Модернизация парка российских истребителей: системный подход

Анатолий Канащенков, профессор, доктор технических наук
Журнал «Военный парад», май-июнь 2003

 

Обсуждению путей модернизации авиационного парка, и в первую очередь истребительной авиации России, в последние годы в СМИ уделялось значительное внимание. Тем не менее важно снова вернуться к этой теме, поскольку она напрямую связана с необходимостью поддержания обороны страны ценой относительно небольших затрат и с повышением конкурентоспособности наших боевых самолетов на мировом рынке.

Весьма непростым вопросом является определение рациональной системы мероприятий по модернизации и содержание ее программ.

В предлагаемой статье обсуждается проблема повышения боевой эффективности отечественных истребителей за счет различных вариантов модернизации БРЛС, поскольку сегодня это основное информационное средство систем управления вооружением самолетов, а вычислительная система (ВС) БРЛС – основной интеллектуальный центр бортового радиолокационного оборудования (БРЭО). Последнее обстоятельство связано с весьма большими ресурсами современных ВС, которые позволяют решать не только традиционные для БРЛС задачи: боевые и учебно-тренировочные, обеспечения ее контроля и оценки состояния, но и задачи траекторного управления, что превращает самолет в интегрированный комплекс с более высокими показателями боевой эффективности.

Необходимо отметить, что к началу 21 века основу самолетного парка тактической авиации России составляли истребители выпуска 1970-80-х годов. При этом если летно-технические характеристики самолетов МиГ-29 и Су-27 в той или иной степени удовлетворяют современным требованиям, то режимы работы и тактико-технические показатели БРЭО им не отвечают. Поскольку самолеты первых модификаций МиГ-29 и Су-27 предназначались для завоевания превосходства в воздухе, то в установленных на них БРЛС отсутствовал режим «воздух–поверхность». Эти БРЛС не обладали достаточной дальностью действия, не были способны с высокой точностью сопровождать сверхманевренные цели, а используемый в них режим многоцелевого сопровождения лишь информационный и для выдачи команд целеуказаний необходимо переходить в режим непрерывной пеленгации с явными демаскирующими признаками подготовки атаки. Соотношения между дальностями действия различных типов БРЛС приведены на рис. 1.

Кроме того, в этих БРЛС использовались примитивные, по сегодняшним меркам, алгоритмы распознавания целей и ранжирования их по степени опасности.

Наиболее быстрым способом ликвидации отставания нашей авионики является модернизация бортового радиолокационного оборудования. Эффективность такого подхода подтверждается опытом Минобороны США, которое неоднократно успешно модернизировало БРЛС самолетов F-16 и F-15. Результат такого подхода на примере увеличения дальности действия БРЛС проиллюстрирован на рис. 1. В модернизированных БРЛС самолетов F-16 и F-15 реализованы режимы: дальнего обнаружения, многоцелевого сопровождения, распознавания целей, разрешения целей в плотной группе. В режимах «воздух–поверхность» обеспечиваются картографирование при использовании реального луча, доплеровского обужения луча, синтезирования апертуры и маловысотный полет. Следует отметить, что самолеты F-16 и F-15 составляют основу самолетного парка тактической авиации США и именно с ними должны конкурировать наши модернизируемые самолеты.

Необходимость модернизации признается всеми отечественными специалистами. Однако следует отметить, что предлагаются различные пути модернизации. Ранее предлагалось несколько вариантов модернизации БРЛС самолетов МиГ-29 и Су-27, заключающейся в замене ряда блоков станции и вычислительной системы (вариант Н019М1) или в добавлении некоторых блоков и вычислительных средств (вариант «обводной канал») и разработке соответствующего программного обеспечения. Основным преимуществом этих вариантов являлась относительно низкая стоимость доработки. Вместе с тем боевая эффективность модернизируемых БРЛС (особенно второго варианта) увеличилась незначительно (только в режиме «воздух–поверхность» за счет введения картографирования), в то время как в режимах «воздух–воздух» ничего не изменилось. Кроме того, эксплуатационные характеристики остались на достаточно низком уровне. Однако, учитывая длительный предшествующий срок эксплуатации, ее ухудшающиеся условия с точки зрения как состояния технической базы обслуживания, так и обеспечения квалифицированными кадрами, следует признать снижение эффективности системы эксплуатации в целом. Хорошо известны данные ВВС США о росте стоимости технического обслуживания и ремонта аппаратуры самолетов, которые сегодня превышают 50% общих расходов на закупку и эксплуатацию боевых самолетов. В связи с этим более рациональной по критерию «стоимость–эффективность» представляется модернизация авионики за счет включения в ее состав новой БРЛС, в той или иной степени отвечающей современным требованиям. Такая модернизация может быть проведена в несколько этапов, результатом которой станет все большее соответствие авионики современным требованиям.

На первом этапе целесообразно в состав бортового радиоэлектронного оборудования включить БРЛС типа «Жук-МЭ». (Тактико-технические показатели приведены в табл. 1) В этой станции реализованы более эффективные режимы «воздух–воздух» и «воздух–поверхность». В режиме «воздух–воздух» РЛС обеспечивает значительное увеличение (в 1,5-1,8 раза) дальности действия, распознавание целей вплоть до класса (большая, средняя, малая), одновременное сопровождение до 20 целей с применением оружия по 4 из них. В режиме «воздух–поверхность» в РЛС возможны картографирование в режимах реального и обуженного луча, синтезирования апертуры и маловысотный полет.

БРЛС «Жук-МЭ» по составу режимов и своим тактико-техническим показателям соответствует модернизируемому варианту БРЛС самолета F-16/60. Она прошла полный цикл испытания. Кроме того, БРЛС «Жук-МЭ» запущена в серийное производство, что дает возможность быстро оснащать ею определенную часть самолетного парка МиГ-29 и Су-27. При этом использование в модернизированном варианте самолетов МиГ-29 и Су-27 БРЛС «Жук-МЭ» и «Жук-МСЭ» позволяет им практически на равных конкурировать с вариантами самолетов F-16 и F-15.

Более высокой эффективностью обладает БРЛС «Сокол». (Тактико-технические показатели приведены в табл. 1) Это дает возможность использовать ее также при модернизации самолетов типа Су -27.

По мнению некоторых специалистов, для модернизации самолетов типа Су-27 может быть использована и БРЛС «Барс». Однако, по нашим оценкам, БРЛС «Барс» существенно уступает БРЛС «Сокол» по основным тактическим показателям и его элементная база недостаточно современная.

Необходимо подчеркнуть, что режимы работы БРЛС «Сокол» в наибольшей степени отвечают современным требованиям. В ней реализованы достаточно большой сектор обзора по азимуту и дальность действия, превышающая дальность пуска современных ракет, алгоритмы одновременного управления самолетом, БРЛС и ракетами при работе по наземным целям, улучшено ранжирование целей по степени важности. Использование ФАР позволяет значительно улучшить показатели многоцелевого сопровождения с выдачей команд полетного задания 6 ракетам. Совокупность этих свойств дает возможность нашим истребителям конкурировать с модернизированными вариантами самолетов F-16, F-15 и F-18 БРЛС «Сокол» – система с открытой архитектурой, поэтому возможна ее дальнейшая модернизация.

Необходимость и содержание третьего этапа модернизации зависят от времени реализации отечественной программы ПАК ФА, состояния и характеристик самолетного парка тактической авиации передовых в техническом отношении стран Европы и Америки.

В заключение важно отметить, что проблема многоэтапной модернизации и определение конкретного содержания этих этапов очень сложны. В статье был рассмотрен лишь один из возможных вариантов, обеспечивающих, на наш взгляд, скорейшую отдачу. В связи с этим имеет смысл объединить усилия всех заинтересованных организаций для решения этой сложной задачи с детальным обсуждением количества и содержания этапов.

 

Таблица 1

Тактико-технические характеристики радаров

 

«Жук-МЭ»

«Жук-МСЭ»

«Сокол»

Диапазон частот

X

X

X

Количество литерных частот

16

16

16

Антенна:

- тип

ЩАР1

ЩАР

ФАР2

- диаметр, мм

624

980

980

- коэффициент усиления, дБ

34,5

37

36

- встроенный компенсационный канал

Углы отклонения, град.:

- азимут/наклон

±90/ ±60 ±40

±90/ ±60 -40

±70/ ±70

- зоны обзора

±10/ ±30 ±60

±10/ ±30 ±60

±10/ ±30 ±60

Количество приемников

3

3

3

Коэффициент шума, дБ

3

3

3

Мощность передатчика, кВт:

- импульсная

6

6

8

- средняя

1,5

1,5

2

Дальность обнаружения целей в режиме «В-В», км (σ= 5 м2):

- свободное пространство:

- навстречу

130

180

180

- вдогон

50

80

80

- на фоне земли:

- навстречу

120

170

170

- вдогон

40

60

60

Количество сопровождаемых / атакуемых целей

20/4

20/2-4

30/6

Дальность обнаружения целей в режиме «воздух–поверхность», км:

- эсминец

300

300

300

- ракетный катер

150

180

180

- железнодорожный мост

120

150

150

- группа движущихся танков

25

25

25

Разрешение по Д и А, м:

- низкое (Д = 80 км)

300×300

300×300

300×300

- среднее (Д = 60 км)

30×30

30×30

30×30

- высокое (Д = 20 км)

3×3

3×3

3×3

1ЩАР – щелевая антенная решетка

2ФАР – фазированная антенная решетка

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru