Флот начинается с тральщика

Капитан 3 ранга запаса М.Климов
Материал сайту «Отвага» предоставлен автором

Неспособность предоставить противоминные корабли для борьбы с иракскими минами в 1991 г. можно истолковать как признание низких возможностей сил ПМО России.

Naval Forces, 1994, v15 №1

 

В Персидском заливе в 1991 г., из 1238 мин обезвреженными противоминными силами коалиции: уничтожено противоминными аппаратами – 93%, водолазами – 3 %, «другими способами» – 1%

Гектор Донахью, ВМС Австралии, участник разминирования в Персидском заливе в 1991 г,

 

На фоне вступления в строй и успешного завершения государственных испытаний надводных кораблей (фрегатов, корветов, МРК) и подводных лодок (атомных и дизельных) нашего флота, прошло практически незамеченным не менее важное для ВМФ России событие – 17 января 2009 г. в состав ВМФ России (Черноморского флота) после успешного проведения Государственных испытаний был зачислен первый, и на сегодня единственный, современный противоминный корабль (ПМК) – морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668. Ведется строительство нескольких перспективных ПМК пр.12700 «Александрит» (головной заложен в сентябре 2011 г., спущен на воду в июне 2014 г., еще на два заключены контракты).

 

 

Основные характеристики МТЩ пр.02668

Водоизмещение

852 тонн

Длина

61 м

Ширина

10,2 м

Осадка

3 м

ГЭУ

2 дизеля М-503Б, 3 дизель-генератора

Мощность ГЭУ

2 × 2500 л. с.

Движитель

2 ВРШ, 2 подруливающих устройства, 2 полноповоротные выдвижные колонки

Скорость хода

16 уз

Дальность плавания

3000 миль / 12 уз

Экипаж

60 чел.

Вооружение

артиллерия

1х6 30-мм АК-306

зенитное ракетное

ПЗРК «Игла»

минно-тральное

тралы различных типов, искатели мин, ГАС

Однако это только подчеркивает общее неудовлетворительное состояние минно-тральных сил ВМФ России. Противоминные возможности нашего флота настолько низки, что ставят под сомнение принципиальную возможность обеспечить в условиях современной минной угрозы развертывание сил флота из своих баз.

Сегодня наш флот, формально – до сих пор по боевому потенциалу второй в мире, по противоминным силам значительно уступает даже таким «могучим военно-морским державам» как Латвия, Литва, Эстония, Польша, Пакистан и т.д.

Входящие сегодня в состав ВМФ МТЩ пр.266М, БТЩ пр.1265, РТЩ пр.10750, морально устаревшие еще на момент постройки, способны эффективно бороться только с якорными минами, да и то в простых условиях обстановки. Возможности борьбы с современными донными минами фактически отсутствуют: гидроакустические станции миноискания (ГАС МИ) обладает низкими ТТХ и фактически не отвечает своему предназначению, буксируемые искатели мин имеют крайне ограниченную полосу поиска и эффективность, требуют от тральщика «хождения по минам». Эффективность парных донно-сетевых тралов (ПДСТ), или буксируемых шнуровых зарядов (БШЗ) с взрывчаткой (для «пробития выхода») против современных мин, обладающих высокой устойчивостью к внешнему взрыву ограничена. Пара МТЩ пр.12660 постройки 1988-1994 г. тоже не могут по ряду причин считаться современными ПМК (в первую очередь по причине отсутствия автоматизированной системы управления противоминными действиями – АСУ ПМД).

Причем данная ситуация возникла не в результате известных процессов в 1990-х годов, отставание было заложено еще в грубых ошибках военно-технической политики ВМФ СССР 1970-80-х годов – с развертыванием в конце 1970-х гг. на западе массового строительства нового поколения ПМК, которое ВМФ СССР фактически «проспал». В западных СМИ, например, отмечалось, что отказ от участия в международной противоминной операции в Персидском заливе после войны с Ираком в 1991 г. был связан с отсутствием современных противоминных кораблей в составе ВМФ СССР и применением Ираком ряда новейших образцов минного оружия (например, донных мин «Манта»). Предшествующие разминирования с участием тральщиков ВМФ СССР в Бангладеш и Красном море происходили в условиях применения морально устаревших образцов минного оружия.

Увы «сон» этот продолжается до сих пор…, например на Тихоокеанском флоте нет вообще ни одного (!) тральщика с единственной у нас относительно эффективной, хотя и устаревшей ГАС МИ «Кабарга» (разработки конца 1980-х годов).

Высокая противотральная стойкость современных образцов донных мин (или, например якорных мин поставленных на придонной стропке в районе со сложным рельефом дна) практически исключают эффективную борьбу с ними путем «классического траления». Мины стали «умными», с несколькими каналами обнаружения (в т.ч. гидродинамическим – практически не поддающимся имитации) и сложной обработкой сигналов цели.

Необходимо также сказать, что сегодня в ходе боевых действий, в целом ряде случаев, могут применяться и мины с заведомо пониженной противотральной стойкостью. Однако это зависит в первую очередь желания или нежелания участников конфликта учитывать ограничения Международного права, в соответствии с которыми «…противоборствующие стороны должны сделать все возможное для удаления поставленных мин, причем каждая сторона должна удалять собственные мины». Например, при блокировании портов Вьетнама минными постановками авиации ВМС США применялись именно такие мины – так как ВМС США хорошо понимали, что им самим и придется потом их убирать (что и было сделано в кратчайшие сроки).

Однако современных многоканальные взрыватели сегодня не являются особым секретом и широко доступны на мировом рынке, и развитие противоминных сил необходимо производить с учетом этого факта.

 

Что такое современный противоминный корабль?

 

Идеология современного ПМК была разработана и реализована в Великобритании в начале 1960-х годов – тральщик оснащался эффективной ГАС МИ обеспечивающей обнаружение мины (или миноподобного объекта), для классификации и уничтожения объекта с борта ПМК выпускается необитаемый противоминный аппарат (НПА) который производит допоиск и обследование обнаруженного объекта (телекамерой или своей ГАС). Мины уничтожаются противоминным аппаратом: донные – укладываемым зарядом, якорные – путем перекусывания или перебивания минрепа. Для обеспечения высокой эффективности противоминных действий ПМК оснащались автоматизированной системой противоминных действий (АСУ ПМД), подсистемой точного позиционирования и определения места. При этом поиск мин ПМК ведется впереди по курсу (т.е. у него уже не необходимости «ходить по минам»). Для повышения противоминной производительности данная стандартная схема нередко дополняется буксируемыми подводными аппаратами или безэкипажными катерами оснащенными гидролокаторами бокового обзора (ГБО) с высокой разрешающей способностью.

Данный тип ПМК получил наименование тральщика-искателя мин (ТЩИМ).

Подавляющее большинство ПМК зарубежных флотов с 1970-80-х гг. являются ТЩИМ, как новой постройки так и модернизированные из устаревших тральщиков (например, польские ТЩИМ 206FM).

 

 

Основные характеристики БТЩ пр.12700

Водоизмещение

890 тонн

Длина

62 м

Ширина

10,2 м

Осадка

2,68 м

ГЭУ

дизельный двигатель, 4 дизель-генератора

Мощность ГЭУ

1 × 2500 л. с.

Скорость хода

16,5 уз

Дальность плавания

1500 миль / 10 уз

Экипаж

44 чел.

Вооружение

артиллерия

1х6 30-мм АК-306, 1х1 14,5-мм МТПУ

зенитное ракетное

ПЗРК «Игла»

минно-тральное

тралы различных типов, искатели мин, ГАС

При этом наличие или отсутствие тралов (контактных и неконтактных, в т.ч. тралов-имитаторов, обеспечивающих качественную имитацию некоторых полей кораблей) становится вторичным. Однако с учетом необходимости борьбы с широкополосными минами (имеющими большую дальность обнаружения цели и боевую часть в виде торпеды или ракеты для ее поражения) установленными в придонном положении на большой глубине (что особенно актуально для нас на севере) и новой задачей – борьбы с развертываемыми системами освещения подводной обстановки (в т.ч. якорными буями) специализированному ПМК необходим глубоководный контактный трал обеспечивающий работу трал-части на минимальном удалении от грунта.

Высокие характеристики ряда коммерческих ГАС (в первую очередь гидролокаторов бокового обзора (ГБО)) сделали возможным широкое применение их для борьбы с минной опасностью и значительное увеличение поисковой производительности противоминных сил. Причем для районов баз, портов производится заблаговременное обследование и каталогизация обнаруженных миноподобных объектов. Обнаруженные новые объекты в угрожаемый период или в военное время с высокой вероятностью являются минами. Ведение каталогизации миноподобных объектов резко повышает эффективность противоминных сил и позволяет гарантировано обеспечить безопасность выхода из портов, баз.

Новым направлением развития противоминных сил стало сегодня применением модульных противоминных систем, с оснащением которыми надводные боевые корабли основных классов, катера и ПЛ приобретают способность ведения эффективных самостоятельных противоминных действия, не нуждаясь в обеспечении специализированных ПМК. Наиболее интересным является противоминный НПА RMS AN/WLD-1 ВМС США представляющий собой полупогруженный дистанционно управляемый (и интегрированный в корабельную систему SQQ-89v(15)) аппарат с буксируемым ГБО (серийный образец от вертолетной противоминной системы AN/AQS-20) способный длительное время вести самостоятельный поиск мин на значительно удалении от носителя. Выпуск и подъем AN/WLD-1 осуществляется штатным корабельным подъемно-опускным устройством. Выполняются серийные поставки, всего до 2011 г. планировалось приобрести 47 AN/WLD-1.

 

 

Развитие современных средств поиска и уничтожения мин идущее на Западе с начала 1960-х годов привело сегодня к значительному увеличению поисковой производительности и эффективности противоминных сил. По данным Гектора Донахью, ВМС Австралии, участника разминирования Персидского залива в 1991г., из 1238 мин обезвреженными противоминными силами коалиции: уничтожено СТИУМ – 93%, водолазами – 3 %, «другими способами» – 1% (возможно «в их числе» подрывы на минах крейсера «Принстон» и вертолетоносца «Триполи»)

В ходе операции «Операция шок и трепет» в 2003 г. замаскированные суда-минзаги были захвачены силами специальных операций (ССО) союзников, уничтожено НПА и водолазами около 100 иракских мин (при порядка полутысячи обнаруженных миноподобных объектов). Союзники имели потерь от мин не имели.

Обращает на себя внимание что противоминные действия сегодня отошли от «узкоспециальных» и стали комплексными с привлечением разнородных сил и средств: системы освещения обстановки на ТВД, разведки, ССО.

С первым ТЩИМ пр.02668 (разработчик ЦМКБ «Агат») флот сегодня получил корабль, оснащенный современным противоминным комплексом включающим ГАС МИ «Ливадия» (с корабельной частью и ГАС противоминного НПА) – разработчик ЗАО «Аквамарин», противоминным НПА, АСУ ПМД (разработчик НПО «Марс»), перспективными контактными тралами и тралами-имитаторами. Однако, несмотря на успешное прохождение МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» государственных испытаний в ВМФ сегодня он ОДИН. Для сравнения: в ВМС Польши – 3 модернизированных ТЩИМ проекта 206FM , Эстонии – 5 ТЩИМ, Латвии – 5 ТЩИМ.

Как говорится – комментарии излишни.

Флот начинается с тральщика, и в условиях, когда даже минимально не обеспечен выход сил флота из баз строительство надводных кораблей и подводных лодок основных классов, как минимум, вызывает вопросы. Сегодня эффективные противоминные действия обеспечиваются даже гражданскими системами, в том числе серийно выпускающимися у нас в стране. Более того, они проводятся – например обследование трассы «Северного потока» «Газпромом». Учитывая значение флота для России, в т.ч. с учетом роли МСЯС, нынешние архаичные и допотопные противоминные силы ВМФ фактически ставят под вопрос его боеспособность.

 

Необходимо:

 

1. Осуществлять серийную постройку перспективных противоминных кораблей пр.12700, они должны стать одним из наиболее приоритетных проектов ВМФ,

2. Модернизировать находящиеся в строю устаревшие ПМК с оснащением их современными противоминными средствами,

3. Осуществить в кратчайшие сроки оснащение кораблей основных классов модульными контейнерными противоминными системами, например, установкой на штатные корабельные катера проектов 371, 1390 и новых типов – жестко-надувных катеров серии БЛ-820 и БЛ-680 средств поиска и уничтожения мин для решения ими задач рейдовых тральщиков (обеспечения выхода сил флота из баз),

4. Вести разработку и принимать на вооружение необитаемые подводные аппараты для ПЛ и кораблей основных классов, способных в том числе обеспечить борьбу с минной угрозой в ледовых условиях,

5. Рассмотреть возможность закупки современных зарубежных противоминных систем (в обход санкций или у дружественных стран),

6. Проведение специальных учений и сравнительных испытаний в реальных условиях и на различных флотах имеющихся и перспективных противоминных систем (в том числе зарубежных), освоение их личным составом, обмен опытом между флотами.

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru