Танки-памятники МС-1 на Дальнем Востоке России

© фото и текст Кирилла Колесниченко
Специально для сайта «Отвага»
2015 г.

Краткая справка от редакции «Отваги». В 1927 году в СССР был создан малый танк сопровождения пехоты МС-1 (Т-18). Как и его прототип Т-16, этот танк являлся усовершенствованным вариантом французской машины «Рено» FT-17, некоторое количество которых было захвачено Красной Армией еще в 1919 году. Танк серийно производился с 1928 по 1931 год заводом «Большевик» и Мотовилихинским машиностроительным заводом. По некоторым данным было выпущено 960 танков МС-1 в различных модификациях.

Танк имел классическую компоновку с задним расположением МТО, полностью взятую у FT-17, с «хвостом» для преодоления рвов. Боевая масса составляла 5,3 т, экипаж — 2 человека (стрелок и механик-водитель). Вооружение располагалось в башне и состояло из 37-мм пушки Гочкиса и двух 6,5-мм пулеметов Фёдорова, впоследствии замененных на 7,62-мм ДТ. Максимальная толщина противопульной брони составляла 16 мм. Двигатель — 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 35 л.с. Максимальная скорость по шоссе — 16 км/ч, запас хода — 100 км.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов танки МС-1 (Т-18) составляли основу танкового парка РККА. Они поступали на вооружение танковых батальонов, включавшихся в состав механизированных частей. С 1931 года МС-1 был сменен в производстве более совершенным Т-26.

 

На Дальнем Востоке в 1930-х гг. имело значительное количество танков МС-1– эти машины приняли участие в конфликте на КВЖД в 1929 году, а затем долгое время несли службу в укрепрайонах (преимущественно в Приморье), где использовались в качестве неподвижных танковых огневых точек (НТОТ) – двигатель и ходовая часть танка демонтировались, корпус с башней устанавливался на каменно-бутовый фундамент. В Посьетском УР имелось 18 НТОТ, в Гродековском и Полтавском – по 14 (см. Заговеньев В.Н. Фортификационные сооружения с танковыми башнями и танками // Техника и вооружение № 6 2013).

Послевоенная их судьба была типичной – многие НТОТ отправились на переплавку, но несколько единиц уцелело (в первую очередь, НТОТ находившиеся в удаленных районах либо в непосредственной близости от линии государственной границы) и в разные периоды времени эти машины стали экспонатами нескольких дальневосточных музеев.

К настоящему времени на Дальнем Востоке находится основное количество сохранившихся в России МС-1, из них семь в Приморье:

• один в музее ТОФ во Владивостоке,

• один в экспозиции боевой техники сухопутных войск у штаба 5-й армии Восточного военного округа (ВВО) в г. Уссурийск (эта машина на ходу),

• четыре в качестве памятников в населенных пунктах на юге Приморья – поселках Славянка, Приморский и Посьет (два),

• МС-1 в коллекции клуба «Техника ХХ века в Приморском крае» (эта машина была восстановлена до ходового состояния в 2014-2015 гг.).

Еще три машины находятся в Хабаровске:

• два танка в музее ВВО,

• один у штаба ВВО.

Итого – 10 единиц.

Большинство танков, поступивших в дальневосточные музеи из укрепрайонов, не имели ходовой части и вооружения, по сути, представляя собой корпуса и башни, на большинстве танков отсутствовали и «хвосты» для преодоления рвов и окопов. Изначально машины попадали в экспозиции музеев в таком некомплектном виде, а затем постепенно проходили реставрацию на танкоремонтных заводах Краснознаменного Дальневосточного военного округа либо на других ремонтных предприятиях.

На машинах используются различные типы гусениц, и различная конфигурация ходовой части. Как минимум три машины прошли ремонт на танкоремонтном заводе в г. Уссурийск, причем одна была восстановлена до ходового состояния, и до конца 1990-х годов использовалась при проведении различных мероприятий. В частности, танк прошел своим ходом в день празднования 50-летия хасанских событий в поселке Посьет в августе 1998 года.

МС-1 в поселке Приморский изначально представлял собой лишь без башни и переднего откидного щитка в вертикальном лобовом листе. Ходовая часть была заимствована у трактора, из стальных листов сварена имитация башни, а также изготовлена имитация откидного щитка.

Танк в оружейном дворике музея Тихоокеанского флота во Владивостоке интересен тем, что имеет башню раннего типа без кормовой ниши. Изначально танк экспонировался без вооружения и ходовой части, во второй половине 1980-х гг. была выполнена их простейшая имитация.

Наиболее приближенная к оригиналу имитация вооружения и ходовой части была выполнена на одном из двух танков, имеющихся в наружной экспозиции музея ВВО в Хабаровске. Здесь видно, что реставраторы пытались хотя бы приблизительно повторить общую конфигурацию деталей и узлов, их форму и расположение.

Второй танк имеет довольно любопытную историю – он стал объектом конфликта между администрацией поселка Барабаш Приморского края и командованием расположенной в поселке мотострелковой бригады.

Как сообщается об этом конфликте в репортаже Приморского телевидения:

Нешуточная борьба разгорелась между главой Барабашского сельского поселения и командиром 70 отдельной мотострелковой бригады. Первый хочет видеть танк памятником в селе и говорит, что он бесхозный, а второй – памятником в воинской части и утверждает, что танк был украден.

 

По словам Бориса Батоева, заместителя командира бригады по вооружению, танк изначально находился в поселке Новогеоргиевка. В декабре 2009 года он был демонтирован и перевезен в Уссурийский гарнизон. Полтора года танк находился в Уссурийске, в разобранном виде. Борису Батоеву лично делали замечания, с просьбой убрать его или спрятать. В итоге, военный принял решение привезти танк в Барабаш, и, восстановив, сделать всеобщим достоянием.

 

Командир 70 отдельной мотострелковой бригады Алексей Островский утверждает, что танк никогда не был грудой металла, а всегда стоял в воинской части в опрятном виде, более того, вся необходимая документация на танк имеется.

 

По словам главы поселения, у бесхозного танка нет документов, он был восстановлен собственными силами и средствами. Для него был сделан пьедестал при въезде в поселок. 7 мая он занял свое почетное место. Не прошло и суток, как от командира бригады поступил приказ демонтировать боевую машину. В страхе за сохранность военного достояния, танк было решено перевезти на частную территорию. Как полагает Валерий Колесников, глава Барабашского сельского поселения, возможной причиной конфликта может быть желание некоторых подзаработать.

 

Так или иначе, но осенью 2011 года танк оказался в экспозиции музея ВВО, заняв место своего собрата в линейке советских танков, а первую машину переместили к артиллерийским орудиям, где его небольшие размеры хорошо видны рядом с гаубицей Б-4.

Третья из имеющихся в Хабаровске машин (на постаменте у штаба ВВО) имеет характерные признаки ремонта на Уссурийском БТРЗ.

Восстановленный до ходового состояния танк МС-1, до этого долгое время находившийся на хранении в г. Никольск-Уссурийский (у штаба 5-й армии), 9 мая 2015 года возглавил механизированную колонну на параде Победы в Хабаровске. А недавно также восстановленный до ходового состояния МС-1 из экспозиции музея «Техника ХХ века в Приморском крае» принял участие в праздничных мероприятиях в честь Дня Победы в г. Артем Приморского края.

Ниже приводится небольшой фоторепортаж о танках-памятниках МС-1 на Дальнем Востоке. Помимо общих видов также представлена фотодетализация.

 


Танк МС-1 в поселке Приморский Хасанского района Приморского края (ввиду удаленности поселка, фото этого танка в сети Интернет появляются сравнительно редко)


Танк МС-1 в экспозиции у нового здания военно-исторического музея ТОФ. Во второй половине 1980-х гг. в башне установили имитацию вооружения, а на корпусе – ходовой части. Как видно на фото, имитация весьма далека от оригинала


Танк МС-1 на постаменте у штаба Восточного военного округа, г.Хабаровск


Танк МС-1 у здания краеведческого музея в пос.Славянка Хасанского района Приморского края


Танк МС-1 в музее Восточного военного округа (Хабаровск). На переднем плане – танк из экспозиции музея с имитацией ходовой части и вооружения, выполненной в 1980-е гг., на заднем – танк из Приморского поселка Барабаш (подробнее об этом экземпляре в тексте), с «неправильной» ходовой частью


Танк МС-1, восстановленный до ходового состояния клубом «Техника ХХ века в Приморском крае» в 2014-2015 гг., на выставке, посвященной празднованию 23-го февраля на центральной площади Владивостока. На третьем фото – МС-1 в выставочном павильоне клуба, вид сзади


Танк МС-1 у штаба 5-й армии в г. Уссурийске


Танк МС-1 из коллекции клуба «Техника ХХ века в Приморском крае»


© фото Кирилла Колесниченко


Поделиться в социальных сетях:
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир


При использовании опубликованных здесь материалов с пометкой «предоставлено автором/редакцией» и «специально для "Отваги"», гиперссылка на сайт www.otvaga2004.ru обязательна!


Первый сайт «Отвага» был создан в 2002 году по адресу otvaga.narod.ru, затем через два года он был перенесен на otvaga2004.narod.ru и проработал в этом виде в течение 8 лет. Сейчас, спустя 10 лет с момента основания, сайт переехал с бесплатного хостинга на новый адрес otvaga2004.ru