альтаир» и серпуховского ОАО «Ратеп» (РАТЕП – от «РАдиоТЕхническое Предприятие») совместно с рядом других заинтересованных организаций приступили к проработке такого комплекса вооружения в рамках темы НИР, получившей шифр «Гибка». Головным по данной теме был назначен МНИИРЭ «Альтаир».

В течение 2001-2002 гг. специалисты указанных предприятий спроектировали, изготовили и испытали опытный образец такого зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности. При этом в целях сокращения сроков и удешевления разработки нового комплекса вооружения было решено использовать по максимуму узлы от уже имевших изделий, выпускаемых на предприятиях – участниках разработки. В ходе проведенных испытаний опытного образца, по оценке специалистов, в целом были отработаны основные вопросы наведения ракет на цель в условиях качки и доказана возможность осуществления залпового пуска ракет по одной цели (двух ракет). Причем в 2003 г. был проработан вариант такой установки, получивший обозначение «Гибка-956» и предусматривавшийся к установке на эсминцы проекта 956, однако по ряду причин – в первую очередь, финансовых, – реализован данный проект не был.

Примечательно, что в свете отсутствия реального финансирования по теме «Гибка» основные участники данной программы -МНИИРЭ «Альтаир» и ОАО «Ратеп» – стали вести работы фактически самостоятельно и по большому счету в отдельности друг от друга. В итоге появились две модели корабельного зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности под одним названием «Гибка».

В первое время наиболее активно маркетинг такого комплекса на внутреннем и внешнем рынках вело именно серпуховское ОАО «Ратеп», а в 2005 г., когда комплекс «Гибка» был впервые официально представлен широкому кругу специалистов внутри России – на втором санкт-петербургском Международном военно-морском салоне МВМС-2005, в экспозици представлены были оба варианта – и разработки «Альтаира», и разработки «Ратепа». Причем «Альтаир» получил за «Гибку» даже специальный диплом от организаторов выставки – «За лучший выставочный образец». С другой стороны, в следующем году на международной выставке FIDAE-2006, проходившей в столице Чили, активный маркетинг «Гибки» вел серпуховский «Ратеп».

Впрочем, командование ВМФ России по результатам проведенного конкурса в конечном итоге поддержало проект компании «Альтаир». В дальнейшем тема ЗРК «Гибка» в рамках Концерна ПВО «Алмаз–Антей», куда входят и «Альтаир», и «Ратеп», была закреплена именно за «Альтаиром», который в настоящее время под названием Научно-технический центр (НТЦ) «МНИИРЭ «Альтаир» структурно входит в состав ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», в свою очередь входящего в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

«Альтаир» в течение 2004-2005 гг. успешно выполнил испытания комплекса 3М-47 «Гибка», оснащенного оптико-электронными средствами обнаружения цели, системой наведения в двух плоскостях и устройством для крепления двух или четырех стрельбовых модулей «Стрелец» по две зенитные управляемые ракеты типа «Игла» или «Игла-С» в транспортно-пусковых контейнерах в каждом (разработчик – коломенское Конструкторское бюро машиностроения).

«Первый представленный опытный образец отличался открытым расположением блоков электронно-оптической аппаратуры, – указывают Р. Ангельский и В. Коровин в статье «Комплексы ближнего рубежа», опубликованной в журнале «Техника и вооружение» №6 за 2014 г. (с. 21-26). – На варианте комплекса, установленном на головном ракетно-артиллерийском корабле пр. 21630 «Астрахань», электронно-оптическое оборудование модуля МС-73 заключено в обтекаемый кожух, что снижает эффективную поверхность рассеяния и создает некоторую защиту от воздействия метеофакторов». Также следует отметить, что кроме собственных средств обнаружения и наведения для боевого применения комплекса 3М-47 «Гибка» могут применяться и общекорабельные радиолокационные станции типов «Фуркэ», «Фрегат» или «Позитив» (в частности, на малых артиллерийских кораблях проекта 21630 «Буян», на которых были установлены комплексы 3М-47 «Гибка», для этих целей используется РЛС «Позитив»).

Комплекс «Гибка» обеспечивает дистанционное наведение ЗУР типов «Игла» или «Игла-С» в диапазоне курсовых углов от – 150° до +150°, а по углу места – от 0° до 60° (угловая скорость наведения – 45 град./с). Боевая масса установки – около 1000–1300 кг, дальность обнаружения воздушных целей средствами комплекса – до 12 км (в зависимости от типа цели и ее характеристик), зона поражения по дальности при использовании ЗУР комплекса «Игла» – до 5600 м, а по высоте – до 3500 м. Наведение установки оператор осуществляет при помощи телевизионного визира; сопряжение комплекса с общекорабельными системами – по цифровым канал обмена типа «Манчестер-2» и Ethernet 10/100 Base-TX; электропитание установки – от двух корабельных несинхронизированных одновременно работающих основного и резервного источников (трехфазный ток, 380 В, 50 Гц).

В состав зенитного ракетного комплекса сверхмалой дальности 3М-47 «Гибка» входят наводимая корабельная турельная пусковая установка «Гибка», управляющий модуль и палубная аппаратура.

Собственно турельная установка включает в свой состав модуль универсальный пусковой (МУП) типа 9С846 «Стрелец» (по 2-4 на каждой турельной установке, в каждом модуле – две ЗУР типа «Игла» или «Игла-С») и блок МС-73 оптико-электронного приемного устройства (ОЭПУ) и опорно-поворотного устройства (ОПУ).

Управляющий модуль включает автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора турельной установки с системой управления и отображения информации о текущей тактической обстановке и состоянии комплекса. Боевое средство комплекса – зенитные управляемые ракеты типов «Игла» или «Игла-С».

В свою очередь, палубная аппаратура, как указано со ссылкой на разработчика в военно-техническом сборнике «Бастион», включает комплекс приборов и оборудования, которые призваны обеспечивать наведение ОЭПУ и МУП на цель по угловым координатам по командам с управляющего модуля; передачу в управляющий модуль информации о состоянии и действиях по цели; выдачу целеуказания на корабельную турельную пусковую установку и прием от нее данных по состоянию и боевой работе; назначение режима обстрела; обеспечение автоматической регистрации процесса функционирования корабельной турельной пусковой установки; оценку результатов стрельбы; проведение тренировок боевого расчета комплекса и организацию взаимодействия комплекса «Гибка» с общекорабельными системами.

В 2006 г. комплекс 3М-47 «Гибка» был принят на вооружение ВМФ России. Первым его получил «Астрахань» – головной малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Буян» (одна ПУ). Следом данный комплекс получили и серийные корабли данного типа, а также малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» (2×4 пусковые установки). Комплекс также вызвал высокий интерес у зарубежных заказчиков. Существует также возможность интеграции комплекса «Гибка» в состав единой системы ПВО/ПРО на базе зенитного ракетного комплекса «Штиль-1», что, позволит повысить совокупные тактико-технические характеристики системы. «За счет снижения дальности до ближней границы увеличивается глубина суммарной зоны поражения, увеличивается огневая производительность интегрированной системы, а за счет получения своевременного и точного целеуказания от средств ЗРК «Штиль-1» снижается время реакции установки «Гибка», – отмечается в статье «Новые рубежи «Альтаира» опубликованной в журнале «Национальная оборона» №10 за 2013 г. за подписью заместителя генерального директора ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» – директора Центра «МНИИРЭ «Альтаир» Ивана Ивановича Добрика и главного конструктора направления Центра «МНИИРЭ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» кандидата технических наук, старшего научного сотрудника Аркадия Васильевича Борзунова.

В свою очередь компания ОАО «Ратеп» продолжила работы по теме создания корабельной зенитной ракетной установки сверхмалой дальности, но уже под названием «Комар» (встречается также обозначение «Гибка-Р»). В базовом варианте комплекс создавался на базе ПЗРК типа «Игла». Работы по данной теме были начаты на предприятии в 2005 г. под руководством главного конструктора А.А.Жильцова, как указывается в отечественных источниках – по заданию ВМФ РФ. При этом серпуховскими специалистами широко использовались наработки, полученные ими в рамках работ по теме «Гибка».

Турельная установка «Комар» предназначена для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа «Игла» в интересах обороны важнейших береговых малоразмерных и точечных объектов, прикрытия огневых сил и средств зенитно-ракетных войск от ударов средств воздушного нападения в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия, а также для защиты надводных кораблей в зоне сверхмалой дальности от атак противокорабельных и противорадиолокационных ракет, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов противника в условиях естественных (фоновых) и искусственных помех (применения противником средств РЭБ).

Автоматическое наведение ракет на цель осуществляется по данным целеуказания, полученным от внешней корабельной (береговой) РЛС общего обнаружения, тогда как автономное наведение и слежение за целью осуществляется оператором комплекса с помощью телевизионной низкоуровневой камеры высокого разрешения. Одновременно комплекс может обстреливать только одну цель. Состав комплекса оружия «Комар» в целом структурно аналогичен таковому у комплекса «Гибка». Количество универсальных пусковых модулей – от 1 до 4, количество ракет на одном пусковом модуле – 2 шт. Масса комплекса – от 400 кг (зависит от комплектации). Границы зоны поражения комплекса: по высоте – от 5 до 3500 м, по дальности – от 500 до 5000 м, а при использовании в качестве боевого средств ракет типа «Игла-С» дальность поражения возрастает до 6000 м. Комплекс обеспечивает дистанционное наведение ЗУР типов «Игла» или «Игла-С» в диапазоне курсовых углов от – 150° до +150°, а по углу места – от 0° до 60° (угловая скорость переброса наводимого модуля – от 40 до 60 град./с). Дальность обнаружения воздушных целей средствами комплекса: самолетов, вертолетов и БЛА – до 12-15 км, противокорабельных ракет – до 8 км. Время реакции комплекса – не более 8 с (минимальное время от момента обнаружения цели до пуска ракеты), время приведения в боевую готовность из положения «Выключено» – не более 3 мин. Наведение установки оператор осуществляет при помощи телевизионного визира.

Комплекс «Комар» предположительно прошел испытания в 2006 г. на борту малого артиллерийского корабля «Астрахань» (проект 21630 «Буян»), но на данных кораблях было принято решение устанавливать комплекс аналогичного назначения «Гибка», а комплекс «Комар» был размещен на борту большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» (проект 1155) во время его ремонта и модернизации на санкт-петербургском ОАО «Северная верфь». В пресс-службе ОАО «Ратеп» также сообщали, что 23 декабря 2008 г. Министерство обороны РФ утвердило тактико-технические характеристики и экспортную комплектацию турельной установки «Комар» с ПЗРК типа «Игла» (Паспорт экспортного облика 8209/08/ НЭП). Первый официальный показ «Комара» состоялся на международной выставке вооружений ЮЕХ-2009, проходившей в 2009 г. в г. Абу-Даби – столице Объединенных Арабских Эмиратов.

В заключение следует отметить, что на выставке МВМС-2013, проходившей летом 2013 г., компания «Ратеп» продемонстрировала новую модификацию экспортного варианта комплекса «Комар», отличающегося среди прочего повышенной защищенностью важнейших узлов корабельной турельной пусковой установки. Среди особенностей новой модификации также можно отметить новые технические решения и изменения в составе аппаратурной части комплекса, в первую очередь – оптико-электронный блок.

 

Тактико-технические характеристики системы 3М-47 «Гибка» разработки МНИИРЭ «Альтаир»

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru