Засада – это не приговор

А. Левченко
Журнал «Солдат удачи» №1, 2008

В Боевом уставе по подготовке и ведению общевойскового боя есть глава, предусматривающая действия военнослужащих в ходе вооруженного конфликта. Говорится в ней и о блокировании, и о поисковых действиях, и о сопровождении колонн. Вот только об основах обучения бойцов контрзасадным действиям не сказано ничего. Более того, не имеется даже концепции (алгоритма) данных действий. Будто бы это никому не нужно после стольких войн и локальных конфликтов.

 

Надо ли говорить, что к совершению марша в боевой обстановке нужно быть подготовленным во всех отношениях, и прежде всего – к отражению возможного нападения противника? Или о том, что на территории Чеченской Республики любое передвижение подразделения, будь оно большим или малым, не говоря уже об одиночных машинах, в периоды контртеррористических кампаний всегда было связано с максимальным риском подвергнуться нападению из засады?

Но, выходит, говорить об этом нужно, раз необходимости обучения контрзасадным действиям не придается важного значения.

Одним из наиболее трагических примеров является засада боевиков на тыловую колонну 245-го мсп, устроенная в апреле 1996 года. На участке дороги, проходящей по западной окраине населенного пункта Ярыш-Морды, фугасом большой мощности с дистанционным управлением был подорван головной танк. Затем огнем двух-трех РПГ была уничтожена БМП-1КШ, в которой находились старший колонны и авианаводчик. Средства УКВ-радиосвязи оказались подавлены активными помехами. Огнем с двух направлений колонна была блокирована, и в течение полутора часов почти вся техника и личный состав были уничтожены. В засаде участвовали два отряда боевиков общей численностью до 150 человек.

С ноября 1995 года по июнь 1996 года в Шатойском и Веденском ущельях боевиками было проведено 5 засад, в которых погибли 106 военнослужащих, ранены 117, уничтожено два танка, 12 БМП и БТР, 16 автомобилей с материальными средствами.

Слово «засада» стало чем-то вроде объективного препятствия, «непреодолимой силы». Между тем в подавляющем большинстве из анализируемых фактов попадания в засаду и уничтожения колонн просматривается ошибка командиров при организации и совершении марша. Хотя, согласно всем руководящим документам, обязанность командира подразделения заключается в том, чтобы обучить офицеров и солдат действовать при попадании в засаду даже без его участия.

С целью более эффективной подготовки личного состава к контрзасадным действиям предлагаю обсудить данную тему, высказаться всем тем, кто озабочен этой проблемой. На мой взгляд, есть необходимость внести в главу 5 «Действия в ходе вооруженного конфликта» части 3 «Взвод, отделение, танк» Боевого устава по подготовке и ведению общевойскового боя еще один пункт под номером 6, озаглавив его «Обучение личного состава контрзасадным действиям».

Теперь выскажу свои соображения о том, что примерно должен включать в себя данный пункт.

При подготовке военнослужащих к контрзасадным действиям учитываются положения Боевого устава в части «Действия в ходе вооруженного конфликта», которые должны быть дополнены определением термина «засада». Он определяется как «внезапная атака с замаскированной позиции по движущемуся или временно остановившемуся противнику». Засады подразделяются на подготовленные и неподготовленные, по типу проведения – на точечные и зонные.

Огневые позиции засад на бронированную технику располагают дальше от зоны поражения, так как огонь ведут противотанковыми управляемыми ракетами и из гранатометов, осмотр зоны поражения обычно не производят. Учитывая высокую проходимость и скорость передвижения бронированной техники, засаду устраивают в таких местах, где маневр затруднен, а между позицией засады и зоной поражения есть естественные преграды (обрывы, овраги, реки). Подразделения в засаде дополнительно оснащают другими противотанковыми средствами, которые размещают так, чтобы поразить головную и замыкающую машины.

Основная концепция контрзасадных действий должна определяться тем, что эффективность действий подразделения, следующего маршем по своей территории и попавшего в засаду разведывательно-диверсионной группы противника, напрямую зависит от степени тренированности личного состава вести бой в данных условиях. Ответными действиями, как правило, являются плотный огонь по позициям засады из всех видов оружия, защита попавшего в зону поражения подразделения, постановка дымовой завесы и атака позиций противника.

