Невидимый враг

Евгений Соколов
Журнал «Братишка» №4, 2010


Соколов Е Ю., кандидат медицинских наук, врач высшей категории, психиатр, психотерапевт. Член правления Межрегионального объединения психотерапевтов, психологов и социальных работников. Участник оказания медицинской помощи жертвам террористических актов, чрезвычайных ситуаций в Москве, Беслане, Перми. Готовил психологов МВД, убывавших в командировки на Северный Кавказ.


 

Военнослужащий, выполняющий боевую задачу независимо от физической подготовки, своих личных природных качеств (человечность, душевность, стойкость духа, принципиальность, хладнокровие, патриотизм, надежность в трудных жизненных ситуациях, бескомпромиссность и т.д.), сталкивается с боевой, стрессовой ситуацией. Психобиологическая сущность боевого стресса заключается в перепрограммировании ресурсов человеческого организма на выживание в экстремальных условиях. Этот процесс, будучи чрезмерно интенсивным и продолжительным, может оказывать повреждающий эффект и стать причиной боевой психической травмы. Из всех обследованных нами больных 13% – военнослужащие, воевавшие в Чечне. По нашим наблюдениям, чем больше длительность психоэмоциональных нагрузок и более интенсивное воздействие психогенного фактора реальной угрозы, тем наступают более тяжелые последствия для психического состояния. Даже через 4-5 месяцев после завершения боевых действий у обследованных отмечался высокий уровень нервно-эмоционального напряжения и тревоги. У участников боевых действий в зависимости от особенностей личности отмечаются разнообразные реакции на стресс. Типичными являются психические расстройства пограничного уровня – невротические реакции, неврозы, психопатоподобное поведение, депрессивно-тревожные состояния вплоть до суицидальных тенденций.

Для многих участников боевых действий долгожданное возвращение к мирной жизни становится более тяжелым событием, чем существование «внутри войны». В условиях смертельной опасности у людей меняются восприятие мира, чувства, поведение. Выжившие в войне несут в себе систему боевых рефлексов, выработанных в результате столкновения с запредельными опасными стимулами.

При этом, чем больше длительность психоэмоциональных нагрузок и более интенсивно воздействие факторов реальной угрозы, тем более тяжелы последствия для психического состояния военнослужащих.

Частым проявлением личностных изменений являются проявление неуверенности, снижение социальной значимости, сужение круга общения вплоть до аутизации. Эти изменения сопровождаются депрессивными проявлениями разной степени тяжести. Нередко они достигают завершенных суицидальных попыток, а также проявляются в возникновении алкогольной зависимости, различных асоциальных проявлениях.

Известно, что посттравматическое стрессовое расстройство у человека вызывает уменьшение гиппокампа структуры мозга, которая участвует в механизмах памяти и эмоций.

 

Начало нарушения механизмов психической регуляции в условиях военных, чрезвычайных ситуаций происходит непосредственно на этапе этих ситуаций. Однако основное негативное психическое состояние у участников боевых действий отмечается после снижения интенсивности действий или их прекращения.

Особенно это заметно на отдаленных этапах экстремальной ситуации, когда штаммы проявляются в виде состояний:

1. Упорное повторение травматического события в виде периодически повторяющихся воспоминаний, образов, мыслей, что, в свою очередь, может вызвать агрессию человека на словесном и физическом уровне. Навязчивые образы возникают непроизвольно, из подсознания.

2. Избегание людей, разговоров, связанных с травматическим событием. Обнаруживается психогенная амнезия – неспособность вспомнить важные эпизоды боевых действий. Отмечаются случаи «вины выжившего» – чувство вины из-за того, что выжил, в то время как товарищи погибли. Отмечаются приступы самоуничижения.

3. Постоянная повышенная возбудимость, проявляющаяся в нарушении сна, раздражительности или вспышках гнева, трудности сосредоточения, чрезмерной настороженности, повышенной реакции вздрагивания. При малейшей неожиданности срабатывают «боевые рефлексы».

С целью предотвращения психоневротических расстройств у сотрудников спецподразделений перед выездом в горячие точки их необходимо привлекать к работе не только с психологами, но и с врачами-психотерапевтами.

Существуют разные психотерапевтические приемы, помогающие человеку, оказавшемуся в стрессовой ситуации и после нее, облегчить

свое напряженное эмоционально-физическое состояние и снизить последствия стресса.

Эмоционально-волевая устойчивость может рассматриваться как один из важнейших показателей психологической подготовленности сотрудников к профессиональной деятельности. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:

– отсутствии у сотрудника в экстремальных ситуациях психологических реакций, снижающих эффективность действий и порождающих неточности, промахи, ошибки;

– натренированности в безукоризненном выполнении профессиональных действий в психологически сложных условиях;

– умении сохранять профессиональную бдительность, проявлять разумную настороженность и внимание к риску, опасности, неожиданностям;

– умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

 

Для соответствующих тренировок могут использоваться следующие методы.

Прогрессирующая релаксация. Сотрудник располагается в удобной позе – сидя на стуле, в кресле, руки на коленях, подлокотниках, стопы плотно соприкасаются с полом, колени несколько под тупым углом, голова удобно соприкасается со спинкой кресла или опущена вперед и вниз, при возможности поза – лежа, ноги при этом несколько расставлены (под коленями может быть валик), глаза закрыты. Дыхание выравнивается, успокаивается. Вкратце предварительно дается информация о методе лечения, который будет проводиться. По команде специалиста сотрудник делает глубокий короткий вдох, а на последующем медленном (в 2-2,5-3 раза дольше вдоха) глубоком выдохе врач говорит, что снимается напряжение с мышц головы. Сотрудник вслед за врачом про себя мысленно проговаривает эту фразу. Затем – снова глубокий короткий вдох с последующим глубоким медленным выдохом и снятием напряжения с мышц лица. И на каждом последующем выдохе снимается напряжение последовательно сверху вниз по всему организму. После проведенного сеанса предлагается открыть глаза и дать вслух обратную реакцию – сообщить о своих ощущениях.

Дыхание как средство саморегуляции. Умение правильно дышать является основой успеха в овладении методами саморегуляции. Положительно в практике показывает себя прием – дыхание на счет. Необходимо дышать на счет. Когда необходимо успокоиться, на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 – выдох, затем на 1,2,3,4,5 – вдох, 1,2,3,4,5 -выдох, и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Для поднятия своего тонуса, активизации начинают вдохи и выдохи с 12 и постепенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает.

Задержка дыхания. Для снятия острого нервного напряжения делается глубокий вдох и дыхание задерживается на 20-30 секунд. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.

Использование самоприказов. Сотрудник может хорошо управлять собою с помощью внутренних самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!», «Терпи!», «Работай!», «Вперед!» и т. п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге вырабатывается своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится пусковым стимулом. Удобно объединяются самоприказы с формулами самоубеждения. Например: «Я ничего не боюсь! Вперед» или «Я справлюсь с этой задачей! Смелее!».

Перечислю также психотерапевтические приемы, приведшие к немалым позитивным результатам: самогипноз, гипноз, аутогенная тренировка по Мюллеру -Хаггеману, индивидуальная и групповая психотерапия, терапия творческим самовыражением, музыкальная терапия и другие.

В начале обучения, тем более при самостоятельном его повторении, любой метод будет занимать немало времени, пока обучающийся не сможет быстро им овладеть. А для этого необходима систематическая, регулярная тренировка этим методом в самых разных условиях, позах, так же как спортсмен шлифует каждый прием для получения успеха в поединке с соперником.

Многие методы основаны на знании анатомии мышечной системы, так как стрессовые и постстрессовые эмоциональные расстройства сопровождаются сокращением определенных мышечных групп, которые необходимо расслабить. Психотерапевт может использовать эти методы как с профилактической целью, так и с лечебной. Используя их с участием врача и самостоятельно. Военнослужащим помогают также за счет снижения мышечного тонуса добиться снятия эмоционального напряжения и добиться после этого лучшего результата при нахождении в стрессовой ситуации или постстрессовом периоде.

Знанием психотерапевтических методик должны владеть не только врачи-психотерапевты, но и сотрудники спецподразделений, сначала под руководством психотерапевтов, а потом – самостоятельно. Руководители подразделений организуют и контролируют практические знания своих подчиненных. Методы саморегуляции являются глубокой профилактической основой нервно-психического здоровья человека через грамотное, гармоничное взаимодействие его сознания с бессознательным, т.е. с его множественными ресурсными возможностями, о которых мы на сегодняшний день часто и не догадываемся.

У нас в стране эта проблема стоит очень остро. Главная причина, на мой взгляд, – крайне недостаточная психологическая подготовка сотрудников и фактически полное отсутствие профессионального внимания со стороны врачей-психотерапевтов.

Для сравнения: в американской армии обучают своих солдат распознавать симптомы травм головного мозга и посттравматического стрессового расстройства, а также не стесняться обращаться за медицинской помощью при этих заболеваниях. Обучение проходят командиры, которые затем передают знания своим подчиненным. Имеется специальный полевой устав FM26-2 «Меры по предупреждению боевой психической травмы при боевых действиях». Аналогичные документы разработаны в полиции США, Австралии, Новой Зеландии, многих странах Америки и Западной Европы. Как видно, значимость проблемы профессионального травматического стресса понимается не только полицейскими и военными психологами и клиницистами, но и управленческим аппаратом, который выступает инициатором или поддерживает разработку специальных программ.

Отсутствие в России должного взаимодействия военнослужащих с профилактической, методической, систематизированной работой психотерапевтической службы – одна из основных причин разнообразных психосоматических заболеваний у сотрудников, преждевременной летальности, текучести кадров, низкого социально-личностного пенсионного уровня, внутренних и внешних конфликтов.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru