Атомный подводный флот Индии. История, современность и перспективы

Владимир Щербаков
Журнал «Обозрение армии и флота» №1 – 2012 г.

Индийские военно-морские эксперты и представители командования ВМС Индии неоднократно подчеркивали – атомные подводные лодки имеют столь огромный боевой потенциал и позволяют решать настолько широкий круг задач, что могут оказать поистине стратегическое влияние. Причем, по мнению индийских специалистов, для ВМС Индии, одной из важнейших задач которых является нанесение мощных ударов по сухопутной территории потенциального противника (в первую очередь, это, конечно, могут быть Пакистан и Китай), наличие атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими и крылатыми ракетами для нанесения высокоточных ударов с большой дальности, является «обязательным, жизненно необходимым требованием».

Впервые, так сказать «мазком» возможность ввода в боевой состав индийского флота атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми и/или баллистическими ракетами, имеющими возможность снаряжения ядерными боевыми частями, была упомянута индийской стороной в 1999 году – в документе, озаглавленном «Ядерная триада» («Nuclear Triad») и считающемся несекретной частью «предварительной» ядерной доктрины Индии (обладателем ядерного оружия Индия стала после проведения 18 мая 1974 года на специальном армейском полигоне Похран, штат Раджастан, подземного ядерного испытания, получившего кодовое наименование «Улыбающийся Будда» («Smiling Buddha» или «Pokhran I») и классифицированного как испытание ядерного устройства мощностью около 8 килотонн).

Причем тогда указывалось, что морские носители ядерного оружия – менее уязвимы для средств обнаружения и поражения противника, чем авиационные или даже наземные носители, при поражении которых к тому же могут возникнуть значительные жертвы среди мирного населения. «Полная» ядерная доктрина Индии была опубликована в 2003 году и содержала два важных для нашего повествования постулата: необходимость создания морской компоненты ядерных сил сдерживания и обязательно-ство не применять ядерное оружие первой. Но самым важным шагом, пожалуй, стало принятие Дели амбициозной военно-морской доктрины, которая явно продемонстрировала твердое намерение ВПР Индии создать морскую компоненту ядерных сил.

Несекретная часть доктрины объемом 184 страницы была обнародована в июне 2004 года под названием «Военно-морская доктрина Индии» («Indian Maritime Doctrine»). В ней четко указывается – военно-морские силы являются наиболее подходящим видом национальных Вооруженных сил с точки зрения «эффективности и возможностей» обладания ядерным оружием и его боевого применения. Причем особо указывалось, что предпочтительным носителем ракет с ядерными боевыми частями являются именно подводные лодки. «В целях решения задач стратегического сдерживания для государства является чрезвычайно важным получить в свое распоряжение атомные подводные лодки, способные нести ракеты с ядерными боевые частями».

В новом издании Военно-морской доктрины, несекретная 200-страничная часть которой была опубликована 28 августа 2009 года за подписью командующего ВМС адмирала Суриша Мехты (Admiral Sureesh Mehta), важность наличия в национальных Военно-морских силах носителей ядерного оружия, особенно – подводных лодок, вновь подтверждена. Причем в том же году на воду был спущен первый подводный атомоход собственной индийской разработки и постройки.

 

Третья рука ядерной триады

 

В начале нового тысячелетия военно-политическое руководство (ВПР) Индии, к тому времени взявшее уже твердый курс на превращение страны в сверхдержаву регионального уровня с последующим выходом в ограниченное число ведущих держав мирового значения, пришло к выводу о необходимости кардинального пересмотра основных направлений национального военно-морского строительства. В сжатые сроки был разработан документ, который получил название «The Navy’s Maritime Capability Perspective Plan», что может быть переведено с английского примерно как «Перспективный план по вопросам военно-морского строительства». Он содержит основные направления строительства ВМС Индии на период 2005-22 годов. На сегодня действует новая редакция данного документа – от 2011 года, которая была принята перед утверждением Xll-го плана военного строительства на 2012-17 годы.

Причем главной задачей амбициозной программы военно-морского строительства, реализовать которую предполагается в три этапа, является создание к 2022 году современных военно-морских сил (индийские адмиралы часто говорят о так называемых «трехмерных силах» – three-dimensional force), вобравших новейшие технологические достижения, обладающих «сетецентрическими возможностями» и способных эффективно решать все поставленные перед ними задачи. В частности, «ВМС нового типа» должны иметь способность вести боевые действия в условиях вооруженного конфликта любой интенсивности – от локальных конфликтов до крупномасштабных войн и «реализации политики ядерного сдерживания», обеспечивать защиту национальных интересов в Мировом океане, «проецировать силу через литоральную зону» и решать задачи в рамках гуманитарных и миротворческих операций.

Важное внимание, уделяемое Дели защите своих национальных интересов в Мировом океане не случайно: во-первых, к 2025 году Индия намерена стать четвертой экономикой в мире, во многом полагающейся именно на морские линии коммуникаций, а во-вторых, по официальным данным индийского правительства, подавляющая часть торговли страны – более 90% по объему и 77% по стоимостному показателю – осуществляется сегодня именно по морским коммуникациям, да плюс к тому порядка 97% нефти добывается для Индии на шельфе или же импортируется ею из-за границы морем.

Командующий ВМС Индии адмирал Нирмал Верма (Admiral Nirmal Verma) в интервью индийскому изданию «SP’s Naval Forces» (№1, февраль-март 2012 г.) подчеркнул в этой связи: «По мере того, как наша страна продвигается по пути экономического развития и начинает играть все большую роль в мировой экономике, возрастает значение морских линий коммуникаций и, тем самым, неуклонно растет и роль, которую в обеспечении национальных интересов и стабильного экономического развития играют национальные Военно-морские силы… И вполне естественно, что ВМС Индии – крупнейшие военно-морские силы в регионе – должны играть все большую роль в обеспечении безопасности на море».

Следует особо отметить, что красной нитью в новой, рассчитанной на 15 лет военно-морской стратегии Индии, названной «Свобода использовать моря: военно-морская стратегия Индии» («The Freedom to Use the Seas: India’s Maritime Military Strategy») и официально опубликованной в мае 2007 года, проходит постулат о необходимости в целях максимально эффективного обеспечения «в любых условиях возможности использовать моря в интересах государства» перейти в вопросах военно-морского строительства национальных ВМС от «количественного подхода» к подходу, основанному на «возможностях», а также более активному применению военно-политическим руководством средств «стратегического сдерживания».

 

Первый опыт

 

Как упоминалось выше, одним из первых шагов индийского военно-политического руководства в вопросе создания собственного атомного подводного флота стала аренда у ВМФ СССР атомной подводной лодки проекта 670 (шифр – «Скат», кодовое обозначение по классификации США/НАТО – Charlie I). Капитан 1 ранга в отставке Александр Иванович Теренов, командир советского экипажа «К-43» и руководителя группы инструкторов, позже опубликовавшего мемуары «Хождение за три моря. Лебединая песня крейсерской подводной лодки К-43» о своей службе на «индийской» подлодке, вспоминал, что Индия изначально «намеревалась приобрести подводную лодку проекта 671, так как хотела иметь корабли без ракетных контейнеров, стреляющие ракетным оружием по морским целям и береговым объектам через торпедные аппараты. Но к тому времени у нас еще не было подобного оружия. Видимо, тогда, в августе 1982 года, после смотра делегацией Индии подводной лодки «К-43» и было принято окончательное решение в выборе корабля. Это неудивительно, так как создание в нашей стране подобных подводных лодок было весьма неприятным сюрпризом для авианосных соединений и крупных надводных кораблей НАТО. Компактная, хорошо вооруженная, с подводным стартом уникальных крылатых ракет «Аметист» подводная лодка значительно «усложняла жизнь» противнику. Малое подлетное время ракет, низкая высота и «кинжальная» дистанция значительно затрудняли противодействие удару из-под воды. Отсутствие необходимости внешнего целеуказания, возможность атаки противника по данным собственных средств наблюдения и разведки, превращали недостаток в преимущество».

Итак, выбор пал на АПЛ «К-43» – головной корабль проекта 670, спроектированного горьковским СКБ-112, затем преобразованному в ЦКБ «Лазурит». Задание о проектировании новой скоростной АПЛ, предназначенной для борьбы с надводными кораблями противника на океанских и морских коммуникациях, было получено руководством КБ в мае 1960 года – главным конструктором проекта был назначен В.П. Воробьев. Причем это была первая атомная подводная лодка, которую предстояло проектировать будущему «Лазуриту», а главным отличием проекта 670 являлось наличие комплекса ракетного оружия «Аметист» (боезапас – восемь противокорабельных ракет П-40 (индекс ГРАУ 4К-66), размещенных в контейнерных пусковых установках типа СМ-97, которые, в свою очередь, были установлены в носовой части корпуса субмарины, вне прочного корпуса и под углом 32,5° к горизонтальной плоскости). Противокорабельный комплекс «Аметист» создавался ОКБ-52 по заданию от 1 апреля 1959 года, его особенностью был подводный старт его твердотопливных ракет, что существенно повышало скрытность действия подводной лодки – носителя комплекса. Кроме того, подводные лодки проекта 670 имели четыре носовых 533-мм торпедных аппарата (боезапас – 12 торпед) и два 400-мм торпедных аппарата (боезапас четыре торпеды или «имитаторы подводной лодки»), причем взамен торпед на борт можно было брать до 26 морских мин. Всего по проекту 670 для ВМФ СССР в течение 1964-73 годов были построены 11 подводных лодок, а впоследствии – еще шесть подводных лодок модернизированного проекта 670М, главным отличием которого стал более современный и мощный комплекс ракетного оружия «Малахит» с дальностью стрельбы 150 км (дальность стрельбы «Аметиста» – около 80 км).

Субмарина «К-43», обозначенная как «крейсерская подводная лодка» (КрПЛ; кратковременно – с 25 июля 1977 года по 15 января 1978 года классифицировалась как «атомная большая подводная лодка» с применением тактического номера «Б-43»), была заложена 9 мая 1964 года на стапеле Судостроительного завода №112 «Красное Сормово» им. А.А. Жданова (г. Горький, сегодня Нижний Новгород). 25 июня 1966 года на субмарине произведена загрузка активной зоны ядерного реактора ее атомной энергоустновки (АЭУ), а 2 августа корабль был спущен на воду и в течение месяца по внутренним водным путям СССР – переведен на достроечную базу завода «Красное Сормово» в городе Северодвинск, Архангельская область. После завершения 5 ноября 1967 года государственных испытаний, в ходе которых в полигоне боевой подготовки в акватории Белого моря были осуществлены пять ракетных стрельб комплексом ракетного оружия «Аметист» (одиночных пуска – два, двухракетных залпа – два, четырехракетных залпов – один), атомоход был включен в боевой состав ВМФ СССР. После устранения ряда замечаний 24-27 декабря АПЛ перешла к месту постоянного базирования в Западную Лицу, в конце того же года ее официально включили в состав Краснознаменного Северного флота (11-я дивизия подводных лодок 1 -и флотилии ПЛ), в том же году атомоход выполнил задачи своей первой боевой службы.

В период с 25 августа по 14 сентября 1980 года «К-43», решая задачу ближнего охранения РПКСН «К-223» проекта 667БДР, перешла подо льдами Арктики из Мотовского залива Баренцева моря в бухту Крашенинникова на Тихом океане, к месту нового базирования – базу Вилючинск, а в июле 1982 года – в бухту Павловского. Там субмарина в следующем месяце была осмотрена делегацией Военно-морских сил и Министерства обороны Индии, которую возглавил известный индийский подводник, прославившийся в индо-пакистанскую войну 1971 года, и будущий адмирал, 14-й командующий ВМС Индии Виджай Сингх Шекхават (Vijai Singh Shekhawat).

Вот что по этому поводу пишет капитан 1 ранга А.И. Теренов: «На следующий день после Дня ВМФ мы тронулись в путь. Переход в Приморье, в бухту Павловского по Тихому океану, Курильским проливам, Охотскому и Японскому морям, проливом Лаперуза прошел успешно. По приходу в течение месяца корабль вычистили, вылизали и покрасили до такого состояния, что экипаж ходил по кораблю в носках, чтобы не портить товарный вид атомохода. Прибывшая индийская делегация во главе с командующим подводными силами контр-адмиралом Шекхаватом оценила достоинства и боевые возможности подводной лодки, и корабль отправили на Дальневосточный судоремонтный завод «Звезда» в г. Большой Камень на модернизацию и подготовку к передаче».

Как видим, здесь и в других отечественных источниках упоминается, что на момент посещения «К-43» B.C. Шекхават возглавлял подводные силы ВМС Индии и имел адмиральское звание, однако здесь, вероятно, присутствует некоторая неточность. Дело в том, что по данным индийских военно-морских источников, первое флаг-офицерское, то есть адмиральское звание (контр-адмирал), Виджай Сингх Шекхават получил только в июне 1984 года – в то время он занимал должность помощника начальника штаба ВМС Индии. А вот на момент посещения запланированной к передаче в лизинг советской атомной субмарины он являлся, скорее всего, командиром 8-го дивизиона подводных лодок, дислоцированного на ВМБ Вишакхапатнам, либо же командовал подводными силами Восточного военно-морского командования, штаб которого располагается в Вишакхапатнаме, и носил, скорее всего, звание коммодор (промежуточное звание между званиями кэптен (капитан 1 ранга) и контр-адмирал). Это косвенно подтверждается тем, что в отечественной литературе звание «коммодор» часто приравнивается – по аналогии с равным ему армейским званием бригадного генерала – к воинским званиям адмиральской категории.

Решение же направить B.C. Шекхавата в Советский Союз для ознакомления с атомной подводной лодкой было принято, вероятно, ввиду большого опыта его службы в подводных силах и ввиду того, что он в 1966-67 годах проходил подготовку в Советском Союзе (для эксплуатации ПЛ) и после дважды «перегонял» приобретенные в СССР дизель-электрические подводные лодки проекта И641К (предназначенный для ВМС Индии вариант ДЭПЛ проекта 641), ДЭПЛ S-23 «Кальвари» (INS Kalvari, бывш. «Б-51», 1967 год) и ДЭПЛ S-21 «Карандж» (INS Karanj, бывш. «Б-405», 1969 год), которой он, кстати, командовал в ходе индо-пакистанской войны 1971 года.

В общем, советская подлодка индийским морякам понравилась, а высшее руководство обеих стран окончательно решило вопрос с лизингом и в том же месяце, в августе 1982 года, «К-43» была переведена Дальневосточный завод «Звезда», что в поселке Большой Камень, для проведения ремонта и модернизации по проекту 06709. В период с августа 1982 года по июль 1984 года на «Звезде» было демонтировано секретное оборудование, не подлежащее передаче, перекомпонованы жилые помещения, система кондиционирования воздуха, холодильная система дооборудованы для работы в тропических условиях. После модернизации АПЛ перешла в бухту Павловского, где должны были осуществляться мероприятия по освоению новой техники и была временно подчинена командиру 26-й дивизии подводных лодок 4-й флотилии ПЛ.

После переформирвоания 30 августа 1984 года в «УТС-550» подводная лодка была переведена в бухту Малый Улисс, город Владивосток, и 27 декабря того же года – исключена из боевого состава ВМФ СССР. Уже в марте следующего года на субмарине приступил к обучению индийский экипаж – причем экипажей прибыло два полностью и еще офицеры из третьего экипажа, поскольку вначале, как и сегодня с АПЛ проекта 971 И, намечалось передать в лизинг два атомохода. Кроме того, для подготовки индийского экипажа недалеко от Владивостока в очень сжатые сроки был построен специальный учебный центр. Занятия в нем начались раньше – в 1983 году – и велись в очень напряженном режиме, причем теоретические занятия чередовались с практическими на борту «УТС-550».

«Начали мы с изучения устройства корабля, сразу оценили отличную работу преподавателей из Обнинска, прочитавших теоретический курс, – вспоминал позже капитан 1 ранга А.И. Теренов. – Распределили людей по группам во главе с самыми подготовленными офицерами и мичманами. Составили график и схему, по которым группы, не мешая друг другу, изучали устройство корабля при соблюдении взрыво-пожаробезопасности. Через месяц приступили к освоению специальности на боевых постах и командных пунктах, а затем к учениям, приготовлению корабля к бою и походу, вводу главной энергоустановки, работе на мощности, выводу установки, расхолаживанию, и так на каждого управленца и командира дивизиона движения по несколько раз. Труднее всего давалась борьба за живучесть, поскольку работа эта больше творческая, чем физическая, да и людей на корабле было слишком много».

Обучение шло достаточно быстро, в октябре 1985 года индийские подводники выходили в море отдельно по боевым сменам, затем – полным экипажем на 15 суток, после чего был допущен к сдаче курсовой задачи (ее принимали советские подводники во главе с командиром 26-й дивизии подводных лодок контр-адмиралом Алексеем Арсентьевичем Белоусовым – впоследствии начальником Тихоокеанского Высшего Военно-Морского училища имени С.О.Макарова), а в январе 1986 года – к отработке боевых упражнений.

Интересный эпизод из этого периода истории «К-43» описан на сайте «deepstorm»: «При выполнении одного из противолодочных упражнений по дизельной ПЛ в дуэльной ситуации, после выполнения выстрела торпедой СЭТ-53м, ПЛ прошла под атакованной дизельной ПЛ. К этому моменту торпеда навелась на цель и совершала под ней циркуляции. Проходящая глубже атомная ПЛ перенацелила на себя циркулирующую торпеду. СЭТ-53м ударила в ограждение рубки, потеряла герметичность и затонула». В общей же сложности за три месяца боевой подготовки бывшая «К-43» выполнила 35 торпедных стрельб, после чего индийский экипаж вернулся в Индию, а советские моряки и рабочие ДВЗ «Звезда» начали подготовку субмарины «к отправке» к новому месту службы.

Весной 1987 года место перспективного базирования советской АПЛ, базу подводных сил в Вишакшапатнаме, посетила многочисленная делегация Главного инженерного управления Государственного Комитета по внешним экономическим связям СССР (ГИУ ГКЭС), ВМФ и оборонной промышленности СССР, причем, что интересно, инфраструктура базы подводных сил, находившейся на территории судоремонтного завода ВМС Индии, создавалась при непосредственном участии специалистов советского 23-го проектного института. Вот что об этом пишет капитан 1 ранга А.И. Теренов: «огородили часть причальной стенки в 2 гектара, построили 3 этажное здание службы радиационной безопасности из мрамора, мастерскую навигационного ремонта, офисные помещения для экипажа и советской группы. Установили автономные источники энергоснабжения, подвели к пирсу коммуникации, позволяющие принимать все виды питания, ВВД, воду высокой чистоты и даже холодную воду для системы кондиционирования. На пирсе рельсовый кран грузоподъемностью не менее 50 тонн для погрузки оружия. Сделано было все, чтобы в базе экономить ресурс основных механизмов».

Вновь индийский экипаж прибыл на лодку в июле 1987 года, а 24 августа был подписан контракт №80/712508415 на передачу бывшей «К-43» в трехгодовой лизинг ВМС Индии. И здесь вновь обратимся к упомянутому выше сайту: «1987 год, октябрь. Начата прием-передача подводной лодки индийским экипажем, но за 2-е суток до окончания поступила команда передачу прекратить, а индийский экипаж убрать с ПЛ. 1987 год, декабрь. После прибытия в Москву премьер-министра Индии Раджива Ганди с кратким рабочим визитом, дана команда на продолжение передачи». Вот такие «загогулины» творились во времена «горбачевской перестройки»…

Как бы то ни было, но 5 января 1988 года на подводной лодке был, наконец, поднят индийский Военно-морской флаг и корабль, переименованный в «Чакру» (INS Chakra, тактический номер S-71), официально стал боевым кораблем ВМС Индии. Причем часть советского экипажа – по некоторым данным 30 моряков и два военных переводчика – вошли в состав группы советских инструкторов, которым предстояло уже в Индии «присматривать» за своими индийскими коллегами, обучая их всем премудростям эксплуатации атомной подводной лодки.

Вице-адмирал в отставке Р.Н. Ганеш (Vice-Admiral R.N. Ganesh), один их трех прибывших в Советский Союз первых командиров экипажей будущей индийской АПЛ «Чакра» (Р.Н. Ганеш, С.Ч. Ананд и Р.К. Шарма), вспоминал позже: «Совершенно очевидно, что беспрецедентная передача атомной подводной лодки в аренду автоматически означала, что должны были соблюдаться определенные условия, которые бы позволяли Советскому Союзу выполнять международные обязательства, что означало, что несколько членов советского экипажа (семь-восемь человек) должны были находиться на корабле в любое время, и в гавани, и в море. При этом тот факт, что корабль ходил под индийским флагом, также означал, что ответственность за корабль, экипаж и ядерный реактор лежала целиком и полностью на индийском командире. К счастью для нас, между советскими и индийскими офицерами ни разу за три года аренды не возникали разногласия по этому поводу. Это удивительно, учитывая деликатность ситуации, и, несомненно, свидетельствует, о профессионализме и такте обоих экипажей».

По данным сайта «deepstorm», в состав группы были «включены также специалисты ракетно-технической позиции – 5 офицеров и 1 переводчик, с задачей обеспечения хранения ракет, и специалисты промышленности – 3 человека с переводчиком. Позже, в период ремонтов, группа промышленности достигала 40 человек. По условиям контракта на борту ПЛ в море и в базе круглосуточно неслась вахта в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на ПУ ГЭУ советскими инструкторами».

Переход АПЛ «Чакра» проходил в подводном положении по маршруту «залив Петра Великого – Японское море – Цусимский пролив (восточный проход Корейского пролива) – Желтое море – Восточно-Китайское море – формирование линии островов Рюкю – Филиппинское море – пролив Ваши – Южно-Китайское море», где субмарина всплыла и в сопровождении подошедшего боевого корабля ВМС Индии прошла в Малаккский пролив, где вовь погрузилась в подводное положение и прошла до следующего всплытия по маршруту «Малаккский пролив – Адаманское море – Бенгальский залив».

Когда 3 февраля 1988 года «Чакра», совершив стремительный 10-суточный переход в подводном положении из Тихого в Индийский океан, всплыла недалеко от порта и военно-морской базы Вишакхапатнам, на ее борт поднялся сам индийский премьер Раджив Ганди. Индийский руководитель, которого сопровождали министр обороны, командующий ВМС адмирал Джаянт Ганпат Надкарни (Admiral Jayant Ganpat Nadkarni), командующий Восточным военно-морским командованием и два охранника. После приема высокопставленных гостей, атомоход погрузился – гости осмотрели поверхность через перископ, обошли отсеки и были приглашены на торжественный обед в кают-компанию. Пять часов спустя «Чакра» прибыла к месту базирования – на берегу ее встречало руководство Минобороны и командование ВС Индии, посол СССР, старший группы советских военных специалистов в Индии генерал-лейтенант авиации Ю.Д. Михайлин, другие советские специалисты и множество журналистов, которым премьер-министр Раджив Ганди объявил «о начале эры индийского атомного подводного флота».

Появление в составе ВМС Индии атомной подлодки, да еще и вооруженной не только торпедами, но и восемью противокорабельными ракетами, вызвало в мире эффект разорвавшейся бомбы, а беспокойный же сосед Дели – Исламабад – и вовсе пребывал в состоянии шока, почти на грани паники. Еще бы – ведь теперь военное противостояние двух азиатских держав переходило на качественно новый уровень: представьте себе, что вы деретесь со своим противником на дубинках или копьях и вдруг: ваш визави достает из-за пояса револьвер. Комментарии, как говорится, излишни.

Три года службы атомохода в ВМС Индии пролетели быстро, но за это время «Чакра» не пропустила ни одного мало-мальски крупного военно-морского учения, каждый раз демонстрируя свой огромный боевой потенциал и выходя победителем из любых учебных поединков. Ни разу индийские подводники не ударили лицом в грязь и в ходе многочисленных ракетных стрельб, при том что эксплуатация советского атомохода проходила в чрезвычайно суровых условиях. Капитан 1 ранга А.И. Теренов, к примеру, вспоминал: «Условия эксплуатации корабля были жесточайшие: 100%-ная влажность, высокие соленость, температура воды и воздуха в разы увеличили скорость коррозии. Особенно досталось забортной арматуре, трубопроводам и корпусу, дейдвудному сальнику. Очень серьезную ошибку мы совершили в период последнего ремонта, не настоявши на замене водоотливной магистрали. Сейчас уже трудно разобраться, кто виноват: техническое управление флота, экономившее деньги, завод, посчитавший эту работу слишком трудоемкой, или экипаж, не проявившей настойчивости. За эту ошибку мы заплатили сполна, а через 1,5 года вынуждены были сделать эту работу, но уже в Индии». Не обходилось, к сожалению, и без аварийных ситуаций, в том числе связанных и со стремлением индийских подводников более полно изучить весь огромный потенциал атомной подводной лодки – нового для них класса военно-морской техники.

«Самая серьезная авария произошла через 1,5 года в Бенгальском заливе, – пишет в книге «Хождение за три моря» капитан 1 ранга А.И. Теренов, – когда индийский командир решил погрузиться на 250 метров для определения типа гидрологии. Моя попытка убедить его отказаться от этой затеи и ограничиться 150 метрами, ссылаясь на то, что подлодка уже не девочка, а зрелая женщина, которой такие нагрузки ни к чему, к успеху не привела. Правда, удалось добиться, чтобы он объявил тревогу и увеличил ход. Формально он конечно же был прав, так как корабль должен был быть способен погружаться и на значительно большую глубину, но… На глубине 180 метров вырвало резинометаллический патрубок системы охлаждения вспомогательного оборудования в трюме 3-го отсека, в метре от самых больших электрических механизмов – обратимого преобразователя, ВПР и главного распределительного щита правого борта. За считанные секунды, пока увеличивали мощность и ход до полного, трюм был заполнен забортной водой, залившей обратимый преобразователь, ВПР и замкнувшей подводящие шины главного распредщита. От мощной электрической дуги главный щит полыхнул как лист бумаги, расплавился, извергая вокруг расплавленный металл. При переключении питания на другой борт завалили аварийную защиту реактора на мощности 90% и на глубине 160 метров остались без хода, без питания, с заклиниными горизонтальными рулями, с пожаром на нижней палубе и заполненным трюмом центрального отсека».

В центральном посту субмарины тогда кроме индийских моряков находился командир-инструктор капитан 1 ранга А.И. Теренов и командир 3-го дивизиона капитан 3 ранга В.И. Лихачев, которые взяли на себя руководство и смогли обеспечить установления контроля над стремительно развивавшейся аварийной ситуацией, после чего экипаж прекратил поступление воды, потушил пожар и после аварийного продувания ЦГБ субмарина всплыла в надводное положение. Впрочем, даже такой опыт принес положительные плоды. Если же говорить об опыте, который обрели моряки, то он оказался просто бесценным. Достаточно сказать, что восемь офицеров, прошедших через отсеки «Чакры», стали адмиралами. Всего же под индийским Военно-морским флагом «Чакра» прошла более 72000 миль, рабочее время ядерного реактора – 430 суток, экипаж выполнил пять ракетных и 42 торпедные стрельбы.

Договор о лизинге АПЛ закончился 5 января 1991 года, индийское военно-политическое руководство неоднократно высказывало пожелание продлить соглашение, даже заходила речь о покупке подлодки в полную собственность. Однако советская сторона отказала Индии и 5 января 1991 года, точно в день окончания договора, атомоход прибыл в бухту Малый Улисс, Владивосток, где прошла передача АПЛ от индийского экипажа представителям ВМФ России. 1 марта субмарина была официально принята ВМФ России и введена в боевой состав 42-й дивизии подводных лодок 2-й флотилии ПЛ, 18 апреля – прибыла к месту постоянного базирования базирования в Вилючинск, в июле – приняла участие в параде по случаю Дня ВМФ (проводился в Авачинской губе), а 3 июля 1992 года подводная лодка, переклассифицированная 28 апреля в атомную большую ПЛ «Б-43», была выведена из боевого состава флота и поставлена в бухте Крашенинникова поставлена на прикол. 29 апреля 2004 года подлодку отбуксировали на территорию ФГУП «Северо-восточный ремонтный центр» (бухта Сельдевая), где выгрузили активную зону ядерного реактора, 23 октября 2006 года – спустили на корабле флаг и, как утверждается на сайте «deepstorm», в течение 2007 года АПЛ была утилизирована.

А ведь была реальная возможность получить достаточно крупную сумму в твердой валюте, тем более что наш флот в этой субмарине фактически не нуждался, и вскоре после возвращения на Родину ее списали в утиль. Считается, что причина этого – «нажим» на российское руководство со стороны Вашингтона, который тогда еще не снял санкции, введенные против Индии после проведения ею ядерного испытания и «самовольного» присоединения к «ядерному клубу».

 

Стратегический «Истребитель врагов»

 

26 июля 2009 года на воду была спущена первая атомная подводная лодка индийской постройки «Арихант» (INS Arihant; S-73), что в переводе с санскрита означает «Истребитель врагов». Субмарина – головной корабль атомоходов типа ATV (Advanced Technology Vessel), постройка серии которых в количестве, как утверждается, не менее трех единиц ведется на верфи Центра судостроения в Вишакхапатнаме. Следует особо отметить – данные подводные лодки классифицируются индийскими ВМС как атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, то есть являются – по крайней мере, исходя из официальных заявлений военно-политического руководства Индии – стратегическими ракетоносцами или ПЛАРБ. «Сегодня мы вошли в число пяти избранных государств, способных строить атомные подводные лодки», – подчеркнул на торжественной церемонии премьер-министр республики Манмохан Сингх.

Традиционный у индийских моряков кокосовый орех – вместо бутылки с шампанским – о борт субмарины «разбила» супруга индийского премьер-министра Гуршаран Каур. «Я нарекаю тебя именем «Арихант», именем «Истребитель врагов», и желаю всего лучшего этой подводной лодке, – заявила супруга премьера, открыв табличку, прикрепленную к рубке атомохода. Сам же Манмохан Сингх открыл торжественную церемонию и произнес по данному поводу главную речь, особо отметив огромную работу, проделанную директором программы ATV вице-адмиралом в отставке Д.С.П. Вермой (Vice-Admiral (retd) DSP Verma) и его командой специалистов. Кроме них на торжественной церемонии пристутствовали министр обороны Араккапарамбил Куриан Энтони (Raksha Mantri Shri.AK Antony), государственный министр Индии по вопросам военно-промышленного комплекса Паллам Раджу, командующий ВМС Индии адмирал Суриш Мехта, а также представители правительства Индии и штата Андра-Прадеш, руководители различных организаций, принимавших непосредственное участие в данной программе. Примечательно, что дату спуска на воду «Истребителя врагов» выбрали не случайно – она была приурочена к 10-й годовщине победы индийской армии в Каргильском конфликте, который в Индии часто именуют не иначе как Каргильская война.

Программа ATV, на которую по данным индийских источников, было израсходовано 300 млрд. рупий (по нынешнему курсу – около 6,02 млрд. долларов), была начата в Индии, как утверждается в местных специализированных СМИ, еще в 1974 году, хотя официальной датой ее старта многими принято считать 1984 год – тогда, по крайней мере, у нее появился свой руководитель. В статье, опубликованной по случаю спуска АПЛ «Арихант» на воду в одном из индийских военно-морских изданий, «SP’s Naval Forces» (T4/2009 г., с. 1-2), указывалось, что в 1980-е годы военно-политическое руководство Индии после длительного изучения вопроса и консультаций с экспертами приняло решение реализовать программу создания атомного подводного флота национальных Военно-морских сил в два этапа: во-первых, было решено взять в лизинг одну АПЛ проекта 670 (ей присвоили имя «Чакра»), а во-вторых, приступить к работам по проектированию лодочной атомной энергоустановки и непосредственно самой атомной подводной лодки – своими силами, но при помощи советских специалистов из соответствующих НИИ и КБ. При этом считалось, что проектировать собственную АПЛ необходимо, взяв за основу именно проект советской АПЛ проекта 670.

Однако развал Советского Союза, отказ России продлить лизинг АПЛ «Чакра» и прекращение совместных работ по теме АЭУ и АПЛ самым негативным образом сказался на индийской программе – можно сказать, эти два события нанесли по ней сильный удар, вызвав многолетнюю задержку с практической реализацией программы. Первый руководитель программы ATV (в период 1984-88 гг.), впоследствии вице-адмирал Михир К. Рой, вспоминал в 2009 году, что распад СССР негативно сказался на индийских работах по созданию атомного подводного флота и привел к значительным задержкам, упомянув также, что первоначально ВПР Индии планировало спроектировать и построить сразу три атомных подлодки. «Мы продвигались достаточно быстро, но затем случилась длительная задержка, – подчеркнул отставной адмирал. Пал СССР, и все контракты по программе ATV подверглись изменениям». Впрочем, со временем российская сторона вновь приняла участие в совместной работе по данной теме – в 2004 году были подписаны новые соглашения по данной тематике – и премьер-министр Индии Манмохан Сингх даже заявил на церемонии спуска АПЛ «Арихант» на воду: «Я благодарю наших российских друзей за их последовательное и неоценимое сотрудничество, которое символизирует близкое стратегическое партнерство, которое мы поддерживаем с Россией».

Программа проектирования и постройки атомоходов типа «Арихант» оказалась настолько секретной – что необычно для Индии само по себе – и меры безопасности были столь серьезны, что официально о закладке головного ракетоносца так никогда и не было объявлено. Дата закладки подводной лодки «Арихант» на сегодня точно так и не известна (считается, что это произошло в присутствии доктора Абдула Калама, главы DRDO и затем президента Индии, в 1998 году), боле того, спуск «Арихант» на воду проходил в закрытом от посторонних глаз сухом доке – данный комплекс именуется в индийской прессе «база «Matsya». Причем присутствующим было запрещено вести фото- и киносъемку, разрешение получили лишь пара «правительственных фотографов», запечатлевших VIP-лиц. Фактически «увидеть» корабль со спутника до его вывода из дока возможности не было, отсюда и столько спекуляций на данную тему. Прежде же чем перейти к рассмотрению технических вопросов – насколько это будет возможно при такой степени секретности, необходимо упомянуть о заявленной стоимости головного корабля, которая вместе с НИОКР и ОКР оценивается в районе 2,9 млрд. долларов, тогда как серийная ПЛАРБ, по данным ряда индийских СМИ. ссылающихся на «неназванных представителей промышленности», обойдется в немногим более 30 млрд. рупий (600 млн. долларов).

ПЛАРБ «Арихант», по данным индийских источников, имеет полное надводное водоизмещение около 6000 тонн, наибольшие длину 110 метров и ширину 11 метров, а в носовой ее части размещены оборудование ГАС, шесть 533-мм торпедных аппаратов – пусковых установок ракетного комплекса «Клаб-С», стеллажи с боезапасом (торпеды и ракеты комплекса «Клаб-С» – противокорабельные, противолодочные и крылатые для атаки наземных целей), центральный пост, прочная рубка с выдвижными устройствами, а снаружи – расположенные на ней горизонтальные рули. В средней части корпуса расположены боевые посты с различной аппаратурой и корабельным оборудованием, пусковые установки баллистических ракет и соответствующее оборудование. Наконец, в кормовой части корпуса ПЛАРБ находятся оборудование и аппаратура атомной энергетической установки с водо-водяным ядерным реактором тепловой мощностью 80-85 МВт и паротурбинной установкой мощностью порядка 47 тысяч л.с., гребной валопровод и т.п., а снаружи – рули и семилопастный гребной винт. Обнародованная рабочая глубина погружения – 300 метров, экипаж – 95-100 человек.

По данным индийских источников, наземный прототип корабельной АЭУ введен в эксплуатацию на наземном стенде отделения Исследовательского центра атомной промышленности им. Хоми Бхабха, разработчика ядерного реактора, в городе Калпаккам, где находится АЭС «Мадрас», 22 сентября 2006 года. В августе 2009 года на прототип допустили большую группу журналистов, при этом сотрудник вышеуказанного отделения Э. Мурти (A. Moorthi) отмечал, что «наземный прототип водо-водяного ядерного реактора, успешно работающий последние три года, и реактор для подводной лодки – соответствуют в масштабе 1:1».

Причем представители индийской атомной промышленности неоднократно подчеркивали – разработка реактора и его постройка, равно как и всей АЭУ, выполнены сугубо силами индийских специалистов. Так, в статье Т.С. Сабраманиана, опубликованной в августе 2009 года в журнале «Фронтлайн» (T.S. Subramanian. Nuclear arm. Frontline. Volume 26 – Issue 17, Aug. 15-28, 2009), приводятся следующие слова руководителя Департамента атомной энергии Индии Шрикумара Банерджи: «Российские специалисты оказывали нам консультационную помощь. И консультации оказывались по всей разработке подводной лодки, а не только по атомной энергоустановке». В свою очередь, бывший глава Комиссии по атомной энергии Индии М.Р. Шри-нивасан (M.R. Srinivasan) отмечал, что работы по ядерному реактору всегда были уделом Комиссии по атомной энергии, а ВМС лишь проектировали и строили сам атомоход. «Военно-морские специалисты получали некоторую помощь от россиян в вопросе проектирования подводной лодки, но реактор – полностью индийская разработка, – подчеркивает доктор М.Р. Шринивасан. – Реактор, его компоненты и горючее были сделаны руками специалистов индийской промышленности». Впрочем, в ряде индийских же источников, со ссылками на представителей тех же центров, приводятся данные о том, что после того, как вариант реактора разработки центра им. Хоми Бхабха показал свою неработоспособность, индийским руководством было принято решение «приобрести реактор в России». В работах по программе ATV были также задействованы другие компании и организации, такие как: Военно-морская физическая и океанографическая лаборатория (Naval Physical and Oceanographic Laboratory (NPOL), город Кочи; радиоэлектронное оборудование), Военно-морская научно-технологичная лаборатория (Naval Science and Technological Laboratory (NSTL), город Вишакхапатнам; гидроакустика), Атомный исследовательский центр им. Индиры Ганди (Indira Gandhi Atomic Research Centre, около Чен-ная; работы по ЯР), компания «Ларсен и Тубро» («Larsen & Toubro», верфь в городе Хазира; корпусные работы по ПЛ – секции корпуса строятся в Хазире и затем перевозятся на военную верфь в Вишакхапатнам), компания «Волчанднагар Индастриз» («Walchandnagar Industries Limited»), а также несколько других подразделений DRDO. Подготовка экипажа ПЛАРБ осуществлялась в Учебном центре подводной войны (School of Advanced Underwater Warfare) в Вишахпатнаме.

Главным оружием «Ариханта» является разработанный специалистами Организации по оборонным исследованиям и разработкам Индии (DRDO) ракетный комплекс с баллистическими ракетами К-15 «Сагарика» (боекомплект 12 ракет), пуск которых может выполняться из подводного положения атомохода и которые могут оснащаться как ядерными (от 17 до 150 кт), так и обычными боевыми частями.

Баллистическая ракета морского базирования «Сагарика» («Океанская») создавалась с широким использованием наработок, полученных индийскими специалистами в ходе реализации программы БР семейства «Притхви» и КР семейства «БраМос». Работы над ней ведутся с 1991 года, ракета – двухступенчатая, в качестве обеих ступеней используются твердотопливные двигатели. Летные испытания начаты в 2004 году – первые два осуществлены 23 января и 19 марта 2004 года. На сегодня, по информации индийских источников, ракеты уже неоднократно прошли испытания с подводного стенда у побережья в районе Вишакхапатнама – первое испытание 27 октября 2004 года, а всего уже с глубины 20-50 метров выполнено шесть пусков. Разработка корабельной пусковой установки для К-15, осуществлявшейся компанией «Ларсен и Тубро», город Хазира, штат Гуджарат, в рамках «Проекта 420» (Project 420) или, по другим источникам «Проекта П78» (Project P78), завершена в 2001 году, и она передана заказчику для испытаний.

Корпус ракеты изготавливается из стального сплава. Длина ракеты – около 10,0 м, максимальный диаметр корпуса – 0,74 м, стартовая масса – не менее 7 тонн (по некоторым данным – до 10 тонн), КВО – порядка 25 м, дальность стрельбы – до 750 км, масса полезной нагрузки, по разным данным, – от 500 до 1000 кг. В ряде индийских источников указывается, что разработчик осуществляет мероприятия по увеличению дальности стрельбы ракеты до 1300-2500 км, при уменьшении массы БЧ, – соответствующая техническая помощь, сообщается, запрошена у Израиля и России. Ракета хранится в композитном транспортно-пусковом контейнере диаметром 2,4 метра. Пуск БР «Сагарика» из подводного положения возможен на глубине 50 метров (точный стартовый коридор глубин – неизвестен).

Коллектив разработчиков К-15 – 86 человек во главе с А.К. Чакрабарти (А.К Chakrabarti) – получил за успешную реализацию данного проекта премию 2007 года «За лучшие достижения». Однако более интересно, что в статье Сандипа Аннитана «Секретное подводное оружие», опубликованной в январе 2008 года в «Индия сегодня» (Sandeep Unnithan. The secret undersea weapon. India Today. 17.01.2008), приводились слова контр-адмирала в отставке Раджи Менона (Rear Admiral (retired) Raja Menon) о том, что «подводная лодка несет не менее 12 ракет, каждая с РГЧ ИН, что в совокупности дает 96 боеголовок». Это весьма знаковое заявление – ни до, ни после индийские источники о РГЧ ИН для ракет «Саагарика» не упоминали. Хотя, с другой стороны, ряд экспертов скептически воспринимают слова отставного адмирала.

В ряде источников утверждается, что DRDO осуществляет также разработку БРПЛ «К-4» с дальностью стрельбы более 3500 км на базе одной из БР «Агни» (вероятно, «Агни III»). Утверждается, что ракета, которая, как и К-15, разрабатывается в рамках «черной программы», именуемой в индийских источниках «Проект ракет семейства «К» (К Series Missiles Programme), имеет стартовую массу 17-20 тонн, длину 10 метров, может нести БЧ массой 1000 кг и уже испытана минимум один раз (в январе 2010 года около Вишакхапатнама). При этом приводятся данные о том, что на ПЛАРБ типа «Арихант» можно будет разместить четыре такие БРПЛ – взамен 12 ракет комплекса К-15. В последнее время появляются в индийской прессе и сообщения о работах над БРПЛ типа К-5 -варианту МБР «Агни VI».

Программа испытаний ПЛАРБ «Арихант» осуществляется в два этапа: первый – заводские испытания, второй – морские ходовые и государственные испытания. Все идет, вероятно, по утвержденному графику. По крайней мере, в интервью газете «Хинду» (The Hindu) летом 2010 года председатель Комиссии по атомной энергии Индии доктор Шрикумар Банерджи (Srikumar Banerjee) заявил: «Наша ЯППУ готова на 100%. С нашей стороны – Департамента по атомной энергии Индии – сделано все. Мы ждем, когда войдут в строй другие системы, чтобы приступить к пуску реактора». После завершения государственных испытаний и ввода АПЛ «Арихант» в боевой состав ВМС Индии страна наконец получит, как подчеркивают индийские военные эксперты, «третью руку в национальной ядерной триаде». Сегодня уже активно ведется строительство второй субмарины типа «Арихант» (в индийской прессе приводится имя «Аридхаман» / INS Aridhaman), которая, по мнению уже упоминавшегося вице-адмирала Михира К. Роя, будет готова значительно быстрее, чем головной корабль.

Базирование ПЛАРБ типа «Арихант» планируется осуществлять на территории новой военно-морской базы ВМС Индии, которая в рамках проекта под кодовым наименованием «Проект Варша» («Project Varsha») строится на восточном побережье страны в районе Рамбилли (Rambilli), не очень далеко от ВМБ Вишакхапатнам. Новая ВМБ будет иметь специальные средства для обеспечения безопасности атомоходов и технического персонала, обслуживающего их. Планируется, что на базе, территория которой составит около 3000 акров, будет работать только военный персонал. В настоящее время, как утверждается, реализован первый этап строительства, который обошелся бюджету в 15 млрд. рупий (300 млн. долларов).

 

«Чакра» с акульими повадками

 

В целях повышения боевого потенциала подводных сил ВМС Индии, получения ими опыта эксплуатации современной атомной подвдоной лодки, а также для практической подготовки экипажей для атомоходов типа «Арихант» было принято решение взять в лизинг у России очередной многоцелевой АПЛ – на этот раз проекта 971 («Щука-Б»). Однако, поскольку у ВМФ России подлодок данного типа и так, как говорится, «с гулькин нос», индийской стороне было предложено принять участие в достройке одной из субмарин проекта 971, находящихся в высокой степени готовности на стапелях российских судоверфей.

Выбор пал на многоцелевую АПЛ «Нерпа» («К-152», зав. №518), которая еще в конце 1991 года была заложена на стапеле Амурского судостроительного завода и затем попала в разряд долгостроя ввиду отсутствия у российского ВМФ средств на ее достройку и ввод в боевой состав флота. Рассматривалось несколько вариантов дальнейшей судьбы «Нерпы», принявшей 4 декабря 1997 года гвардейский флаг от атомной подлодки «К-56» проекта 675, – от постепенной достройки, в том числе и на стапеле северодвинского «Севмашпредприятия», и до немедленной утилизации, но в октябре 1999 года тогда еще премьер-министром Владимиром Путиным во время посещения АСЗ было дано указание корабль достраивать. Впрочем, активные работы по достройке «К-152» начались только после того, как в январе 2004 года в рамках визита в Индию министра обороны Сергея Иванова было заключено соглашение о строительстве, по проекту 971И, и аренде двух многоцелевых атомных ПЛ. Причем вначале срок сдачи первой субмарины заказчику был определен на август 2007 года, но позже его перенесли на июнь 2008 года, а затем – на декабрь 2009 года, тогда как количество «арендуемых» субмарин сократили до одной (по данным открытых источников, стоимость лизингового договора атомохода на 10 лет составляет около 650 млн. долларов).

МЦАПЛ проекта 971 – один из тех немногих созданных советскими конструкторами в 1970-1980-е годы образцов военной техники и вооружения, которые были на «голову выше» своих зарубежных аналогов. Технический проект нового атомохода, получившего у нас шифр «Щука-Б», а в классификаторе США/НАТО шифр «Акула» и «Усовершенствованная Акула» (Akula – проект 971, Improved Akula – проект 971У), был утвержден 30 сентября 1977 года (проектант – Санкт-петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), а головной корабль спустили на воду 16 апреля 1988 года. Корабль, имевший надводное водоизмещение 8140 тонн, подводное – 10500 тонн, и способный погружаться на рабочую глубину 480 метров (предельная глубина погружения – около 600 метров), оказался настолько совершенным «подводным охотником», что в буквальном смысле слова вызвал шок у командования ВМС и военно-политического руководства США.

Отличительные особенности: полная подводная скорость 33 узла, достаточно низкие показатели шумности (даже в 1990-е годы в зарубежной специальной печати утверждалось, что новейшие американские корабельные гидроакустические средства не в состоянии длительно поддерживать контакт с АПЛ типа «Усовершенствованная Акула» на скорости хода последних в пределах 6-9 узлов) и мощное вооружение – четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц, из которых 28 – калибра 533 мм. Причем из 533-мм торпедных аппаратов была обеспечена возможность выполнения пусков крылатых ракет комплекса «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км, в том числе и с ядерным снаряжением. Кроме того, корабли получили современные самоходные гидроакустические имитаторы ПЛ и средства неакустического обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника.

Ярким примером уникальных возможностей данных атомоходов стал пример МЦАПЛ «Тигр» («К-154) под командованием капитана 1 ранга Алексея Буриличева, которая обнаружила и длительное время скрытно осуществляла слежение за американской ПЛАРБ типа «Огайо», за что командир атомохода был удостоен звания Героя России. В том числе и в ответ на советскую программу «Щука-Б» американцы были вынуждены реализовать дорогостоящую программу создания многоцелевых АПЛ нового поколения типа «Сивулф» (Seawolf), стоимость только НИОКР и ОКР по которой и разработка нового ядерного реактора типа S6W обошлась бюджету Пентагона не менее чем в 1 млрд. долларов, а стоимость одного серийного корабля составила и вовсе около 4,4 млрд. долларов!

Неудивительно, что коммодор в отставке Анил Джай Сингх, длительное время прослуживший в подводных силах ВМС Индии, в статье «Стратегическое влияние атомных подводных лодок» особо отметил: «Атомная многоцелевые подводная лодка типа «Акула» обеспечит существенный прирост боевого потенциала индийских Военно-морских сил, обладающих на сегодня только флотом неатомных подводных лодок».

24 июня 2006 года «К-152» была спущена на воду, 11 июня 2008 года на ней начались испытания перед вводом в эксплуатацию, в конце октября атомоход впервые вышел в море, а 31 октября – совершил первое погружение. Однако 8 ноября 2008 года в рамках проведения очередного этапа государственной приемки, предусматривавшего проведение торпедных стрельб в одном из районов боевой подготовки по «мишени», роль которй играл ВПК «Адмирал Трибуц», в результате несанкционированного срабатывания во втором отсеке системы пожаротушения на подводной лодке погибло 20 человек (три военнослужащих и 17 гражданских специалистов), а еще 21 человек получили ожоги дыхательных путей, пострадали от удушья и обморожения.

Ремонт АПЛ обошелся, как было объявлено в СМИ, в 1,9 млрд. рублей, среди проведенных работ – замена фреона в системе пожаротушения ЛОХ и изменение алгоритма ее управления, а также ревизия оборудования и переподготовка сдаточной команды численностью порядка 200 человек. В феврале 2009 года инспекция ВМС Индии провела осмотр состояния атомохода, и после устранения выявленных ею замечаний и сделанных пожеланий были вновь начаты – 10 июля 2009 года – заводские ходовые испытания, первый этап которых был успешно завершен 27 июля того же года. 23 сентября 2009 года губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт сообщил, что успешно выполнен третий этап ходовых испытаний, а последний этап государственных испытаний завершился – также успешно – 25 декабря 2009 года. 28 декабря 2009 года в городе Большой Камень Приморского края состоялась торжественная церемония ввода МЦАПЛ «Нерпа» в боевой состав ВМФ РФ, в которой принял участие командующий КТОФ вице-адмирал Константин Семенович Сиденко.

1 июня 2010 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Михаил Аркадьевич Дмитриев, находясь в командировке в Дели, сообщил журналистам, что «обучение экипажа завершилось, основная масса испытаний прошла – все идет к финишу». Датой передачи атомохода ВМС Индии назывался октябрь 2010 года, но позже дату перенесли на первый квартал 2011 года. Однако только 30 декабря 2011 года в Главном штабе ВМФ России состоялось подписание акта о передаче «Нерпы» индийскому флоту. «Все испытания и проверки функционирования подлодки в море успешно завершены, после Нового года индийский экипаж начнет ее обживать и осваивать», – заявил российским СМИ представитель ВМФ РФ. Наконец, 23 января 2012 года на судостроительном заводе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края состоялась финальная церемония передачи МЦАПЛ «Нерпа» в лизинг ВМС Индии, причем по просьбе заказчика прессу на мероприятие не пустили. Корабль в индийских ВМС получил имя «Чакра» (INS Chakra), обнародованная в январе 2012 года стоимость 10-летней аренды составила 900 млн. долларов.

 

Флот нового тысячелетия

 

Выступая 2 декабря 2011 года перед журналистами – накануне Дня ВМС Индии, отмечаемого 4 декабря, – Командующий ВМС Индии адмирал Нирмал Верма подчеркнул – к 2027 году индийские Военно-морские силы полностью преобразятся и будут насчитывать в боевом составе не менее 150 боевых кораблей основных классов и не менее 500 различных летательных аппаратов. Для сравнения, сегодня ВМС Индии имеют 132 боевых корабля, включая 14 подлодок, и 80 самолетов, 122 вертолета и 14 БЛА. Причем темп ввода кораблей основных классов в боевой состав флота в течение следующих пяти лет планируется довести в среднем до пяти НК (ПЛ) в год. Только в ближайшие годы, по словам адмирала, флот получит 49 новых надводных кораблей и подводных лодок, причем из них 45 строятся на национальных верфях.

Среди последних – и атомные подводные ракетоносцы типа «Арихант». И хотя адмирал в своем выступлении ни разу не упомянул о данной чрезвычайно секретной программе, в военно-морской стратегии Индии в разделе о ядерном сдерживании особо указано: «Высокая скрытность атомных подводных лодок с баллистическими ракетами позволяет утверждать, что противная сторона не сможет обнаружить факты их развертывания, наращивания сил и передислокации… Располагающие ядерным оружием подводные лодки – наиболее эффективное средство ответного ядерного удара. Принимая указанное выше во внимание, можно сделать однозначный вывод о том, что атомные подводные лодки – наиболее предпочтительный образец вооружения для создания компактных ядерных сил».

Последнее вполне укладывается в политику «ограниченного ядерного сдерживания», которая одобрена и реализуется ВПР Индии, и, в частности, предусматривает создание компактных стратегических ядерных сил наземного, воздушного и морского базирования. То есть создания своей минимально необходимой «ядерной триады», которая является необходимым средством любого государства, стремящегося добиться статуса региональной державы – не говоря уже о державе мирового уровня. При этом индийские военные эксперты уверены – только «ядерная триада», обладающая универсальностью и многовариантностью применения ядерного оружия, позволит обеспечить полноценное ядерное сдерживание и, при необходимости, наиболее эффективное применение ядерного оружия. И вот, наконец, в этом году многолетняя мечта индийских адмиралов, вероятно, начинает сбываться.

В этой связи коммодор в отставке Анил Джай Сингх, длительное время прослуживший в подводных силах ВМС Индии и занимавший должность военно-морского атташе в индийском посольстве в Лондоне, в статье «Стратегическое влияние атомных подводных лодок», опубликованной в начале 2012 года в издании «SP’s Naval Forces» (Commodore Anil Jai Singh. Strategic Implications of Nuclear Submarines, SP’s Naval Forces, №1, февраль-март 2012 г.), указывает: «В случае совершения обоих событий (имеются ввиду ввод в боевой состав ВМС Индии переданной в лизинг АПЛ «Чакра» проекта 971И и первый выход в море на испытания подводной лодки «Арихант» – прим. В.Щ.), индийские Военно-морские силы окажутся совсем близко от того момента, когда смогут обрести возможности действительно сбалансированного океанского флота и смогут решать все задачи в интересах обеспечения национальных интересов. Ввод в боевой состав этих двух кораблей не только позволит нам пересмотреть акценты в области обеспечения национальной безопасности, но также окажет непосредственное влияние на изменение самой структуры обеспечения региональной безопасности на море».

Причем по его, опытного подводника, мнению, подводные силы ВМС Индии должны располагать не менее чем тремя подводными лодками типа «Арихант», учитывая, что как минимум одна субмарина должна находиться на боевом патрулировании в океане. «Имеются данные, – отмечает при этом коммодор в отставке Анил Джай Сингх, – что командование ВМС Индии приняло решение ввести в боевой состав по меньшей мере пять многоцелевых атомных подводных лодок и 20 неатомных подводных лодок в рамках выполнения кораблестроительной программы, предусматривающей постройку до 2022 года 160 боевых кораблей основных классов».

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru