Построено: 0
Модификации: нет
Прекращение всех работ по пр.664 вовсе не поставило точку по созданию специализированных транспортных подводных лодок в СССР. Очередной проект транспортно-десантной субмарины был начат в соответствии с постановлением Правительства СССР от 10 августа 1964 г. Этим документом предусматривалось создание десантной подводной лодки проекта 748 с дизель-электрической энергоустановкой. В августе 1965 г. ГУК по согласованию с ГКС выдало ЦНИИВК и ЦКБ-16 оперативно-тактическое задание на разработку этого корабля, а уже в сентябре того же года вышел приказ министра судостроительной промышленности о разработке его эскизного проекта. Как и в случае с ПЛ проекта 664, работы возглавил Главный конструктор Н.А. Киселев.
В соответствии с ТТЗ лодка предназначалась для:
• скрытной перевозки и высадки морского десанта на побережье противника;
• снятия с захваченного побережья раненых десантников для перевозки на наше побережье;
• снабжения десанта боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих на приморских направлениях.
Состав десанта включал усиленный батальон морской пехоты численностью 470 человек со штатным вооружением и снаряжением: три легких плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть минометов, ротные пулеметы и другие виды легкого вооружения.
Имея нормальное водоизмещение 7920 тонн, подводная лодка должна была развивать в подводном положении ход порядка 15 уз и иметь предельную глубину погружения 300 м. Экономическим ходом 3 уз она могла бы в подводном положении пройти 300, а под РДП – 15 000 миль. Автономность для экипажа составляла 80, а для десанта – 30 суток.
Спустя два месяца после начала разработки эскизного проекта 748 Главное управление кораблестроения обратилось с просьбой к ЦКБ-16 выполнить проработку двух вариантов лодки: со вспомогательной атомной установкой ВАУ-6 (аналогичной той, что планировали установить на дизельные лодки с крылатыми ракетами пр.651Э) и с полноценной ППУ, использовавшейся на отечественных ПЛА второго поколения и уже освоенной промышленностью. Кроме того, дополнительно предлагалось провести проработку возможности использования лодки пр.748 в качестве минного заградителя. Все это объяснялось тем, что уже в самом начале проведения проектных работ стало очевидным, что ПЛ с дизель-электрической ГЭУ не в состоянии обеспечить скрытную доставку десанта на удаленные участки побережья противника. Поэтому в дальнейшем корабль разрабатывался как атомная ПЛ, причем паропроизводящая установка была принята такой же, как и в предыдущем пр.664.
Всего по эскизному проекту 748 в ЦКБ-16 разработали шесть вариантов (два основных и четыре дополнительных), которые различались между собой составом транспортируемого морского десанта и грузов, типом и составом ГЭУ, а также архитектурно-конструктивной схемой (с одним или тремя прочными корпусами). Четвертый вариант, как наиболее удачный во всех отношениях, конструкторское бюро рекомендовало к дальнейшей разработке.
Его характерной особенностью являлись плоская форма легкого корпуса и три прочных корпуса, расположенных рядом в одной горизонтальной плоскости. Такая схема позволяла наиболее рационально разместить десант и самоходную технику. В среднем прочном корпусе, разделенном плоскими переборками на 10 отсеков, устанавливались торпедное и радиоэлектронное вооружение, экипаж, ГЭУ и вспомогательные механизмы, а в бортовых корпусах (первом и втором транспортных отсеках) – транспортируемые грузы. Форма носовой оконечности была разработана с учетом размещения двух откидывающихся аппарелей для выхода самоходной техники и десанта на необорудованный берег.
Большая ширина легкого корпуса и большое междубортное пространство при запасе плавучести порядка 50% обеспечивали наименьшую осадку, что позволяло кораблю выходить непосредственно на побережье. Своеобразная кормовая оконечность с комплексом стабилизаторов и двух гребных винтов в кольцевых насадках обеспечивала хорошие пропульсивные качества, управляемость и устойчивость на курсе.
Для самообороны лодки от самолетов противника предусматривалась 57-мм артиллерийская установка СМ-71-3ИФ (перед ограждением рубки) и 24 установки вертикального пуска разрабатываемого ЗРК «Меч», контейнеры которого располагались в межкорпусном пространстве за ограждением рубки. Для слежения за ближайшей обстановкой в надводном положении планировалось установить телевизионный комплекс «Зрачок».
Общая компоновка эскизного проекта 748 десантно-транспортной ПЛА:
1 – выдвижная аппарель; 2 – 533-мм торпедные аппараты; 3 – основная антенна ГАК «Керчь»; 4 – запасные торпеды; 5 – носовой (торпедный) отсек; 6 – носовой входной люк, 7 – каюты и кубрики для личного состава перевозимого десанта; 8 – стрела грузового подъемного крана; 9 – второй (жилой и аккумуляторный) отсек; 10 – жилые и бытовые помещения экипажа корабля; 11 – третий (жилой) отсек; 12 – артиллерийская установка СМ-713ИФ; 13 – центральный пост; 14 – ходовая рубка; 15-перископ ПЗНС-12; 16 – прочная рубка; 17– всплывающая спасательная камера; 18 – ПМУ РЛС «Каскад»; 19 ПМУ радиосекстана «Самум»; 20 – ПМУ «Синтез»; 21 – ПМУ станции РЭБ «Залив-П»; 22 – ПМУ компрессора; 23 – лебедка буйковой антенны «Параван»; 24 буксируемая антенна «Параван»; 25 – УВП ЗРК; 26 – отсек перевозимых грузов и боеприпасов; 27 – шестой (вспомогательных механизмов) отсек; 28 – седьмой (реакторный) отсек; 29 – баллоны со сжатым воздухом; 30 – восьмой (турбинный) отсек; 31 – главный распределительный щит; 32 – девятый (электротехнический) отсек; 33 – посты управления ГЭУ; 34 – десятый (румпельный) отсек; 35 – аварийный дизель-генератор; 36 – ЭД на линии вала; 37 – турбогенератор; 38 – ГТЗА с редуктором; 39 – насосная выгородка реакторного отсека; 40 – парогенераторы; 41 – реактор; 42 – кормовая группа АБ; 43 – носовая группа АБ; 44 – выгородка приводов и агрегатов носовых горизонтальных рулей; 45 – наружная крышка носового грузового люка; 46 – внутренняя крышка носового грузового люка; 47 – платформа поворотная с приводом; 48 – грузовой отсек левого борта: 49 – плавающий танк ПТ-76; 50 – крышка кормового люка; 51 – грузовой отсек правого борта; 52 – бронетранспортер БТР-60П; 53 – устройство погрузки (выгрузки) самоходной техники
Эскизный проект 748 был представлен на рассмотрение командования ВМФ и руководства МСП в декабре 1965 года, но утвержден так и не был. В конечном итоге ГУК ВМФ использовало этот эскизный проект для подготовки тактико-технического задания на разработку более совершенного проекта 717, в котором предполагалось совместить тактические назначения лодок пр.664 и пр.748.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Водоизмещение, тонн • нормальное • подводное |
– 11 000 16 600 |
Основные размерения, м • длина наибольшая (по КВЛ) • ширина наибольшая • осадка средняя |
– 153 (.) 21,2 6 |
Главная энергетическая установка: • 2 ВВР типа ВМ-4, суммарная мощность, мВт • ППУ ОК-300; ГТЗА-748 • 2 паровые турбины, суммарная мощность, л.с. • 2 турбогенератора, мощность, кВт • 2 дизель-генератора, мощность, кВт • 2 вспомогательных ЭД, мощность, кВт |
Атомная 140 – 100 000 2 х 3000 2 х 450 2 х 220 |
2 вала; 2 ВФШ в насадках |
– |
Скорость хода, уз: • надводная • подводная • подводная на под ЭД |
– 12 17 4,5 |
Глубина погружения, м: • рабочая • предельная |
– 240 300 |
Автономность по провизии, сут.: • для экипажа • для десанта • для войск • для перевозимых раненых |
– 80 30 6 10 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) |
80 (.) |
ТРАНСПОРТИРУЕМЫЕ ГРУЗЫ |
|
Морской десант |
до 300 чел. |
Плавающие танки ПТ-76 |
10 |
Бронетранспортеры БТР-60 или БТР-70 |
10 |
Средние танки Т-62 |
20 (вместо ПТ-76 и БТР) |
Подразделения сухопутных войск |
до 1500 чел. (вместо десанта) |
Раненые с обслуж. персоналом |
530 |
Боеприпасы для войск |
до 920 тонн |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Зенитное ракетное: • ЗРК «Меч» • боезапас ЗУР |
– 1 Х 24 (УВП) 24 |
Артиллерийское: • 57-мм СМ-71-ЗиФ |
– 1 Х 1 |
Торпедное: • 533-мм ТА • 533-мм торпеды 53-65К, СЭТ-65 |
– 4 (носовые) 14 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
|
РЛС общего обнаружения |
• МРК-50 «каскад» |
ГАС |
• ГАК МГК-100 «Керчь» |
Системы управления стрельбой |
• н/д |
Средства РЭБ |
• МРП-21А «Залив-П» (РТР) |
Навигационный комплекс |
• «Сигма-664» |
Комплекс радиосвязи |
• «Молния-М» • «Параван» (буйковая антенна) |
РЛС госопознавания |
• н/д |