…О них по-прежнему вспоминают лишь тогда, когда попадают в пекло

Андрей Кириллов
Журнал «Солдат удачи» №7, 2007

«Никогда не следует недооценивать, как быстро представители офицерского корпуса могут отложить в долгий ящик самые ценные воспоминания из своего личного боевого опыта…»

Бригадный генерал Маршалл С.Л.

 

…Весна 2000 года. Горный район Чечни. Разведывательная группа, столкнувшись с бандформированием, ведет неравный бой. На помощь разведчикам выслана пара боевых вертолетов Ми-24. Они кружат над районом, где находится группа, запрашивая командира:

«Туман», я «Полосатый», где вы находитесь? Прием.

«Полосатый», я «Туман», тебя наблюдаю!

«Туман», повторяю, где вы находитесь? Где противник? Прием.

«Полосатый», нахожусь под тобой. Противник передо мной – в лесу!

Напряжение в эфире возрастает…

«Туман»!!! Немедленно сообщи свои координаты, азимут и удаление по цели!!! Прием!

«Полосатый»!!! Не знаю!!! «Духи» прямо передо мной – в лесу!!! Мочите гадов из всех стволов и всеми ракетами!!!

«Туман», без твоих координат и точного целеуказания – не могу!!! Так ведь можно и вас накрыть! Жду данных, прием!

Пауза. Продолжительная… Все это время «полосатые» продолжают крутить карусель, ежесекундно рискуя получить «что-нибудь» в борт. Она по-прежнему ожидают целеуказания от командира РГ. Как оказалось – зря. Команды с земли так и не последовало. Авианаводчика в группе не было, а командир оказался неспособен навести вертолеты на цель… «Полосатым» оставалось, исчерпав ресурс топлива, развернуться и убыть на базу.

Разведчикам повезло лишь потому, что бандиты, испугавшись грозного вида «крокодилов», носившихся над их головами, решили ретироваться…

 

И ВНОВЬ ГРАБЛЯМИ – ПО ЗАПЛЫВШИМ МОЗГАМ?

 

Приведенный во вступлении пример из жизни наглядно показывает весь трагизм ситуации, в которую попадает разведгруппа, не имеющая в своем составе авианаводчика. Да, ребятам тогда действительно очень повезло, что «духи» не стали дожидаться «развязки сюжета». Видимо, просто не «врубились», что всю эту «полосатую» огневую мощь, способную в считанные секунды сровнять их с землей, просто некому навести на цель…

Описанный выше пример относится, как указывалось, к 2000 году. Но, к великому сожалению, неоднократное повторение подобной ситуации нельзя исключить и в наши дни, если подготовка авианаводчиков, как и арткорректировщиков для групп специального назначения, останется на прежнем уровне. Именно это и является темой данного материала.

Закончилась вторая «чеченская» война. И так же, как после Афганистана, как после первой «чеченской» на документах по планированию занятий и сборов появляются многочисленные вопросы-резолюции разных бюрократических инстанций штабов «о целесообразности подготовки авианаводчиков и корректировщиков артиллерийского огня для подразделений в текущем году»…

То есть «целесообразность» опять под вопросом… Выходит, в очередной раз, после стольких войн, придется получать граблями по башке? Вновь забыт опыт, оплаченный кровью. Вновь абсолютное непонимание того факта, что в «пожарном» порядке ни авианаводчиков, ни корректировщиков артиллерийского огня подготовить не то что нельзя, а просто невозможно! Поэтому, если «жареный петух» очередной войны или внутреннего конфликта клюнет, как всегда, неожиданно, у нас не окажется нужных профессионалов.

По-прежнему среди руководителей, отвечающих за организацию боевой подготовки спецподразделений, бытует опасное и ложное мнение, что готовить авианаводчиков и арткорректировщиков конкретно для ГСпН (групп специального назначения) «нам не надо»! Дескать, в случае войны мы возьмем их у летчиков и артиллеристов.

Но такое мы уже проходили – и не раз. Когда, во-первых, штатные авианаводчики и арткорректировщики «умирали» физически на первой же высотке в Чечне, так как не могли вынести высокого темпа передвижения группы. Во-вторых, когда данных профессионалов просто не оказывалось в группе «в нужном месте и в нужный час». Как-то не получалось их взять у летчиков и артиллеристов (не успевали просто из-за динамики событий)…

Всякая война, как очередной ошеломительный удар, ставит затуманенные и заплывшие от мирной жизни «мозги» штабов, учебных отделов и амбициозных руководителей на свои места, и тогда они, как ужаленные в заднее место, начинают метаться, искать, что-то придумывать и панически кричать: «Ах, нам нужны позарез и сейчас же авианаводчики и арткорректировщики!!! Срочно, там же люди погибают!!!»

Спрашивается – о чем раньше думали? Да ни о чем. Когда обстановка мирная, они в своих кабинетах рассуждают примерно так: «Зачем они сейчас нужны – эти занятия и сборы по подготовке авианаводчиков и арткорректировщиков, не лучше ли сэкономить финансовые средства? У нас и задачи теперь другие. А если будет нужно, то мы и сами их за двое суток быстренько подготовим!»

Ага, подготовим. Быстренько… Что нам стоит дом построить?

Для сравнения: на сборы по подготовке гранатометчиков РПГ-7 дается одна рабочая неделя (5 учебных дней), чтобы изучить назначение, технические характеристики, устройство, принцип работы «штайн-трубы» и провести практические стрельбы на полигоне.

А на подготовку авианаводчика – всего двое суток!!!

 

ЗА ОБУЧЕНИЕ «ЭКСТЕРНОМ» ПЛАТИТЬ ПРИХОДИТСЯ НА ВОЙНЕ

 

Попробуем разобраться в истине до конца. Интересно, как возможно за двое суток подготовить авианаводчика и досконально изучить хотя бы сокращенный вариант программы его подготовки, включающий занятия по следующим направлениям:

– назначение, структура, боевые возможности, условия применения и тактико-технические характеристики армейской и штурмовой авиации;

– боевой опыт работы авиационных наводчиков в локальных войнах и внутренних конфликтах (Афганистан, Таджикистан, Дагестан, Чечня);

– назначение видов авиационных средств поражения (далее – АСП), безопасное удаление своих войск от бомбово-штурмовых ударов авиации;

– организация взаимодействия с авиацией, подготовка рабочей карты к наведению авиации;

– применяемые средства связи (как минимум две УКВ-радиостанции и несколько КВ-радиостанций), порядок подачи команд и ведения переговоров;

– минимумы погоды экипажей в зависимости от классификации летчика, оценка условий и рельефа местности;

– основные способы наведения авиации на цель, тактика действий авиации и роль авианаводчика при этом, порядок работы со штурманским набором по расчету времени удара, выбору точки маневра для применения АСП;

– особенности работы в горно-лесистой местности, в сложных метеорологических условиях;

– особенности эвакуации раненого из состава ГСпН с выбором посадочной площадки и ее обозначение в горно-лесистой местности;

– меры безопасности при организации взаимодействия авиации и ГСпН;

– практическое наведение авиации на цель без применения АСП и с их применением на авиационном полигоне.

Вот и представьте себе – это все и за двое суток?!

Или руководители, которые «от балды» дают этот временной учебный срок, не понимают, что стоит за таким обучением и к чему обязывает?! Неудивительно тогда, почему авиация и артиллерия «долбит» по своим войскам, а спецназ не может грамотно навести на цель «вертушку» или завести ее на площадку для эвакуации раненого.

За ошибки планирования и не включение сборов по обучению авиационных наводчиков и корректировщиков артиллерийского огня в программу боевой подготовки подразделения достается лишь рядовым труженикам – военнослужащим подразделений специального назначения, однако уже на войне.

 

ОСЕНЬ 2001 ГОДА. ВЕДЕНСКИЙ РАЙОН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Во время проведения разведывательно-поисковых действий оперативно-боевой группой в назначенном районе произошел подрыв на противопехотной мине. Группа двигалась в горно-лесистой местности и зашла на минное поле, которого не было на карте минных полей. «Лепесток» оторвал снайперу группы пару пальцев ноги с носком горного ботинка, посек осколками и вывел из строя специальную снайперскую винтовку «Винторез».

После оказания первой медицинской помощи раненого снайпера на носилках вынесли с минного поля и вызвали вертолет для эвакуации. Спустя полчаса Ми-8 зашел над площадкой, которую спецназовцы выбрали и обозначили дымом для посадки. Метрах в двадцати над размокшей от дождей площадкой вертолет вдруг завис. Дальше произошла немая сцена. С земли было хорошо видно, как командир экипажа, покрутив пальцем у виска, указал вниз. В ответ на этот жест один из спецназовцев погрозил кулаком вертолетчикам. После этого вертолет взмыл вверх и ушел на другую площадку. Спецназовцы с лежащим раненым на носилках в недоумении смотрели вслед улетевшему борту…

Как оказалось позже, площадка была выбрана с грубой недооценкой ее состояния: угла уклона и увлажненности грунта. Посадка на выбранную площадку грозила аварией вертолета и другими неблагоприятными последствиями, вплоть до гибели людей. Спецназовцы не знали допустимых уклонов посадочной площадки для горно-лесистой местности. Между тем они могут составлять для вертолета с работающими двигателями: с хвостовой балки – до 5 градусов, с кабины экипажа – до 7 градусов, с правого борта – до 2,5 градуса, с левого борта – до 5 градусов; с выключенными двигателями – до 3 градусов. Необходимо было также оценить гидрометеорологическое состояние грунта площадки (нельзя, чтобы при максимальных уклонах площадки он был переувлажнен или покрыт снегом (льдом).

Ни то ни другое не было учтено по причине элементарного незнания данных требований. Конечно же, будь в группе квалифицированный авианаводчик, площадка была бы выбрана правильно.

 

БОЛЬШИНСТВО ДЕСАНТА ПОГИБЛО…

 

Чтобы понять, что проблема с отсутствием «в нужное время и в нужном месте» квалифицированных авианаводчиков относится не только к сегодняшнему дню, обратимся к опыту Великой Отечественной войны. Можно было бы привести много примеров, но мы ограничимся лишь одним.

Во время проведения Днепровской воздушно-десантной операции в сентябре 1943 года в составе передовой группы не было офицера боевого управления авиации (авианаводчика). Это трагическим образом сказалось впоследствии на результатах выброски десанта.

Ситуация складывалась следующим образом. Получилось так, что в назначенный район десантирования 3-й и 5-й воздушно-десантных бригад (Букринская излучина Днепра) за трое суток до высадки парашютистов враг перебросил несколько крупных соединений – до 6 дивизий, а в ночь десантирования в район стали прибывать части еще двух дивизий. (В результате неправильного распределения средств связи и радистов по самолетам авиационно-транспортной группы связи между штабом и выброшенным десантом не было с 25 сентября до 6 октября. Не было связи и между подразделениями десанта.)

В ночь на 25 сентября, вместо десантирования на запланированную площадку приземления размерами 10 на 14 километров, десант (4.575 парашютистов и 666 ПДММ с вооружением, боеприпасами, средствами связи) по разным причинам был фактически выброшен на площадь 40 на 70 километров, непосредственно в боевые порядки противника и места расположения его резервов. Большая часть десантников погибла в воздухе от плотного зенитно-пулеметного огня и в неравных боях с противником в первые часы после десантирования. Лишь оставшимся в живых довелось действовать в тылах противника.

Между тем, если бы в состав передовой группы десанта был включен офицер боевого управления авиации, это позволило бы провести разведку выбранной площадки приземления, оценить метеорологические условия в назначенном районе и возможность парашютного десантирования, наладить взаимодействие в звене «площадка приземления – авиация», грамотно обозначить площадку для целеуказания военно-транспортным самолетам основных сил десанта или подать сигнал опасности и запретить десантирование.

Вот какими трагическими последствиями чревато отсутствие авианаводчика, если говорить о большой десантной операции. Если же, возвращаясь к нашей основной теме, авианаводчика нет в группе спецназа, это может поставить на грань выживания ГСпН (как в примере, с которого начинался этот материал) и привести к срыву таких важных задач, как, например, наведение авиации на обнаруженную базу боевиков, и ко многим другим последствиям. Почему же в ГСпН должны быть именно свои, желательно штатные, авианаводчик и арткорректировщик? Рассмотрим этот вопрос несколько подробнее.

 

«ЩИТ И МЕЧ» ГРУППЫ ИЛИ ГРУППА БЕЗ «ЩИТА» И БЕЗ «МЕЧА»?

 

Как правило, задачи целеуказания и наведения авиации и корректирования огня артиллерии при выполнении боевых задач в тылу противника выполняются штатными авианаводчиками из состава авиационных частей и корректировщиками артиллерийского огня из артиллерийских частей, приданных ГСпН. Однако на практике нередки случаи, когда в силу обстоятельств эти задачи приходится выполнять нештатным авианаводчикам и корректировщикам артиллерийского огня или лично командирам ГСпН. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, приданные группам авианаводчики и арткорректировщики из частей ВВС и РВиА зачастую не могут выдержать запредельных физических нагрузок при длительных переходах, например, в той же горно-лесистой местности. Кроме того, сложность и специфика выполняемых спецназом задач требуют соответственного уровня тактической, огневой подготовки, умения профессионально маскироваться и многого другого. То есть человек должен быть подготовлен на уровне спецназовца – ни более, ни менее. Вот почему есть насущная необходимость в том, чтобы иметь в штате спецподразделения своих подготовленных во всех отношениях авианаводчиков и арткорректировщиков.

Авианаводчик и арткорректировщик артиллерийского огня ГСпН – это «козыри» группы, которые при современных способах ведения боевых действий могут понадобиться в любой момент. Поддержка артиллерийскими подразделениями и армейской авиацией действий ГСпН – это необходимость. Образно говоря – это щит и меч группы. Требуется лишь умелое владение ими. Ключом ко всему являются умелая организация и поддержание непрерывного взаимодействия. Умение наводить авиацию и корректировать артогонь необходимо как для уничтожения выявленных в ходе разведывательно-поисковых действий целей, так и для прикрытия группы в случае засады, при эвакуации и т.д. Казалось бы, прописные истины. Но, как отмечалось выше, в штабах эти истины зачастую «недопонимают»… Руководители, которые отвечают за годовое планирование учебного процесса своего подразделения, почему-то возможности для подготовки авианаводчиков и арткорректировщиков не предоставляют. Сколько можно повторять одни и те же ошибки?

Отдельно хочется сказать о командирах ГСпН. Чтобы не повторялась та картина, с которой начинался этот материал, каждый командир должен быть подготовлен к целеуказанию и наведению авиации. Выход вертолетов на цели с наивыгоднейшего направления, поражение целей с первой атаки позволяют реализовать основные тактические требования, согласно которым боевые действия армейской авиации должны быть внезапными, точными и своевременными. То же самое касается и умения командира ГСпН корректировать огонь артиллерии. Это – необходимость.

.

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

 

Все эти истины очень хорошо понимал начальник горного отделения управления «В» Центра специального назначения ФСБ России, Герой Российской Федерации, кавалер многих боевых наград подполковник Дмитрий Александрович Разумовский. Он самостоятельно наводил вертолеты армейской авиации и корректировал огонь артиллерии во время боевых действий в Таджикистане, Дагестане и Чеченской Республике. Этот боевой офицер считал наведение авиации и корректирование огня артиллерии одними из важнейших слагаемых успеха действий группы специального назначения.

Дмитрий Александрович тщательно изучал и конспектировал все то, что необходимо на войне, а именно: способы наведения вертолетов армейской авиации, основы целеуказания и корректирования огня артиллерии, «афганский» боевой опыт взаимодействия с вертолетами, артиллерией. Он разрабатывал и претворял в жизнь неординарные боевые схемы, смелые идеи посадочного и беспосадочного десантирования ГСпН с вертолетов и их эвакуации в горно-лесистой местности. Он был убежден в том, что в каждом отделении, а то и в группе управления «В» должен быть по штату хорошо подготовленный авиационный наводчик и корректировщик артиллерийского огня, обеспеченные необходимыми приборами разведки, связи, навигации, соответствующими снаряжением и экипировкой.

Но… К огромному сожалению, этот настоящий профессионал, Человек с большой буквы погиб смертью героя в специальной операции по освобождению заложников в школе №1 г. Беслана, не успев претворить все свои смелые и перспективные идеи в жизнь…

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что жалеть время и средства для подготовки авианаводчиков и арткорректировщиков не только глупо, но и преступно.

Да, программа подготовки этих специалистов сложна, напряженна и трудоемка, но она должна выполняться, чтобы группы спецназа имели в полной мере надежные и «щит», и «меч».

А для этого нужно ежегодное прохождение сборов с изучением или повторением учебного курса подготовки в авиационных и артиллерийских вузах, учебных центрах армейской и штурмовой авиации, учебных центрах ракетных войск и артиллерии, нужны ежеквартальные занятия, учения с практическим наведением авиации, боевой стрельбой артиллерии и многое другое, о чем уже говорилось. А самое главное – нужно понимание «сверху»…


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru