С НОВЫМ ГОДОМ – С НОВЫМ ТАНКОМ!

А.Хлопотов
Специально для «Отваги»
декабрь 2010 г.

Публичное представление этой машины, признаться, нами ожидалось еще к июльской выставке вооружения в Нижнем Тагиле, но видно не судьба… Оно состоялось под наступающий, новый, 2010 год. 8 декабря 2009 года танк«Объект 188М» был представлен В.В.Путину перед совещанием о развитии российского танкостроения, которое прошло в «танковой столице» России – городе Нижний Тагил. Освещая визит Председателя правительства, журналистская братия много «трещала» о командирском варианте серийного ОБТ Т-90А оснащенном программно-техническим комплексом интегрированным в автоматизированную систему управления тактического звена, а о «эМке» стоявшей на демонстрационной площадке ГДВЦ рядом с Т-90АК, и которая явила собой настоящую, подлинную, сенсацию показа – ни слова!

«Объект 188М» создается как инициативная разработка Уральского КБ транспортного машиностроения в противовес ОКР «Бурлак» проводящимся в омским КБ. Названная ОКР являет собой образчик, иллюстрирующий бардак, образовавшийся в отрасли, и безрассудную трату государственных средств. ОКР «Бурлак» предусматривает создание унифицированного боевого отделения для модернизации прежде всего танков Т-90 и Т-72. В то же время, ОАО УКБТМ – разработчик этих машин – постоянно ведет работы по совершенствованию конструкции ОБТ Т-90 и модернизации Т-72. Казалось бы, оно и должно заниматься данной работой, ан нет… ОКР «Бурлак» была передана омскому КБТМ, являющемуся очень хорошим технологическим КБ, но имеющее слабые возможности по новому и тем более перспективному проектированию. Мало того, КБТМ не имеет и не имело к танку Т-90никакого отношения. И вот такой организации поручается столь сложная работа! В результате авансирование работ было успешно проедено, «изобретения» защищены патентами, а собственно «Бурлака» как не было, так и нет. По некоторым данным, КБТМ не может адаптировать свое БО к «телеге» Т-90 и уже обращалось за технической помощью к УКБТМ. Кроме того, масса разработанной конструкции такова, что ее не выдерживает даже такая мощная ходовая часть, какова наличествует у тагильского Т-90. Превышение всяких допустимых норм нагрузки настолько велико, что самым губительным образом сказывается на ресурсе. Конечно, отрицательный результат – это то же результат, но позвольте, зачем тогда ГАБТУ устраивает тендер на разработку и поставку тренажеров под этой самый несостоявшейся «Бурлак»? Почему не выделить средства УКБТМ для завершения работ по «Объекту 188М» – очередному этапному совершенствованию Т-90?

Новая тагильская машина – «Объект 188М» – отличается, прежде всего, совершенно новой конструкцией башни, защита которой практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной. Существенно лучше защищена не только фронтальная, но и боковая проекция и корма. Самое актуальное в части защиты – улучшенная защита крыши. Машина имеет существенно-улучшенное СУО. Его особенность – включение в состав трехканального тепловизионного панорамного прицела командира. При разработке СУО использованы наработки, полученные в ходе весьма успешных ОКР «Рамка-99» и «Рогатка-1». Обращают на себя внимание меньшие габариты прицелов и очень серьезная их защита от огня малокалиберной артиллерии, пуль и осколков снарядов крупных калибров. Это особенно заметно на фоне представленного в марте уходящего 2009 года украинского танка «Оплот-М». Вообще, обзорности на 188М уделено особое внимание.

Также созданы хорошие условия для работы экипажа – эргономика тагильских машин явно идет на лад! Машина оснащена новой пушкой с улучшенными баллистическими характеристиками. На нее может устанавливаться как ставшая уже стандартной для серийных российских машин пушка 2А46М5, так и совершенно новое орудие – 2А82. Помимо нового автомата заряжания рассчитанного на БПС большого удлинения, в кормовой части башни предусмотрен контейнер для дополнительного БК. На наш взгляд это не самое верное решение, но зато в лучшем виде соответствует последним стандартам международной бронетанковой моды. Не осталось без внимания и вспомогательное вооружение. ЗПУ заменена дистанционно-управляемой автономной пулеметной установкой. На 188М установлены новые защищенная системы связи, система навигации, предусмотрена интеграция в АСУВ.

В настоящее время опытным производством УКБТМ изготовлена только башня. Изготовление корпуса сдерживается недостаточным финансированием. Для показа премьер-министру, башня, как и подобает боевому модулю была без проблем установлена на первое попавшееся шасси – именно этим объясняется наличие на корпусе ДЗ «Контакт-V» вместо запроектированного «Реликта». Кроме того, по корпусу «Объекта 188М» также предусматривается усиление защиты ВЛД за счет установки нового пакета комбинированного бронирования. Усилена крыша корпуса – особенно в районе люка механика водителя. Кроме внедрения современной системы пожаротушения на танке снижена вероятность возгорания за счет отказа от пожароопасного антинейтронного надбоя и замены подбоя огнестойким противоосколочным материалом типа «Кевлар».

Для улучшения эксплуатационных характеристик УКБТМ совместно с челябинскими предприятиями ЧТЗ и «Электромашина» ведет работы по разработке и внедрению моноблочной силовой установки на базе V-образного 1000-сильного турбодизеля В-92С2 либо его формированной версии В-99 мощностью 1200 л.с. и системы управления движением с помощью штурвала. Успешная демонстрация новой российской боевой машины руководству государства и Министерства обороны РФ несомненно придаст новый импульс работам по коренному перевооружению нашей Армии на качественно новую технику, что в свою очередь способствует укреплению экспортного потенциала российского машиностроения и повышению интереса к российским танкам со стороны иностранных заказчиков.


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru