От автора. Имеется несколько значений понятия «лимитроф». Первоначально оно обозначало пограничную область Римской империи, которая была обязана содержать стоящие на ее территории императорские войска.
После Великой Октябрьской Социалистической революции в России этому понятию был придан новый смысл. В 1920-х – 1930-х годах ХХ века «лимитрофами» стали называть буржуазные государства, образовавшиеся после революции 1917 года на окраине бывшей Российской империи. В их число вошли Польша, Финляндия, Литва, Латвия и Эстония. Под давлением Великобритании и Франции государства-лимитрофы вошли в состав так называемого «санитарного кордона» – группы государств Восточной и Южной Европы, основной задачей которого была полная политическая и экономическая изоляция Советской России, а также предотвращение ее сотрудничества с Германией.
Польша
Окончание Первой Мировой войны сделало Польшу обладательницей третьего по численности в Европе (и четвертого в мире!) парка танков «Рено» FT. После прибытия на родину из Франции Польской Армии генерала Халлера в июне 1919 года в Лодзи был расквартирован 1-й танковый полк Польской Армии, на вооружении которого имелось 120 танков.
Решение о создании 1-го танкового полка (1er Regiment des Char Blindes Polonais) в составе Польской армии Халлера во Франции на базе французского 505-го танкового полка (505 Regiment des Char Blindes) было принято 15 марта 1919 года. Формирование полка началось в Мартиньи-ле-Бен в департаменте Вогезы 22 марта 1919 года. Личный состав полка был смешанным франко-польским и состоял из французских военнослужащих 505-го полка, польских добровольцев из Франции и С.-А.С.Ш. и бывших польских военнопленных из германской и австро-венгерской армии. Первые добровольцы начали прибывать 28 марта. Командовать полком назначили подполковник Жюль Маре ранее занимавшего ту же должность в 505-м полку. На этой должности он оставался с 21 марта 1918 года по 15 октября 1919 года, когда его сменил подполковник Адольф Энгель. С августа 1920 года полком командовал подполковник В. Орлик-Рюкеманн.
Польский танковый полк формировался по штатам французского полка и состоял из 5 рот, получивших нумерацию в соответствии с номерами пехотных дивизий армии Галлера – 1, 2, 3, 6 и 7. Впоследствии номера были изменены на 1, 2, 3, 4 и 5.
Каждая рота имела 24 танка и включала 3 боевых взвода по 5 танков в каждом (три пушечных и два пулеметных), резервный эшелон из 5 танков, взвод снабжения и ремонта (два пушечных и один пулеметный танк), танк командира роты. Всего на вооружении полка имелось 120 танков «Рено» FT-17/18 – 72 пушечных и 48 пулеметных (ряд источников называют другие цифры – 75 пушечных и 45 пулеметных). Первоначально полк состоял из двух батальонов двухротного состава и отдельной роты, позднее развернутой в третий батальон.
На день отбытия из Франции в 1-ом танковом полку насчитывалось 389 французов (34 офицера и 354 унтер-офицеров и солдат) и 453 поляков (11 офицеров и 442 унтер-офицеров и солдат). Полк прибыл по железной дороге в польский город Лодзь между 1 и 16 июня 1919 года.
«Рено» FT массово применялись поляками в войне с Советской Россией в 1919-1920 годах. Начиная с августа 1919 года, отдельные танковые роты и взводы были задействованы в боях на всех фронтах.
Первой приняла участие в боевых действиях 2-я рота 1-го батальона. 19 августа 1919 года 24 танка выдвинулись из Лодзи для поддержки наступления 58-го пехотного полка 14-й Великопольской дивизии на Бобруйск. Командовал ротой капитан Ж. Дюфо, все офицеры были французами. Рота сыграла важную роль при прорыве линии обороны большевиков и поддержке наступающей польской пехоты. 28 августа 1919 года танки в сопровождении пехотных колонн вошли в город. После успешного окончания операции, 2-ю роту по железной дороге перебросили на север для усиления 1-й пехотной дивизии Легионов, штурмующей форты Двинска. Действиями роты руководил лично подполковник Маре. После возвращения в Варшаву, большинство французов отбыло на родину, часть осталась в качестве советников. До весны 1920 года 1-й танковый полк больше не участвовал в боевых действиях.
Весной 1920 года южное крыло польской армии продвинулись в глубь Украины и захватило Киев. В ходе этого наступления 1-й танковый полк находился в резерве. В мае 1920 года 1-й танковый батальон (1-я и 2-я роты) располагался в Вильно, 2-й танковый батальон (3-я и 4-я роты) в Киеве. Размещенная в Киеве 3-я рота использовалась для несения дозорной службы на восточном берегу Днепра.
В конце мая Красная Армия начала наступление на Украине и Белоруссии. После прорывы фронта и выхода 1-й Конной армии в тыл, началось отступление польских войск. 2-му танковому батальону было поручено прикрывать отход польской пехоты и спасающихся от большевиков гражданских лиц. 3-ю роту отправили для усиления местного гарнизона в районе железнодорожного узла Казатин. 4-ю роту использовали для усиления обороны вокруг города Ровно. Отход 3-й пехотной дивизии на дороге Корец – Ровно прикрывал 2-й взвод во главе с лейтенантом Брониславом Рафальским.
Бой за Ровно шли весь день 5 июля, танки вновь служили арьергардом. Бой в окрестностях города продолжался до глубокой ночи, когда 4-я рота отступила к уже оставленному железнодорожному вокзалу и погрузила танки на платформы. Хотя большинство танков 4-й роты оказались повреждены, только один был потерян.
1 августа 1920 года полностью укомплектованная танками 3-я рота вернулась на южный фронт из Лодзи Её первой задачей стала поддержка 12-й пехотной дивизии в обороне Западного берега реки Серет. Позже танки были перевезены во Львов, чтобы помочь в обороне города от приближающейся 1-й Конной армии
Дислоцированный в северной части фронта в Вильно 1-й танковый батальон 4 июля 1920 года оказался под угрозой окружения в ходе наступления Тухачевского. Батальон был переброшен по железной дороге в Гродно, где 2-й роту передали гарнизону города, а танки 1-й роты оставили на платформах. 19 июля Гродно был атакован 3-им конным корпусом Гая. Слабый польский гарнизон вскоре были разбит и генерал Стефан Мокшецкий, командовавший обороной Гродно, отдал приказ 2-й роте контратаковать. В дальнейшем, обе роты 1-го батальоны вели арьергардные бои, прикрывая отступление польских воск.
После успешного наступления, Красная Армия к началу августа 1920 года подошла к Варшаве. По плану Юзефа Пилсудского было решено сконцентрировать все танки 1-го полка для обороны столицы. Однако удалось собрать только 38 машин. Остальные были рассредоточены по всему югу Польши с целью усиления обороны или временно выбыли из строя и находились на ремонте в Лодзи.
Из 38 имеющихся в наличии танков 16 были из состава 2-й роты, 12 из 4-й роты и 10 из недавно сформированной 5-й роты.
Наиболее важным сражением, в котором участвовали танки «Рено» FT в ходе обороны Варшавы, оказался бой около Радзымина, к востоку от столицы. Борьба за этот город сыграла важнейшую роль в провале советского наступления на Варшаву. Польская армия перешла в наступление утром 16 августа 1920 года. Контратаку 1-й Литовско-Белорусской пехотной дивизии на Радзымин поддерживал 2-й взвод 5-й роты 3-го танкового батальона. Части оперативной группы генерала Э. Рыдз – Смиглы прорвали слабую оборону Мозырской группы и выдвинулись на северо-восток, с целью окружить советские войска штурмующие Варшаву. К этому времени была сформирована Бронированная группа майора Новицкого, в которую вошли три танковые роты по два взвода в каждой и три бронепоезда. Перед группой была поставлена задача разблокировать путь между Варшавой и Минск-Мазовецком к юго-востоку от столицы. Наступление на Минск-Мазовецкий началось 17 августа от Милосна с атаки двух танковых рот вдоль железнодорожных путей, по одной с каждой стороны. Их поддерживали пехота и три бронепоезда. Части Красной Армии были быстро разбиты и отброшены назад.
После успешного окончания операции под Минск-Мазовецком, Бронированная группа Новицкого была придана 18-й пехотной дивизии с задачей отрезать пути отступления 3-му кавалерийскому корпусу Гая, который, пытаясь избежать окружения, отступал восток вдоль границы Восточной Пруссии. Майор Новицкий создал оборонительную линию между Цеханов и Млавой, используя три бронепоезда, две установленные на железнодорожных платформах танковые роты, которые использовались как бронепоезда и одну танковую роту, задействованную для патрулирования местности.
Для польских войск стало неожиданностью атака 3-го конного корпуса под прикрытием тумана 22 августа. В ходе боя майор Новицкий был убит снарядом в бронепоезде «Данута». Не смотря на то, что коннице Гая удалось прорваться, 3-й конный корпус оказался прижат к границе Восточной Пруссии, был вынужден ее перейти и оказался интернирован.
2-й танковый батальон не был задействован в битве при Варшаве, так как участвовал в обороне Львова, после чего поддерживал наступление 6-й армии на Украине. После того, как танки помогли захватить Задворье и Скнилов, машины батальона вернулись во Львов и больше не принимали участие в боях. Бои под Варшавой и на Украине в августе 1920 года стали последними, в ходе которых польское командование задействовало 1-й танковой полк. Было принято решение оставить полк в резерве, где он оставался до прекращения боевых действий.
Тактика использования танков «Рено» FT в ходе советско-польской войны значительно отличается от той, что применялась на Западном фронте. Тихоходный, с небольшим запасом хода танк изначально предназначался для поддержки пехоты при прорыве укрепленных линий обороны. В Польше боевые действия развивались по другому сценарию – им были присущи маневренность, продолжительные марши и быстрое изменение линии фронта. Танки «Рено» FT приходилось часто перебрасывать на значительные расстояния с одного участка фронта на другой, порой в разные концы страны. Этим вызвано и частое размещение танков на железнодорожных платформах, что позволило объединить огневую мощь с необходимой мобильностью в ходе преследования или отступления. Несомненно, полякам принадлежит первенство в использовании танков для создания импровизированных бронепоездов. Установка танков на железнодорожные платформы не только для транспортировки, но и для ведения боя сделало возможным в короткие сроки формировать необходимое количество бронепоездов, более подходящих для маневренной войны. Кроме того, это оказалось быстрым и простым способом вновь задействовать ранее поврежденные или вышедшие из строя танки.
Не смотря на изменившуюся тактику ведения боя, во многих случаях, когда танки использовались в соответствии с их первоначальной концепцией – как средства поддержки и сопровождения пехоты, они помогли ей достигнуть поставленных целей и обеспечили успешный исход операций. Солдаты 1-го танкового полка были награждены 34 крестами Virtuti Militari, самой высокой польской наградой за храбрость на поле боя.
Только 8 танков из 120 были безвозвратно потеряны в боях, главным образом, потому что не могли быть эвакуированы с поля боя. Это говорит как о высокой надежности и ремонтопригодности танка «Рено» FT, так и навыках механиков, которые в примитивных условиях могли поддерживать машины в рабочем состоянии. Тем не менее, быстрый износ танковых двигателей стал причиной частого возвращения танков на базу в Лодзь, а это, в свою очередь, приводило к тому, что танки длительные периоды времени находились вдали от линии фронта.
1-й танковый полк был расформирован 11 августа 1921 года и на его основе были созданы три отдельных танковых батальона.
В октябре 1921 года в оккупации Верхней Силезии участвовала сводная рота танков.
В 1924 году Польша докупила у Франции 6 танков «Рено» TSF, а в 1929-30 годы приобрела обновленные модификации «Рено» FT – 5 танков «Рено» M26/27 и 24 танка «Рено» NC-27.
Кроме закупок техники у своего союзника Польша в середине 1920-х годов предпринимает попытку модернизировать «Рено» FT и наладить его производство. В 1926 году на заводе CWS из оригинальных запасных частей и обычных стальных листов было построено 27 танков. Танки получили обозначение «Рено» FT-17 CWS – неофициальное прозвище «железные», и использовались главным образом для обучения экипажей. С того же года танки «Рено» FT начали оснащать новыми гусеницами конструкции капитана Кардашевича. В 1925 году Кардашевич сконструировал новую гусеницу с мелкими звеньями, которая позволила увеличить скорость танка, понизила уровень шума и уменьшила расход топлива. Всего новыми гусеницами были оснащены, как минимум, 65 танков. В 1926 году прошла испытания модификация с генератором дымовой завесы (т.н. «газовый» танк). Проект отклонили, но фотографии «газового» танка были очень популярны в польской и иностранной военной прессе в течение долгого времени. В 1930-е годы было запланировано переделать «Рено» TSF в боевые танки, заменив неподвижную рубку на обычную башню с вооружением.
Первоначально «Рено» FT польской армии имели французский камуфляж. В конце двадцатых большинство машин очевидно (FT-17 CWS точно) имели темно-зеленый цвет. Между 1932 и 1936 годами использовался т.н. «японский « камуфляж. Он состоял из пятен желто-песочного, темно-зеленого и темно-коричневого цветов, разделенных тонкими черными полосами. С 1936-1937 года, танки стали окрашиваться в стандартный трехцветный камуфляж. На основной коричнево-зеленый цвет наносились серопесчаные и темно-коричневые размытые пятна. Пятна были главным образом горизонтальными, с мягкими переходами. Никакого стандартного образца пятен не имелось. Интерьер внутри окрашивался в песочный цвет. Танки не имели никаких знаков отличия, и только в начале службы несли французские тактические символы – игральные карты. В 1930-е годы некоторые танки могли нести тактические знаки для учебных целей. Номера танков наносились спереди и на боках трансмиссии только до 1937 года.
Польские «Рено» FT-17 были вооружены также как и французские – пушкой «Пюто» SA-18 (wz.18) L/21 или пулеметом «Гочкис» Mle.14 (в конце двадцатых их заменили на «Гочкис» wz.25. калибра 7.92 мм). Около 3/5 всех танков были вооружены пушкой.
В 1936 году на вооружении польской армии находилось 174 танка «Рено» FT. В их числе: 112 «Рено» FT-17/18, 6 «Рено» TSF, 27 «Рено» FT-17 CWS, 5 «Рено» M26/27, 24 «Рено» NC-27. К началу Второй Мировой войны количество танков уменьшилось и составляло 102 танка «Рено» FT всех модификаций. 70 танков входили в состав 2-го бронебатальона в Журавице и 32 – в состав двух дивизионов бронепоездов как «бронедрезины». На сокращение числа танков повлияли как износ матчасти, так и поставки машин на экспорт. 15 или 16 танков было фиктивно продано в 1936-1937 годах Уругваю. На самом деле их получателем стала Республиканская Испания. Некоторые из источников утверждают, что туда же попали 2 – 3 роты, проданные Китаю. Возможно, среди других было продано несколько FT-17 CWS .
Войну польские «Рено» FT встретили в составе 2-го бронебатальона майора З. Хабовски, сформированного в сентябре 1939 года. Батальон состоял из трех рот – 111-й (капитан В.Гадомский), 112-й (поручик В. Стоклас ) и 113-й (поручик Й. Островский), по 15 танков в каждой. Рота состояла из штаба, 3 взводов и взвода обеспечения. Взвод имел смешанный состав из 3 пушечных и 2 пулеметных танков. Батальон базировался в Перемышле.
После окончания мобилизации 6 сентября 1939 года, батальон направили в Брест. До места назначения он добрался не в полном составе. Из-за бомбардировки железнодорожного пути 111-ю роту пришлось 9 сентября выгрузить около города Луков, после чего она попыталась отойти на восток. Два танка рота потеряла в бою с разведгруппой танковой дивизии «Кемпф». Остатки 111-й роты были захвачены 16 сентября.
112-я и 113-я роты приняли участие в защите Брестской крепости. Там они были развернуты на оборонительных позициях, ожидая нападения немцев. Отвечавший за оборону города командир группы «Брест» генерал Плисовский, из-за малочисленности гарнизона, недостаточного для организации обороны по линии фортов, принял решение защищать Цитадель, а также Кобринское и Тереспольское укрепления. Вся артиллерия и частично вкопанные в землю танки «Рено» FT были сконцентрированы на северном направлении.
10-я танковая дивизия Вермахта атаковала Брест 14 сентября. Разведывательный батальон и 8-й танковый полк 10-й танковой дивизии, поддержанные артиллерией и авиацией, с ходу атаковали линию польской обороны в Кобринском укреплении. Огнем артиллерии и 113-й танковой роты под командованием поручика Йежи Островского этот натиск был отбит. Чтобы предотвратить прорыв немцев в Цитадель несколько танков заблокировали Северные ворота. Отражая атаки 2-го батальона 8-го танкового полка (в атаках участвовало около 80 танков), 112-я рота поручика Вацлава Стокласа была практически полностью уничтожена на позициях к северу от Брестской цитадели – потери составили 12 танков, но задачу остановить противника выполнила. О потерях с немецкой стороны информация отсутствует. 15 сентября танки 112-й роты, ведя огонь с расположенных внутри крепости закрытых позиций, помогли отразить атаки на Цитадель. 16 сентября, после длившегося целый день боя, поляки отступили из крепости. Попытки отвести уцелевшие танки закончились неудачей, и их было решено оставить. Два бронепоезда – № 55 «Барташ Главацкий» и № 53 «Смелый», вместе с со своими танками приняли участие в защите Бреста.
Несколько танков «Рено» FT сражались под Модлином.
Небольшое количество «Рено» FT вместе с другой бронетехникой, главным образом изношенной и по этой причине не мобилизованной, вошли в состав импровизированных отрядов, созданных тремя Резервными Центрами бронетехники.
По польским данным, в ходе боев, а также при обстрелах и бомбардировках была потеряна половина имевшихся танков «Рено» FT. Остальные в различной степени исправности стали трофеями Вермахта.
Польским танковым войскам (как и армии в целом) после сентябрьского поражения было суждено возродиться во Франции. И снова, как в годы Первой Мировой войны, все началось со « старых знакомых « FT-17/18. Первые 42 танка поляки получили в марте 1940. Многие из «Рено» FT вообще были разоружены, некоторые несли 7,5-мм пулемет Mle.31 и лишь немногие имели 37-мм пушку. В мае того же года 1-й батальон Бронекавалерийской бригады полковника Мачека получил новые «Рено» R-35 и был спешно послан на фронт. После этого, 2-й батальон получил танки «Рено»AMX R-40 и также отправился на фронт. «Рено» FT участия в боях не принимали и использовались поляками только для обучения.
Рассказывая об истории «Рено» FT в Польше, нельзя не отметить, что поляки не только первыми начали использовать танки для создания бронепоездов, но и создали на их основе оригинальную железнодорожно-наземную бронированную дрезину.
В начале 1930-х годов по предложению полковника Коссаковского для танков «Рено» FT было разработано специальное шасси для движения по железнодорожному полотну. В 1932 и 1933 годах построили два прототипа бронедрезины. Железнодорожное шасси первого прототипа приводилось в движение при помощи гусениц танка, напрямую воздействовавших на колеса платформы. Дрезина развивала скорость 38 км/ч. У второго прототипа приводная ось железнодорожного шасси была связана с трансмиссией танка при помощи карданного вала. После установки танка на платформу требовалось 3 минуты для подсоединения вала и менее 3 минут на его отсоединение. Шасси имело механизм реверса, позволявший двигаться с одинаковой скоростью 45 км/ч(55 -57 км/чна последних моделях!) вперед и назад. Общая масса бронедрезины составила 10,5 тонн, из которых на железнодорожное шасси приходилось 3,4 тонны. Длина шасси 8,11 м., ширина 2,04 м., высота (платформа с танком) 2,83 м. Этот (второй) прототип был принят на вооружение и в январе 1938 года первую партию из 18 железнодорожных шасси изготовили в Чорзове, а всего до 1939 года их выпустили 38. Новый образец бронетехники получил название «средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина R» («R» в названии – от Renault) и предназначался для замены чехословацких бронедрезин «Татра» (Tatra Typ 18) закупленных Польшей в конце 1920-х.
Часть бронедрезин типа «R» было включено в состав необычного соединения. Перед началом войны польскому бронепоезду придавались 2 взвода бронедрезин, каждый из которых состоял из одной бронедрезины типа «R» и двух типа «ТК».
«Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ТК» представляла собой железнодорожную платформу с подъёмным механизмом, на которую устанавливались танкетки ТК или TKS. Для движения по железной дороге гидравлический подъемный механизм опускал танкетку гусеницами на рельсы. Полный вес дрезины составил4150 кг., а высота в опущенном состоянии была такой же, как у самой танкетки –1,33 м. К 1939 году польская армия имела на вооружение 50 бронедрезин типа «ТК». Скорость бронедрезины типа «ТК» лишь незначительно уступала танкетке, однако в отличие от бронедрезины типа «R», «ТК» не имела реверса, что препятствовало быстрому движению задним ходом (его скорость не превышала5 км/ч). Для того, чтобы как-то решить эту проблему, две или три дрезины соединялись вместе по схеме «тяни-толкай». Чисто «танкетный» вариант обозначались как ТК-ТК, а комбинация из двух бронедрезин типа «ТК» и одной типа «R» как TK-R-TK. Кроме решения задачи движения с одинаковой скоростью передним и задним ходом, буксировка бронедрезиной типа «R»позволяла уменьшить износ гусениц бронедрезины типа «ТК».
Использовались TK-R-TK в основном для разведки и патрулирования железных дорог, при этом FT-17 зачастую оставался на платформе, а танкетки, обладавшие большей скорость и запасом хода (в зависимости от модификации – 40-45 км/ч. и 180-200 км. соответственно) двигались по земле. Для того чтобы покинуть свою платформу им требовалась не более 1 минуты. Одна из бронедрезин «ТК» оборудовалась радиостанцией.
Объединение бронедрезин обоих типов во взвод TK-R-TK, позволило создать универсальное разведывательное подразделение, каждая часть которого могла действовать в случае необходимости самостоятельно. Часть бронедрезин в ходе войны была разукомплектована, так как танкетки и танки с них устанавливались не земле в качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.
В конце 1930-х годов в составе польских бронепоездов входили 18 пушечных танков FT-17. Каждый из бронепоездов (кроме №15) имел по две бронедрезины типа «R». Перед войной бронепоезд №13 передал два своих танка (бронедрезины) Армии «Поможе» для усиления обороны моста в Тчеве. Они не участвовали в боевых действиях, и их судьба не известна. Возможно, бронепоезду №13 придали другие два FT-17. Всего к началу Второй Мировой войны два дивизиона бронепоездов располагали 32 бронедрезинами типа «R».
Финляндия
В Финляндии к созданию танковых войск приступили после окончания Гражданской войны. Генерал Маннергейм в начале 1919 года принял решение создать танковое подразделение финской армии и 30 июня того же года министерство обороны Финляндии отдало приказ сформировать к 15 июля танковый полк. Исходя из опыта Первой Мировой войны во Франции заказали наиболее удачные танки – «Рено» FT. В июле 1919 года в Финляндию прибыли 32 танка «Рено» FT-17 и FT-18 (14 пушечных и 18 пулемётных) с французскими советниками и обмундированием для экипажей. Для транспортировки танков приобрели трактора «Латиль» и специальные прицепы производства заводов Жюля Вейца и Ля Бюир.
15 июля 1919 года на острове Сантахамина был сформирован «Танковый полк» (Н.V.R.), а к 26 августа 1919 года финские экипажи освоили прибывшую технику. Некоторые источники указывают другую дату формирования полка – 15 декабря.
В том же году Финляндия передала 2 танка войскам генерала Юденича. С разоружением частей Белой армии в Эстонии они 9 апреля 1920 года были возвращены прежним владельцам. Танки находились в ужасном состоянии и французы, под чьим давлением Финляндия оказывала военную помощь Юденичу, в 1921 году компенсировали потери финнам, доставив ещё два танка «Рено» FT.
К концу 1920-х годов численность исправных танков «Рено» FT в финской армии быстро сокращалась. Уже 1 января 1925 года полк стал танковым батальоном (Н.V.P.), а с 1 мая 1927 года танковой ротой (H.V.K.). 10 ноября 1927 года танковая рота превратилась в отдельную танковую роту (Er.H.V.K.), и уже под самый конец года – 31 декабря, в отдельную бронероту (Еr.Pans.К.).
Танки «Рено» FT не модернизировались с 1919 года и лишь в 1937 году вместо пулемётов «Гочкис» некоторые танки перевооружили пулеметами «Максим». В начале 1939 года (возможно в самом конце 1938 года) снятыми с танков «Рено» FT пушками SА-17 и пулеметами «Гочкис» вооружались прибывающие им на смену из Англии танки «Виккерс». Вызвано это было тем, что танки поступили без вооружения, средств связи и наблюдения. В мае 1939 года «обновленные» таким способом «Виккерсы» участвовали в параде в Хельсинки, а летом 1939 года в учениях финской армии. В конце 1939 года французские пушки и пулеметы были сняты и возвращены на танки «Рено» FT.
Мобилизация 7 октября 1939 года застала танковые части Финляндии не в лучшем состоянии: большинство машин устарело, либо находилось в небоеспособном состоянии. В октябре 1939 году на основе бронероты был развернут бронебатальон (Раns.Р.). Батальон (командир майор Бьёркман) состоял из пяти рот: 1-я (сформирована 05.12.1939; командир лейтенант А. Лумме) и 2-я роты (командир капитан Л. Нордлинг) имели в своём составе танки «Рено» FT (по 14 в каждой), а 3-я, 4-я и 5-я роты танки «Виккерс». Всего на 30 ноября 1939 года в танковых войсках было 28 танков «Рено» FT-17/FT-18 и ещё четыре танка находились в танковой школе.
Единственной боеспособной частью бронебатальона была 4-я рота, имевшая на 22 января 1940 года шесть, а к 10 февраля уже 16 вооруженных танков «Виккерс». Роту сформировали в Хяменлинна 12 ноября 1939 года и ее персонал, ранее прошедший обучение на «Рено» FT, после прибытия в часть занялся переучиванием на танки «Виккерс».
1-я и 2-я роты в октябре 1939 года были переброшены на Карельский перешеек в район Тайпале, Кямаря и Перо, но ещё до начала боевых действий командование решило, что танки «Рено» FT не пригодны для участия в боевых действиях.
9 декабря 1939 года во 2-м армейском корпусе из 1-й и 2-й бронерот и 4-й и 5-й пограничных рот сформировали противотанковую часть под командованием капитана Нордлинга. Эта часть не участвовала в боях, а занималась обучением войск борьбе с танками. Машины из 2-й роты привлекались для эвакуации трофейной бронетехники с мест боев. Первый советский танк был доставлен в тыл 14 декабря, а всего до середины февраля удалось вывезти с поля боя 27 машин, из них пять оказались исправными.
Приказом от 6 февраля 1940 года обе бронероты были расформированы. Из 1-й бронероты образовали 1-й, 3-й и 5-й броневзводы. «Рено» FT должны были быть перевезены к передовой и превращены в огневые и наблюдательные точки. Танки 1-й роты погрузили в Перо на железнодорожные платформы и отправили на станцию Кямяря (Гаврилово). 5 танков разместили в районе Няюкки 14 февраля 1940 года. 16 февраля экипажи отправились в Хяменлинна.
Финнам не удалось превратить танки 1-й роты в огневые точки. В тот же день, 16 февраля 1940 года, две роты 112-го танкового батальона (35-я легкотанковая бригада, полковник В.Кашуба) и взвод огнеметных танков подошли к Няюкки. Попав под обстрел, огнемётные танки подожгли сарай и высокий заснеженный кустарник, в котором находились три танка «Рено» FT. Кроме трёх горящих танков «Рено» FT советские танкисты насчитали ещё более десятка стоящих хаотично аналогичных танков. Три танка не имела вооружения.
По советским данным в районе Кямяря танкистами 9-го и 15-го танковых батальонов (13-я легкотанковая бригада; полковник В.Баранов) было захвачено 8 танков «Рено» FT. Пять из них использовались как огневые точки, а на трех было снято вооружение. Всего в ходе боев за Кямяря 13-я бригада кроме танков захватила 80 пленных и уничтожила 12 орудий, 16 пулеметов, 12 ДЗОТов и 800 солдат противника. Потери бригады составили 10 танков.
Потери 1-й бронероты в Зимней войне – четверо раненых и вся бронетехника.
Танки 2-й роты, вошедшие в состав 2-го, 4-го и 6-го отдельных броневзводов, доставили в район Тайпален-йоки (на линии Волоссулпа-Линна Кангас), где они также были превращены в огневые точки. Летом 1941 года брошенные танки «Рено» FT обнаружили наступающие финские войска. Личный состав 2-й бронероты потерял в боях двоих убитыми и столько же ранеными. Из экипажей 2-й бронероты сформировали 1-ю бронеремонтную часть. В конце февраля 1940 года экипажи 1-й и 2-й рот были направлены в центр бронеобучения под командование лейтенанта Лумме.
Два танка «Рено» FT советские танкисты подбили в бою за Хонканиеми. В «Журнале военных действий» 35-й бригады говориться, что 26 февраля в ходе тяжелых боев в районе Хонканиеми были подбиты два танка «Рено» FT и шесть «Виккерс», из них один «Рено» FT и три « Виккерс» эвакуированы и сданы в штаб 7-й армии. Танки « Виккерс» принадлежали 4-ой танковой роте (лейтенанта Хейнонен). С советской стороны в бою участвовали 112-й танковый батальон и части 123-й стрелковой дивизии.
Всего в ходе Зимней войны финская армия потеряла 30 из 34 танков «Рено» FT. После войны «Рено» FT демонстрировались на выставке трофейного оружия «Разгром белофиннов» в Ленинграде и попали в кадры фильма «Линия Маннергейма».
Прибалтийские республики
Первыми танками Прибалтийских государств вместе с английскими Мk-V и Мk.В стали французские «Рено» FT-17 и итальянские «Фиат-3000».
После того, как экономическое положение в стране немного стабилизировалось, литовское правительство летом 1923 года закупило 12 легких танков «Рено» FT. После прибытия в Литву на них установили 7,92-мм пулеметы MG 08/15.
1 января 1924 года в составе литовской армии был сформирован смешанный бронеотряд, в который вошли ранее самостоятельные подразделения бронеавтомобилей и танков, а также бронепоезда. Командиром бронеотряда назначили подполковника И. Крауцевичюса.
В 1930-е годы Литва закупила по 16 танкеток и легких танков Vickers Carden Lloyd M 1933 и М1936, которыми укомплектовали 2-ю и 3-ю роты бронеотряда. В состав 1-й роты входили 12 танков «Рено» FT-17, каждый с собственным именем (остальные танки и бронеавтомобили имели только номера): 1-й взвод – «Kovas» («Грач»), «Audra» («Буря»), «Pagieza», «Pykuolis»; 2-й взвод – «Drasutis» («Смелый»), «Griaustinis» («Гром»), «Smugis» («Удар»), «Karzygys» («Богатырь»); 3-й взвод – «Galiunas» («Силач»), «Giltine» («Смерть»), «Kerstas» («Месть»), «Slibinas» («Змей»).
1 августа 1938 года была расформирована рота бронепоездов.
В конце августа 1939, накануне Второй Мировой войны, бронеотряд дислоцировался в городе конецформыначалоформыРадвилишкис, и состоял из трех танковых рот, роты бронеавтомобилей, 5 легковых и 31 грузовых автомобилей, 10 мотоциклов (в т.ч. 4 с колясками). Всего 476 человека и 44 легких танка. С 1 января 1939 года командиром был назначен подполковник П. Гребляускас. Бронеотряд был подчинен начальнику технической службы бригадному генералу Попелючке, штаб технического снабжения возглавлял полковник Кутка.
В 1940 года бронеотряд претерпел изменения и стал состоять из четырех танковых рот, учебной роты и роты бронеавтомобилей. Танки «Рено» FT-17 имелись в 1-й роте (10 машин) и в учебной роте (2 машины).
Танковые силы Эстонии были намного меньше и в 1920 году состояли из 4 конфискованных у интернированной Северо-Западной армии белых танков Mk.V и 12 полученных от французов «Рено» FT. В 1928 году был сформирован автотанковый полк, в состав которого вошли все танки и бронеавтомобили эстонской армии. В 1938 года Эстония закупила в Польше 6 танкеток TKS.
В сентябре 1939 года автотанковый полк дислоцировался в Таллине и состоял из трех рот. 1-я рота состояла из 9 бронеавтомобилей периода Гражданской войны и начала 1920-х годов. Танки «Рено» FT входили в состав 2-й роты – 3 танка и 9 пулеметных бронеавтомобилей и 3-й роты – 9 танков и 6 танкеток TKS. Танки Mk.V находились на пункте хранения.
Из Прибалтийских государств только Латвия оказалась единственной, не получившей «Рено» FT. Этот пробел несколько исправили, приобретя в 1926 году (по другим данным в 1927) его потомков – «Фиат-3000А». В Италии 6 закупленных танков перевооружили, установив на две машины 37-мм пушки «Пюто» и 7,7-мм пулеметы «Виккерс» с водяным охлаждением на остальные. К осени 1939 года вся бронетехника латвийской армии была собрана в технической дивизии, дислоцировавшейся в городе Цесис. Танки «Фиат-3000А», вместе с двумя танками Мк.V и одним Мк.В, входили в состав 1-й роты боевого батальона дивизии.
После включения Прибалтийских республик в состав СССР, из национальных армий Латвии, Литвы и Эстонии в течение сентября – октября 1940 года были сформированы три стрелковых (территориальных) корпуса – 22-й (эстонский), 24-й (латвийский) и 29-й (литовский). Военнослужащие носили свою старую форму, но со знаками различия РККА. В корпусах использовалось вооружение бывших прибалтийских армий, включая бронетехнику.
В 1941 году в Прибалтийском Особом военном округе был формирован 12-й механизированный корпус под командованием генерал-майора Н.М.Шестопалова. Помимо прочей техники, в его состав были включена и часть танков прибалтийских государств. Шесть литовских «Рено» FT-17 и шесть латвийских «Фиат-3000А» вошли в состав 202-й моторизованной дивизии. Повоевать им после 22 июня 1941 года не пришлось – из-за плохого технического состояния танки были оставлены в парках.
Источники:
«Всемирная история бронетехники М.: Вече,2002.
М.Коломиец, Федосеев С. Альманах «Фронтовая иллюстрация» №1, 2004. Лёгкий танк «Рено» FT-17.
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17». Первый, легендарный»., «Яуза», «Стратегия КМ», «Эксмо». 2010
Коломиец М.В. Альманах «Фронтовая иллюстрация» №5, 2002. 1941. «Бои в Прибалтике.
Мельтюхов М. «Советско-польская война 1919-20 годов: Белый орел против красной звезды». Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Яуза, 2005.
М. Коломиец, И. Мощанский, С. Ромадин. «Танки Гражданской войны». Армада. Выпуск №14 – М.: М-Хобби, 1999.
Я.Кишкурно, А.Зубкин. «Танковые войска Финляндии 1919-1945 и участие советской и финской бронетехники в боях в Карелии и на Карельском перешейке в годы войны». С-Пб:. 2001.
Свирин М. Н. «Броня крепка. История советского танка. 1919–1937». – М.: Яуза, Эксмо, 2005.
И.П.Шмелев «Бронетанковые войска Польши. 1918-1939 гг». Техника и вооружение №9, 1999.
Дроговоз И. Г. «Крепости на колесах: История бронепоездов». – Мн.: Харвест, 2002.
Белая Гвардия. Альманах. № 7. «Белое движение на Северо-Западе России». М., 2003.
История второй мировой войны 1939–1945 гг. (в 12 томах).
Коломиец М. «Танки в Прибалтике». Танкомастер №1, 2003.
Журнал «Сержант» №7,1998 г.
Информация с сайтов:
http://derela.republika.pl/drais.htm
http://www.aviarmor.net/TWW2/Tanks/Poland/TKS.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/PlB39/PlB39001.htm
http://www.tankfront.ru/polska/bp_2rp.html
http://www.razlib.ru/voennaja_istorija/istorija_tanka_1916_1996/p43.php
http://russianrevolution.narod.ru/revolution/polandwar.htm
http://lib.ec/b/341578/read
http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?fid=12&tid=108
http://www.tankfront.ru/analysis/1preludia/tanki_v_pribaltike.html
http://www.tankfront.ru/analysis/1preludia/lietuvos_tankai.html
http://tsushima.su/forums/