«Дизельный нокаут» российского военно-морского флота

Капитан 3 ранга запаса М.Климов
Материал сайту «Отвага» предоставлен автором

 

Прекращение поставок газотурбинных двигателей и редукторов с Украины стало в 2014 г. «нокдауном» для отечественного надводного кораблестроения. Встали серии фрегатов проектов 11356, 22350. Экстренно был запущен процесс «импортозамещения» – газовых турбин на «Сатурне» и редукторов на ПАО «Звезда». Ввиду остроты проблемы внимание к ней было приковано «и всех и первых лиц». Турбины «по докладам» «импортозаместили». Все в порядке? Как сказать! Ибо флоту они нужны только в виде главных энергетических установок (ГЭУ), включающих помимо турбин еще и редуктора. А вот то, что произошло в последние год-два на ПАО «Звезда» стало поистине «нокаутом» нашего надводного кораблестроения.

Осознав в 2014 г., что турбин (и соответственно фрегатов) ВМФ в ближайшее время не получит, в начале 2015 г. ВМФ экстренно запускает проект 22800 «Каракурт», – новый малый ракетный корабль (МРК).

Примечание: строившиеся в тот же период МРК проекта «Буян-М» сложно фактически отнести к таковым ввиду малой скорости, недостаточной мореходности и отсутствия комплекса целеуказания. Фактически это были «ракетные канонерки» для комплекса «Калибр», по которым также возник вопрос импортозамещения немецких дизелей.

Проект 22800 «почти стал» крупным успехом отечественных корабелов, созданный практически за 3 года (с начала 2015 г.), головной корабль мог бы выйти за испытания и быть принятым ВМФ еще в прошлом году, сегодня в строю ВМФ было бы уже несколько «Каракуртов». Однако проект (и ВМФ) получили «нокаут», причем от своих, – с «сердцами» этих кораблей – их ГЭУ с отечественными дизелями М507 (ПАО «Звезда»).

Не смотря на все заявления экс-Председателя совета директоров ПАО «Звезда» о готовности и способности выполнить большой контракт на 19 МРК нового проекта, как оказалось все это было заведомым и сознательным обманом с целью получения и «освоения» авансов и надеждой на то что «стратегическое предприятие банкротить не будут».

ПАО «Звезда» не только сорвала сроки поставки ГЭУ на головной МРК проекта 22800, но не смогла обеспечить производство установок более чем для одного корабля в год (!). Уже построенные корабли встали у достроечных набережных в ожидании дизелей. Для исправления ставился вопрос оснащения «Каракуртов» китайскими дизелями, однако неизбежное снижение ТТХ кораблей и проблемы с ними на ряде кораблей ВМФ исключили это решение. Кроме того «звезды» для «Каракуртов» Минобороны уже были оплачены, причем перспектив возврата этих денег с ПАО «Звезда» не было никаких.

В СМИ прошла информация, что флотом принято решение «ждать 507 машин» от отечественной промышленности (ПАО «Звезда» или Кингисеппский машзавод). Предполагаю, что это очередное ошибочное решение принято ввиду отсутствия объективной информации у ВМФ по реальной обстановке, и основано на заверениях Гендиректора Кингисеппского машзавода Русина о «готовности производить 10 двигателей в год». Кингисеппский машзавод действительно провел огромную и достойную работу по освоению отечественных дизелей (в том числе «звездовских»), но в части их ремонта. А вот производство с «нуля» – это совсем иной уровень сложности проблем. Факт же заключает сегодня в том, что ни один новый дизель М507 с Кингисеппского завода еще не вышел. Соответственно, построенные МРК обречены на длительный отстой у достроечных набережных заводов, а сами заводы будут вынуждены нести большие финансовые потери из-за кредитной нагрузки по контактам с «зависшими Каракуртами».

Есть ли решения из этого тупика?

Увы, но сложилась ситуация когда некоторым руководителей организаций ОПК исчерпывающей характеристикой является «врали, врут, и врать будут – иначе они не умеют». Для начала стоит тех, кого у нас сегодня «не принято спрашивать», – специалистов. Ниже приведена выдержка дискуссий по теме с одного из интернет-форумов (forums.airbase.ru):

Про подписание контракта ПАО «Звезда» по дизелям для «Каракуртов»:

– То, что «Звезда» не сможет вовремя поставлять двигатели по контракту, было ясно ещё до его подписания. Руководивший в то время генеральный директор прилюдно говорил, что не хочет подписывать контракт, дабы не оказаться потом в тюрьме. Сейчас «Звезда» может выдать 3-4 М507 в год, в лучшем случае.

Про возможность серийного выпуска дизелей М507 на Кингисеппском заводе:

– Налаживать производство 500-х машин, и конкретно М507-х будет очень тяжело. Там начиная с литейки, и заканчивая технологиями середины прошлого века. Если начинать пр-во на новом месте то лучше сразу с глубокой модернизацией.

Про дизеля для новых тральщиков проекта 12700 (дизеля М503М):

– Перспектива изготовления двух М503М (маломагниток) повергает всех в шок.

«Звезда» сможет по 4 М503М в год отгружать для 12700 в ближней перспективе?

– Однозначно нет. Оснастка почти вся утрачена, а детали не серийные. Сделают две, дай бог к майским

Так какова же реальная картина дальнейшей поставки?

– Первый серийный «Курбатов» зав № 522, Т.к. горел его оставили без машин, а сейчас изготавливают для третьего серийного «Емельянова» зав № 524. Реальную картину не знает никто, но исходя из опыта раньше мая не успеют. Размагничивание деталей, изготовление не серийных деталей из специальной стали, никто заранее ничего не делал, да и сделают опять на две машины.

Тогда это означает катастрофу и со строительством серии 12700…

– Средне-Невскому заводу нужно как «Сатурн» куратора на «Звезде» посадить чтобы бил их палкой каждый день, тогда может и зашевелятся. Только им долго очки втирали поэтому они поздно спохватились, а СНСЗ может и успеет.

Здесь же приходим к обстановке с газотурбинными установками для новых кораблей (флоту нужны не «сатурновские» турбины, а установки с ними!, в том числе редукторами Р055 для фрегатов проекта 22350 и 6РП для корветов проекта 20386):

– Я не знаю как можно воздействовать на частное предприятие, если только национализация и жёсткий контроль на всех этапах производства. Через суд долго, почти все детали Р055 отданы в аутсорсинг – будут кивать на субподрядчиков, а на станках «Звезды-Редуктор» (которую «Звезда» взяла в аренду у государства) уже больше года треть станков стоит без работы….При простаивающих больше года зуборезном и зубошлифовальном станках на «Звезде-Редуктор», которые покупались под это дело, «Звезда» отдала на «Картэкс» изготовление шестерен на 3-й и 4-й комплект Р055. …

А как дела со сборкой данного редуктора? На каком этапе сейчас РО55?

– Сложности не возникают потому что сборка, как таковая, не ведётся. Сложности есть с планированием работ и изготовлением деталей, которые отдали в производство на несколько предприятий. Одно то, что корпус и ведомое колесо уже больше года стоят, а подшипниками занялись недавно – уже о чём-то говорит. С самой сборкой думаю проблем не будет.

И далее про ГЭУ для 20386:

в ближайших планах 6РП для 20386

А сколько заказано?

– Не знаю.. Если будет как с Р055 то ждать долго

– СМИ: «Газотурбинный агрегат для корвета «Дерзкий» поставят в 2020 г»

– И опять врут, Р055 давным давно заказали а комплектации ещё нет, а они хотят 6РП в 2020 Году.

Здесь речь идет о кораблях дальней зоны. В общем то, очевидно, ВМФ РФ в начале 2020-х годов ждет катастрофический обвал и резкое снижение возможностей и в дальней зоне. Начатая модернизация БПК проекта 1155 опоздала, – с учетом сроков постройки кораблей вне зависимости от состояния корпусов встает вопрос крайне дорогостоящей замены кабельных трасс. То есть или их замена (со стоимостью всех работ на корабле соизмеримой со стоимостью новых кораблей), либо списание через несколько лет кораблей после дорогостоящей модернизации …

Какие выводы из всего этого?

1. Возможности ПАО «Звезда» объективно не более 3-4 дизелей М507 и 2 503М (т.е. один корабль проекта 22800 и один 12700 в год). С учетом того что с «Звезды» массово побежали специалисты, на что-то большее рассчитывать не приходится.

2. Заявления Гендиректора Кингисепского завода о готовности выпускать «10 двигателей в год» пока не имеют надежных оснований. Безусловно завод над этим работать будет, и успеха добьется, но выйдет на заявленный уровень не ранее, чем года через три.

3. Единственное возможное решение по «зависшим» без дизелей «каракуртам» сегодня – это использование бывших в употреблении дизелей с кораблей боевого состава, с их ремонтом на Кингиспеппском машзаводе и временной установки в корабли проекта 22800 и 12700. Иных решений сегодня и в ближнесрочной перспективе просто нет! Безусловно для этого нуждно или перезаключение Госконтракта или оформление Дополнения к нему, но повторюсь – иных решений сейчас просто нет.

4. Дизеля серии М507 и М503 разработки более чем полувековой давности, однако до сих пор имеют уникальные удельные показатели (при высокой сложности эксплуатации). Есть очень большой смысл не «гнать» Кингисеппский машзавод на «серию любой ценой», и не «выкручивать руки» его руководству по заведомо невыполнимым обещаниям, а дать заводу возможность (и время!) для нормального освоения в серии «звездовских» двигателей в усовершенствованном (модернизированном) виде. В конце концов, запускать в ХХI веке образец более чем полувековой давности это просто стыдно!

5. С учетом всех указанных проблем флот сегодня может надежно рассчитывать только на ГЭУ с коломенскими дизелями. Однако серии кораблей (БДК проекта 11711, корвет 20380) с ними … прекращены (кроме крайне неудачных по концепции и конструкции патрульных кораблей проекта 22160). При этом опыт проекта 22800 (ЦМКБ «Алмаз» и завод «Пелла») показал, что корабли для ВМФ, даже новых проектов, можно строить и быстро и по приемлемым ценам, – если не заниматься «маниловщиной» и основываться на надежных технических решениях и комплексах кораблей.

6. Последнее – и не менее важное. Для перспектив нашего ОПК и кораблестроения имеет большое значение то какую ответственность понесут г.Плавник и топ-менеджмент его команды за срыв по «Каракуртам». Здесь же – вопрос по начальнику военного представительства ПАО «Звезда» на момент подписания контракта. Флот, судостроительные завод «Пелла» и ЦМКБ «Алмаз» до лета 2018 г. не имели надежной и объективной информации по масштабам катастрофы на «Звезде», и убаюканные докладами ее руководства «надеялись» . А вот военная приемка ПАО «Звезда» обязана была знать, доложить и не допустить подписания заведомого невыполнимого контракта еще в 2015 г.

 

 


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru