Построено: 6+8
Модификации: нет
К ОБЩЕМУ СПИСКУ |
Проект сторожевого корабля «Ястреб» был разработан еще до войны в 1938-1939 гг. Это был классический корабль тех лет с минно-артиллерийским вооружением, дополненным бомбосбрасывателями. К июню 1941 года были заложены 14 таких кораблей, однако до окончания Великой Отечественной войны вступил в строй лишь один. Последующие 5 единиц достраивались в послевоенные годы по откорректированному проекту 29К. На них было усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГАС. Позже до уровня проекта 29К был модернизирован и головной «Ястреб». Тем не менее, к моменту ввода в строй все СКР этого типа уже заметно устарели.
Программа строительства. Корабли строились с 1939 г. на ССЗ № 190 им.А.А.Жданова в Ленинграде (заложено 8 корпусов), на ССЗ №198 им.А.Марти в Николаеве (4) и на ССЗ №199 в Комсомольске-на-Амуре (2). Головной СКР вступил в строй 23 февраля 1945 года, еще 5 кораблей вошли в строй позже. СКР «Бдительный» («Изумруд») после войны в недостроенном состоянии был списан. Ещё 3 СКР: «Беркут», «Сокол» и «Гриф» были прекращены строительством в 1941 году. 4 недостроенных корабля в августе 1941 г. в Николаеве захватили фашисты, впоследствии разделав их на металл.
Кроме указанных ниже, намечались к постройке по пр.29 СКР «Кондор» (з/н 563), «Кугуар» (з/н 369), «Пантера» (з/н 370), «Фрегат» (з/н 6) и «Орлан» (з/н 9), заказы на которые с началом Великой Отечественной войны были аннулированы.
Статус. СКР «Коршун» в 1951-52 гг. и «Зоркий» в 1950-52 гг. входили в состав Морских погранчастей МГБ СССР и несли службу в качестве ПСКР, после чего были переведены в состав ВМФ. Три корабля по окончании службы были переформированы в УТС, один – в ПКЗ, два – в ОС и ещё один – в ЦЛ (головной «Ястреб»). Последним был выведен из состава флота СКР «Зоркий», прослуживший в качестве УТС до 1975 г.
Фотогалерея СКР пр.29К: | |||
СЕРИЯ:
Название | з/н | заложен | спущен | в строю | исключен |
«ЯСТРЕБ» (ЦЛ-4) |
530 | 16.5.1939 | 2.6.1942 | 23.2.1945 | 12.9.1959 |
«ОРЁЛ» (ОС-27, ПКЗ-17) | 534 | 28.5.1939 | 12.2.1941 | 21.12.1950 | 18.9.1965 |
«КОРШУН» (ОС-28) | 535 | 25.10.1939 | 28.5.1941 | 21.1.1951 | 31.1.1964 |
«ЗОРКИЙ» («Алмаз», УТС-9) | 536 | 23.5.1940 | 31.10.1940 | 30.1.1950 | 4.11.1975 |
«БДИТЕЛЬНЫЙ» («Изумруд») | 537 | 23.5.1940 | - | не достроен | - |
«БЕРКУТ» | 553 | 1940 | - | не достроен | - |
«СОКОЛ» | 554 | 1940 | - | не достроен | - |
«ГРИФ» | 555 | 1940 | - | не достроен | - |
«ТИГР» | 365 | 1940 | - | не достроен | - |
«ЛЕОПАРД» | 366 | 1940 | - | не достроен | - |
«РЫСЬ» | 367 | 1940 | - | не достроен | - |
«ЯГУАР» | 368 | 1940 | - | не достроен | - |
«АЛЬБАТРОС» (УТС-82) | н/д | 4.12.1939 | 2.6.1944 | 29.9.1945 | 28.2.1961 |
«БУРЕВЕСТНИК» (УТС-48) | н/д | 4.12.1939 | 27.7.1946 | 15.7.1947 | 28.1.1958 |
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Водоизмещение, тонн: • стандартное • полное |
- 916,7 1 266,2 |
Основные размерения, м: • длина наибольшая (по КВЛ) • ширина наибольшая (по КВЛ) • осадка наибольшая (средняя) |
- 85,74 (н/д) 8,4 (н/д) 2,89 (н/д) |
Главная энергетическая установка: • 2 паровых котла, 2 ГТЗА суммарная мощность, л.с. (кВт) |
котлотурбинная - 26 000 (19 110) |
2 вала; 2 гребных винта | - |
Скорость хода, уз: • наибольшая • экономическая |
- 31,3 15,5 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) | 2160 (15,5) |
Автономность, сут. | 12 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) | 174 (7) |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Артиллерийское: • 100-мм АУ Б-34 • 37-мм АУ 70-К • 12,7-мм пулеметы ДШК (или ДШКМ-2) |
- 3 Х 1 4 Х 1 3 Х 2 (2 Х 2) |
Торпедное: • 533-мм ТА |
- 1 Х 3 |
Противолодочное: • бомбометы БМБ-1 • глубинные бомбы БГБ / МГБ • бомбосбрасыватели |
- 2 22 / 24 2 |
Минное: • морские якорные мины «КБ-Краб» на палубе |
- до 24 |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
|
РЛС обнаружения НЦ | 1 х «Риф-1» |
РЛС обнаружения ВЦ | 1 х «Гюйс-1» |
ГАС | • «Тамир-5» |
средства РЭБ | набор средств |
РЛС управления огнем | 1 х «Редан» для артиллерии ГК (не на всех) |
командно-дальномерные посты | 1 Х СВП-29 или СВП-29-РЛ 1 Х РАС |
средства связи | набор средств |
РЛС госопознавания | • н/д |