Наш авиатехник в Хмеймиме: «Первым делом – самолёты»

О нелёгком труде инженерно-технического состава ТЭЧ авиабазы в Сирии
Александр Колотило, газета «Красная звезда», 2017 г.
Совместный проект с сайтом «Отвага»
Материал предоставлен автором

«Первым делом – самолёты» — так поётся в песне. «А вторым делом?» – спрашиваю я у начальника ТЭЧ авиационной техники. «И вторым делом тоже самолёты», – отвечает он.

– Некоторые авиаконструкторы шутят, говоря о том, что в самолёте летает только двигатель, а всё остальное ему мешает, – дружески подначиваю майора Эдуарда Игнатьева, начальника технико-эксплуатационной части авиационной техники (имя и фамилия офицера изменены).

 

 

– Понятное дело, творческим людям, создающим такие сложные авиационные комплексы, можно иногда и пошутить, – отвечает, усмехнувшись, Эдуард Адамович. – А вообще-то ещё и пилот, и крылья как-то «участвуют» в полёте… Но ради чего летает сама машина? Только ради пилота, являясь воплощением мечты человека о полёте? Нет, современное военное воздушное судно – это сложнейшая техника, оснащённая грозным вооружением, способная решать самые различные боевые задачи как в воздухе, так и на земле и даже на море. А любой технике нужны уход, обслуживание и ремонт. Этим и занимаются специалисты моей технико-эксплуатационной части.

– Если бы, как шутят авиаконструкторы, в самолёте летал только один двигатель, то не потребовалось бы для его обслуживания и ремонта столько групп, сколько существует в нашей ТЭЧ. А их у меня четырнадцать, – продолжает майор Игнатьев. – Конечно же, у нас есть группа двигателя. А помимо неё – группы самолёта, авиационного оборудования, авиационного вооружения, средств наземного обслуживания и другие. И работы для всех специалистов, особенно здесь, в Сирии, более чем достаточно. Так что в самолёте летает всё, и никакой агрегат или система ему не «мешают». Ну и пошутить можно при случае, а когда у нас кипит работа, тут уже не до шуток. Выполняя специальные задачи в Сирии, мы не считаемся со временем, поэтому перекрываем установленные нормативы в два-три раза. Это в России на аэродроме, когда весь процесс идёт в обычном режиме, специалист отработал установленное время  и, образно говоря, отложив в сторону отвёртку, пошёл к семье. А здесь мы все вместе трудимся  24 часа в сутки, и так в течение всей специальной командировки. Поэтому и сокращены все нормативы. Да, конечно, кто-то идёт отдыхать, но его обязанности выполняют другие специалисты. Так что работа не прекращается.

– Говорят, что любая техника, как и люди, имеет свои индивидуальные особенности, если можно так сказать, свой характер.

– Трудно не согласиться. Бывает, что-то даёт сбой, а найти причину очень непросто. Кажется, и то проверили, и это. А полной уверенности в том, что не произойдёт поломки, нет. Тогда начинаем всё исследовать, конечно же, не под микроскопом, но реально с использованием увеличительных линз. И обнаруживаем какую-то коррозию, мельчайшие повреждения, трещины. Вот не так давно нашли микроскопическое повреждение в трубопроводе системы кондиционирования. Суть в том, что здесь температура зашкаливает за 550 градусов. А рядом проходит трубопровод топливной системы. Вывод понятен – могло произойти возгорание. Но благодаря настойчивости и профессиональному мастерству наших специалистов дефект был вовремя устранён.

Майор Эдуард Игнатьев окончил Краснодарское объединённое военное лётно-техническое училище по специальности «Техник по самолёту и двигателю». Кстати, эта профессия в инженерно-авиационной службе считается одной из самых сложных и ответственных. За более чем 20-летнюю офицерскую службу Эдуарду Адамовичу приходилось выполнять самые различные задачи. А теперь вот довелось работать в такой сложной обстановке. Но ему, специалисту 1-го класса, и его подчинённым опыта не занимать. Главное, считает майор Игнатьев, это создать дружный и сплочённый коллектив. В работе специалистов ТЭЧ мелочей нет. Их, этих ошибок и просчётов, просто не должно быть.Поэтому все помогают друг другу, контролируют выполнение тех или иных операций. У каждого – своя специальность, но многие работы выполняются сообща.


В работе специалистов ТЭЧ мелочей нет.

Их, этих ошибок и просчётов, просто не должно быть


 

– Вы занимаетесь только самолётами? – спрашиваю у начальника ТЭЧ.

– Всякое бывает. Вот как-то устраняли боевые повреждения на корпусе вертолёта. Есть у нас группа средств наземного обслуживания и планера. Как раньше говорили, это специалисты широкого профиля. Они могут всё. И клёпку произведут, и сварку, и покраску. У них имеются соответствующие станки, инструменты. Многое, что вы видите на объектах в Хмеймиме, сделано нашими специалистами.

– Какие главные задачи выполняет технико-эксплуатационная часть?

– Весь комплекс мероприятий инженерно-авиационного обеспечения осуществляется в целях поддержания авиационной техники в постоянной исправности и готовности к боевым действиям, достижения высокой эффективности её применения при выполнении специальных задач. Мы проводим подготовку авиационной техники к полётам, проводим периодические и регламентные работы, контрольно-восстановительное обслуживание и контрольно-восстановительные работы, целевые осмотры и проверки, войсковой ремонт и другие мероприятия.

– Какие самые трудоёмкие работы проводят специалисты ТЭЧ при замене агрегатов, выработавших свой ресурс, или в случае обнаружения и устранения в них неисправностей?

– Непростая задача – замена авиационных двигателей. В Сирии большая интенсивность боевых вылетов, да и эксплуатация техники в таких климатических условиях тоже имеет важное значение. Допустим, нужно поменять двигатели фронтового бомбардировщика Су-24М. Сначала необходимо размонтировать трубопроводы топливных и масляных систем, снять штепсельные разъёмы с электрических агрегатов, отсоединить форсажные камеры сгорания… Затем с помощью лебёдки опустить и установить на монтажную телегу каждый двигатель. С них снимаем все датчики и другие агрегаты, чтобы потом установить их на новые. И так далее. Затем начинаем монтаж новых двигателей. Подвозим их поочерёдно на телеге, с помощью лебёдки устанавливаем и фиксируем в узлах подвески. А дальше – сборка трубопроводов масляных и топливных систем. Всё контрим, производим настройку, регулировку, тарировку. Потом устанавливаем самолёт на газовочную площадку, на которой производятся проливка систем, их дозаправка, проверка под током. После того как сделали отладку, совершается облёт самолёта или его контрольный вылет.

Не хотелось бы и дальше утомлять читателей подробными техническими описаниями работ, которые выполняют специалисты ТЭЧ, но это самое главное в их повседневной деятельности в Хмеймиме. Скажем, потребовалось как-то произвести замену руля направления. Работы были очень трудоёмкими, тем более что выполнялись они ночью, в очень сжатые сроки. Но специалисты инженерно-авиационной службы справились с задачей отлично. Пришлось всем шестерым где-то изловчиться, в чём-то проявить особую сноровку. Самолёт совершил очередной вылет уже через три часа. Бывают и другие ситуации. Случалось, когда специалистов ТЭЧ вызывали на старт даже перед самым боевым вылетом. Что-то надо было ещё раз проверить, что-то посмотреть. И они могут разобраться с возникшей проблемой прямо на месте.

…Мимо расположения ТЭЧ авиационной техники мне доводилось проходить не раз. Порой тут можно увидеть несколько самолётов, а в тот день, когда я снова шёл, чтобы встретиться с майором Эдуардом Игнатьевым, обслуживался всего один. А буксировку из ТЭЧ второго Су-24М к месту его обычной стоянки я увидел, ещё не доходя до расположения.

– Что, опять стал в строй? – спросил я у майора Игнатьева, кивая головой в направлении удалявшегося бомбардировщика.

– Да он и не выходил из строя, – ответил Эдуард Адамович. – Провели периодические работы, и опять – в небо Сирии! Машина надёжная, особенно когда с ней поработали мои специалисты.

– Так всё-таки летать в нём двигателям не мешает «всё остальное»? – вспомнил я шутку авиаконструкторов.

– А что бы он стоил без «всего остального»? – ответил мне тоже шуткой майор. – Все системы работают как часы. Не зря говорят, что успех боевого вылета куётся на земле. Вот и мы внесли свой вклад в это общее дело.

 

 

Хмеймим, Сирия

Фото автора

-

-

-

Вступайте в нашу группу
«Отвага 2004»

-

-

-


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru