Любое заимствование и использование размещаемых здесь фотоматериалов – только с разрешения администрации сайта «Отвага» и автора фотографий
В начале 1950-х гг. в «отделе 520» Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140» в рамках создания перспективной машины. Первоначально работами руководил Главный конструктор А.А. Морозов, но в 1952 году из-за ряда разногласий между инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского коллектива (включая самого Морозова) перешла на Харьковский заводе №75, а работы по созданию танка «Объект 140» продолжились под руководством Л.Н. Карцева (СМ.: Л.Н. КАРЦЕВ. ВОСПОМИНАНИЯ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ТАНКОВ). Позднее некоторые технические решения и наработки по «Объекту 140» были использованы при создании другого танка – «Объект 430».
В 1957 году было изготовлено два опытных образца. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» у «Объекта 140» был выявлен ряд технических недостатков. Вскоре по инициативе Л.Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
«Объект 140» имел классическую компоновочную схему с передним расположением отделения управления, боевым отделением с башней кругового вращения в середине и моторно-трансмиссионым в корме. Для снижения загазованности боевого отделения в танке имелся механизм выбрасывания стреляных гильз, который после испытаний был признан очень удачным и использовался впоследствии в конструкции среднего танка Т-62А («Объект 165»).
Место механика-водителя смещено к левому борту, корпуса. Сварной корпус состоял из броневых гнутых листов переменного профиля. Листы были скомпонованы таким образом, чтобы защищать от пуль и осколков погон башни. Чтобы уменьшить массу танка, крышка МТО и опорные катки изготавливались из алюминиевого сплава. Башня литая, приплюснутой полусферической формы.
Первоначально «Объект 140» предполагалось оснастить 100-мм орудием типа Д-10Т, однако к середине 1950-х ОКБ-9 предложило использовать более совершенную нарезную пушку Д-54Т. Эта пушка имела стабилизатор «Молния», который существенно повышал точность стрельбы во время движения, а также оснащалась эжектором. Дополнительное вооружение танка включало 7,62-мм курсовой и спаренный с пушкой пулемёты, 14,5-мм зенитный пулемёт, установленный на крыше башни.
На танке использовался дизельный двигатель ТД-12 (8Д12У-3) мощностью 580 л.с. Трансмиссия состояла из планетарной коробки передач, которая была объединена в одном картере с планетарным механизмом поворота. Конструкция коробки передач обеспечивала 6 передач переднего и одну передачу заднего хода. Приводы управления трансмиссией были гидравлическими.
Ходовая часть на один борт включала 6 двухскатных опорных катков с резиновыми бандажами и три поддерживающих ролика. Подвеска торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на передних и задних узлах.
«Объект 140» оснащался прицелом-дальномером ТПДС и ночными приборами марок «Узор», «Угол», «Луна II», радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.
Из досье «Отваги»: |
|
Год создания | 1957 |
Проектная организация | КБ завода №183 |
Главный конструктор | Л.Н.Карцев |
Основные характеристики |
|
Боевая масса, т | 37,6 |
Экипаж, чел. | 4 |
Основные размеры, м - длина с пушкой - длина корпуса - ширина - высота по крышу башни - клиренс |
9,9 6,2 3,3 2,4 0,425 |
Удельное давление на грунт, кг/кв.см | 0,83 |
Максимальный крен, град. | 30 |
Преодолеваемый брод, м | 1,4 |
Марка двигателя | дизель В-36 |
Мощность двигателя, л.с. | 700 |
Удельная мощность л.с./т | 16,6 |
Максимальная скорость, км/ч | 64 |
Трансмиссия: - механическая планетарная с фрикционными элементами |
|
Запас хода, км | 400-500 |
Бронирование, мм: - лоб корпуса - лоб башни |
100 240 |
Средства постановки дымзавес | ТДА |
Вооружение, количество х тип (боезапас): 1 х 100-мм пушка Д-54ТС (50 выстр.) 2 х 7,62-мм пулемет СГМТ (3500 патр.) |
|
Прицелы: - телескопический ТШ-2 - ночной ТПН-1 |
|
Стабилизатор вооружения | «Метель» |
Радиостанция | Р-113 |
Ниже представлена подробная фотодетализация опытного танка «Объект 140», находящегося в Музее бронетанковой техники Уралвагонзавода.
© Фото Алексея Хлопотова