Варианты модернизации истребителя МиГ-29

Аркадий Слободской
Журнал «Военный парад», март-апрель 2000

 

В настоящее время в условиях ограниченных военных бюджетов во многих странах предпочтение все чаще отдается модернизации ранее приобретенных самолетов. Модернизация, как кардинальное повышение эффективности боевой техники выходит на первое место, так как экономически более выгодна. В качестве примера можно привести факт, что боевая эффективность модернизированных истребителей МиГ-29 не ниже, а по ряду параметров превышает эффективность новейших западных истребителей поколений IV+ и V («Рафаль», «Тайфун», «Раптор»). Поскольку также имеется возможность продления ресурсов и сроков службы МиГ-29, привлекательность их модернизации все более возрастает. Альтернатива, что лучше – переоборудовать 5 имеющихся самолетов либо купить один новый, – часто решается в пользу первого варианта.

Российская самолетостроительная компания (РСК) «МиГ» с конца 1990-х гг. активно работает в этом направлении и сегодня всем странам, эксплуатирующим истребители МиГ-29, предлагаются три варианта модернизации этих самолетов:

Вариант I. Модернизация до уровня МиГ-29СМ предусматривает:

• введение в состав вооружения ракет РВВ-АЕ с активной РЛ головкой наведения и возможностью одновременного пуска по двум целям,

• введение в состав вооружения высокоточных ракет Х-29Т(ТЕ) с телевизионным наведением,

• введение в состав вооружения корректируемых авиабомб для поражения наземных целей,

• увеличение бомбовой нагрузки и дальности полета (в том числе за счет дополнительных подвесных топливных баков под крылом и дозаправки топливом в полете),

• частичная замена российской авионики на западную (средства госопознавания, связи, радионавигации),

• установку двигателей РД-33 III серии модульной конструкции с большим ресурсом,

Переход на эксплуатацию по «состоянию» и рост ресурса планера и систем повысили боевую эффективность самолетов, снизили расходы на эксплуатацию и позволили адаптировать борт самолета к инфраструктуре многих зарубежных стран.

Вариант II. Модернизация до уровня МиГ-29СМТ (I этап) предусматривает помимо мероприятий, реализованных на МиГ-29СМ:

• еще большее увеличение запаса внутреннего топлива,

• оснащение кабины пилота современным информационно-управляющим полем на основе полноцветных, крупногабаритных жидкокристаллических индикаторов,

• установку новых, открытой архитектуры построений,

• наличие бортового комплекса оборудования на базе ЦВМ верхнего уровня и мультиплексных каналов связи, а также ряд других систем.

Вариант III. Модернизация до уровня МиГ-29УБТ предусматривает переоборудование в учебно-боевой самолет для обучения пилотов МиГ-29СМТ, имеющий дополнительный запас топлива.

Опытные образцы вышеперечисленных модификаций самолетов прошли большой объем летных испытаний. Они с неизменным успехом демонстрировались авиационным специалистам в России и за рубежом. По ним опубликовано большое количество материалов, в том числе в специализированных изданиях.

В данной публикации мы хотели бы рассказать о результатах, достигнутых в последнее время, и о ближайших перспективах.

 

С положительным результатом проведены испытания по уменьшению заметности самолета в радиолокационном диапазоне в передней полусфере. Эффективная поверхность рассеивания в 3-сантиметровом диапазоне снижена не менее чем в 10 раз. Эти мероприятия могут быть реализованы на любом варианте истребителя МиГ-29.

С 2000 года ведутся летные исследования по отработке РЛС «Жук-М». По сравнению с РЛС «Жук», установленной на нескольких МиГ-29М и МиГ-29К, она имеет большие дальность обнаружения воздушных и морских целей и разрешающую способность по земле в режиме синтезированного антенного раскрыва, а также более совершенную и надежную вычислительную технику. А по сравнению с РЛС «Топаз», установленной на большинстве самолетов МиГ-29, обеспечены увеличенные дальности обнаружения, углы обзора по азимуту до 90 градусов, количество обнаруживаемых и обстреливаемых целей, режимы работы «воздух–поверхность», применение ракет «воздух–воздух» Р-27ЭР1, РВВ-АЕ и целеуказание противокорабельным ракетам Х-31А и Х-35.

Эта РЛС может быть использована на самолетах МиГ-29СМТ (II этап), корабельной модификации МиГ-29К, а также при проведении переоборудования МиГ-29 в МиГ-29СМ  с заменой РЛС «Топаз-М»:

• самолеты, имеющие РЛС «Топаз-М», с целью снижения стоимости модернизации могут быть оснащены станцией варианта «Топаз-М1», при этом вводится режим «воздух–поверхность»;

• создан значительный задел по новым системам: навигации на базе лазерных инерциальных систем с коррекцией от космических средств радионавигации, связи, наведения и обмена информацией в группе; контроля и регистрации «Карат-Б» и многим другим;

• прорабатываются вопросы кардинального увеличения боевой эффективности учебно-боевого самолета за счет установки РЛС и внедрения соответствующего оружия.

Таким образом, имеется большой выбор технически отработанных предложений, позволяющий эксплуатантам МиГ-29 сформировать, исходя из требований национальной доктрины, облик конкретного модернизированного самолета, в том числе с установкой западной авионики и вооружения.

Вместе с тем специалисты РСК «МиГ» считают, что модернизационный потенциал самолета еще далеко не исчерпан и поэтому компания продолжает работы с основными участниками разработки, например в таких направлениях, как:

• дальнейшее улучшение аэродинамики, конструкции, увеличения количества точек подвески;

• поэтапный рост тяги двигателей, повышение экономичности и надежности, внедрение режима пространственного изменения вектора тяги двигателя;

• создание модификации РЛС «Жук-М» с фазированной антенной решеткой;

• дальнейшее развитие авионики, вооружения, бортового интеллекта;

• улучшение характеристик эксплуатации и снижения стоимости жизненного цикла.

Большинство рассматриваемых мероприятий могут быть внедрены в ходе модернизации, что позволит сохранить высокий потенциал самолетов МиГ-29 как минимум на первую четверть XXI века.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru