«Миджеты» — тайное оружие, не ставшее сверхоружием

Виктор Афонченко
Журнал «Братишка» №7-8, 2002

Долгое время идея диверсий во вражеских портах была непопулярна в германском флоте. Командование кригсмарине предпочитало традиционные виды вооружений и методы ведения войны на море, и спохватилось только к концу войны, после серии удачных диверсий, проведенных союзниками-итальянцами и противниками-англичанами. Особенно сильное впечатление произвела на немцев диверсия против линкора «Тирпиц», совершенная английскими морскими диверсантами.

Надо отдать должное немцам, которые быстро наверстали упущенное. Буквально за несколько недель они разработали, создали и испытали первые образцы управляемых торпед и «миджетов» – сверхмалых подводных лодок, способных проникать в базы противника и торпедировать его корабли, хотя на пятом году войны изготовление принципиально нового вида штурмовых средств было делом чрезвычайно непростым.

Гросс-адмирал Дениц, с опозданием усвоив новую для немцев идею, дал ей зеленую улицу: «Чтобы построить линкор, нам нужно четыре года. А на производство десятка одноместных торпед – всего четыре дня». Но, поддержав идею, брать добровольцев-подводников с действующих лодок категорически запретил.

Возможность применения первой управляемой торпеды «Негер» была определена ее тактико-техническими характеристиками и конструктивными особенностями. «Негер» состояла из двух торпед, расположенных одна над другой. Нижняя часть – обычная боевая торпеда G7Е с электроприводом, стоящая на вооружении германского флота. Верхняя часть – такая же торпеда, в которой вместо заряда взрывчатого вещества находилась кабина водителя. Скорость этого тандема не превышала четырех узлов, поэтому применять «Негер» предстояло в штилевую погоду против неподвижных судов в порту или на рейде, причем только ночью, так как плексигласовый колпак торпеды виден был далеко. Система очистки воздуха была несовершенной. Большая часть пилотов «Негера» погибла в результате несчастных случаев (отравление CO, шторм, несрабатывание замка нижней торпеды, когда боевая торпеда тащила за собой верхнюю).

Применять «Негеры» немцы собирались в основном против флота вторжения. Добровольцев-пилотов набрали довольно легко – много германских парней мечтали овладеть оружием, с помощью которого вермахт надеялся переломить ход войны. Это было настоящее оружие смертников. После ряда неудач гросс-адмирал Дениц пытался ограничить применение «Негеров», но Гитлер, мечтавший о потоплении нескольких линкоров в устье Сены, требовал новых самоубийственных выходов на операции. И операции продолжались, несмотря на потери.

В марте 1944 года на вооружение германских ВМС поступила одноместная сверхмалая подводная лодка «Бибер». Это было еще одно оружие самоубийц. Автомобильный двигатель «Опель» грозил пилоту отравлением угарным газом. Вооружен «Бибер» был двумя торпедами G7Е или минами. Как показал опыт, в роли минного заградителя он оказался куда более полезным, чем в качестве штурмового средства. Несмотря на хорошую маневренность, глубину «Бибер» удерживал с трудом. Союзники отрицают урон, причиненный «Биберами», хотя немцы утверждают, что однажды им удалось потопить транспорт типа «Либерти».

Для применения миджетов разработана была система спусков на воду. Команда саперов оборудовала на побережье рельсовую дорогу, по которой штурмовые средства уходили на глубину и возвращались на базу.

Одним из самых авантюрных планов, связанных с «Биберами», была атака на корабли союзников в Кольском заливе. Для этого «Биберы» крепили на океанские подводные лодки. Лодки должны были спустить миджеты у входа в Кольский залив и лечь на грунт, дожидаясь их возвращения, снять пилотов и затопить миджеты. «Биберы», пройдя 40 миль, должны были атаковать корабли на рейде Мурманска. При тренировках в норвежских фьордах все было в порядке. Но вибрация от дизелей лодки-носителя во время длительного перехода вызвала течь в бензопроводах всех миджетов. Операцию отменили.

Чуть лучше «Биберов» показали себя сверхмалые подводные лодки «Мольх». На них стоял электромотор, что исключало возможность отравления пилота СО и позволяло погружаться на глубину до 24 метров. Как и «Бибер», «Мольх» был вооружен двумя торпедами. А вот сверхмалая подводная лодка «Хехт» так и не поступила на вооружение кригсмарине. «Хехт» была очень похожа на «Мольх» и являлась одной из ее модификаций. Разным было вооружение: одна торпеда вместо двух, отделяемый заряд ВВ, отсек на трех боевых пловцов с надувной лодкой, которые должны были совершать диверсии в портах. Применение этих миджетов ограничилось учебными целями.

В конце войны Гитлер отдал приказ набирать добровольцев-смертников. По воспоминаниям очевидцев, на него большое впечатление произвел японский фильм о камикадзе.

Фюрер сам чувствовал себя пилотом-смертником за штурвалом государства, оторвавшегося от взлетной полосы истории. Жизнь солдата потеряла для него всякую ценность. Но переломить ход войны с помощью новых видов оружия и твердого духа людей, управляющих этим оружием, немцам не удалось.

 

 

 

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

 

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru