Десантно-транспортная атомная подводная лодка проекта 748

www.otvaga2004.ru


Построено: 0


Модификации: нет


 

Прекращение всех работ по пр.664 вовсе не поставило точку по созданию специализированных транспортных подводных лодок в СССР. Очередной проект транспортно-десантной субмарины был начат в соответствии с постановлением Правительства СССР от 10 августа 1964 г. Этим документом предусматривалось создание десантной подводной лодки проекта 748 с дизель-электрической энергоустановкой. В августе 1965 г. ГУК по согласованию с ГКС выдало ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на разработку этого корабля, а уже в сентябре того же года вышел приказ министра судостроительной промышленности о разработке его эскизного проекта. Как и в случае с ПЛ проекта 664, работы возглавил Главный конструктор Н.А. Киселев.

В соответствии с ТТЗ лодка предназначалась для:

• скрытной перевозки и высадки морского десанта на побережье противника;

• снятия с захваченного побережья раненых десантников для перевозки на наше побережье;

• снабжения десанта боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих на приморских направлениях.

Состав десанта включал усиленный батальон морской пехоты численностью 470 человек со штатным вооружением и снаряжением: три легких плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть минометов, ротные пулеметы и другие виды легкого вооружения.

Имея нормальное водоизмещение 7920 тонн, подводная лодка должна была развивать в подводном положении ход порядка 15 уз и иметь предельную глубину погружения 300 м. Экономическим ходом 3 уз она могла бы в подводном положении пройти 300, а под РДП – 15 000 миль. Автономность для экипажа составляла 80, а для десанта – 30 суток.

Спустя два месяца после начала разработки эскизного проекта 748 Главное управление кораблестроения обратилось с просьбой к ЦКБ-16 выполнить проработку двух вариантов лодки: со вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (аналогичной той, что планировали установить на дизельные лодки с крылатыми ракетами пр.651Э) и с полноценной ППУ, использовавшейся на отечественных ПЛА второго поколения и уже освоенной промышленностью. Кроме того, дополнительно предлагалось провести проработку возможности использования лодки пр.748 в качестве минного заградителя. Все это объяснялось тем, что уже в самом начале проведения проектных работ стало очевидным, что ПЛ с дизель-электрической ГЭУ не в состоянии обеспечить скрытную доставку десанта на удаленные участки побережья противника. Поэтому в дальнейшем корабль разрабатывался как атомная ПЛ, причем паропроизводящая установка была принята такой же, как и в предыдущем пр.664.

Всего по эскизному проекту 748 в ЦКБ-16 разработали шесть вариантов (два основных и четыре дополнительных), которые различались между собой составом транспортируемого морского десанта и грузов, типом и составом ГЭУ, а также архитектурно-конструктивной схемой (с одним или тремя прочными корпусами). Четвертый вариант, как наиболее удачный во всех отношениях, конструкторское бюро рекомендовало к дальнейшей разработке.

 

 

Его характерной особенностью являлись плоская форма легкого корпуса и три прочных корпуса, расположенных рядом в одной горизонтальной плоскости. Такая схема позволяла наиболее рационально разместить десант и самоходную технику. В среднем прочном корпусе, разделенном плоскими переборками на 10 отсеков, устанавливались торпедное и радиоэлектронное вооружение, экипаж, ГЭУ и вспомогательные механизмы, а в бортовых корпусах (первом и втором транспортных отсеках) – транспортируемые грузы. Форма носовой оконечности была разработана с учетом размещения двух откидывающихся аппарелей для выхода самоходной техники и десанта на необорудованный берег.

Большая ширина легкого корпуса и большое междубортное пространство при запасе плавучести порядка 50% обеспечивали наименьшую осадку, что позволяло кораблю выходить непосредственно на побережье. Своеобразная кормовая оконечность с комплексом стабилизаторов и двух гребных винтов в кольцевых насадках обеспечивала хорошие пропульсивные качества, управляемость и устойчивость на курсе.

Для самообороны лодки от самолетов противника предусматривалась 57-мм артиллерийская установка СМ-71-3ИФ (перед ограждением рубки) и 24 установки вертикального пуска разрабатываемого ЗРК «Меч», контейнеры которого располагались в межкорпусном пространстве за ограждением рубки. Для слежения за ближайшей обстановкой в надводном положении планировалось установить телевизионный комплекс «Зрачок».

 

Общая компоновка эскизного проекта 748 десантно-транспортной ПЛА:

1 – выдвижная аппарель; 2 – 533-мм торпедные аппараты; 3 – основная антенна ГАК «Керчь»; 4 – запасные торпеды; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – носовой входной люк, 7 – каюты и кубрики для личного состава перевозимого десанта; 8 – стрела грузового подъемного крана; 9 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 10 – жилые и бытовые помещения экипажа корабля; 11 – третий (жилой) отсек; 12 – артиллерийская установка СМ-713ИФ; 13 – центральный пост; 14 – ходовая рубка; 15-перископ ПЗНС-12; 16 – прочная рубка; 17– всплывающая спасательная камера; 18 – ПМУ РЛС «Каскад»; 19 ПМУ радиосекстана «Самум»; 20 – ПМУ «Синтез»; 21 – ПМУ станции РЭБ «Залив-П»; 22 – ПМУ компрессора; 23 – лебедка буйковой антенны «Параван»; 24 буксируемая антенна «Параван»; 25 – УВП ЗРК; 26 – отсек перевозимых грузов и боеприпасов; 27 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (реакторный) отсек; 29 – баллоны со сжатым воздухом; 30 – восьмой (турбинный) отсек; 31 – главный распределительный щит; 32 – девятый (электротехнический) отсек; 33 – посты управления ГЭУ; 34 – десятый (румпельный) отсек; 35 – аварийный дизель-генератор; 36 – ЭД на линии вала; 37 – турбогенератор; 38 – ГТЗА с редуктором; 39 – насосная выгородка реакторного отсека; 40 – парогенераторы; 41 – реактор; 42 – кормовая группа АБ; 43 – носовая группа АБ; 44 – выгородка приводов и агрегатов носовых горизонтальных рулей; 45 – наружная крышка носового грузового люка; 46 – внутренняя крышка носового грузового люка; 47 – платформа поворотная с приводом; 48 – грузовой отсек левого борта: 49 – плавающий танк ПТ-76; 50 – крышка кормового люка; 51 – грузовой отсек правого борта; 52 – бронетранспортер БТР-60П; 53 – устройство погрузки (выгрузки) самоходной техники

 

 

Эскизный проект 748 был представлен на рассмотрение командования ВМФ и руководства МСП в декабре 1965 года, но утвержден так и не был. В конечном итоге ГУК ВМФ использовало этот эскизный проект для подготовки тактико-технического задания на разработку более совершенного проекта 717, в котором предполагалось совместить тактические назначения лодок пр.664 и пр.748.

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

• нормальное

• подводное

11 000

16 600

Основные размерения, м

• длина наибольшая (по КВЛ)

• ширина наибольшая

• осадка средняя

153 (.)

21,2

6

Главная энергетическая установка:

• 2 ВВР типа ВМ-4, суммарная мощность, мВт

• ППУ ОК-300; ГТЗА-748

• 2 паровые турбины, суммарная мощность, л.с.

• 2 турбогенератора, мощность, кВт

• 2 дизель-генератора, мощность, кВт

• 2 вспомогательных ЭД, мощность, кВт

Атомная

140

100 000

2 х 3000

2 х 450

2 х 220

2 вала; 2 ВФШ в насадках

Скорость хода, уз:

• надводная

• подводная

• подводная на под ЭД

12

17

4,5

Глубина погружения, м:

• рабочая

• предельная

240

300

Автономность по провизии, сут.:

• для экипажа

• для десанта

• для войск

• для перевозимых раненых

80

30

6

10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)

80 (.)

ТРАНСПОРТИРУЕМЫЕ ГРУЗЫ

Морской десант

до 300 чел.

Плавающие танки ПТ-76

10

Бронетранспортеры БТР-60 или БТР-70

10

Средние танки Т-62

20

(вместо ПТ-76 и БТР)

Подразделения сухопутных войск

до 1500 чел.

(вместо десанта)

Раненые с обслуж. персоналом

530

Боеприпасы для войск

до 920 тонн

ВООРУЖЕНИЕ

Зенитное ракетное:

• ЗРК «Меч»

• боезапас ЗУР

1 Х 24 (УВП)

24

Артиллерийское:

• 57-мм СМ-71-ЗиФ

1 Х 1

Торпедное:

• 533-мм ТА

• 533-мм торпеды 53-65К, СЭТ-65

4 (носовые)

14

 

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения

• МРК-50 «каскад»

ГАС

• ГАК МГК-100 «Керчь»

Системы управления стрельбой

н/д

Средства РЭБ

• МРП-21А «Залив-П» (РТР)

Навигационный комплекс

• «Сигма-664»

Комплекс радиосвязи

• «Молния-М»

• «Параван» (буйковая антенна)

РЛС госопознавания

н/д


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru