На «Танковом биатлоне-2014» китайская команда участвовала на машинах национального производства – танках «Тип 96А». По существу, эта модель стала завершающей в линейке китайских машин, ведущих свое происхождение еще от «Тип 59», который являлся копией советского Т-54. Поэтому в этих танках наряду с достаточно передовыми разработками можно увидеть и технические решения полувековой давности. В отличие от предыдущих модификаций «Тип 85» и «Тип 96», новая версия танка оснащена динамической защитой и улучшенной СУО.
Танки «Тип 96А» уже показали себя на совместных российско-китайских учениях на полигоне Чебаркуль, а сейчас они демонстрируют свои качества в Алабино. Личное знакомство с китайской машиной производит достаточно хорошее впечатление.
Понравилось, как аккуратно на танке расположены блоки динамической защиты – в отличие от наших танков, там нет незакрытых щелей. Да и сама верхняя лобовая деталь корпуса имеет ослабленную зону гораздо меньшей площади, чем на тех же Т-72. Правда, по характеристикам основной брони, этот танк, по всей видимости, уступает нижнетагильской машине.
Очень хорошо прикрыта кормовая часть башни. Судя по опыту военных конфликтов последних десятилетий, экипажи, воюющие на отечественных танках, вынуждены в полевых условиях делать кустарную защиту, здесь же блоки ДЗ установлены на специальной раме, охватывающей кормовую нишу. Правда, как и на Т-72, командир танка не имеет возможности вести огонь из зенитного пулемета из-под брони, но это – результат почти полного копирования китайцами большинства технических решений советских танков.
В отличие от наших машин «Тип 96А» не имеет встроенного оборудования для самоокапывания. Это было реализовано лишь на современном китайском танке «Тип 99», корпус которого во многом скопирован с Т-72, а вот конструкция корпуса «Тип 96А» почти полностью повторяет таковую у устаревшего танка «Тип 88».
Не удалось выяснить, какой же все-таки двигатель установлен на приехавших в Алабино китайских машинах. Ранее сообщалось о 1000-сильных дизелях, а потом уже говорили о мощности в 800 л.с. Но, тем не менее, танк «бегал» достаточно резво.
Что касается гусеничных лент, то они аналогичны тем, что появились на советских танках Т-54 еще во второй половине 1940-х годов, что является прямым следствием заимствования ходовой части у танков «Тип 88» и «Тип 80», которые в свою очередь являются развитием машин первого поколения «Тип 69» и «Тип 59». Вышеупомянутый китайский танк «Тип 99» имеет траки современной конструкции, так как его ходовая часть скопирована с Т-72.
Система управления огнем на данном танке, якобы, создана с использованием западных компонентов, но каких-то выдающихся результатов китайские танкисты не показали.
Вызвало недоумение, что в справочной информации, которая сейчас распространяется, указано, что вес танка составляет 50 тонн. Непонятно, откуда это взято, так как по оценкам экспертов, данный танк вряд ли весит больше, чем российский Т-90А.
Ниже представлен фотообзор танка «Тип 96А» и фотодетализация его отдельных элементов.
От редакции «Отваги». Танк «Тип 96А» (ZTZ-96G) является китайским танком второго поколения. Свое начало он ведет от машины «Тип 85-IIМ», которая в 1990-х гг. разрабатывалась на базе «Тип 85» как экспортная и в дальнейшем была закуплена Пакистаном, где производилась серийно. Главным отличием нового танка стала 125-мм гладкоствольная пушка и автомат заряжания, скопированные с экспортной версии советского танка Т-72 (вероятнее всего закупленного Китаем у одной из арабских стран). Позднее под обозначением «Тип 88C» танк был принят на вооружение НОАК и серийно производился до 2005-2006 гг. (поставлено примерно 1500 машин), после чего был заменен усовершенствованной версией «Тип 96G». Сейчас в связи со сменой обозначений эти модели называются соответственно «Тип 96» и «Тип 96А». Последний, представленный на «Танковом биатлоне-2014», в отличие от базовой модификации, оснащен динамической защитой, установленной на лобовых деталях башни и корпуса и на кормовой нише башни. Дополнительно к этому в прицел наводчика введен тепловизионный канал.
Основные характеристики «Тип 96А»
Боевая масса, тонн |
42,5 |
Экипаж, чел. |
3 |
Длина, м |
10,65 |
Ширина |
3,3 |
Высота |
2,3 |
Основное вооружение |
125-мм ГСП |
Боезапас, выстрелов |
42 |
Дополнительное вооружение |
12,7-мм зенитный пулемет W-85 (500 патр.) 7,62-мм спаренный пулемет (2250 патр.) |
СУО |
ISFCS-212 - 2-плоскостной стабилизатор - прицел наводчика с тепловизионным каналом - встроенный лазерный дальномер - прицел-прибор наблюдения командира - комплект датчиков параметров атмосферы, наклона оси цапф, износа ствола, температуры зарядов - цифровой баллистический вычислитель - панель управления |
Система постановки дымзавес |
2Х6 дымовые гранатометы |
Двигатель |
Дизельный водяного охлаждения с турбонаддувом |
Мощность, л.с. |
1000 |
Трансмиссия |
Механическая планетарная |
Подвеска |
Торсионная |
Запас хода, км |
400 (600 с доп. топливными баками) |
Максимальная скорость, км/ч |
65 |
Глубина преодолеваемого брода, м |
5 (с ОПВТ) |
Фото © Виталия Моисеева