Плотный огонь в направлении позиций засады противника может вывести из строя его ключевые огневые точки, уничтожить командный состав, вызвать замешательство среди личного состава, вынужденного выполнять обязанности выбывших из строя, и в результате сорвать план проведения засады. В этот момент взрываются дымовые и осколочные гранаты, внося новое замешательство в ряды противника и экранируя зону поражения. Пользуясь дымовой завесой, часть подразделения, находящаяся в зоне поражения, атакует засаду.

Немедленной атаке позиций засады по фронту, во фланг или с тыла должны быть предварительно обучены на полевых занятиях все военнослужащие. Хотя при атаке возможны тяжелые потери, она должна быть проведена, чтобы предотвратить полное уничтожение подразделения, попавшего в засаду. Атака во фланг засады считается более предпочтительной, так как позволяет легче организовать взаимодействие. Огневая поддержка атаки зависит от того, каким вооружением располагает данное подразделение (пулеметы, минометы, орудия, танки и т.д.).

Обязанность командира подразделения заключается в том, чтобы обучить офицеров и солдат действовать при попадании в засаду даже без его участия. Для личного состава, подвергшегося нападению, бой характеризуется внезапностью, скоротечностью, а также тем, что командный состав может быть выведен из строя первыми выстрелами, так как подразделение находится в предварительно пристрелянной зоне поражения. Действия подразделения в такой обстановке постоянно отрабатываются на основных и попутных тренировках и доводятся до полного автоматизма, то есть личный состав подразделения должен уметь действовать без команд.

Первоначально, при сколачивании подразделений, занятия с личным составом проводятся по отделениям, взводам, а затем – в составе роты. Сначала отрабатываются действия при следовании пешим порядком, потом – во время марша на различных транспортных средствах. При этом командир учит тому, что независимо от способа передвижения личное и групповое оружие должно находиться наготове к немедленному открытию огня, то есть быть заряжено и поставлено на предохранитель, а личному составу при подрыве машины или обстреле необходимо немедленно спешиваться, ставить дымовую завесу и открывать огонь.

Движение пешим маршем общевойсковые подразделения осуществляют в две колонны по одному вдоль дороги. Дистанция между военнослужащими – 5 м, между отделениями – 10 м. Если есть большая вероятность нападения из засады, то подразделение следует по огневым группам.

Боевой порядок огневой группы строится углом. Ее командир располагается впереди, на острие угла, слева и справа от него на расстоянии 5–10 м следуют пулеметчик и гранатометчик, далее – стрелок, затем – командир отделения с радистом и вторая огневая группа.

При движении в колонне на транспортных средствах, если существует вероятность попадания в засаду, расстояние между машинами должно быть 100 м. Эта мера позволяет избежать попадания в зону поражения большого количества техники, а также не входить в пылевое облако от впереди идущей машины и наблюдать за обстановкой впереди.

Каждый офицер, сержант и солдат обучаются действовать в двух ситуациях независимо от вида передвижения.

Первая – противник открыл огонь с расстояния броска гранаты (до 35 м). В этом случае часть подразделения находится под сильным, концентрированным огнем нападающих. Без дополнительной команды эта часть подразделения отвечает максимальным огнем в направлении засады, бросает дымовые и осколочные гранаты и атакует позиции противника. Те, кто находится вне зоны поражения, открывают огонь в направлении позиций засады, прикрывая атаку.

Вторая – противник открыл огонь с расстояния, превышающего вышеуказанную дистанцию (больше 35 м). Часть подразделения, попавшая в зону поражения, залегает, ставит дымовую завесу и отвечает огнем в направлении засады. Вторая часть подразделения, не попавшая в зону поражения, может и обязана атаковать позиции засады с фланга или с тыла огнем и маневром.

Дополнительную подготовку к контрзасадным действиям общевойсковые подразделения получают путем обучения действовать в засаде. Благодаря этому они получают возможность понять тактику и особенности действий противника, представить себя на его месте.

Например, при следовании пешим порядком можно обнаружить противника, не замечающего подразделение на марше. Тогда по сигналу рукой, который может подать дозорный или командир, организуется встречная засада: личный состав перебегает вправо либо влево, в зависимости от того, какой рукой выполнена команда, занимает выгодные огневые позиции, маскируется и по команде открывает огонь.

Подготовка перед маршем. Каждый командир подразделения, машины или транспортной колонны, отправляясь на маршрут, должен исходить из предположения, что именно на его подчиненных будет организовано нападение из засады. Перед началом движения он должен изучить маршрут по карте и определить те места, где может быть организована засада, а также согласовать организацию артиллерийских ударов по вероятным позициям диверсионных групп противника и прикрытие самолетами и вертолетами.

Транспортные средства, особенно те, которые следуют во главе колонны, перед выходом должны быть подготовлены к возможному попаданию в засаду. Для этого, например, убирают тент, так как он создает ложное ощущение безопасности, и дуги, поддерживающие его. Снимают или опускают на капот ветровое стекло во избежание поражения водителя осколками стекла. Боковые двери также снимают, чтобы предотвратить заклинивание дверей и ускорить выход из машины. Задний борт устанавливают в горизонтальное положение, чтобы облегчить спешивание личного состава, и убирают ремень безопасности. На переднем бампере закрепляют импровизированный резак во избежание повреждений личного состава о натянутую поперек дороги проволоку. Штыревые антенны выгибают и закрепляют, чтобы предотвратить зацепления о высоко натянутую растяжку гранаты или мины. На дно кабины водителя и грузового отделения укладывают мешки с песком (а также вдоль бортов кузова и на крылья рядом с двигателем). Командир перед началом движения, обходя строй личного состава, проверяет, чтобы личное оружие было заряжено и поставлено на предохранитель.

Даже если личный состав обучен контрзасадным действиям, необходимо за день до марша провести учебный выход в целях отработки действий в зоне поражения засады. Если же такой возможности не представилось, то перед маршем подразделения командир должен проинструктировать личный состав, как и по каким сигналам действовать.

Во время движения необходимо останавливаться перед наиболее опасными местами, где предполагаются позиции засады. Вперед высылается разведывательный дозор для осмотра этого участка. Время, которое будет затрачено на такого рода остановки, нужно заранее включить в график движения.

Через некоторое время после выхода подразделения на маршрут нужно провести тренировку, имитирующую действия личного состава в случае попадания в засаду. Время на ее проведение также необходимо включить в график движения.

Командир машины должен находиться в центре кузова, если следует на грузовой машине. Машина командира колонны должна находиться в ее середине. При попадания в засаду, если есть радиостанция, командир колонны (в случае его гибели – оставшиеся в живых военнослужащие) обязан известить вышестоящее командование о нападении, сообщить о местонахождении противника, предполагаемых его составе и вооружении. Если радиостанций несколько, командир должен вести переговоры по одной из них, а остальные будут работать только на прием.

В кабине управления транспортного средства находятся водитель и запасной водитель. В их обязанности входит прорыв через зону поражения, если выход из нее открыт. Во время движения нужно ехать точно по колее от впереди идущего автомобиля. Если машина повреждена, то обязанность обоих водителей – убрать ее с дороги, чтобы не мешать движению.

Машину, не попавшую в зону поражения, надо остановить, кроме того, она не должна выезжать на обочину дороги, так как местность может быть заминирована.

Если на машине следует пулеметный расчет, то он располагается на откинутом заднем борте, пулемет установлен в направлении тыла. В случае подрыва у этого расчета имеются максимальные шансы уцелеть и обеспечить огневое прикрытие колонны. При попадании в засаду пулеметчики первыми покидают машину и сразу открывают огонь, прикрывая товарищей, спешивающихся с нее.

В четырех углах кузова располагаются наблюдатели: двое передних ведут наблюдение по ходу движения и по бокам, двое сзади контролируют тыл. Кроме личного оружия, у них должны быть дымовые гранаты или шашки. Между двумя передними наблюдателями – место снайпера, который также осматривает местность в готовности немедленно открыть огонь.

Личный состав размешается на скамейках, установленных посередине кузова, и ведет наблюдение влево и вправо, так же изготовившись вести огонь.

При попадании в засаду наблюдатели тех машин, которые оказались в зоне поражения, должны выставить дымовые завесы, бросив в направлении засады дымгранаты или шашки, а затем прикрывать спешивание личного состава огнем. После своего спешивания, если имеется укрытие, они занимают его, а если нет, атакуют вместе со всеми засаду, прикрываясь дымовой завесой.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru